[Начальная страница] [Карта сервера] [Форумы] [Книга гостей]
[Актуальные темы] [Социальная политика]
Комиссия по социальной политике фракции "Яблоко"
Руководитель Комиссии Ярыгина Т.В.
Информационный бюллетень
 Выпуск 4 (20), апрель 1999 года
Этика предпринимательства.
Российско-немецкий семинар в Белгороде
В России много говорят о реальной экономике, об инвестициях, о развитии бизнеса. Но что-то не складывается ни с экономикой, ни с инвестициями, да и бизнес какой-то странный. Может быть, российские предприниматели не совсем правильно выстраивают свой бизнес? Не по стандартам, принятым на Западе? Неожиданную тему для обсуждения предложили немецкие ученые: какую роль играет этика в развитии экономических связей между Россией и Германией. В дискуссии, организованной Католической академией (Штуттгарт) и академией “Гражданское общество” (Москва), в январе 1998года в небольшом городке Вайнгартен приняли участие 20 ведущих специалистов Германии и России, а также предприниматели.

Профессор Карл Хоманн из университета Ингольштадт считает, что моральное поведение играет ключевую роль в успешном бизнесе. Но для того, чтобы, иметь возможность поступать морально, предпринимателю необходимы политико-правовые рамочные условия. Это своего рода правила игры, которые должны быть установлены и их исполнение должно быть обеспечено.

Профессор Йозеф Виланд – директор Центра экономической этики в г. Констанс - считает, что практическая проблема состоит в готовности к кооперации. Успех западного капитализма основан не на технологиях и не на капитале, а, прежде всего, на способности объединить огромное количество людей за счет вовлечения их в операции взаимообмена. Что же касается России, то – пусть это звучит несколько заостренно - у нее не будет никаких шансов построить процветающую экономику и добиться благосостояния для всех, если не создать культуру договорных отношений, культуру репутаций, культуру доверия и надежности.

Всего лишь 12 лет назад эта идея нашла понимание в Европе. В 1987 году была создана Европейская сеть экономической этики, объединяющая сегодня около 600 коллективных членов в 20 странах. Доктор Райнер Эльшлегель - один из руководителей Немецкой сети экономической этики считает, что чем раньше отделение организации появятся в России, тем скорее и успешнее будут развиваться экономические связи. Дискуссия была настолько острой и интересной, что все участники признали необходимость ее продолжения. Результатом первой встречи стало издание книги “Этика предпринимательства”, выпущенной издательством ЭПИцентр, в которой представлены основные материалы и выступления. 
 

Этика предпринимательства
“Этика предпринимательства”
Издательство ЭПИцентр
Москва, 1999г. Тираж 500 экз.

В марте 1999 года по инициативе Ассоциации промышленников и предпринимателей Белгородской области состоялась вторая встреча. К прежним организаторам прибавился промышленный Фонд Кербера (Гамбург), который уже 10 лет помогает обучению российских менеджеров. Участники – предприниматели из Белгорода , Москвы, Мюнхена, Ганновера. Среди докладчиков – проф. Й.Виланд, д-р Р.Эльшлегель, д-р Б.Скворцов, депутат Госдумы (фракции ”Яблоко”) Т.Ярыгина.

Белгородские хозяева постарались организовать семинар европейского уровня и им это удалось. Гости убедились, что в нашем бизнесе есть здоровые силы, способные воспринимать опыт Европы и следовать ему. Российские докладчики не просто анализировали ситуацию в бизнесе, но и предлагали конкретные пути улучшения экономических связей России и Германии. Депутат Госдумы от фракции “Яблоко”, президент академии “Гражданское общество” доктор Татьяна Ярыгина подробно проанализировала ситуацию с точки зрения законодательства. Сегодня, правила игры, установленные государством не способствуют укреплению моральных норм в предпринимательстве. Государство само разрушает нормы и правила этического поведения. Пример тому - объявленный 17 августа дефолт . Можно говорить не только о кризисе экономических программ правительства, но и о кризисе морально-этических ценностей. Германия за 50 лет существования демократии прошла путь от культуры индивида к культуре организации. России, видимо, еще предстоит пройти путь к культуре индивида, а затем к культуре государства. Этика в бизнесе – это не экзотика, а составная часть успешного продвижения на рынке. 

