[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей]
 [Актуальные темы] [Приватизация в России]
 Михаил Малей

Три периода приватизации

По Явлинскому, по Малею и по Чубайсу

"Независимая газета", 10 сентября 1993 года, с.2

Термин "приватизация" родился в недрах команды Явлинского при подготовке документов к программе "500 дней". Надо отдать должное этому известному экономисту: именно он и его коллеги впервые в истории СССР и России системно и логично определили и задачи приватизации, схему управления этим процессом, а также и основные сроки. В те времена Григорий Явлинский ещё не ездил в провинцию. Соответственно его представления о механизме приватизации сводились к жёсткому "московскому" управлению, к единой общесоюзной (общероссийской) схеме продажи государственной собственности советским и иностранным гражданам.

Команда Явлинского в тот период разработала полный набор документов и положений о необходимых для приватизации рыночных структурах - биржах, аукционах, фондах, конкурсах, комиссиях и т.п. Этот набор документов стал классическим и использован во многих республиках бывшего СССР. Соответственно, г-ну Чубайсу следует вернуть команде Явлинского все авторские права на документацию и на идеологию торговли собственностью в момент приватизации. Результируя, период Явлинского в приватизации можно свести к общей формуле "управляемая распродажа за деньги государственной собственности любому покупателю без специфичных запретов и льгот; единообразие подходов для всей территории России; аккумулирование полученных средств в федеральном бюджете".

Вторым периодом в российской приватизации можно считать период Малея. Используя добротную документальную подготовку процесса приватизации, вновь назначенный председатель Государственного комитета РСФСР по управлению государственным имуществом в короткий срок смог убедить И.С.Силаева и Б.Н.Ельцина в ошибочности схемы "торговой приватизации" в связи с неплатёжеспособностью населения России и необходимости проведения "народной приватизации". Предполагалось, что "народная приватизация" коснётся 70% основных промышленных и сельскохозяйственных фондов. При этом всё население России должно было получить безвозмездно в свои руки государственное имущество оценочной стоимостью 2200 млрд. руб. Каждый гражданин России должен был получить свою долю размером 14 тысяч условных балансовых рублей. Основной идеей этого механизма приватизации являлось наделение граждан приватизационным именным чеком, покупательная способность которого не подвержена инфляции и только возрастает по мере выявления рыночной стоимости приватизационного государственного имущества. Каждый владелец чека мог купить на него или непосредственно акции приватизируемого объекта, или акции инвестиционного фонда приватизации. Не допускалось вовлечения именных чеков в продажу.

По существовавшей в 1990-1991 годах практике выявления рыночной стоимости государственного имущества один условный балансовый рубль именного приватизационного чека стоил в пределах 0,2-0,3 доллара. Применительно к реалиям 1993 года каждый владелец приватизационного именного чека в России имел бы в нынешнем году на руках платёжное средство с 2800-3000 долларов США, а не 5-10 долларов от "ваучеризации". Поскольку на именной приватизационный чек можно было бы купить только акцию предприятия или фонда, упомянутые ранее 2200 млрд. не "давили" бы на курс рубля, но мощно стимулировали образование реального фондового рынка России. Да, акции предприятий на биржах вторично продавались бы уже за инфляционные рубли. Но здесь и стоимость акции соответственно возрасла бы.

Важной особенностью второго периода приватизации являлась обязательная рыночная переоценка стоимости акционированных предприятий (сертификация) с помощью ведущих аудиторских фирм и банков западного мира.

Итак, "малеевский" период приватизации предполагал безвозмездное первоначальное распределение 70% госимущества (без стоимости земли) среди 150 млн. граждан России; выдачу каждому гражданину на руки приватизационного именного чека на 14.000 условных балансовых рублей, проведение акционирования приватизируемых предприятий и продажу акций населению за чеки; организацию рынка акций и их продажу за деньги на фондовых биржах после рыночной переоценки приватизируемых предприятий. С учётом инфляционного рыночного курса рубля в 1993 году каждый участник приватизации распорядился бы примерно 2.800.000 - 3.000.000 руб. (при продаже своих акций по номиналу на бирже).

Предполагалось, что 40% граждан России сразу продадут свои акции, что приведёт в целом к "выбросу" на потребительский рынок около 18 трлн. руб. Остальная часть акционеров удовольствуется дивидендами (до 10% в год), что добавит ещё около 270 млрд. При трёхлетнем периоде "вброса" приватизационных денег на потребительский рынок их годовое поступление не превысило бы 6-7 трлн. руб. Если судить по реалиям этого года, когда только дефицит бюджета пришлось утвердить в размере более 20 трлн. руб., плата за исчерпывающую, последовательную приватизацию была бы невелика и, главное, не понадобился бы тотальный и оскорбительный обман российского народа. Ведь на 5-9 "ваучерных" долларов можно купить только портреты г-на Чубайса и г-на Гайдара.

