[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей]
 [Актуальные темы] [Законодательство по СРП]
Гленн Уоллер
исполнительный директор Нефтяного совещательного форума

Хорошая машина, но пока без колес

"Нефть России", № 3, 2001 год, с.42

Возьму на себя смелость сравнить существующий в нынешнем варианте базовый Закон "О СРП" с... хорошей машиной, но, увы, пока еще без колес. Чтобы избавиться от этого недостатка, надо произвести некоторые "технологические усовершенствования". В частности, внести поправки не только в сам базовый закон, но и в ряд других. А тут подоспело еще одно новшество - "прямой раздел" продукции.

Скажу сразу, для иностранных компаний этот "раздел" - совершенно непривлекательный вариант. Главным образом, из-за проблем с зачетом по налогу, уплаченному за рубежом. Ведь если иностранный инвестор не заплатит налог на прибыль в России, то не получит налогового зачета и в своей стране. Таким образом, он будет обязан заплатить налог на прибыль по ставке, которую устанавливают у него дома "свои" налоговые органы. И тогда самым прогнозируемым результатом может стать такой, при котором иностранная компания просто не станет инвестировать капитал в проект. Но если, однако, все же решится осуществить капиталовложения и платить налог на прибыль в своей стране, то, наверняка, потребует для себя большей доли - для покрытия этого вида затрат - в прибыльной продукции, добываемой в рамках проекта. В результате же всего этого получится парадоксальная ситуация, когда Россия будет как бы субсидировать... иностранное государство.

К сожалению, законопроект, предусматривающий введение "прямого раздела", отразится и на самой традиционной модели СРП. Определение налога, которое используют в своей практике
соответствующие зарубежные ведомства, предусматривает, что он должен быть обязательным платежом, рассчитанным как обычный налог и уплаченным уполномоченному для этого ведомству. В том случае, когда существуют две модели (и при этом одна из них предусматривает вариант неуплаты налогов), то такие платежи не будут считаться обязательными и, следовательно, налоговый зачет предоставлен не будет. В результате этого иностранный инвестор должен будет уплатить налог на прибыль как в России, так и в стране происхождения.

Нам понятна мотивация введения "прямого раздела" у российских компаний, которые не имеют проблем с зачетом налогов, уплаченных за рубежом. Эта модель, вероятно, может быть применена по отношению к старым, истощенным месторождениям, когда добыча в условиях обычного налогового режима экономически нецелесообразна. В этом случае механизм возмещения затрат не столь важен, поскольку капитальные затраты, которые несет инвестор на начальном этапе проекта, меньше по объему.

С другой стороны, при традиционной модели СРП существует баланс интересов государства и инвестора. У обоих есть заинтересованность в минимизации затрат и увеличении объема прибыльной нефти.

Что же до вопроса о получении государством своей доли из первой же порции сырья, то это также возможно осуществить в рамках традиционной модели СРП при введении механизма cost stop (то есть предельного уровня компенсационной продукции).

В начале февраля нынешнего года было назначено новое ведомство, ответственное за production sharing, - Минэкономразвития под руководством Германа Грефа. Это дает нам определенные надежды: утвердить поправки к Положению о возмещении затрат, а также принять специальную главу Налогового кодекса, посвященную СРП. Возможно взаимоприемлемое решение и по "прямому разделу": сохранить его для российских компаний, не ставя при этом непреодолимых преград на пути внешнего инвестирования.

Гленн Уоллер
исполнительный директор Нефтяного совещательного форума

"Нефть России", № 3, 2001 год, с.42

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей]
[Актуальные темы] [Законодательство по СРП]