Доклад Центра экономических и политических исследований 
"Социальная политика в России" №5(29) 
ноябрь-декабрь 1997 года


МОЛОДЕЖЬ В РОССИИ

 

Проблемы молодежи сегодня

Ситуация в области исследования молодежной проблематики свидетельствует о том, что целостного представления о российской молодежи еще не сложилось, и у исследователей нет четких ответов на ключевые вопросы:“Сформировалось ли в России постперестроечное поколение?”, “Отражает ли сегодняшняя молодежь дух перемен?”, “Каков “герой нашего времени”?” и “На кого ориентирована молодежь?”.

Если сравнить нынешнее социальное положение молодежи с ее положением в 1990 году, то наиболее радикальные изменения обнаруживаются в труде, образовании, материальном положении и досуге.

Роль молодежи в сфере занятости, ее трудовой потенциал остается высоким около 3/4 занятых в народном хозяйстве молодых людей получили профессиональное образование. Однако это не исключает нарастающей безработицы среди молодежи, значительная часть которой работает в государственном секторе. Конфликт между потребностью молодежи в трудоустройстве и дефицитом рабочих мест на рынке труда является наиболее актуальным сейчас. Молодые люди в возрасте до 30 лет, по данным государственной статистики, составляют около трети безработных, зарегистрированных на бирже труда. Особый размах приобрела “скрытая безработица”, создающаяся за счет простоев предприятий, вынужденных отпусков, сокращения рабочей недели. Ею охвачено более 1/4 работающей молодежи.

Материальное положение молодых людей мало зависит от результатов труда, уровня образования, квалификации. Определяющим фактором является форма собственности. Хотя государственный сектор остается главным каналом социализации молодежи в сфере труда, в нем наблюдается устойчивая тенденция сокращения молодежной занятости. Если в 1990 году в частном секторе работало менее 5% молодых людей, то теперь в нем занят почти каждый пятый и каждый десятый подрабатывает. И эта тенденция будет нарастать, поскольку за последние пять лет оценки престижа работы на государственных предприятиях снизились вдвое. Охранник на фирме, рядовая служащая в банке получают в десятки раз больше высококвалифицированного инженера, работающего на государственном предприятии, или ученого. Поэтому каждый второй молодой человек не считает справедливой получаемую им зарплату.

Не менее опасным следствием подобной ситуации является уход молодежи из сферы материального производства в сферу распределения и обращения (около 25% молодежи за последние годы перешло в сферу распределительных отношений). “Экономическое предпринимательство”, на котором, в основном, сконцентрировали свою энергию молодые люди, нередко имеет простые разновидности (челночные операции, палаточная торговля), ориентированные на быструю адаптацию, краткосрочные вложения денег, получение немедленного вознаграждения.

Молодой человек перед лицом трудного выбора между работой на государственном предприятии с нищенской зарплатой, с одной стороны, и сомнительным, но высокооплачиваемым бизнесом, с другой, не редко оказывается вовлеченным в криминальные структуры.

Статистика МВД говорит о том, что за последние пять лет преступность существенно возросла и помолодела. Половину всех преступлений совершают молодые люди от 14 до 30 лет. Наиболее криминальная часть этой возрастной группы - подростки 16-17 лет. За последние годы на 32% увеличилась преступность несовершеннолетних, причем умышленные убийства, групповой бандитизм и разбой возросли до 61%. Наркомания и пьянство в понимании нового поколения уже являются нормой, только в 1995 году в состоянии опьянения было совершено почти 58000 преступлений (в 1991 году эта цифра была чуть более 27292). Особую популярность среди молодежи приобретают экстремистские объединения, проповедующие культ силы, и неофашизм (как например, появившееся в России недавно движение “бритоголовых” или скинов).

В 1997 году “подростковое население” достигло 9,3-9,4 миллиона человек, при этом из 10 тысяч подростков ежегодно совершают преступления 250 человек, то есть с ростом удельного веса молодежи в обществе возрастает и потенциал преступности в стране в целом.

