[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Библиотека "История и современность"] [Форумы]
[Самоуправление и федерализм]

"Муниципальная власть", №2, март-апрель 2001 год

Сергей МИТРОХИН,
депутат Государственной Думы (фракция «Яблоко»)
Сергей ПРАВОСУДОВ,
корреспондент «МВ»

«ЯБЛОКО» - ГОРОДАМ
Семь шагов навстречу.

В отличие от СПС «Яблоко" давно занимается проблемами местного самоуправления. До последнего времени это была единственная в России политическая партия, имеющая свою муниципальную программу, которая называется «Яблоко» - городам».

- СЕРГЕЙ Сергеевич, расскажите, пожалуйста, об этой программе.

- Главная цепь нашей деятельности - сформировать действительно сильное и независимое самоуправление. Только в этом случае можно улучшить жизнь людей на какой-то определенной территории.

Наша программа состоит из семи разделов. Первый раздел - «Местные налоги - основа доходной базы городских бюджетов». Мы считаем местные налоги «золотым запасом» местного самоуправления, поскольку они гарантируют финансовую самостоятельность муниципалитетов, их способность брать на себя ответственность перед населением и государством за решение местных вопросов. Сейчас государство неуклонно сокращает количество местных налогов. «Яблоко» выступает за безусловное отнесение к категории местных налога на недвижимость, налога с продаж, налога на вмененный доход с малого бизнеса. Эти налоги по своей природе (и в общепринятой мировой практике) являются местными. Объявляя их региональными, новый Налоговый кодекс наносит удар по стержневому институту местного самоуправления - институту собственных доходов. Мы внесли в Государственную Думу проект поправки в Налоговый кодекс, предполагающий перевод налога на недвижимость из региональных в местные.

Приоритетное значение мы придаем налогу на недвижимость. Это - налог, устанавливаемый как процент от фискальной стоимости объекта, которая определяется на основании его рыночной цены. Такой налог выгоден и собственникам недвижимости, и органам местного самоуправления. Он выгоден собственникам, потому что используется для содержания и строительства дорог, другой инфраструктуры поселения. Причем увеличивается и стоимость каждого дома. Этот налог социально справедлив, так как богатые, имеющие дорогую недвижимость, платят от её стоимости существенно больше бедных.

Не меньшее значение имеет для нас передача муниципалитетам налога с продаж, Неудачи, связанные с попытками ввести этот налог на уровне субъектов федерации, показывают: региональная власть очень плохо информирована о том, что происходит в самом низу. Наиболее полной информацией о положении дел на местах располагает только местное самоуправление. "Яблоко" предлагало: давайте сделаем этот налог полностью местным. Захочет муниципальная власть его ввести - пусть отменяет другие местные налоги, не захочет - пусть оставляет нынешний перечень. Тогда между муниципальными территориями начнется здоровая конкуренция - борьба за покупателя и торговца. А это и есть двигатель местной экономики.

Наконец, для того, чтобы городские власти могли серьезно заниматься налоговой политикой, они должны иметь возможность самостоятельно собирать местные налоги. В самом деле, только муниципальной инспекции под силу разобраться, например, стысячами субъектов малого бизнеса, работающими на территории. Ни один государственный орган справиться с этой задачей не в состоянии. Можно было бы внести дополнения в Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления", гарантирующие право муниципалитетов на создание налоговых служб, однако решать эту задачу имеет смысл только после того, как местным властям будут возвращены рычаги управления местными налогами.

Второй раздел программы - "Создание института муниципальной недвижимости". Закрепление прав муниципалитетов на землю и иные объекты недвижимости является нашим абсолютным и безоговорочным приоритетом. «Яблоко» выступает за введение свободного оборота городских земель. Однако мы считаем, что этот процесс должен протекать на основе тщательно разработанного законодательства. Второе важнейшее условие - контроль муниципалитетов за приватизацией земли на их территории. Данное условие можно реализовать только путем предварительного закрепления за всеми городскими землями (за исключением тех, которые обременены правами юридических и физических лиц) статуса муниципальных. Кроме того, мы считаем, что вместе с землей в муниципальную собственность должны перейти находящиеся на ней объекты недвижимости, принадлежащие государству, но не имеющие значения для государственных нужд.

При такия условиях приватизация недвижимости избавит муниципалитеты от расходов по содержанию объектов и принесет доходы в местный бюджет благодаря единовременным доходам от продаж, а также в виде стабильных поступлений от налогообложения недвижимости. Открытые и честные условия гражданского оборота земли и другой недвижимости избавят общество от теневого перераспределения ценного имущества, от всевластия чиновников. Правовое эонирование должно заменить систему административного установления "целевого использования" каждого объекта недвижимости не гарантирующую определенные права ни собственникам, ни инвесторам. Зонирование и территориальное планирование позволят обеспечить эффективное управление развитием городов и поселений, их инфраструктурой, сделает возможным налогообложение недвижимости исходя из ее наиболее эффективного использования. Решая эти задачи, мы сегодня сосредоточились на проведении через Думу законов "О конституционных гарантиях прав муниципальной собственности на землю", "О порядке передачи объектов государственной собственности в муниципальную», "О земельном кадастре".

