[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Библиотека "История и современность"] [Форумы]
[Самоуправление и федерализм] [Парламентские слушания]

Интернет-пресс-конференция
заместителя руководителя Администрации Президента РФ Дмитрия Козака:
"Реформа местного самоуправления: этапы реализации"

27 мая 2003 г.

Фоторепортаж пресс-конференции http://www.rbc.ru/pressconf/2003/05/27/photo.shtml
Аудиозапись пресс-конференции http://www.rbc.ru/pressconf/2003/05/27/playfile-r.m3u

Вступительное слово Ю.Ровенского.
Добрый день, уважаемые господа. РИА "РосБизнесКонсалтинг" начинает интернет-пресс-конференцию заместителя главы администрации президента России Дмитрия Козака. Сегодняшняя конференция посвящена реализации реформы местного самоуправления. Процесс построения гражданского общества начинается именно с активного участия граждан в управлении государством, а в данный момент, к сожалению, местное самоуправление не действует в большинстве регионов России. Государственная дума уже приняла в первом чтении пакет законопроектов, касающихся реформы действующего законодательства, и скоро ожидается его повторное рассмотрение. В проекте закона четко разграничены функции федеральных и муниципальных органов, при этом полномочия последних предполагается существенно расширить. Новый закон предусматривает создание института, который даст гражданам возможность непосредственно участвовать в решении вопросов местного значения, а также формировать и контролировать органы местной власти. Очень важно, что муниципалитетам планируется передать решение многих вопросов, связанных с формированием бюджета и жизнеобеспечением региона. Хочется верить, что после принятия закона ситуация действительно изменится, и у каждого из нас появятся новые возможности участвовать в управлении государством, и было бы очень интересно узнать, как новый закон будет реализован. Совсем недавно премьер-министр России достаточно высоко оценил одно из трех ключевых направлений проведения административной реформы, а именно: законодательное наполнение и разграничение конституционных полномочий между центром и субъектами Федерации. Это именно то ключевое направление, которое курируется нашим сегодняшним собеседником. По крайней мере, такие утверждения существуют в нашей сегодняшней прессе. Так ли это и насколько Вы согласны с такой оценкой, об этом и поговорим с нашим сегодняшним собеседником Дмитрием Николаевичем Козаком.

Вступительное слово Д.Козака.
Добрый день, я хочу только подтвердить, что на меня возложена ответственность за реформу местного самоуправления и реформу федеративных отношений в нашей стране. Эта реформа была начата по инициативе президента Российской Федерации, была поставлена задача разграничения полномочий, то есть разграничения ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления перед гражданами за обеспечение всех сфер жизнедеятельности страны.

С.Баданов (Москва): Когда ожидается рассмотрение в Госдуме во втором чтении законопроекта о реформе местного самоуправления? Ко второму чтению поступило большое количество поправок. Какие из них наиболее принципиальные и как обстоят дела с внесением изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы РФ, на которых настаивали депутаты при рассмотрении этого законопроекта?

Д.Козак: Согласно плану законотворческой деятельности комитета по местному самоуправлению Госдумы, законопроект по местному самоуправлению запланирован к рассмотрению во втором чтении 11 июня. Рассмотрение всех 6,5 тыс. поправок на сегодняшний день уже закончено, и я должен выразить слова благодарности прежде всего депутатам - членам этого комитета за огромный труд по анализу и рассмотрению этих поправок. Принципиальных поправок, которые бы изменили концепцию законопроекта, нет. Есть множество поправок, которые улучшают редакцию законопроекта, позволяют более однозначно толковать некоторые положения, которые, конечно же, не во всем совершенны. Что касается поправок в Бюджетный и Налоговый кодексы, то эти поправки на сегодня Министерством финансов подготовлены, и сегодня или завтра правительством РФ будут направлены в Госдуму.

И.Шилов (Омск): Дмитрий Николаевич, насколько высоко Вы оцениваете шансы принятия законопроекта о реформе местного самоуправления Госдумой в текущем году?