Проблемы занятости молодежи тесно переплетаются с проблемами образования и получения профессии. Статья 43 Конституции РФ закрепляет право каждого гражданина на образование, гарантирует общедоступность и бесплатность, в том числе основного общего и среднего профессионального образования. Кроме того, каждый вправе на конкурсной основе получить бесплатно высшее образование в государственных и муниципальных вузах. Однако реально ситуация иная. Образование, практически, на всех уровнях становится платным, причем в престижных вузах стоимость его столь высока, что носит, по существу, запретительный характер. Но самое главное, что несмотря на это, резко падает престиж образования и профессионализма.

В сложившихся социально-экономических условиях квалифицированный труд перестает обеспечивать соответствующий жизненный уровень. 51,5% работающих молодых людей трудятся не в соответствии с приобретенной специальностью (в 1990 году таких было 38%), а каждый третий вообще не имеет профессии. Особенно тяжелым является материальное положение студентов. Социологические исследования учащейся молодежи показали, что в среднестатистическом бюджете студента стипендия покрывает лишь 5% расходов, помощь родителей - 45%, а 50% расходов покрывает сам студент.

Правда, в последние 2-3 года растет конкурс в вузы. Но этот факт не так легко интерпретировать. Означает ли это, что молодежь повернулась лицом к образованию или что понизилась планка образовательного уровня, или же просто юноши стремятся избежать призыва в армию?

Образование, включая профессиональное, не востребывается в сфере труда. В национальном докладе Президенту РФ “Система образования в России” отмечается, что в 1996 году 53% выпускников дневных отделений государственных вузов не получили направления на работу.

Был выявлен удивительный факт: чем лучше работает высшая школа России, тем хуже для нее, поскольку ее выпускники устраиваются в коммерческие структуры, эмигрируют за рубеж. Например, по оценкам израильтян, Израилю эмиграция из России дала больше, чем инвестиции США. А по данным ЮНЕСКО, ущерб России от “утечки мозгов” составил 30 млрд. долларов США.

Плохая работа вузов, которые до сих пор находятся на положении маргиналов науки (им достается лишь 5% всех бюджетных расходов на науку), делает интеллектуальные потери невосполнимыми. Ситуация усугубляется тем, что общественное признание науки крайне низко. Опросы, проведенные сотрудниками Центра исследований статистики науки Государственного комитета по науке и технике, показали: лишь 2% научных работников ожидают, что в их отрасль придет работать молодежь.

Судя по тому, что, выступая в конце ноября этого года на Совете безопасности, Президент России неожиданно для многих вынес на обсуждение проблему “утечки мозгов”, власти начали осознавать остроту проблемы. Однако федеральный бюджет на 1998 год свидетельствует о том, что пока результат этого понимания - лишь декларации.

Работа и учеба для молодых людей тесно переплетается еще с одной проблемой - службой в армии.

На сегодняшний день призывной контингент составляет около 1700 тысяч человек. Это 18-27-летние молодые люди, не служившие в армии. Ежегодно призывается около 400 тысяч человек (19,7% от призывного контингента), в то же время Министерство обороны заявляет о потребности силовых структур в призыве порядка 500 тысяч человек. Количество студентов, пользующихся отсрочкой от призыва - 65%. Количество граждан, освобожденных от военной службы, составляет 15,3%. Из года в год растет число юношей, не являющихся на призывные пункты: если в 1985 году от призыва уклонилось 43 человека, в 1995 году уже более 30 тысяч; а в 1996 году - 31 тысяча молодых людей, из которых 9,5 тысяч - в Москве, 5 тысяч - в Санкт-Петербурге.

Согласно исследованиям, проведенным Министерством обороны Российской Федерации, в течение последних лет отмечается устойчивая тенденция снижения качественных характеристик молодого поколения.