Это уже поняли белгородские предприниматели. Тезис о том, что не существует развитого рынка без моральной основы у них не вызывает сомнений. Но какими средствами можно действовать? Как выстраивать взаимоотношения между собой, как укреплять репутацию фирмы? Как бороться с неправовыми действиями властей и нечестными игроками на рынке? Для того, чтобы ответить на эти вопросы нужно сначала выяснить какие моральные ценности особенно важны для предпринимателей. Что ожидают русские и немцы от партнеров? Участники семинара, попытались определить наиболее важные ценности в бизнесе для той и другой стороны. На первом месте и те, и другие назвали доверие, затем – ответственность, надежность. Далее шкала ценностей несколько различалась. Например, русские считают, что дело должно быть интересно, а немцы – что договор должен неукоснительно выполняться. Была названа и готовность иностранного партнера следовать законам страны, в которой действует фирма.

Таким образом, есть общности и различия в ценностях, но выяснение позиций и явилось результатом двухдневной работы семинара. В диалоге поставлена запятая. Продолжение следует.

Российские предприниматели видят основную цель не только в продолжении дискуссии, но и в выработке стандартов, методик этического поведения на рынке. Ближайшей задачей белгородцы считают подготовку этического кодекса бизнесмена и создание сети Российской экономической этики.
 

II. Законодательная деятельность Государственной Думы.
Государственная Дума преодолела вето Совета Федерации на следующие законы:

Закон “О внесении изменения в статью 14 Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”.

Закон был принят Государственной Думой в январе 1999 года и отклонен Советом Федерации.

Закон устраняет возникшую правовую коллизию в таможенном праве. Вносится изменение в закон “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”, гарантируя гражданам, подвергшимся воздействию радиации, льготы по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах. 

Принят Государственной Думой 27.01.99 г.

Отклонен Советом Федерации 18.02.99 г.

Одобрен Государственной Думой в ранее принятой редакции 7.04.99.г.

Направлен Президенту 8.04.99 г.

Государственная Дума приняла в редакции, предложенной согласительной комиссией, следующие законы:

Закон “О Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений”.

Закон определяет правовую основу, принципы и порядок формирования и деятельности Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Комиссия состоит из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства Российской Федерации.

Закон устанавливает основные цели, задачи, права и порядок регулирования взаимоотношений трех сторон.

Координаторы сторон избираются указанными сторонами. Координатор Комиссии назначается Президентом. Он не является членом Комиссии.

Комиссия разрабатывает и утверждает регламент Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, определяет порядок подготовки проекта и заключения генерального соглашения.

Объединения работников, работодателей и представители государственных органов в ходе заседаний трехсторонней комиссии вырабатывают согласованную позицию по различным социально-трудовым вопросам и проводят работу по заключению генерального соглашения в рамках закона "О коллективных договорах и соглашениях". В законе заложен механизм контроля за ходом его выполнения.

Решение Комиссии считается принятым, если за него проголосовали все три стороны. Порядок принятия решения каждой стороной определяется регламентом Комиссии.

Закон инициирован фракцией “ЯБЛОКО”.

Принят Государственной Думой 15.01.99 г.

Отклонён Советом Федерации 27.01.99 г.

Принят Государственной Думой в редакции согласительной комиссии 2.04.99 г.

Направлен в Совет Федерации 6.04.99 г.

Закон “ О внесении изменений в статью 20-1 Закона Российской Федерации “О коллективных договорах и соглашениях”.

Закон приводит статью 20-1 закона "О коллективных договорах и соглашениях" в соответствие с законом “О Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений”, и вступает в силу одновременно с ним.