Д.Козак: Я оцениваю как достаточно высокие при условии согласованной работы Федерального собрания, правительства Российской Федерации, администрации президента, которая представляет президента в Государственной думе по этим законопроектам. Шансы достаточно высоки. Было одно-единственное препятствие, главное препятствие, которое мешало рассмотрению этих законопроектов, - это отсутствие расчетов, представленных правительством, расчетов доходных источников региональных и местных бюджетов. Сегодня такие расчеты есть, и они буквально сегодня или завтра будут представлены.

И.Тарасов (Сургут): Дмитрий Николаевич, насколько важны президентские законы по реформе местного самоуправления? Возможно ли ради их принятия продление весенней сессии Госдумы?

Д.Козак: Я не думаю, что потребуется ради них продление работы весенней сессии Госдумы. Будем надеяться, что в ближайшее время продолжится рассмотрение этих законов, и мы к окончанию сессии завершим. Во всяком случае, такие планы существуют и в комитете Госдумы, и наши собственные планы в этом состоят. Что касается их степени важности, то об этом уже было сказано, это ключевые законы, которые обеспечивают ответственность власти перед гражданами. Если говорить о местном самоуправлении, то законопроектом, внесенным президентом, устанавливаются конкретные гарантии прав граждан на контроль за деятельностью местной власти, устанавливаются конкретные полномочия органов местного самоуправления. В отличие от нынешней ситуации, когда они размыты и непонятно, за что спрашивать с местной власти, устанавливаются ограничения в виде гарантий налогоплательщику, прежде всего ограничение на расходование средств налогоплательщика, то есть каждый уровень публичной власти (это касается не только местного самоуправления, но и федерального центра, и органов государственной власти субъектов РФ) имеет право тратить средства налогоплательщиков только на те функции, которые возложены на соответствующие органы конституцией и федеральными законами. Сегодня, к сожалению, этого не происходит. Несмотря на то, что мы постоянно жалуемся, обоснованно жалуемся на то, что бюджетных средств катастрофически не хватает, расходуются эти средства, я уже неоднократно приводил примеры, на что угодно, часто ничего общего не имеющее с потребностями жителей.

В.Солдатов (Новосибирск): Какие изменения должны быть внесены в действующее законодательство в рамках реформы местного самоуправления наряду с законами о разграничении полномочий?

Д.Козак: Принятие законопроектов, которые внесены президентом, повлечет за собой необходимость изменения того множества отраслевых законов, которыми, в частности, органы местного самоуправления наделены, а я бы даже сказал - органам местного самоуправления навязаны дополнительные полномочия. Вот эти законы необходимо будет привести в соответствие с базовыми законами, в которых необходимо предусмотреть источники и порядок финансирования этих навязанных сверху вниз полномочий. Это около ста законов.

И.Мартынов (Московская обл.): Можете ли Вы назвать депутатские фракции или отдельных представителей депутатского корпуса, наиболее сильно препятствовавших проведению через Госдуму законопроекта, посвященного реформе местного самоуправления?

Д.Козак: Вряд ли можно употребить термин "препятствующих прохождению в Госдуме законопроекта". Каждый депутат имеет одну единственную возможность препятствовать прохождению законопроекта - подать свой голос против. В первом чтении, во всяком случае когда шло голосование по концепции, за законопроект проголосовали более 270 депутатов, следовательно, сто с лишним голосов было подано против.

П.Иванов (Москва): В рамках подготовки к реформе местного самоуправления много говорится о перераспределении властных функций по всей вертикали власти. Могли бы Вы изложить принцип, исходя из которого данное перераспределение будет производиться?

Д.Козак: Основной принцип состоит в следующем. Все полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления, которые связаны с предоставлением государственных публичных услуг гражданину в его повседневной жизни (в качестве примера - ответственность за предоставление школьного образования, дошкольного образования, за содержание тех же районных больниц и поликлиник, которые оказывают первичную медицинскую помощь, ответственность за содержание жилищного фонда), эти полномочия должны быть максимально приближены к населению с тем, чтобы население могло максимально контролировать их предоставление, и они, естественно, закрепляются за органами местного самоуправления. Вопросы социальной политики, оказание социальной поддержки, где прежде всего требуется выделение денег, нет необходимости ежедневно опекать гражданина каждый день - это вопросы субъектов РФ. И вопросы, связанные с обороной, безопасностью страны, это, естественно, федеральный центр. Принцип такой - те услуги, в которых гражданин нуждается в повседневной своей жизни, которые должны быть оказаны гражданину, должны быть максимально децентрализованы, а те публичные услуги, в которых нуждается страна в целом, не связанные со взаимоотношением с конкретным гражданином, они могут и должны быть централизованы.

