[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей]
 [Актуальные темы] [Законодательство по СРП]
Игорь Ларионов
В одни ворота
  "Правда", 12 июля 1995 год, № 128, с.2

Госдума приняла федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции" и направила его на рассмотрение в Совет Федерации. В чём его суть? В привлечении инвесторов к разведке, добыче, переработке и транспортировке залежей полезных ископаемых с последующей передачей в собственность инвестора части продукции.

Сама по себе данная идея конструктивна, но с одной оговоркой. Нужно ли всегда обеспечивать за счёт государства инвестору компенсацию затрат на выплату банковского процента? Именно на это ориентирует рассматриваемый закон. Представим ситуацию. Частная компания, не вкладывая в проект собственных ресурсов, ничем не рискуя, получает льготный кредит от государства под залог выделенного ей месторождения. Значит, после его освоения частный "инвестор" должен получить вознаграждение исключительно за свою предпринимательскую активность, но не в качестве инвестора, поскольку собственного капитала он в проект не вложил. В данном случае частный "инвестор" выступает по существу в роли подрядчика, реализующего государственный проект. Однако представленный закон не проводит различия между инвестором по существу и инвестором по форме.

С новым законодательным актом можно было бы согласиться, если бы он гарантировал права не только частных инвесторов, но и государства. Однако он напоминает улицу с односторонним движением: оговорены только права, гарантии частных инвесторов. Интересы и права государства в законе необходимо оговорить подробно, в частности, отметив допустимые нижние пороги эффективности проектов и долю государства в продукции, а также конкретные случаи расторжения соглашений с учётом соблюдения государственных интересов.

Главный недостаток закона заключается в стимулировании и закреплении им на долгие годы топливно-энергетической и сырьевой ориентации народного хозяйства России в ущерб развитию собственных наукоёмких технологий, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, в конечном итоге науки, образования, культуры.

Действительно, согласно рассматриваемому закону частный инвестор становится неограниченным собственником части сырья или топливно-энергетических ресурсов. Он может без ограничений и уплаты таможенных пошлин (!) вывозить продукцию в другие страны (статьи 11 и 13). При этом предусматривается эксплуатация инвестором месторождений вплоть до его исчерпания, т.е. на очень долгий срок (статья 5).

Попытаемся спрогнозировать развитие ситуации в случае окончательного принятия закона. Зная линию исполнительной власти на отказ от бюджетных инвестиций в передачу их на усмотрение частного сектора, легко предвидеть, что разведка и разработка полезных ископаемых станет уделом частных структур. А уж коррумпированные чиновники порадеют им охотно.

Получается, что при реализации рассматриваемого закона не менее половины энергоносителей и сырья будет передано частным структурам, имеющим право свободно и беспошлинно их продавать на экспорт. Это при нынешней-то вольности.

Представленный закон создаёт неравные условия для отечественных и иностранных инвесторов, ставя последних над законом: "Права и обязанности сторон соглашения о разделе продукции, имеющие гражданско-правовой характер, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации, если соглашением о разделе продукции, в котором участвуют иностранные граждане и (или) иностранные лица, не установлено иное" (параграф 3 статьи 1).

Помимо кардинальных недостатков, этот документ страдает рыхлостью, недоработанностью. К сказанному приведём примеры. Параграф 2 статьи 3 выглядит так: "В случае, если в качестве инвестора в соглашении выступает не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, участники такого объединения имеют солидарные права и несут солидарные обязанности по соглашению". Представим, что с такого объединения необходимо взыскать крупную сумму в порядке возмещения ущерба. Как это осуществить при солидарной ответственности с коллективного субъекта, не обладающего правом юридического лица, следовательно, не имеющего ни собственных денежных средств, ни расчётного счёта? Взыскать нечто можно только с отдельных участников объединения, заранее оговорив меру экономической собственности каждого. Но в таком случае требуются не "солидарные обязательства по соглашению", а именно индивидуальные.

Новый закон работает лишь на узкую группу приватизаторов и сырьевых отраслей.

 

Игорь Ларионов
член-корреспондент Академии экономических наук
"Правда", 12 июля 1995 год, № 128, с.2
[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей]
[Актуальные темы] [Законодательство по СРП]