[Начальная страница] [Карта сервера] [Форумы] [Книга гостей]
 [Актуальные темы] [Законодательство по СРП]
Алексей Мельников, Депутат Государственной Думы РФ, фракция “Яблоко”, Комитет по природным ресурсам и природопользованию 
 Зачем КПРФ лишает людей зарплаты, а Россию инвестиций?
25 января 1999 года
Выгоды законодательства о соглашениях о разделе продукции (СРП) для России не раз освещались на страницах печати. СРП даёт возможность привлечь на умирающие либо вновь открытые месторождения инвестиции, загрузить заказами российские предприятия, способствовать сокращению безработицы, росту заработной платы, доходов государственного бюджета. Словом, выгоды СРП, по сути являющегося эффективным правовым и экономическим механизмом привлечения частных инвестиций, настолько очевидны, что стороннему наблюдателю было непонятно, почему КПРФ и их союзники в Госдуме РФ в течение многих лет противились принятию этого важнейшего законодательства, на котором настаивала прежде всего фракция “ЯБЛОКО”? 

Наконец “лёд тронулся”. Фракция КПРФ после двух лет проволочек сподобилась проголосовать за законопроект, приводящий в соответствие с законом “О СРП” российское законодательство. Причём КПРФ голосовала практически за тот же самый текст, на принятии которого в течение 3-х лет настаивало “ЯБЛОКО”. Правда, за годы, в течение которых левое думское большинство блокировало принятие закона, мировые цены на нефть существенно снизились и на сегодняшний день перспективы инвестиций в нефтегазовую промышленность России выглядят не слишком радужно. А это означает, что тактикой постоянных проволочек КПРФ добилась только одного – тысячи и тысячи людей в Северодвинске и Хабаровске, в Ханты-Мансийском АО и на Сахалине именно “по милости” КПРФ будут сидеть без работы и зарплаты, госбюджет не получит доходов, а российские предприятия и организации заказов на производство оборудования и оказание услуг. 

“Почему же так получается?” – спросит читатель. “Может быть, - скажет он, - у КПРФ были веские основания не поддерживать законодательство о СРП?” Да нет, никаких таких причин не было. Если бы коммунисты и их союзники в Госдуме меньше занимались политиканством, а внимательнее вчитывались в то, что критикуют, то проку было бы больше. Люди жили бы лучше, да и страна не стояла бы у пропасти. 

В качестве примера удивительной некомпетентности фракции КПРФ можно привести статью депутата этой фракции Валентина Романова “СРП без иллюзий”, опубликованную в газете “Кворум” (20.01.98, № 22, с.10). Вот уж воистину, сочинение это, в противоположность помпезному заголовку, кладезь иллюзий, которые витают в головах членов КПРФ! И уже не вызывает удивления факт голосования за законопроект в “яблочной” редакции после трёхлетней затяжки (поражаешься, что вообще проголосовали). 

В.Романов довольно бодро вопрошает в своей статье, что раз СРП “идеальный путь привлечения иностранных инвестиций”, то почему его “не копирует Китай, хотя решительно идёт на создание смешанных компаний с совместным руководством?” И невдомёк члену КПРФ В.Романову, что как раз Китай давно (с 1982 года) и успешно (привлечено уже более 5 млрд. долларов иностранных инвестиций) применяет СРП. И прочитать об этом можно не в “демократических” СМИ, а в печатном органе партии В.Романова, газете “Правда России” (Юрий Андреев, “Без цели ничего не делают. Надо ли опасаться соглашений о разделе продукции?”, 21.11.96) , или, скажем, в издаваемом соратником В.Романова по фракции КПРФ А.Подберёзкиным журнале “Обозреватель” (Мидон Ше, “Соглашения о разделе продукции при морской нефтедобыче в Китае”, № 3-4, 1997). Почитав эти статьи и сравнив их с “творчеством” В.Романова понимаешь не только разницу между КПК Китая и КПРФ России, но и, легко находишь ответ на вопрос: “Отчего в Китае экономический рост, а в России падение?” И дело не только в реформах Гайдара-Чубайса, но и в косности КПРФ, которая труда себе не даёт изучить опыт реформ хотя бы в коммунистическом Китае (и это при всех декларациях Г.Зюганова). 