Закон инициирован фракцией “ЯБЛОКО”.

Принят Государственной Думой 15.01.99 г.

Отклонён Советом Федерации 27.01.99 г.

Принят Государственной Думой в редакции согласительной комиссии 2.04.99 г.

Направлен в Совет Федерации 6.04.99 г.

Государственная Дума приняла в третьем чтении следующие законы:

Закон “О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации”.

Закон подготовлен в связи с ратификацией Российской Федерацией Конвенции МОТ о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями.

Закон призван содействовать утверждению в обществе равноправия женщин, разделения их семейных обязанностей с мужчинами и предоставления трудовых семейных льгот как женщинам, так и мужчинам на основе принципа равных возможностей.

Закон предусматривает право работы в режиме неполного рабочего дня и использования дополнительных выходных дней и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы для обоих родителей.

При усыновлении ребенка в возрасте до трех месяцев отпуском может воспользоваться либо мужчина, либо женщина, также как и получать пособие в связи с таким отпуском.

Предусмотренные действующим Кодексом гарантии занятости, представляемые женщинам, имеющим детей, распространены на мужчин, воспитывающих детей до 3 лет, и на родителей, имеющих детей в возрасте до 14 лет, в семьях которых нет других членов семьи с самостоятельным заработком. 

Закон предусматривает для мужчин, имеющих детей в возрасте до трех лет, привлечение к работам в ночное время только с их согласия. Наряду с этим вводится норма, дающая не только женщине, но и мужчине, имеющему ребенка от трех до четырнадцати лет, возможность соглашаться или не соглашаться на привлечение к сверхурочным работам и направление в командировки.

Принят Государственной Думой 31.03.99 г.

Направлен в Совет Федерации 2.04.99 г.

Закон “ О внесении изменений в примечание к разделу III Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”.

Новая редакция улучшает положение граждан, постоянно проживавших в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, затем выехавших по разным причинам, и вновь вернувшихся на эти территории для постоянного проживания. Льготы и денежные компенсации предусмотренные им в этих зонах будут предоставляться исходя из времени проживания или работы в соответствующей зоне при условии, что указанные граждане не получили благоустроенное жилье на новом месте жительства или ссуду, а также в случае возврата органам исполнительной власти жилья, построенного за счет средств, направленных на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Принят Государственной Думой 31.03.99 г.

Направлен в Совет Федерации 2.04.99 г.

Закон ” О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации”.

Закон разработан в связи с решением Конституционного Суда, который признал неконституционным ограничение периода оплаты временной нетрудоспособности безработных граждан. Предусматривается, что в период временной нетрудоспособности безработных граждан им выплачивается в обычном порядке пособие по безработице.

Устраняются двойные выплаты безработным, которые несколько месяцев после увольнения получают одновременно и пособие по безработице, и среднюю заработную плату с учётом выходного пособия по последнему месту работы.

Для тех граждан, кто отказался от двух вариантов подходящей работы, кто не явился в установленный срок без уважительных причин в службу занятости и кто представил заведомо ложные документы, увеличивается срок повторного обращения в службу занятости для признания их безработными с двух недель до месяца.

Вводятся новые положения в отношении лиц, осужденных к исправительным работам без лишения свободы. Исправительные работы отбываются по основному месту работы осужденного, либо осужденный, не имеющий работы, обязан трудоустроиться самостоятельно и не вправе отказаться от предложенной органами службы занятости работы и переквалификации. В некоторые другие статьи внесены незначительные изменения чисто редакционного, уточняющего характера.

Принят Государственной Думой 7.04.99 г.

Направлен в Совет Федерации 12.04.99 г.

Закон “О бюджете фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации на 1999 год”.

Учитывая, что Государственная Дума отклонила представленный Правительством проект закона “О взносах в государственные социальные внебюджетные фонды”, бюджет Фонда пересчитан в соответствии с законом “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год”, принятым Государственной Думой 18.12.98г. и подписанным Президентом 4.01.99г.