Так, до 40% молодого пополнения весеннего призыва в 1996 году не могли выполнить низшие нормативы по физической подготовке солдат и сержантов, 11,5% имели дефицит веса. Каждый четвертый из новобранцев требовал медицинского контроля по причине ослабленного здоровья и хронических заболеваний. У 28% присутствовали признаки отставания в умственном развитии. В 1996 году не призваны на военную службу по состоянию здоровья более 310 тысяч человек. Вследствие некачественного медицинского освидетельствования в войска попадают призывники с различными патологиями. Только в 1996 году после углубленного медицинского обследования, проведенного в частях, было досрочно уволено с военной службы более 1,5 тысяч человек.

Только в соединениях и частях сухопутных войск почти половина пришедшего в этом году молодого пополнения употребляла до призыва спиртные напитки, причем 12% - регулярно, 8% - пробовали наркотики, такое же количество состояло на учете в милиции за различные правонарушения. Склонность к суицидным проявлениям отмечена у 7% призывников.

Эти данные подтверждаются Минздравом РФ. Общая заболеваемость подростков, начиная с 1992 года, возросла более чем на 20%. При этом доминируют болезни, причины которых имеют ярко выраженный социальный характер. Отмечен рост заболеваемости туберкулезом среди молодежи на 30%, венерическими болезнями среди подростков - в 16 раз. Число лиц, взятых на учет в психодиспансерах в связи с употреблением наркотиков, выросло более чем в 3 раза, еще более высокими темпами идет алкоголизация подростков.

Беспрецедентна для мирного времени смертность лиц молодого возраста. За период с 1992 по 1996 год она выросла среди 15-19-летних - на 36,4%; 20-24-летних - на 52,3%; 25-29-летних - на 61,9%.

Продолжается падение образовательного уровня призывников. Если в 80-х годах высшее и среднее образование имело свыше 90% молодого пополнения, то в 1995 году число таких призывников едва превысило 70%. Растет число юношей с начальным образованием. До 70% молодого пополнения при проверке интеллектуальных данных и умственных способностей не справились с простейшими математическими задачами и тестами.

Происходит дальнейшее снижение престижа военной службы среди призывной молодежи. Более половины из числа молодого пополнения считает службу в армии неблагодарной повинностью, которую следует выполнять лишь в силу уголовного преследования. Каждый десятый заявил о том, что служить не желает и при удобном случае будет стремиться уклониться от выполнения военной обязанности.

В качестве основных причин, формирующих негативное отношение к службе в Вооруженных Силах, большинство призывников называют: принижение значимости военной службы в государстве, “чеченский синдром”, боязнь “дедовщины” и трудностей, обусловленных спецификой жизнедеятельности армии и флота.

Проблемы с работой, финансовые трудности и негативное отношение к службе в армии формируют основные риски молодежи. Согласно специальному обследованию молодых жителей Владимира, проведенному в 1995 году, основными опасениями молодежи являются:

 
для рабочих война,
  болезнь,
  бедность,
  безработица;
.
для служащих болезнь,
  война,
  бедность;
 
для безработных болезнь,
  бедность,
  война;
 
для работников милиции измена любимого человека,
  болезнь,
  война;
 
для студентов измена любимого человека,
  война,
  бедность,
  безработица;
 
для учащихся ПТУ измена любимого человека,
  война,
  болезнь,
  безработица;
 
для школьников война,
  измена любимого человека,
  болезнь.
 
Важно подчеркнуть, что страх бедности связан с опасениями безработицы. Показатель, выражающий страх перед безработицей, характеризуется самым высоким факторным весом. К сожалению, ситуация в стране не ослабила указанных опасений и в 1997 году.

Интересны итоги проведенных учеными Екатеринбурга социологических исследований “Молодежь - будущее России”. В них молодежь отвечала на 4 вопроса:“Как вы оцениваете ситуацию в России?”, “Как вы оцениваете ситуацию в городе?”, “Как вы оцениваете ситуацию в трудовом (учебном) коллективе?”, “Как вы оцениваете ситуацию в личной жизни?”.