В.Чайка (Чебоксары): Дмитрий Николаевич, насколько быстро, на Ваш взгляд, реформа местного самоуправления сможет начать реально претворяться в жизнь? И какие сроки примерно займет реформирование полное?

Д.Козак: Согласно предложенному проекту закона, реформа должна в полном объеме вступить в силу с 1 января 2005г. Понятно, что период реорганизации любых сфер общественной жизни сопряжен с определенными трудностями. Я думаю, что с 1 января 2005г., если закон будет принят именно в этот срок по результатам второго чтения, потому что есть поправки, которые предлагают ввести его несколько позже - и с 2006, и с 2007г., то в течение примерно двух лет с момента введения этих законопроектов каждый гражданин сможет на себе ощутить пользу от тех решений, которые будут приняты.

С.Васильев (Москва): В какой степени в законопроектах о разграничении полномочий прописана ответственность органов госвласти и местного самоуправления? Не нужно ли, по Вашему мнению, разработать отдельный законопроект?

Д.Козак: Ответственность местного самоуправления и органов госвласти прописана достаточно детально, ответственность перед гражданами (речь идет о досрочном прекращении полномочий по инициативе граждан соответствующих органов госвласти и местного самоуправления в связи с недоверием), дополнительно прописана по сравнению с действующей ситуацией ответственность органов госвласти субъектов и органов местного самоуправления перед законом, перед государством, в случае когда они действуют вопреки этому. Это касается, прежде всего, расходования бюджетных средств. Сегодня, к сожалению, те необоснованные расходы, о которых я уже говорил, расходы, не связанные с удовлетворением потребностей граждан, все, к сожалению, являются законными. И если органы самоуправления или органы госвласти сегодня тратят деньги на СМИ, на строительство дворцов различных, на оказание помощи федеральным органам госвласти, несмотря на то, что денег нет, на оказание финансовой помощи федеральным органам госвласти, особенно правоохранительным органам, судам, контролирующим органам (и это уже на грани с коррупцией) - все это они могут сегодня делать. Согласно новым законопроектам, деньги налогоплательщиков они могут тратить лишь на содержание жилищного фонда, на содержание школ, больниц, то есть только на то, что им предписано в законе.

В.Окуневский (Калуга): Планируется ли пилотное проведение реформы местного самоуправления в одном или нескольких отдельно взятых регионах? Вы очень много ездите по регионам. На Ваш взгляд, если будет проводиться пилотное реформирование, скажите, пожалуйста, в каком из регионов Вы бы начали это делать?

Д.Козак: Первое. Несмотря на предложение многих регионов о том, чтобы у них провести некий эксперимент, законопроекты не предусматривают проведение такого эксперимента. Это объясняется технологическими причинами. Мы не можем бюджетным законодательством отрегулировать бюджетные полномочия отдельных регионов и не предусмотреть такие же полномочия для других субъектов РФ. Поэтому таких экспериментов нет. А если бы он был, то на самом деле можно было бы назвать несколько регионов, если говорить о местном самоуправлении, где та модель, которая предусматривается в законопроекте, действует уже, доказала свою состоятельность, эффективность. Это такие регионы, как Новосибирская область, Мордовия. Я бы такой эксперимент провел в Вологодской области, но эксперимент невозможен по технологическим причинам. Я думаю, что те обсуждения законопроектов, которые были в предварительном плане, та степень их проработки, позволяют нам сегодня выйти с таким регулированием на всей территории страны одновременно.