Тариф страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования для работодателей - организаций, осуществляющих приём на работу по трудовому договору равен 3,6% ( из них 0,2% - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).

Доходы бюджета Фонда предусмотрены в сумме 1658 млн. руб., расходы - 1648 млн. руб. Превышение доходов над расходами (10 млн. руб.). Нормированный страховой запас устанавливается в размере 110 млн. рублей. Предусмотрено финансирование целевой программы по охране материнства и детства.

В случае неуплаты в установленные сроки страховых взносов в Фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования начисляются пени за каждый день просрочки в размерах:

по страховым взносам работодателей и др. плательщиков - 0,3%;

по взносам органов исполнительной власти на обязательное медицинское страхование неработающего населения - 0,1%.

За несвоевременное зачисление или перечисление страховых взносов в Фонд и территориальные фонды ОМС кредитная организация несет ответственность в трехкратном размере действующей ставки рефинансирования ЦБ Российской Федерации от суммы задержанного платежа за каждый день просрочки, а ее руководитель штрафуется на сумму пяти минимальных размеров оплаты труда. 

Принят Государственной Думой 7.04.99 г.

Направлен в Совет Федерации 12.04.99 г.

Закон “О государственной защите нравственности и здоровья граждан и об усилении контроля за оборотом продукции сексуального характера”.

Закон направлен на пресечение оборота порнографической продукции, а также на предотвращение бесконтрольного оборота продукции сексуального характера, способной нанести вред нравственности и здоровью граждан, прежде всего несовершеннолетних.

Не допускается вовлечение несовершеннолетних в деятельность по обороту продукции сексуального характера и использование их образов в продукции сексуального характера, а также при проведении зрелищных мероприятий сексуального характера.

Все виды деятельности по обороту продукции сексуального характера осуществляются при наличии лицензии.

Без лицензии на территорию Российской Федерации можно ввести только три экземпляра продукции сексуального характера.

Распространение и реклама продукции сексуального характера допускаются только в специально отведенных местах.

Они не могут быть расположены:

около образовательных учреждений для несовершеннолетних, памятников истории и культуры, ритуальных объектов, культовых зданий и сооружений, воинских частей;

в жилых домах, в помещениях органов государственной власти, специализированных учреждений культуры и искусства для несовершеннолетних;

на уличных лотках, рынках;

в киосках и мобильных павильонах, в подземных переходах;

на общественном транспорте.

Решения об отводе таких мест принимаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с органами местного самоуправления.

Зрелищные мероприятия сексуального характера проводятся также только в специально отведенных местах.

Распространение печатной продукции специализированных средств массовой информации сексуального характера почтой допускается только в запечатанной непрозрачной упаковке или в специально отведенных местах в запечатанной прозрачной упаковке.

Аудиовизуальная продукция сексуального характера, а также фильмы и программы эротического характера могут демонстрироваться с 1 часа до 4 часов по местному времени, а также при условии кодирования сигнала

Закон предусматривает проведение экспертизы продукции сексуального характера и зрелищных мероприятий сексуального характера. и заключения о допустимости ее оборота. 

Принят Государственной Думой 7.04.99 г.

Направлен в Совет Федерации 12.04.99 г.

Закон ”О внесении дополнений в статьи 113 и 114 Закона Российской Федерации ”О государственных пенсиях в Российской Федерации”.

Закон предусматривает социальную пенсию ВИЧ-инфицированным несовершеннолетним в возрасте до 18 лет - в размере минимальной пенсии по старости, а заражённым ВИЧ-инфекцией по вине медицинских работников и организаций, оказывающих медицинскую помощь - в размере 20 минимальных пенсий по старости.

Закон инициирован фракцией “ЯБЛОКО”.

Принят Государственной Думой 9.04.99 г.

Направлен в Совет Федерации 13.04.99 г.

Закон “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 1999 год”.