После того, как г-н В.Романов весьма лихо “разобрался” с Китаем, мы узнаём от него, что сторонники СРП должны ответить “чем закрыть бреши в доходной части бюджета, которые возникнут за счёт серьёзных налоговых льгот отечественным инвесторам в случае их перехода на механизм СРП?” Что же, сторонники СРП в 1327 раз скажут Вам, В.Романов, что СРП это не налоговые льготы, а другой, более эффективный для государства инвестиционный режим, который не только не сокращает доходов госбюджета, но и увеличивает их. Каким образом? Очень простым. Не секрет, что многие крупные нефтяные месторождения в России находятся на стадии истощения (например, знаменитый Самотлор), в том числе и из-за варварской эксплуатации в 70-80-е годы. СРП, создавая надёжную правовую основу для разработки таких месторождений, позволяет привлечь капиталовложения и продлить сроки их жизни. А раз так, то и доходы от этих месторождений ещё долгие годы будут поступать в бюджет. Если же говорить о новых месторождениях, которые ещё только предстоит осваивать и на которые без правовых и экономических гарантий, обеспечиваемых СРП, инвесторы не идут, то нетрудно догадаться, что без СРП мы получим в бюджет “0”, а с СРП неплохие деньги. Без СРП и думать нечего о том, что можно разработать такие масштабные проекты, как, например, “Сахалин-1” и “Сахалин-2”. 

В.Романов говорит также о том, что Госдума приняла в 1997 году первый перечень из 7 участков недр и торжествующе спрашивает: “Что делается с месторождениями, подпавшими под действие этих соглашений?” А что там может “делаться”, если разрешив заключать СРП по этим участкам недр, фракция КПРФ так и не смогла до недавнего времени принять закон, в соответствии с которым эти участки недр должны разрабатываться?! Образно говоря, посадили водителя в автомобиль, да позабыли залить бензин… И после этого, в течение полутора лет задают с заднего сиденья (временами просыпаясь) вопрос: “Это что за остановка, Бологое иль Поповка?” Ответ на этот вопрос известен. Поэтому вопрос о том, что “делается” с 7 участками недр В.Романов и фракция КПРФ в полном составе могут задать себе. 

Перечисление казусов в статье В.Романова несложно продолжить, но не хотелось бы утомлять читателя деталями. Разве только ещё один пример. В заключение своей статьи депутат из КПРФ говорит о том, что “ситуация в мире с топливно-энергетическими ресурсами обостряется”, “в XXI веке ожидается острый дефицит нефти, её запасы весьма невелики в сравнении с годовым потреблением в масштабах планеты”, а “индустриальный Запад” преследует цель “прямого или косвенного контроля над странами с большим объёмом полезных ископаемых”. Здесь что ни слово, то недоразумение. За 2 года цены на нефть упали в 2 раза, хорошее “обострение” ситуации с “ресурсами”! Цены обычно падают из-за того, что предложение товаров (в данном случае нефти) увеличивается. Или, если В.Романову и господам из КПРФ, понятнее на языке теории стоимости Карла Маркса – когда сокращается количество общественно-необходимого труда на единицу товара. Хотелось бы также отметить, что в России сосредоточено всего лишь около 5% от мировых запасов нефти и по этому показателю мы вполне сравнимы с такими регионами мира как Латинская Америка, Юго-Восточная Азия или Африка. За одним исключением – многие наши месторождения расположены в суровых арктических условиях. Кроме того, не худо бы знать членам КПРФ, что США уже обогнали Россию по добыче нефти. Да-да, на территории США нефти добывается больше чем в России! Что же касается XXI века, то не исключено, что в XXI веке будут найдены новые источники энергии и мы навсегда останемся с нефтью в недрах, так и не использовав её на благо наших людей. 

Если же мы не будем привлекать инвестиции на основе СРП (в разных формах – вложений иностранных компаний либо частных кредитов западных банков российским нефтяным компаниям), то эти деньги уйдут в другие страны, разрабатывающие полезные ископаемые, скажем, в Норвегию, Великобританию, или тот же Китай. 

И если г-ну В.Романову и другим членам фракции КПРФ “улыбается” картина мощного Китая, уверенно смотрящего в XXI век, и дряхлой России, которая всё ждёт результатов от разработки первых 7 месторождений на основе СРП (хотя хорошо известно, что в любой стране мира от начала освоения месторождения до добычи первой нефти проходят годы), то “ЯБЛОКУ” такое положение дел решительно не нравится. И потому, желая всяческих успехов нашему соседу в его экономических преобразованиях “ЯБЛОКО” хотело бы видеть Россию не менее сильной, чем Китай. А законодательство о СРП лишь один из инструментов, которые позволят России развить свою экономику. И надо не бояться, не оглядываться назад, а неуклонно, “не теряя головы”, добиваться как можно более масштабного внедрения СРП в хозяйственную практику. Такова точка зрения “ЯБЛОКА”. 
 

Алексей Мельников, 
25 января 1999 года 

[Начальная страница] [Карта сервера] [Форумы] [Книга гостей]
[Актуальные темы] [Законодательство по СРП]