[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей]
 [Актуальные темы] [Законодательство по СРП]
Григорий Явлинский
Что может сделать Государственная Дума для развития нефтяной и газовой промышленности России
«Нефть и капитал», 1996 год, № 2
В среде политических аналитиков и экономических обозревателей (см., в частности, «Все здесь замерло до утра...», «Нефть и капитал» № 1, 1996) стало общим местом утверждение о том, что Россия не дождется масштабных российских и иностранных инвестиций в нефтяную и газовую промышленность до тех пор, пока в июне 1996 года не состоятся выборы президента Российской Федерации.

На мой взгляд, это справедливое утверждение. Действительно, политическая стабильность крайне важна для капиталоемких, с длительным сроком окупаемости проектов в области нефтяной и газовой промышленности.

Однако на самом деле важным является другой вопрос - что же случится после июня 1996 года, если желаемая «политическая стабильность» будет сохранена? Придут ли к нам инвестиции? Вопрос, таким образом, ставится так - только ли в политической стабильности дело? Нет ли других причин, препятствующих притоку инвестиций в российскую экономику? И если такие причины есть, то что надо сделать (как до июня 1996 года, так и после этой даты) для того, чтобы увеличился объем капиталовложений в экономику России?

Представляется, что помимо политической стабильности важнейшей причиной отсутствия серьезного интереса к России (а серьезно, это когда вкладывают деньги, а не занимаются разговорами о потенциальной выгодности) является состояние законодательства. Государственная Дума, Совет Федерации, президент должны начать действительно содержательную, основанную на системных принципах работу по внедрению гражданско-правовых принципов в недропользование, а также устранить противоречия, имеющиеся в рамках административного режима регулирования недропользования (начиная с противоречий и неясностей, имеющихся в законе «О недрах»). Громадное значение имеет также устранение противоречий между федеральным законодательством и законодательством  субъектов Российской Федерации в области недропользования.

Другими словами, речь идет о создании  привлекательного инвестиционного режима, такой системы законов, которая устраняет ситуацию, при которой единственной возможностью для реализации проекта является предоставление льгот.

Важно создать именно инвестиционный режим, принятие какого-либо одного, пусть и важного закона ничего не даст. В этой связи стоит привести пример закона «О соглашениях о разделе продукции», подписанного президентом 30 декабря 1995 года. У некоторых сложилось неправильное впечатление, что сразу за принятием закона начнется «золотой дождь». Однако для того, чтобы закон начал работать, необходимо внести поправки в закон «О недрах», принять отклоненные Советом Федерации изменения и дополнения к основам налогового законодательства, принять закон об иммунитете государства и его собственности, разработать нормативную базу, конкретизирующую положения закона. Только после всех этих изменений можно ожидать, что закон «О соглашениях о разделе продукции» заработает.

Представляется, что задачей VI Государственной Думы и является работа по созданию привлекательного инвестиционного режима, который создаст законодательные предпосылки для роста капиталовложений в нефтяной и газовый секторы российской экономики, а также в связанные с последними отрасли машиностроения. Мне сложно говорить о Государственной Думе в целом, ее позиция будет формироваться в результате обсуждений, но фракция «ЯБЛОКО» будет отстаивать пакет законодательных инициатив, реализующий указанную задачу (тем более, что решение этой задачи является одной из программных установок, с которой «ЯБЛОКО» шло на выборы). О чем идет речь?

1. Развивая использование гражданско-правовых принципов в недропользовании (уже принятых 1-й и 2-й частей ГК РФ), необходимо принять доработанный закон «О концессионных и иных договорах, заключаемых с инвесторами». В настоящее время в Государственной Думе существуют две версии этого закона, имеющие одну идейную основу. Этот закон в случае принятия сможет легализовать такие виды договорных отношений, как концессии и контракты на предоставление услуг.

2. Необходимо внести изменения в частный по отношению к закону «О концессионных договорах...» закон «О соглашениях о разделе продукции», который после долгой борьбы был принят в ухудшенном варианте (см. «Как был сфальсифицирован закон о разделе продукции», «Нефть и капитал» № 1, 1996), поскольку в законе появился ряд моментов, способных отпугнуть инвесторов.

Речь идет о формулировке пункта 1 статьи 17, согласно которой «изменения в соглашении допускаются только по согласию сторон, а также по требованию одной из сторон в случае существенного изменения обстоятельств в соответствии с ГК РФ. «Однако имеющиеся в виду 451, 452 и 453-я статьи 1-й части ГК носят общий характер, не содержат, да и не могут содержать положений о том, что означает понятие «существенное изменение обстоятельств» в отношении к соглашению о разделе продукции. В ходе обсуждения закона его оппонентами высказывалась мысль, что увеличение цен в полтора раза уже является существенным изменением обстоятельств (хотя в каждом соглашении о разделе продукции существует простой экономический механизм учета колебаний цен — скользящая шкала раздела продукции). Таким образом, для инвестора возникает очевидная неопределенность в отношении того, что же конкретно будет иметь в виду государство под понятием «существенное изменение обстоятельств». Для государства же такая настороженность инвесторов чревата потерей, или, по крайней мере, задержкой инвестиций.