Результат анализа ответов получился следующий: страна - гибнет, город - с трудом выживает, трудовой (учебный) коллектив - еще существует, сам молодой человек - живет неплохо.

По-видимому, несмотря на то, что многие исследователи определяют общую тенденцию развития молодежи как негативную, прагматизм современной молодежи дает основания полагать, что у нее есть определенный потенциал для того, чтобы переломить ситуацию. Однако остался открытым вопрос - каким образом и в системе каких ценностей может произойти этот перелом.

 

Правовые гарантии молодежи

Проблемы, с которыми сталкивается российская молодежь, а также то особое место, которое она занимает в становлении нового общества, обусловили попытки формирования специальных законодательных актов, регулирующих права молодежи в сфере политической, экономической и общественной жизни. В частности, в 1991 году был принят Закон СССР “Об общих началах государственной молодежной политики в СССР”.

После распада Союза попытки законодательного урегулирования правового статуса молодежи на федеральном уровне продолжились. Так, в сентябре 1992 года был подписан Указ президента РФ “О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики”, в июне 1993 года Верховным Советом РФ были приняты “Основные направления государственной молодежной политики в РФ” с соответствующими указаниями Правительству о совершенствовании действующего законодательства, в сентябре 1994 года утверждена федеральная программа “Молодежь России”, рассчитанная на 1994-1997 годы, а в августе 1997 года подписан Указ Президента о федеральной целевой программе “Молодежь России (1998-2000)”.

Кроме того, ряд правовых актов, в том числе и кодифицированные акты, на федеральном уровне представляют молодежи специфический правовой статус, который характеризуется, в частности:

. освобождением от правовой ответственности или применением более мягких ее форм за совершенные правонарушения (статьи 20,59,61, 87-96 Уголовного Кодекса РФ; статьи 13,14 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях; статьи 26 Гражданского Кодекса РФ);

. ограничением объема имущественных прав и обязанностей (статьи 21,26,27,28 Гражданского Кодекса РФ);

. невозможностью до достижения установленного законодательством возраста занять определенные должности (например, законы РФ “О статусе судей в РФ” и “О прокуратуре РФ”, устанавливающие возрастные цензы) или быть субъектом трудового права (статья 173 Кодекса законов о труде РФ);

. предоставлением льготного правового режима (например, статьи 174-183 Кодекса законов о труде РФ).

Однако огромное количество правовых норм, регулирующих права и обязанности молодежи и их распыленность по различным правовым актам привели к тому, что ими не только сложно пользоваться, но трудно даже изучить без специальной подготовки.

Создавшаяся ситуация позволяет исполнительной власти, прежде всего на федеральном уровне, произвольно трактовать в своих постановлениях не только отдельные нормы, но даже возраст лиц, относящихся к молодежи. Такая же неопределенная ситуация сложилась и с понятиями “молодая семья” и “молодой специалист”. Это, безусловно, создает проблемы в правоприминительной практике.

Одним из наиболее болезненных вопросов в сфере федерального законодательства является закон об альтернативной гражданской службе.

В статье 59 (пункт 3) Конституции Российской Федерации записано:“Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой”.

Федеральный закон “Об альтернативной гражданской службе” был внесен в Государственную Думу в апреле 1994 года и принят в первом чтении 14 декабря 1994 года. Его концепция лежала в общем русле военной реформы и реформирования вооруженных сил, идеи переориентации армии, формирующейся по призывному принципу, на профессиональную армию, которая основывается на добровольной службе и найме военнослужащих по контракту.

Но ко второму чтению (декабрь 1995 года) в проект закона были внесены поправки, которые вызвали протест со стороны молодежных антимилитаристских организаций и объединений солдатских матерей. Они настаивали на том, что в законе были “урезаны” важные демократические положения и в таком виде он ущемляет права личности.