Бюджет Фонда на 1999 год рассчитан исходя из тарифа 5,4%.

Уточнена база для начисления страховых взносов в связи с введением налога на вмененный доход и выпадающими в связи с этим доходами Фонда, а также уменьшением на 10% фонда оплаты труда , т.к. отклонен законопроект “О взносах в государственные социальные внебюджетные фонды”.

Бюджет Фонда сформирован по доходам в сумме 48358,91 млн. рублей, по расходам в сумме 47071,91 млн. рублей с превышением доходов над расходами - 1287 млн. рублей. Среднегодовой коэффициент сбора страховых взносов предусмотрен в размере 0,9.

Основную сумму доходов в Фонд социального страхования в 1999 году составляют страховые взносы (43913 млн. рублей). Кроме этого федеральный бюджет перечисляет Фонду на финансирование расходов, связанных с санаторно-курортным лечением и оздоровлением граждан и их детей, а также с предоставлением льгот по выплатам пособий по социальному страхованию в соответствии с Законом Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”(696,96 млн. рублей). Предусмотрен также возврат Пенсионным фондом заимствованных в 1995 году средств (500,95 млн. рублей), а также прочие поступления(1560 млн. рублей) (это частичная плата за путёвки, пени и штрафы).

Основная часть бюджета будет направлена на выплату пособий, санаторно-курортное обслуживание, оздоровление детей

Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд, утверждается Правительством.

Принят Государственной Думой 9.04.99 г.

Направлен в Совет Федерации 13.04.99 г.

Закон “О бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 1999 год”.

Доходы Фонда на 1999 год пересчитаны с учетом действующих тарифов страховых взносов в соответствии с Федеральным законом “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год”(для работодателей- -1,5%).

Бюджет Фонда занятости сбалансирован по доходам и расходам и предусмотрен в размере 13476,7 млн. рублей.

На федеральном уровне централизуется 20% сбора средств, 80% остается на территории.

Доходы бюджета Фонда занятости в 1999 году формируются из страховых взносов работодателей(11984,6 млн. рублей),мобилизации просроченной задолженности организаций по платежам в Фонд (483 млн. рублей), прочих поступлений (483 млн. рублей) и остатка средств на 1.01.99 г. (359,1 млн. рублей).

Средства Фонда занятости будут направлены на:

специальные программы занятости - 911 млн. рублей;

программы обучения лиц, признанных безработными - 844,8 млн. рублей;

программы материальной поддержки лиц, признанных безработными - 9402,6 млн. рублей.

Впервые в бюджете отражено распределение средств федеральной части Фонда занятости, 80% которого будет направлено в качестве дотаций территориям с критической ситуацией на рынке труда.

Учитывая, что задолженность предприятий по страховым взносам со штрафами и пени достигла 13,8 млрд. рублей, разрешается предоставлять организациям с учетом их финансового состояния рассрочки на основе соглашений, заключаемых территориальными органами службы занятости и плательщиками. Особое внимание уделено предприятиям агропромышленного комплекса.

Закон предусматривает, что перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд занятости, утверждается Правительством.

Принят Государственной Думой 9.04.99 г.

Направлен в Совет Федерации 13.04.99 г.

Закон “О памятных днях в России”.

В Российской Федерации устанавливаются следующие памятные дни:

26 апреля - День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах;

22 июня - День памяти и скорби и День памяти защитников Отечества;

4 октября - День памяти защитников Конституции;

30 октября - День памяти жертв политических репрессий.

Законами субъектов Российской Федерации, а также совместными решениями работодателя и представительного органа работников организации памятные дни могут быть объявлены дополнительными выходными днями.

Все мероприятия по проведению памятных дней осуществляются по решению органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Расходы на проведение указанных мероприятий осуществляются за счет средств соответствующих бюджетов.

Принят Государственной Думой 16.04.99 г.

Направлен в Совет Федерации.

Закон “О моратории на проведение экспериментов в государственной системе социального страхования”.