А.Самарин (Санкт-Петербург): Какую роль Вы отводите системе федеральных округов в процессе реформирования структуры госвласти? Почему в Ваших предложениях по разграничению полномочий этот вопрос практически не рассматривается?

Д.Козак: Роль федеральных округов как территорий с юрисдикцией полномочных представителей президента на территориях не изменяется по сравнению с нынешней их функцией. Главная их задача, которая определена президентом РФ (это не решается законами, это собственная компетенция президента, на это он и вводит своих полномочных представителей), состоит в том, чтобы обеспечивать выполнение федеральными органами исполнительной власти, которые расположены на соответствующих территориях, тех функций, которые возложены на них федеральными законами, актами президента и правительства. И если говорить о роли этого института при реализации реформы федеративных отношений и местного самоуправления, то она состоит, прежде всего, в том, чтобы обеспечить безусловное, неукоснительное исполнение тех законов, которые будут приняты на федеральном уровне.

В.Лелидзе (Москва): Система местного самоуправления какой страны была взята Вами за основу при разработке реформы российского местного самоуправления? Или, может быть, нескольких стран обобщался как-то опыт?

Д.Козак: Если говорить о принципах территориальной организации местного самоуправления, которая сегодня вызывает наибольшие дискуссии, то на самом деле территориальная организация местного самоуправления была взята из российской дореволюционной истории. Если говорить о моделях взаимоотношения между различными органами местного самоуправления, хотя ни одну страну это не копирует, то больше всего это похоже на немецкую модель. Вопросы организации местного самоуправления на уровне городов и сел - это, скорее, французская модель. То есть это опыт многих стран, который мы, естественно, подробно изучали, но прежде всего мы изучали наш дореволюционный опыт. И, как оказывается, в 1861г. одним указом с отменой крепостного права Александр Второй имел мужество и ввел эту модель местного самоуправления, которую мы сегодня пытаемся восстановить, и она доказала свою состоятельность. Вы ни от одного специалиста не услышите плохого слова в адрес властей земств, которые были организованы согласно александровским реформам.

В.Захарова (Пермь): Потребуется ли изменение конституции в связи с реформой местного самоуправления? Когда планируется ее провести, если потребуется?

Д.Козак: Нет, в рамках этой реформы изменений конституции не потребуется, наоборот, реформа проводится в рамках действующей Конституции РФ, и эта реформа предполагает как раз установление эффективных механизмов внедрения конституционных принципов организации местного самоуправления, конституционных принципов федеративных отношений на всей территории страны. У нас конституция очень правильная и прогрессивная, не хватает только законодательного локомотива, который бы обеспечил действие конституции в одинаковой степени для всех граждан на всей территории страны.

И.Платонов (Москва): В рамках реформы местного самоуправления, к какому сроку планируется определить численность и границы муниципальных образований? Исходя из каких критериев будет проводиться это определение?

Д.Козак: Критерии определения границ территорий муниципальных образований, установленные в законе, достаточно подробны в отличие от нынешней ситуации. Именно благодаря отсутствию таких критериев в действующем законе о местном самоуправлении у нас, по различным оценкам, на 70% территории РФ местное самоуправление как институт отсутствует. Эти критерии подробно изложены в законе. Это прежде всего требование относительно того, что границы территорий местного самоуправления должны быть таковыми, чтобы сами органы местного самоуправления, находясь в одном из населенных пунктов, в центре сельского района, были доступны для всех жителей соответствующего муниципального образования. Доступность этих органов публичной власти - это самый главный, ключевой принцип. Эта формулировка была нами повторена - я хочу еще раз сослаться на известный указ Александра Второго. Именно там было записано, еще в те времена, что центр волости должен находиться в таком месте, чтобы житель этой волости мог в течение светового дня добраться до этого сельского старосты и вернуться обратно домой пешком. У нас эти требования на сегодняшний день напрочь отсутствуют, и мы их восстанавливаем. Вот эти принципы и критерии определения границ изложены. Что касается сроков утверждения границ, в результате чего и определится сама собой численность муниципалитетов в целом по стране, то они тоже установлены. Границы муниципальных образований, в случае если закон вводится в действие с 1 января 2005г., должны быть установлены до 1 февраля 2004г. с тем, чтобы уже в этих границах можно было успеть до 1 октября 2004г. провести выборы органов местного самоуправления, сформировать местную власть.