Неблагоприятна и для государства, и для инвесторов формулировка, содержащаяся в пункте 1 статьи 6, согласно которой «соглашения, связанные с использованием участков на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне и на участках, отнесенных к особым государственным стратегическим интересам, а равно соглашения, заключенные без проведения конкурса или аукциона, утверждаются федеральным законом». Данное положение напрямую противоречит положениям части 1-й ГК, согласно 425-й статье которого «договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения». Более того, согласно статье 448 «в случае уклонения одной из сторон от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения».

Помимо этих положений есть еще целый ряд моментов, требующих изменений, в частности положение пункта 7 статьи 13, согласно которому инвестор не освобождается от взимания таможенных тарифов при ввозе в Россию товаров и услуг в соответствии с проектной документацией. Другими словами, принцип замены налогов разделом продукции не распространяется на таможенный тариф, что может иметь двоякие последствия. Во-первых, создается элемент нестабильности (поскольку за время реализации соглашения тарифы могут меняться) и, во-вторых, происходит дискриминация российских инвесторов по сравнению с иностранными (последние подпадают под действие закона «Об иностранных инвестициях», согласно которому в отношении таможенных тарифов на ввоз оборудования как раз и действует «национальный режим с изъятиями»). 

3. Поправки в законы «О недрах», «О таможенном тарифе», в основы законодательства о налоговой системе, легализующие, во-первых, разграничение сфер действий договорного и разрешительного порядка пользования недрами и, во-вторых, положения статьи 13 («Налоги и платежи при исполнении соглашения») закона «О соглашениях о разделе продукции».

4. Поправки в закон «О континентальном шельфе», доработка закона «О нефти и газе» (после отклонения президентом), имеющие целью отразить в этих законах возможность для инвестора и государства использовать гражданско-правовые формы отношений.

5. Скорейшая разработка и принятие части 3-й ГК РФ, который будет, в частности, содержать нормы о применимом праве, соприкасаясь с пунктом 3 статьи 1 закона «О соглашениях о разделе продукции». Необходимо также разработать предусмотренный 127-й статьей ГК закон об иммунитете государства и его собственности, без которого статья 20 закона о СРП не будет работать. 

6. Участие парламента (через механизм парламентских слушаний, а также через создание совместной с правительством рабочей группы) в разработке нормативной базы к закону «О соглашениях о разделе продукции». В свое время такая база была разработана под Указ Президента № 2285 от 24.12.93  «Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами». Она включала в себя следующие документы: примерное соглашение о разделе продукции, положение о порядке заключения и исполнения соглашений о разделе продукции, положение о налогообложении при реализации соглашений о разделе продукции, инструкция о порядке учета и отрасли возмещения капитальных и эксплуатационных затрат. Сегодня необходимо доработать эту базу с учетом принятого закона. 

7. Подготовка поправок в законы «Об инвестиционной деятельности», «Об иностранных инвестициях», а также в соответствующее налоговое законодательство, цель которых - добиться увеличения притока инвестиций в связанные с сырьевыми отраслями машиностроения. В этой связи - доработка закона о приоритетных федеральных целевых программах и разработка закона о финансовых институтах долгосрочного кредитования,

Представляется, что в случае принятия перечисленных актов Россия в основном получит законодательную базу, обеспечивающую приток инвестиций в ее экономику.           

Возможно ли провести такой пакет через Государственную Думу, учитывая, что большинство в ней принадлежит фракциям КПРФ и ЛДПР? Это будет очень и очень сложно. История предыдущей Думы показывает это с очевидностью. Однако я уверен, что законодательство, о котором говорилось выше будет служить национальным интересам России (не только интересам регионов, федерации, российских компаний, российских машиностроительных предприятий, но и интересам простых людей).  Поэтому вне зависимости от политических разногласий с КПРФ, ЛДПР и НДР по другим вопросам «ЯБЛОКО» сделает все возможное для того, чтобы убедить все фракции Государственной Думы в необходимости принятия указанных законов. 

Мы исходим из того, что это профессиональные вопросы, и разговор о них должен вестись не с помощью политических лозунгов, а на профессиональном экономическом и юридическом языке. 
 

Григорий Явлинский 
«Нефть и капитал», 1996 год, № 2, с. 10-12

 [Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей]
[Актуальные темы] [Законодательство по СРП]