Законом объявляется мораторий на проведение экспериментов в государственной системе социального страхования до 2003 года.

Появление этого закона было вызвано несогласием с планами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам осуществлять функции сбора страховых взносов в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и в фонды обязательного медицинского страхования. 

Министерство планирует провести эксперимент по сбору налогов во внебюджетные фонды в Республике Башкортостан, Хабаровском крае и Орловской области.

Принят Государственной Думой 21.04.99 г.

Государственная Дума приняла в первом чтении:

Законопроект "О курортном регионе федерального значения Кавказские Минеральные Воды"

Законопроектом определяется государственный статус, границы курортного района, полномочия Правительства, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения функционирования Кавказских Минеральных Вод. Учитывая особенность положения в общем федеральном устройстве курортного района , определяется организация управления этим районом, полномочия ее администрации, порядок финансирования, условия природопользования в пределах округа горно-санитарной охраны Кавказских Минеральных вод.

Принят Государственной Думой в первом чтении 31.03.99 г.

Законопроект "О внесении дополнений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

Законопроект предлагает установить новый вид государственного пособия гражданам, имеющим детей- единовременное пособие на ребенка к началу учебного года в размере минимального размера оплаты труда семьям, чей душевой доход не превышает величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

Пособие выплачивается не позднее второго месяца третьего квартала ежегодно на каждого ребенка, обучающегося в общеобразовательном учреждении независимо от его формы собственности, до окончания им обучения, но не более чем до 18 лет.

Принят Государственной Думой в I чтении 2.04.99 г.

Законопроект “О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации”.

Законопроект содержит принципы оказания противотуберкулезной помощи гражданам Российской Федерации, а также особенности применения данного закона по отношению к иностранным гражданам, лицам без гражданства, лицам, находящимся в организациях уголовно-исполнительной системы, определены права лиц, страдающих туберкулезом, их обязанности и ответственность.

Законодательно регулируется организация противотуберкулезной помощи гражданам, определяется возможность направления по решению суда на обязательное лечение лиц, уклоняющихся от обследования на туберкулез или лечения туберкулеза. Диспансерное наблюдение за больными туберкулезом и лицами с подозрением на туберкулез устанавливается независимо от согласия.

Законодательно определяется комплекс мер, направленных на профилактику туберкулезной инфекции, особенности проведения ветеринарно-санитарных и противоэпизоотических мероприятий.

Законодательно определяется финансирование расходов, связанных с оказанием противотуберкулезной помощи, из средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников, а финансирование профилактических мероприятий, направленных на раннее выявление туберкулеза, из средств Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Принят Государственной Думой в I чтении 14.04.99 г.

Законопроект “О внесении изменения в статью 112 Закона Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации”.

Законопроект предлагает установить для жителей районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям единый районный коэффициент к пенсиям для работников производственных и непроизводственных отраслей народного хозяйства.

Принят Государственной Думой в первом чтении 21.04.99 г.
 

Новости месяца
30 марта состоялось ежегодное обращение Президента РФ с Посланием к Федеральному Собранию. В этом году оно называлось “Россия – на рубеже эпох” (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации).

Традиционно в Послании специальный раздел посвящен социальной сфере. На этот раз Президент заявил, что ее надо рассматривать как важнейшую задачу не только выполнения текущих обязательств государства по выплатам заработной платы, пенсий и социальных пособий, но и постепенного погашения накопившейся задолженности.

В качестве основных подходов в проведении социальной политики были отмечены следующие принципиальные положения. 