А.Дадаев (Грозный): Чему будет способствовать подписание договора о разграничении полномочий между Чечней и федеральным центром?

Д.Козак: Подписание этого договора нацелено прежде всего на то, чтобы учесть особое положение, может быть, особый исторический путь, который прошла Чечня, особенности того исторического момента, на котором находится сегодня Чеченская Республика, предоставить Чеченской Республике такие полномочия, которые обусловлены вот этим особым положением республики. Оно будет способствовать нормализации отношений между федеральным центром и этим субъектом Российской Федерации.

С.Червяченко (Томск): Как будет выглядеть механизм разрешения кризисных ситуаций между региональной и муниципальной властью после проведения реформы местного самоуправления?

Д.Козак: Отличительная черта этих новых законов - это то, что в них прописаны все механизмы взаимодействия между различными уровнями федеральной власти. Они такие же, надо заметить, и в этом была наша принципиальная позиция, принципиальная позиция президента РФ о том, что принципы взаимодействия, взаимоотношений между региональными и местными властями должны быть зеркальным отражением правил взаимодействия между федеральным центром и субъектами РФ. Это закреплено. И все, что касается кризисных ситуаций, они, прежде всего, связаны с чрезвычайными ситуациями, со стихийными бедствиями, законом (в отличие от нынешней ситуации) предусмотрено, кто и в каких случаях имеет право выполнять соответствующие публичные функции, если орган местного самоуправления или орган госвласти в силу чрезвычайных ситуаций не в состоянии исполнять свои функции. Сегодня, как мы знаем, действительно есть чрезвычайные ситуации, когда действительно нет легитимных органов власти. Ну, возьмем, к примеру, ту же Чеченскую Республику. Нет там избранных органов государственной власти субъекта РФ. Но действующий закон на эту тему ничего не говорит, не говорит о том, а кто должен, если не сформирована власть, оказать гражданам те публичные услуги, которые, согласно конституции и закону, возложены на эту власть? Новый закон отвечает этим требованиям. То же самое касается муниципалитетов. Кризисной можно назвать ситуацию, которая связана с финансовым кризисом в субъекте или муниципалитете, когда объем долгов соответствующего муниципального образования либо субъекта РФ превышает одну треть его дохода. Это означает, что соответствующее образование - государственное или муниципальное - не оплачивает свои обязательства, это, как цепная реакция, влечет банкротство многих предприятий, безработицу и т.д. И в этой ситуации, когда объем долгов превышает одну треть бюджета, вышестоящая власть должна вмешаться, должна оказать содействие в реструктуризации этих долгов, должна спасти, что называется, это образование от финансового краха, от банкротства.

Вопрос: А многие ли из предполагаемых кризисных ситуаций на сегодня прописаны в законе?

Д.Козак: Основные кризисные ситуации, что можно назвать кризисными, я назвал, а остальное - это повседневные, подробно прописанные права и обязанности и региональных властей, и муниципальных властей. Каждый должен заниматься своим делом. Когда мы разграничили их полномочия, когда развели зону ответственности, когда создали условия, в том числе и финансовые, когда создали условия для самостоятельного решения этих вопросов, то почва для возникновения конфликтов и кризисов исчезает. Могут быть политические разногласия. Люди стоят на разных идеологических взглядах, но это не касается выполнения их полномочий. Они могут конкурировать в конце концов на выборах в законодательные органы власти, на выборах губернатора и т.д. Но, в конце концов, это никакого отношения не имеет к конфликтам, которые порождают, вызывают ущерб для граждан, для соответствующих городов, сельских населенных пунктов.

Д.Станиславец (Москва): Какие задачи будет решать возглавляемая Вами комиссия после принятия законов по разграничению полномочий?

Д.Козак: Я уже говорил о том, что есть еще множество других законов и других нормативных актов (акты правительства и президента РФ), которые необходимо будет приводить в соответствие с концептуальными положениями этих законов. Этим мы занимаемся сегодня и в обозримой перспективе тоже будем заниматься.