Основные разногласия вызывали следующие статьи:

. статья 5, где утверждалось, что альтернативная гражданская служба может быть предоставлена гражданину только в случае, если он представит доказательства истинности своих убеждений или вероисповедания;

. статья 6, - место альтернативной службы определяется только по экстерриториальному принципу, исходя из интересов государства (вместо службы по месту жительства);

. статья 7, - продолжительность альтернативной гражданской службы составляет 48 месяцев, а для граждан с высшим образованием - 24 месяца (что практически в два раза превышает сроки военной службы по призыву);

. статья 8, - в условиях чрезвычайного или военного положения действие права на замену военной службы гражданской приостанавливается.

Также предусматривалось проживание в казарме, участие в боевых дежурствах, получение денежного довольствия около 20 тыс. рублей в месяц вместо заработной платы по трудовому договору и т.д.

По сути, в законопроекте, подготовленном ко второму чтению, альтернативная гражданская служба по суммарным тяготам и лишениям приравнивалась к военной службе по призыву (только без ношения оружия).

Конфликтная ситуация вокруг закона потребовала продолжения работы над ним. В настоящее время законопроект об альтернативной гражданской службе находится в работе. Предполагается, что он будет вынесен на рассмотрение Госдумы в следующем году.

А пока уже в 1996 году более 500 призывников заявили о своем конституционном праве на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Из них в суд обратились 110 человек. В 37 случаях суд признал права молодых людей. Но даже если дело выиграно в суде, это не снимает остроты проблемы, потому что призывник остается в подвешенном состоянии, между военкоматом, который готов пойти на любые нарушения, лишь бы “отказник” оказался в рядах армии, и гражданской жизнью, где без военного билета он не может пользоваться всеми правами гражданина.

На региональном уровне в ряде субъектов Российской Федерации приняты законы о молодежи: в Башкирии (1991 год), в Республике Татарстан (1993 год), в Оренбургской области (1995 год), в Московской области (1995 год). В них, зачастую, декларируется содействие молодым в получении информации о своих правах и обязанностях, но не содержится конкретного механизма реализации этого положения. Лишь в некоторых субъектах Федерации законодательство о молодежи включает положения о правовом воспитании молодых людей и устанавливает механизм его осуществления, в частности, в Самарской и Кировской областях. Также как и федеральные законы, действующие нормативные акты субъектов Федерации, в основном, касаются предоставления молодежи материальных льгот в сфере предпринимательства.

Законы субъектов Федерации различны по своему содержанию и иногда противоречат федеральному законодательству, ухудшая положение несовершеннолетних. Так например, статьей 23 закона “О молодежи” Республики Татарстан предусмотрена возможность использования труда несовершеннолетних при достижении ими возраста 13 лет, хотя в Федерации этот возраст равен 14 годам.

Таким образом, проблема систематизации действующих в настоящее время нормативных актов, касающихся молодежи, в рамках одного федерального закона и единообразного применения действующих норм на всей территории Российской Федерации является весьма актуальной. Однако было бы преувеличением сказать, что сама молодежь озабочена этой проблемой. Индифферентность по отношению к этому вопросу является отражением общей позиции молодых людей к политическим и общественным проблемам.

 

Политическая и общественная активность молодежи

В постсоветской России исчезла монополия единого и единственного политического союза молодежи. После поражения августовского “путча” 1991 года волна демократической эйфории резко повысила социально-политическую активность общества, в том числе и молодежи. Достигнув максимума, эта активность стала спадать, что сопровождалось исчезновением многих молодежных объединений, значительным уменьшением численности оставшихся. В настоящее время в Министерстве юстиции зарегистрировано 92 молодежные организации.