  1. Расходы по зарплате и социальным выплатам в бюджетах всех уровней должны быть названы в числе приоритетных и защищенных, а средства, выделяемые на эти цели, использоваться только строго по назначению. 
  2. Создание двухуровневой системы социальных стандартов. Минимальных – когда за счет бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов удовлетворяются социальные потребности всех без исключения граждан. И общих – реализуемых за счет собственных средств населения, а при их отсутствии – за счет средств адресной социальной помощи.
  3. Переход на адресный принцип социальной помощи. В связи с этим - внесение значительных изменений в законодательство.
  4. Внедрение в социальную политику страховых принципов. Именно здесь находятся реальные источники для адресной социальной помощи. Необходимо создать условия для привлечения населения к инвестиционному процессу. 
  5. Инвентаризация активов и результатов деятельности социальных ведомств, внебюджетных фондов, а также многочисленных ведомственных фондов развития. 
  6. Корректировка политики занятости.
  7. Стратегия триединства здоровья нации – физического, психологического и духовного. Это должно стать стержневым моментом для социальной политики в сфере здравоохранения, образования, культуры и науки. 
На 89 страницах Послания, как и в предыдущие годы, очень часто употреблялись слова "надо" и "должны". Но, как и в предыдущие годы, слабым местом в нем явилось отсутствие механизмов осуществления предлагаемых преобразований. Самым важным механизмом реализации любых экономических программ является бюджет и основные направления денежно-кредитной политики. И то, и другое было утверждено задолго до Послания. Наверное поэтому в большинстве комментариев депутатов после встречи в Кремле звучал мотив : "Послание прочитано - забудьте".

6 апреля в Госдуме был получен из Правительства ответ на депутатский запрос по разъяснению ситуации с выплатой заработной платы работникам бюджетной сферы, а также пенсий и пособий. 

В нем отмечалось, что в результате принятых мер к началу 1999г. удалось полностью погасить задолженность по заработной плате работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета, и денежному довольствию военнослужащим (которая на 1 октября 1998г. составляла 13,3 млрд. рублей). 

В настоящее время, по заверению вице-премьера Правительства В.Матвиенко, расходы федерального бюджета на зарплату работникам бюджетной сферы финансируются своевременно и в полном объеме. 

Для урегулирования ситуации Правительство реализует комплекс мер финансового и организационного характера. Сюда относятся соглашения об оздоровлении государственных финансов и условиях оказания регионам финансовой помощи из федерального бюджета, подписанные с 82 регионами. Также отработана технология, в соответствии с которой регионы должны направлять на выплату зарплаты не менее 40% собственных доходов с учетом финансовой помощи из федерального бюджета. Минфин, со своей стороны, через казначейскую систему обеспечивает контроль за целевым использованием выделяемых средств.

В результате принимаемых совместных мер задолженность в декабре 1998г. - феврале 1999г. снизилась на 4,5 млрд. рублей (на 1 марта 1999г. восемь регионов не имеют задолженности). Сейчас средняя задолженность составляет 1,6 месяцев. Крайне неблагоприятной ситуация с выплатой зарплаты остается в Республике Алтай (6,9 месяцев), Магаданской области (5,8), Чукотском автономном округе (4,5), Сахалинской (4,0) и Читинской (3,2) областях. 

Постановлением Правительства РФ от 18 марта 1999 г. с 1 апреля т.г. повышена тарифная ставка 1 разряда Единой тарифной сетки по оплате работников организаций бюджетной сферы (ЕТС) до 110 рублей в месяц. Тарифные ставки всех остальных разрядов ЕТС проиндексированы в 1,5 раза. При этом соотношение тарифных ставок 1 и 18 разрядов с 1 апреля установлено как 1:8,23 (ранее – 1:10,07). Подобное изменение согласовано с общероссийскими объединениями работодателей и профсоюзов. 

Теперь с 1 апреля учитель или врач будет получать в месяц порядка 900-1000 рублей (с надбавками). Однако заложенные на это деньги (12,5 млрд. рублей) рассчитаны только на бюджетников федерального уровня, т.е. на 2,1 млн. человек. В регионах решения о повышении тарифных ставок ЕТС будут приниматься самостоятельно за счет собственных средств. Около 20 субъектов Федерации приняли об этом решение раньше, чем это сделано на федеральном уровне, еще около 40 регионов имеют финансовые ресурсы для подобного повышения. Около 30 регионов, имеющих наибольшую задолженность по зарплате, очевидно, столкнуться с финансовыми проблемами. 

