[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей]
 [Актуальные темы] [Законодательство по СРП]
Алексей Мельников
депутат Государственной Думы РФ
фракция "ЯБЛОКО"

Зачем нам нужен этот "прямой раздел"?

"Нефть России", № 3, 2001 год, с.40-41

Если говорить кратко, то поправка в Закон "О СРП" нужна для того, чтобы, вопреки "бюрократическому беспределу" и в соответствии с подписываемыми соглашениями, делить добытую компанией нефть на две части: одну - государству, другую - инвестору. Вот и все. Ведь действующая ныне "версия" закона, равно как и практика работы правительства, требуют от компаний-инвесторов нескольких лет трудов только для того, чтобы добиться права работать в рамках этих самых соглашений.

Подобные этапы "большого пути" не знают прецедентов в мировой практике. "По-нашему" сначала нужно, чтобы правительство внесло в Думу предложение о включении конкретного объекта в перечень месторождений, право пользования которыми предоставляется на основе СРП (при этом, учитывая еще и квоту запасов, разрешенных к разработке по этому режиму, нужно в эту квоту вписаться!).

В чем смысл данного ограничения, если столь явны преимущества работы в этом режиме, никто до сих пор не знает. Далее - компаниям следует постоянно убеждать Государственную Думу в том, что и так очевидно, - в степени полезности СРП для каждого разрабатываемого объекта. С умным видом серьезные люди складывают два и два и, получив искомую четверку, удовлетворенно кивают головой и нажимают на кнопку "за". И так три раза в течение нескольких месяцев (или лет) по каждому проекту! Затем очередь Совета Федерации, потом - президента. И если проект закона "не споткнется" на многотрудном пути (как это недавно произошло в случае с Ковыктинским месторождением), то, в конечном счете, он принимается.

Но радость длится, увы, недолго. Вскоре начинается мучительный процесс переговоров с государством по вопросу заключения СРП. При этом соответствующие правительственные комиссии порой работают, как на социалистической стройке (известен случай, когда по одному из проектов переговорная комиссия собиралась три раза в год). Поэтому конца-края переговорам даже по уже утвержденным месторождениям не видно.

Но если удается и СРП согласовано во всех инстанциях, то и в этом случае инвестору еще рано радоваться. Ибо в большинстве случаев ему снова предстоит обивать пороги Думы, "закрепляя" соглашение Федеральным законом. Однако пока еще никто из "марафонцев" не вышел на финишную прямую - все они застряли на стадии переговоров с порой просто неуловимыми правительственными комиссиями. Поэтому "прелестей" утверждения проектов в Думе
пока еще никто не испытал, но, зная думские обычаи, можно с уверенностью говорить: по срокам и затратам такого рода "утверждения" обещают не уступить боям за право "вписаться" в перечень.

Следует также добавить, что удовлетворительной нормативной базы по СРП до сих пор не существует. Годами ведутся дискуссии, но результата, по большому счету, нет как нет. Усилия же отдельных энтузиастов, обладающих и знаниями, и опытом, и ясным взглядом на проблему, упираются то в очередную "твердокаменную" позицию Министерства финансов вкупе с Министерством по налогам и сборам, то в деяния советников из Главного правового управления администрации президента.

Как же себя ощущают в этой ситуации нефтяные компании? Ответ на данный вопрос очевиден. Именно поэтому и появляются предложения вроде "прямого раздела". Ибо он, как считается, позволит избежать хотя бы части бюрократической процедуры, включая многочисленные согласования с правительством. Договорились - это нам, это вам, и отстаньте! Да и на стадии выполнения соглашения компании рассчитывают на то, что объясняться с государством будет гораздо проще. Все ведь предельно прозрачно - это не ныне действующая схема, где сначала вносятся платежи за право пользования недрами, затем после компенсации затрат происходит раздел продукции и затем со своей части инвестор платит налог на прибыль. В нормальных условиях это - хорошая схема, в наших же компаниях на нее смотрят с некоторым недоверием.

Конечно же, схема "прямого раздела" нужна, прежде всего, российским компаниям. А западным она не подходит из-за проблем с двойным налогообложением прибыли.

Попытка легализации "прямого раздела" - явный знак того, что сфера СРП должна быть решительно и быстро дебюрократизирована. Влияние государства здесь должно быть резко ограничено. Необходимо отменить утверждение перечней, ограничения по запасам, "закрепление" соглашений в парламенте. Срочно требуется ограничить самодурство фискальных ведомств и создать, наконец, нормативную базу СРП, способную привлекать инвестиции. Как можно скорее следует принимать поправки в законы, стимулирующие российских производителей оборудования и услуг работать по контрактам для проектов СРП. Руководству правительства и президенту необходимо наладить личный контроль за ходом подготовки к реализации хотя бы крупнейших проектов СРП. Надо, чтобы на рабочем столе президента каждый день лежала записка с тремя графами: слева - "сегодня сделано", в центре - "завтра будет сделано", справа - "не сделано, фамилии виновных, принятые меры". Будем так работать - успех не заставит себя ждать.

Пока же ситуация в сфере СРП крайне неблагоприятная. И если не принять решительных мер, то и дальше будет продолжаться то, что длится уже более пяти лет со дня вступления в силу Закона "О СРП" - бесконечная говорильня. В этом смысле "прямой раздел", как некий символ "антибюрократического бунта", очень важен. Может быть, это и есть первый шаг к решительным действиям.

Алексей Мельников
депутат Государственной Думы РФ
фракция "ЯБЛОКО"

"Нефть России", № 3, 2001 год, с.40-41

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей]
[Актуальные темы] [Законодательство по СРП]