[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Объединение]
[Самоуправление и федерализм]
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)
о местных налогах и сборах

Статья 15. Местные налоги и сборы

1. К местным налогам и сборам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц;
3) налог на рекламу;
4) налог на наследование или дарение;
5) местные лицензионные сборы.

Комментарий к статье заместителя министра финансов Российской Федерации С.Д. Шаталова

Статьи 13-15 утверждают три, пока еще предварительных, списка соответственно федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Об этом прямо говорят ст. 2 и 3 Вводного закона. Сроки введения в действие части второй НК пока еще не определены и до наступления этого срока должны применяться те федеральные, региональные и местные налоги, которые установлены соответственно ст. 19, 20 и 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Не исключено, что еще до введения в действие части второй НК эти списки изменятся. Такие изменения возможны в сторону как сокращения, так и расширения.

Указанные в статьях перечни налогов сами по себе не меняют налоговую систему Российской Федерации, поскольку еще не определяют того налогового режима, который будет установлен после введения в действие Налогового кодекса в полном объеме.

Как тревожный признак можно отметить, что большая часть доходных источников пока оказалась закрепленной за федеральным и региональными бюджетами. На долю местных бюджетов, которым в соответствии с Бюджетным кодексом передана значительная доля расходов консолидированного бюджета и, соответственно, ответственности перед населением, приходится самая незначительная часть закрепленных доходов (около 1 % всех налоговых доходов). Им остается только уповать на добрую волю вышестоящих органов власти, которые должны использовать некоторые свои налоги как регулирующие и перераспределять их так, чтобы часть их попадала в местные бюджеты. Конечно, это изначально ставит органы местного самоуправления, как и сами муниципальные образования, в подчиненное по отношению к регионам положение. Очевидно, что тем самым нарушаются конституционные принципы построения федеративного государства.

Складывающуюся ситуацию можно в значительной степени исправить и сделать еще один шаг в направлении бюджетно-налогового федерализма, если такие региональные налоги, как налог на имущество организаций (и альтернативный ему налог на недвижимость) и налог с продаж, передать на местный уровень, тем более, что на местах они значительно лучше администрируются.

Комментарий опубликован в книге С.Д.Шаталова «Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный), издание 2-е, переработанное и дополненное, Москва, МЦФЭР, 2000, с.94-95


[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Объединение]
[Самоуправление и федерализм]
info@yabloko.ru