Правительство утверждает, что с октября 1998 года выплата текущих пенсий финансируется своевременно и в полном объеме. Кроме того, всем пенсионерам в апреле решено выплатить единовременную компенсацию к пенсии в размере 60 рублей. Указ №391, устанавливающий компенсацию в связи с ростом цен на потребительские товары, издал Президент 31 марта. Предполагается, что эту компенсацию пенсионеры получат одновременно с пенсией уже в апреле или в начале мая. 

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" принято постановление Правительства РФ от 1 апреля 1999г. №363, по которому с 1 мая 1999г. все пенсии будут проиндексированы в 1,12 раза. Пересчет пенсий производится в связи с тем, что среднемесячная заработная плата (служащая базисом для исчисления пенсии) за первый квартал 1999 года установлена в размере 851 рубль. Учитывая, что лица, получающие минимальные пенсии, в результате индексации всех пенсий в 1,12 раза получат наименьшую прибавку (10,1 рубля против 45 рублей у максимальщиков), Указом Президента РФ от 30 марта 1999г. №392 предусмотрено увеличение с 1 мая на 60 рублей компенсационной выплаты пенсионерам, получающим минимальную пенсию (244,3 рублей). Одновременно лицам, получающим пенсии в сумме от 244,3 до 304,3 рублей, устанавливается дифференцированная ежемесячная компенсационная выплата в таком размере, чтобы общая сумма пенсии с учетом этих доплат была не менее 304,3 рублей в месяц. Это коснется порядка 8,3 млн. человек. 

Что касается ситуации с выплатой ежемесячного пособия на ребенка, то она остается трудной. Задолженность продолжает увеличиваться, и на 1 марта 1999г. она составляет около 27 млрд. рублей. 

Правительство РФ 22 ноября 1997г. приняло Постановление №1471 "О некоторых мерах по упорядочению выплат за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации", которым, фактически, ликвидируется территориально-производственный принцип управления средствами государственного социального страхования. Но средства внебюджетных фондов - это отложенная часть заработной платы наемных работников, управление которыми должно осуществляться социальными партнерами. Мировая практика свидетельствует, что ряд специфических отраслей с наиболее тяжелыми и вредными условиями труда (металлургия, угольная, атомная промышленность и некоторые другие) не должны проводить страхование работников на доминирующем принципе социальных компенсаций, что лежит в основе деятельности многоотраслевых региональных подразделений Фонда. Для этих отраслей в наибольшей степени характерны страховые риски и необходима плановая реабилитация. 

Фракция "Яблоко" считает необходимым сохранение действующей территориально-отраслевой системы государственного социального страхования и последовательно отстаивает свою позицию в этом вопросе. 19 марта 1999г. за подписью Г.Явлинского был направлен запрос в Правительство на имя премьера Е.Примакова, а 17 апреля 1999г. по инициативе фракции Государственная Дума приняла Постановление "О сохранении териториально-отраслевого принципа управления средствами государственного социального страхования Фонда социального страхования Российской Федерации". 318 депутатов поддержали этот документ. 

К началу текущего года, по данным Госкомстата, доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила около 30% (т.е. почти 40 млн человек оказались за порогом нищеты). В связи с этим руководители субъектов Федерации начали принимать свои решения. Так, Правительство Москвы расширило список лиц, которым предоставляются льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и услуг связи. Отныне 50%-ные скидки получат ветераны боевых действий на территориях других государств и пенсионеры (при выходе на пенсию). 

Губернатор Новгородской области Михаил Прусак объявил о создании специального фонда помощи малоимущим.
 

Комиссия по социальной политике фракции "Яблоко"
Выпуск 4 (20), апрель 1999 года
[Начальная страница] [Карта сервера] [Форумы] [Книга гостей]
 [Актуальные темы] [Социальная политика]