И.Смирнов (Москва): В послании Федеральному собранию президент отметил необходимость административной реформы и, в частности, необходимость снятия лишних полномочий с чиновников. Каково Ваше мнение по данному вопросу?

Д.Козак: Я всецело поддерживаю эту идею, потому что сегодня действительно сегодня слишком много государства, функций у государства много - толку мало. Поэтому надо провести - это архиважная, архисрочная задача! - провести объективный анализ всех тех функций, которые выполняет государство, освободить его, освободить не только от функций, освободив от функций, мы устраним (прежде всего в этом, может быть, цель) бюрократические препятствия для развития экономики, для развития предпринимательства в нашей стране, потому что это все чрезвычайно забюрократизировано, это первое. Второе, мы сократим количество бюрократии, которая сидит на шее налогоплательщика, мы сократим государственные расходы, освободив экономику от излишнего налогового бремени. Это чрезвычайно важная, срочная, нужная с точки зрения и экономического, и политического развития нашей страны реформа.

И.Успенский (Архангельск): Какую роль в разработке административной реформы играет лично президент РФ? Насколько плотно Вы обсуждаете с ним данные вопросы?

Д.Козак: Во всех реформах, которые сегодня проводятся в РФ, президент играет, естественно, ключевую роль - как глава государства, как ключевое лицо в законотворческом процессе. Роль президента трудно переоценить. Что касается частоты обсуждения этих вопросов, то вы знаете, что президент работает очень много, и все эти вопросы и проблемы - наиболее животрепещущие, включая и административную реформу, включая реформу федеративных отношений, местного самоуправления, пенсионную. Все эти проблемы постоянно находятся в поле зрения президента, он регулярно заслушивает доклады, лично проводит совещания для того, чтобы решить самые острые и трудноразрешимые вопросы.

В.Игнатов (Новосибирск): Президент в своем послании Федеральному собранию обозначил, что правительство недостаточными темпами проводит административную реформу. Поступали ли Вам предложения и насколько Вы готовы взять на себя ответственность по разработке других аспектов административной реформы помимо разграничения полномочий между уровнями власти?

Д.Козак: Разграничение полномочий по вертикали - это объемная задача, мы только что о ней поговорили. Разграничение полномочий между различными ведомствами на федеральном уровне, определение функций министерств и ведомств - ответственность за эту работу возложена на сотрудников правительства РФ, и мне таких предложение не поступало, и я думаю, что я на сегодняшний день не готов взяться за эту очень на самом деле объемную, не менее объемную работу, о которой мы говорим, сложную, конфликтную работу.

Г-н Гальянов (Московская обл.): Когда конкретно можно ожидать начало административной реформы?

Д.Козак: Реальное начало административной реформы - в апреле-мае будущего года. Это самый крайний срок, к которому это все должно быть произведено, срок, обозначенный в конституции, когда должен утверждаться новый состав правительства РФ после выборов президента Российской Федерации. Вполне возможно, что удастся эту работу завершить раньше.

Вопрос: В каком регионе сейчас Вас ждут?

Д.Козак: Сейчас - Москва, Старая площадь.

К.Шишов (Москва): Известно, что количество министерств планируется сократить до семи. В связи с этим вопрос: не предполагается ли в связи с проведением административной реформы значительных изменений и в структуре института вице-премьерства в России?

Д.Козак: Я впервые слышу такую цифру - семь министерств. Вряд ли мы сможем настолько минимизировать количество министерств. Что же касается института вице-премьерства, то тут тоже существуют различные точки зрения. Одни считают, что вице-премьеры совершенно необходимы, другие считают, что их роль должны выполнять федеральные министры - семь, десять или двадцать (неизвестно пока). Окончательная цифра определится только после того, как будет закончен анализ государственных функций, будут определены избыточные функции и те, которые необходимы государству и останутся, их надо будет равномерно распределить между органами исполнительной власти для того, чтобы они реально могли объять этот объем полномочий и справляться с ним. Поэтому на сегодняшний день это не самый принципиальный вопрос административной реформы, но могу отметить, что он дискутируемый.

