[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Библиотека "История и современность"] [Форумы]
[Самоуправление и федерализм]

Оригинал выступления см. на странице http://president.kremlin.ru/events/163.html

Выступление Президента Российской Федерации на заседании Президиума Государственного Совета Российской Федерации

20 февраля 2001 года
Москва, Кремль


Уважаемые коллеги!

Сегодня мы можем подвести некоторые промежуточные итоги нашей работы. Президиум Госсовета сегодня в этом составе собирается в последний раз. Хочу поблагодарить вас за ту работу, которая была вами проделана. На мой взгляд, Президиум Госсовета задал очень хорошую планку Госсовету в целом. Я убежден, и думаю, что вы это чувствуете, Госсовет в значительной степени становится стимулятором работы и для Правительства, и для других органов государственной власти и управления, инициирует многие вопросы, обсуждает их и готовит к рассмотрению на самом высоком уровне.

Сегодня мы планировали рассмотреть два больших вопроса: местное самоуправление и разграничение предметов ведения. Сотрудники аппарата Администрации Президента уже обменивались с некоторыми членами Президиума Госсовета мнениями по этому поводу. И мы пришли к выводу, что сегодня сосредоточим внимание, в основном, на местном самоуправлении и в завершение скажем несколько слов о подготовке к завтрашнему Госсовету, на котором мы будем обсуждать проблему земли.

Только что я вернулся из поездки по Сибири. Один из членов Президиума Госсовета был хозяином там, принимал меня. Хочу поблагодарить Вас еще раз за хорошую организацию работы. Там мы обсуждали вопросы жилищно-коммунального хозяйства. Ясно, что эта тема чрезвычайно близко связана с проблемой местного самоуправления. По сути, две неразрывные части одного и того же вопроса - это само коммунальное хозяйство и организация местной власти.

Эта тема затрагивает практически каждого гражданина. Местное самоуправление - самая близкая к человеку власть. Вообще, это власть, до которой рядовой гражданин должен дотянуться рукой. Он должен совершенно точно влиять на действия этой власти и чувствовать это влияние. Власть, которая решает большинство повседневных проблем простого гражданина - от культурно-бытовых вопросов до благоустройства улиц. И от того, насколько эффективно работает конкретная управа, поселковая или районная администрация судят о дееспособности всего государства в целом. Бывают ситуации, когда от работы отдельного "управдома" зависит больше, чем от администратора высокого уровня, во всяком случае, для рядового гражданина.

Тот системный кризис жилищно-коммунального комплекса, о котором мы так много говорим в последнее время, ярко продемонстрировал, в том числе, и внутренние противоречия самой системы местного самоуправления. Прежде всего, очевиден дисбаланс между функциями местного самоуправления и объемом его ресурсов - административных, правовых, финансовых. Мы в разных вариациях эту тему неоднократно с вами обсуждали.

Провозгласив фактически лозунг о приоритетном развитии местного самоуправления несколько лет назад, мы практически ничего не сделали, либо сделали очень мало, для его реального воплощения в жизнь. Считаю, что ситуация должна быть радикально изменена к лучшему, и в самые короткие сроки. Серьезных препятствий к этому, кроме обычной чиновничьей нерасторопности, здесь не вижу. На мой взгляд, прежде всего, необходимо сделать следующее. Я перечислю некоторые вещи, которые мне представляются базовыми и предлагаю их сегодня обсудить.

Первое. В серьезном укреплении нуждается финансово-экономическая база местного самоуправления. Сегодня оно, по сути, влачит полунищенское существование, находясь в положении вечного "бедного родственника". Очевидно, что без стабильной и достаточной финансовой базы муниципалитеты не смогут работать.

Необходимо разработать современный механизм воспроизводства ресурсной базы местного самоуправления, скорректировать принципы налоговой политики и построения межбюджетных отношений.

Думаю, мы должны обменяться мнениями по вопросу о возможном перераспределении налоговых поступлений в пользу бюджетов местного самоуправления. И вполне можно было бы отнести к таким источникам налог на имущество, на землю, на недвижимость, а также налог с продаж. Мы знаем, что в Конституционном Суде сейчас рассматривается проблема налога с продаж. Какое бы решение ни было принято, будет найден другой источник. Нужно будет подумать, чтобы этот источник был ближе к решению проблем местного самоуправления

Возможно также установить долю некоторых, я хочу это подчеркнуть особенно, некоторых федеральных налогов, напрямую поступающих в казну местного самоуправления. Все это расширит возможности местного самоуправления и потребует, конечно, большей ответственности.

Необходимо создать прозрачную и эффективную систему контроля за деятельностью рабочих органов местного самоуправления. В том числе, за счет усиления полномочий его представительных органов.

Второе. Необходимо завершить формирование нормативно-правовой базы местного самоуправления. Нужно провести инвентаризацию всего законодательства, регулирующего отношения в сфере местного самоуправления.

Мы много говорили о законе "Об общих принципах организации местного самоуправления". Однако надежды на то, что регионы своими законодательными актами разовьют и уточнят порядок деятельности местной власти, к сожалению, на практике не оправдались. И только в очень редких случаях мы имеем обратные примеры. Как правило, субъекты Федерации в основном пытались ограничить самостоятельность муниципалитетов и, в свою очередь, натолкнулись на их сопротивление. Началась непродуктивная борьба за обладание ресурсами и полномочиями. А в результате - проигрывают, прежде всего, простые граждане.

Задача федерального центра - ликвидировать саму основу для таких конфликтов, конкретизировать полномочия местной власти и ее функциональные задачи.

Третье. Необходимо серьезнейшим образом изменить отношение к выборам в органы местного самоуправления. Сейчас там нет ни должного контроля, ни подготовленного кадрового резерва. По-моему, на одной из наших встреч Ю.М.Лужков рассказывал нам как кадры местного самоуправления готовятся и какие кадры появляются. Нам нужно вернуть престиж местного самоуправления, этого муниципального уровня власти. Только тогда туда придут достойные люди, способные реально изменить жизнь к лучшему.

Я бы подумал и о дополнительных законодательных ограничениях для людей, которые осуждены приговорами суда, с которых не снята судимость. Там есть еще над чем подумать. Это законодательство требует дополнительного анализа и требует формулировки определенных предложений в этой сфере. Повторяю, чтобы преградить путь во власть отдельным криминальным элементам.

И последнее. Сегодня нам предстоит обсудить повестку дня завтрашнего заседания Государственного совета. Мы предлагаем в качестве основной темы выбрать проблему земельной реформы. Мне бы хотелось с вами обсудить вопрос, как вы предлагаете построить завтрашнюю дискуссию.

Спасибо.


Обсуждение проблем самоуправления
[Самоуправление и федерализм]
[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Библиотека "История и современность"] [Форумы]