Сегодня среди российской молодежи нет жесткого политического размежевания, и аполитичность выступает существенной чертой, характеризующей молодое поколение. По проведенному в июне 1996 года опросу только 1% студентов состоит в каких-либо партиях или движениях. Разуверившись во всех властных структурах, большинство молодых людей индифферентно относится к любым формам социально-политической деятельности. Молодежный электорат раздроблен не только по возрастным, но и по социальным группам, сильно отличающимся по своим интересам. Так, на выборах в Государственную Думу ни один блок или партия, кроме “Яблока”, не собрали даже 10% голосов молодых избирателей.

Можно отметить лишь две активно действующие демократические либеральные молодежные организации: антифашисткое молодежное действие (создано в сентябре 1994 года) и либеральный союз “Молодежная солидарность” (образован в ноябре 1995 года). Главной своей целью они ставят демилитаризацию общества, и в первую очередь, молодежи; активно поддерживают принятие закона об альтернативной службе.

В результате новой ситуации, возникшей вследствие запрета политической деятельности в трудовых и учебных коллективах, политика переместилась из производственной и учебной сферы в сферу свободного времени молодежи, и поставила новые молодежные организации в состояние конкуренции с традиционными досуговыми структурами. В конкретных российских условиях эта конкуренция оказалась неравной. Молодежные структуры не сумели завоевать ни признания, ни авторитета у широких слоев подрастающего поколения. И если около половины молодых людей считают целесообразным существование в России молодежных организаций, то лишь 7-10% сами готовы вступить в них.

Чаще всего, с точки зрения программной деятельности, молодежные союзы идут по пути ухода от политики в сторону выражения профессиональных интересов различных категорий молодого поколения. Среди наиболее крупных - Российская ассоциация профсоюзных студенческих организаций, объединяющая студентов 250 вузов. Выявилась еще одна тенденция: стремление к объединению свойственно преимущественно учащейся (студенческой) молодежи и молодой интеллигенции. Работающие же в производстве молодые люди не проявляют даже слабой заинтересованности в создании собственных объединений.

Как показывают данные социологических исследований, чем масштабнее социальные преобразования, тем сильнее тенденция к образованию неформальных молодежных группировок. В настоящее время в молодежной среде можно выделить три ведущих тенденции.

Первая характерна для молодых людей, занимающихся мелким бизнесом (мажоры). Такие группы складываются в интересах деловых операций (в основном, разовых) и проведения свободного времени. Они ориентированы на легкое добывание денег и “красивую жизнь”.

Вторая тенденция проявляется в деятельности “люберов”, “гопников” и т.п. Они отличаются жесткой дисциплиной и организованностью, агрессивностью, исповедыванием “культа физической силы”, ярко выраженной криминальной направленностью. Основу деятельности таких групп составляют мелкий рэкет и спекуляции.

В условиях политической нестабильности подобные объединения представляют значительную опасность, поскольку являются достаточно пластичным материалом и в любой момент могут стать инструментом в деятельности политических организаций радикальной и экстремистской ориентаций.

Однако внимание к различным неформальным молодежным организациям явно преувеличено. Может показаться, что вся молодежь состоит только из неформалов. Таким образом упускается из виду едва ли не большая часть современной молодежи, которая “качает” мускулы, увлекается музыкой, “тусуется”, но не это для нее выступает жизненной целью. Среди них - так называемые “яппи” и “неояппи” (третья тенденция). Это выходцы из средне- и малообеспеченных семей. Они ориентировны на обеспечение себе в будущем “нормальной жизни” (материального достатка) и на продвижение по социальной и служебной лестницам. Их интересы концентрируются в сфере образования как необходимой предпосылки достижения цели. При этом образование рассматривается не как способ самораскрытия, а как шанс успешного продвижения в жизни.

Описанные выше тенденции не являются исчерпывающим описанием современной молодежной среды. Ценностные ориентации перечисленных неформальных группировок нельзя назвать ни всеобщими, ни ведущими. Однако они являются отражением проблем общества и дают пищу для размышлений о том, каковы будут ценностные ориентации россиян ХХI столетия.

 

[Начальная страница] [Актуальные темы][Карта сервера] [Форумы] [Книга гостей]