В яростную борьбу против "малеевской" схемы приватизации бросились "истинные" рыночники в Верховном Совете РСФСР. Патетически взмахивая руками, П.С.Филиппов, С.Н.Красавченко, В.Ф.Шумейко в "заботе о простых россиянах" добились сначала принятия закона РСФСР, бесконечно уменьшающего долю каждого гражданина России, затем поддержали меры, реализующие комбинированную схему приватизации, - продажа части госсобственности на аукционах при оплате акций рублёвыми ваучерами. На этом закончился "малеевский" период приватизации (как и карьера председателя ГКИ РСФСР) и начался третий, "чубайсовский" период.

Необходимо сразу отметить, что г-н Чубайс значительно преувеличил свои трудности при начале деятельности. Как следует из официальных документов СМ РСФСР 1991 года, он получил "на руки" сформированный ГКИ РСФСР, 88 региональных комитетов по управлению госимуществом, министерский кабинет в личное пользование, проект первой Государственной программы приватизации, основанной на добротных проектах подзаконных актов, подготовленных в своё время командой Явлинского и только оформленных в установленном порядке "командой Малея".

Итак, третий, "чубайсовский" период приватизации в России стартовал на всём готовом с января 1992 года. Стартовал и двинулся в сеть губительных для общества ошибок и нелепостей. Что же достигнуто?

Вместо большой прибыли бюджета от приватизации (по Явлинскому) затрачены огромные бюджетные средства на содержание непрерывно увеличивающегося аппарата ГКИ РФ. Сделан даже долларовый заём для оплаты услуг многочисленных иностранных советников г-на Чубайса. Эти советники только к концу своих контрактов с удивлением узнавали, что есть законы Российской Федерации, начисто отметающие их заокеанские советы; что есть российский народ с совершенно непонятной им психологией; что Россия значительно больше и сложнее ГДР, где приватизация по их рекомендациям не получилась. Можно смело сказать, что опора г-на Чубайса на западный опыт приватизации оказалась ошибочной, привела к потере темпа и смысла приватизации, к подрыву реформ Б.Н.Ельцина.

В результате "ваучеризации" экономика России получила инфляционный "допинг" в объёме 1500 млрд. пустых рублей. По всей стране прокатилась волна спекуляций ничем не обеспеченными ваучерами. Значительную часть населения, прежде всего стариков и сельских жителей, попросту обобрали ловкие дельцы "чубайсовского рынка", скупив ваучеры за мешок сахара или 10 кг. сливочного масла. Вместо нормального рынка ценных бумаг в России был создан рынок "бумажных ваучеров". Вместо рыночной оценки приватизированных основных фондов сохранена непонятная "коэффициентно-балансовая" стоимость заводов, фабрик, оборудования, практически исключающая для честного иностранца участие в российской экономике. Чтобы отчитаться перед президентом РФ, вместо качества приватизации г-н Чубайс стал выдавать "большевистское" количество - тысячи и десятки тысяч ваучеризированных предприятий. При этом ни разу не публиковался отчёт об экономической эффективности этой приватизации, о психологическом эффекте в обществе. Утаивается и то, что эти тысячи предприятий, по отчёту якобы приватизированных, на самом деле остаются абсолютно государственными и даже по доле собственности (51% "золотые" акции и т.п.), не только по организационной свободе, по финансовой зависимости.

Суррогатная, полуроссийская "ваучеризация" не помощница экономической реформе, а тормоз. Тормоз для нормальных, честных деловых людей - им не нужен "липовый" отчёт и "отчётная" частная собственность. Тормоз для трудящихся - им не нужна "потёмкинская" рыночная экономика, нестерпим откровенный обман.

Думаю, что такая приватизация не нужна и Б.Н.Ельцину - он-то искренне хотел России добра и пользы людям.

При всей внешней интенсивности деятельности г-н Чубайс наделал дел немного. Ещё можно всё исправить, вернувшись к механизму первого периода (по Явлинскому) или к механизму второго периода (по Малею). Не надо спешить.

Михаил Малей
"Независимая газета", 10 сентября 1993 года, с.2

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей]
 [Актуальные темы] [Приватизация в России]