Вопрос: Приходится ли Вам в чем-то убеждать президента или он соглашается с теми выводами, которые Вы можете сделать после посещения регионов?

Д.Козак: Не знаю, есть ли необходимость о таких рабочих деталях сегодня рассказывать, насколько они интересны посетителям сайта. Хочу сказать одно - мне с президентом работается очень легко, очень легко, и есть очень высокая степень взаимопонимания. Нет необходимости тратить очень много усилий на то, чтобы в чем-то убедить президента либо убедиться в собственной неправоте.

С.Агапова (Тверь): Как Вы оцениваете идею укрупнения регионов как инструмент повышения эффективности федеративной системы?

Д.Козак: Есть множество, достаточно большое количество регионов, которые не являются самодостаточными, не являются большими по территории, которые безболезненно могли бы быть объединены. Это если говорить об экономической целесообразности, с целью укрепления их экономического потенциала, равномерного потребления национальных богатств. Это не касается всех регионов без исключения, но это экономическая целесообразность. Если говорить о возможности такого укрупнения, то, согласно действующей Конституции РФ, укрупнение или разделение, разукрупнение регионов - это собственная компетенция самих субъектов Российской Федерации, жителей, проживающих в этих субъектах. Этот вопрос решается исключительно на региональных референдумах. Если два субъекта считают необходимым объединиться, то они должны провести такой референдум и принять совместное решение. Поэтому федеральный центр к этому вопросу никакого отношения иметь не может. Мы можем оказывать содействие в переговорах, как это сегодня ведется между Пермской областью и Коми-Пермятским округом, но не более. Это их собственное решение. Это вопросы настолько непростые, когда встает вопрос об объединении, потому что это затрагивает интересы прежде всего властей предержащих в соответствующих регионах. Объединение двух регионов означает, что один из органов государственной власти, законодательная власть, исполнительная, должен исчезнуть, должен преобразоваться в один. Поэтому эти процессы идут очень непросто. Как эти процессы пойдут дальше, нам даже трудно предположить. Есть первая ласточка - два названных мной субъекта РФ, которые в силу своей природы созрели, дошли до того, что им нужно объединиться в силу своего экономического положения. Сейчас между ними идут переговоры, мы им оказываем содействие, помощь, они сами попросили помощь в этом, чтобы достичь какого-то согласия. Не скажу, что этот процесс идет очень просто и гладко.

Заключительное слово Ю.Ровенского.

Подведем итоги сегодняшней пресс-конференции. Сегодня мы имели возможность задать вопросы одному из разработчиков реформы местного самоуправления. К сожалению, очень часто сама идея реформы сводится к сокращению численности министерств. Но сегодня мы могли услышать мнение о том, что реформа - в том числе, а может быть и прежде всего - призвана повысить экономическую эффективность работы государства. Мы говорили о том, что и у регионов появляются новые бюджетные полномочия. Безусловно, этим, наверное, и обусловливается тот интерес, который к сегодняшней конференции проявили регионы. В течение этого времени вместе с нами были представители из 62 регионов России и 27 зарубежных стран. Всего имели возможность слышать Ваши ответы, Дмитрий Николаевич, 36 тыс. 524 человека. Спасибо Вам. Пользуясь случаем и понимая, что вопросы именно из регионов становятся все более и более конкретными, хотелось бы пригласить Вас к участию в конференции, которая пройдет в Вене 25-29 июня, посвященной именно инвестиционным рейтингам, реалиям и перспективам в региональном аспекте. Традиционно тема административной реформы, реформы самоуправления является достаточно активно обсуждающейся на данных форумах, и мы с удовольствием приглашаем Вас, Дмитрий Николаевич, принять в ней участие. Спасибо всем за внимание. Как всегда фоторепортаж, стенограмму и аудиозапись всех ответов вы можете получить на сайте www.rbc.ru.



[Самоуправление и федерализм] [Парламентские слушания]
[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Библиотека "История и современность"] [Форумы]

Rambler's Top100
С 7 августа 2000 года