В третьем разделе программы - "Обеспечение стабильности муниципальных бюджетов" - речь идет о закреплении на постоянной основе долей федеральных налогов. Сейчас за местным самоуправлением закреплены огромные расходы на ЖКХ, образование, медицину и социальную политику. Причем эти расходы не обеспечены доходами местных бюджетов, поэтому многие муниципальные образования увязли в долгах. Сегодня местные бюджеты практически полностью зависят от региональной администрации. Именно она определяет, какая доля налогов останется в местном бюджете. Мы считаем, что максимально возможный объем доходов должен оставаться на той территории, где они были собраны. Система принятия бюджетных решений должна соответствовать распределению финансовой нагрузки между уровнями бюджетной системы. Мы активно пытаемся решить эти вопросы. По инициативе '"Яблока" Государственная Дума приняла поправку в Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления", содержащую три основные идеи: доли федеральных налогов, закрепляемые за местными бюджетами, отсчитываются не от региональной доли налога, а от всего налогового контингента, собираемого на территории субъекта Федерации; подоходный налог закрепляется за каждым муниципальным образованием (а не в среднем по региону) в размере не менее 70 процентов; за местными бюджетами закрепляется не менее 25 процентов поступлений от налога на вмененный доход с предпринимателей. Совет Федерации отклонил этот закон.

В случае, если не пройдут наши поправки в Налоговый кодекс и мастные бюджеты лишатся налоговой базы, мы будем добиваться закрепления подоходного налога полностью за местными бюджетами. Подобную операцию нельзя провести ни через Налоговый, ни через Бюджетный кодексы, а только через Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления". В дальнейшем мы рассчитываем вообще устранить из этого закона формулировку "в среднем по субъекту Федерации", поскольку убедились в том, что она является лазейкой для произвола при распределении финансовых ресурсов.

В четвертом разделе программы - "Создание условий для эффективного привлечения городами фшинсовых ресурсов" - говорится о привлечении инвестиций в муниципальное хозяйство. Для того, чтобы поддержать инвестиционные права местного самоуправления. мы включили в проект закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" главу "Особенности регулирования органами МСУ инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений". Она обеспечивает право органов местного самоуправления на прямое участие в инвестиционной деятельности, которое получает дополнительное подкрепление и детализацию в части разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями, размещения на конкурсной основе средств местных бюджетов для инвестирования проектов, вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, насмищихся в муниципальной собственности. Важнейшей новацией проекта является положение, согласно которому при осуществлении инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений муниципалитеты вправе взаимодействовать друг с другом, в том числе путем объединения собственных и привлеченных средств в целях совместного осуществления капитальных вложений. Подобного рода практика, до сих пор не известная в России, является главным движущим "мотором" привлечения инвестиций на муниципальном уровне в большинстве стран с развитым местным самоуправлением.

Следующие два раздела программы - «Школа: ответственность - муниципальная, гарантии - государственные» и "Создание условий для проведения цивилизованных преобразований в жилищно-коммунальном комплексе" освещают позицию "Яблока" в этих важнейших сферах деятельности местных властей. Главное здесь - неухудшение социального положения граждан.

В заключительной главе программы - "Наведение порядка в федеративных отношениях" - говорится о том. что закон должен быть единым для всех. Ведь любой человек, ознакомившись с программой, может задать вопрос: а уверены ли вы в том, что все перечисленные вами законы будут выполняться органами государственной власти регионов? В связи с этим «Яблоко» еще до так называемых "поправок Путина" провело через Думу в первом чтении законопроект "Об обеспечении соответствия нормативных актов субъектов Российской Федерации федеральным законам". Законопроект предполагал решение двух важнейших задач: введение механизма, устраняющего несоответствие региональных правовых актов российскому законодательству, и усиление гарантий выполнения региональными властями судебных решений.

- Как известно, «Яблоко» уже имеет немалый опыт участия в муниципальных выборах.

- Мы активно участвуем в местных выборах и достаточно успешно. В ряде мест представители "Яблока" являются депутатами представительных органов и главами администраций. Например, на прошедших в декабре 1996 года выборах в органы местного самоуправления Краснодарского кроя мэром города Кропоткин был избран представитель «Яблока* Олег Юртаев. В настоящий момент можно подвести предварительные результаты его деятельности. Исполнение городского бюджета выросло с 79 процентов в 1996 году до 112 процентов. Зарплата выплачивается ежемесячно точно в срок. Уровень безработицы снизился с 5,4 процента в 1996 году до 1,9. Увеличилось поступление "живых" денег в местный бюджет. Это произошло в результате введения налоговых постов на преприятиях, прелдставители мэрии стали следить за деятельностыо предприятий. Посла этого налоговые поступления резко воэросли. В мае 1998 года мэром города Косгомукша был избран представитель «Яблока» Валерий Мамонтов. В Ростовской городской думе "Яблоко" сформировало фракцию, в которую вошли десять депутатов. В Архангельской городской думе фракция "Яблоко" состоит из пяти депутатов. Особое внимание мы уделяем борьбе с коррупцией во власти. Так, например, в Брянске благодаря деятельности депутата городского совета «яблочника» Андрея Пономарева был отправлен в отставку мэр города.

- Выгодно ли партиям участвовать в местных выборах? Как это сказывается на их авторитете?

- Конечно же, выгодно, ведь любая победа на выборах повышает авторитет партии, За исключением тех случаев, когда депутат себя дискредитировал, но это происходит очень редко. У нас пока такого не было.

- Получается, что «Яблоко» берет на себя ответственность за конкретные дела. Это очень рискованно, особенно сейчас. Ведь построить хорошую жизнь в отдельно взятом городе невозможно.

- Мы показываем, что можем в конкретных городах добиваться определенных успехов. Например, нынешнее финансовое благополучие Санкт-Петербурга - это во многом достижение "Яблока". Таким образом, мы доказываем, что можем работать и в представительной, и в исполнительной власти на любом уровне. Надеемся, что "Яблоко" будвт усиливать свои позиции, и продолжаем работать над расширением географии нашего присутствия в местных органах власти.

[Самоуправление и федерализм]
[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Библиотека "История и современность"] [Форумы]