[Начальная страница][Карта сервера/Поиск][Новости][Форумы][Книга гостей]
 [Актуальные темы][Социальная политика]
Объединение "ЯБЛОКО" Комиссия по образованию
Программа объединения "Яблоко" в области образования
1999 год
Образованные люди - главное условие успеха всех экономических, политических, социальных преобразований в России, главный стратегический ресурс страны. Вот почему ЯБЛОКО считает образование основным приоритетом своей политики. 

В программе изложена образовательная стратегия ЯБЛОКА, сформированная на основе идей, выдвинутых представителями педагогической общественности, конкретные действия, способные вывести российское образование из глубочайшего кризиса, в котором оно оказалось. 

Образовательная программа ЯБЛОКА пишется и обсуждается вместе с самыми широкими слоями образовательного сообщества: профессиональными учительскими ассоциациями, форумом "Российская школа",учеными, учителями, воспитателями, преподавателями вузов и колледжей, родителями, -- всеми, кому небезразлична судьба российского образования. 

Мы благодарим всех, кто прислал свои предложения и замечания к первому варианту образовательной программы ЯБЛОКА, представленной Григорием Явлинским и образовательной комиссией ЯБЛОКА накануне нового учебного года. На основе этих предложений и создан новый вариант программы, предлагаемый Вашему вниманию.

Представляя образовательную программу ЯБЛОКА, мы понимаем, что программа действий, даже самых разумных и осмысленных – это еще далеко не все. Необходима политическая воля людей, готовых воплотить программу в жизнь.

Поэтому мы просим всех, кому дорого российское образование, не только прислать нам свои замечания и предложения, но и, выбирая из множества претендентов на депутатское, губернаторское или президентское кресло, внимательно посмотреть, как этот самый претендент выглядит, как говорит, остались ли у него на лице следы образования, интеллигентности, ума, порядочности…  


Образовательная комиссия "ЯБЛОКА"


Содержание

Образование и Россия

Политическая основа нашей образовательной стратегии

Наши образовательные ценности и ориентиры

Наша оценка положения дел в образовании

Основные направления реализации нашей образовательной политики

I. Стабилизация экономического положения в системе образования
II. Социальная поддержа учащихся
Ш. Социальная и профессиональная поддержка работников образования
IV. Общественно-государственное управление образованием
V. Основные меры по повышению качества и эффективности образования

Права ребенка

Первоочередные шаги "Яблока" как парламентской партии по поддержке системы образования
 
 

Образование и Россия

Объединение “Яблоко” считает поддержку и развитие образования важнейшей своей задачей. Нефть, газ, лес, земля, уголь, руды, энергия рек и атома, золото - стратегические ресурсы страны, и этих ресурсов у нас немало. Но в действительности они ничего не значат без главного ресурса, -- человеческого

Человеческий ресурс, образованные люди - основной капитал любой страны. Он сохраняется и обогащается в первую очередь посредством образования. Именно образованные люди станут главным стратегическим источником роста национального богатства и достойного уровня жизни в России XXI века.

Все политические, экономические, правовые и прочие реформы в России обречены, если государство не делает главную ставку на решающий - то есть человеческий фактор. 

Сегодня образование для России - это не только приоритет, но и императив. Образование -- необходимая основа свободы, благосостояния, конкурентоспособности России, основа правового государства, социально ориентированной рыночной экономики, гражданского общества, общественного и межнационального согласия.

Политическая основа нашей образовательной стратегии

Наша образовательная стратегия органично связана с нашими общеполитическими, гражданскими ценностями и целями, на достижение которых направлена вся политическая деятельность “Яблока”. Мы стремимся:

  • Построить в России правовое государство, в котором гражданин должен будет знать свои права и уметь их отстаивать. Знание своих гражданских прав, многообразные правовые навыки человек должен приобретать со школьной скамьи.
  • Сделать Россию открытой страной, все более эффективно и полно интегрирующейся в мировое сообщество. Для этого каждый выпускник школы, ПТУ, техникума и вуза должен обладать высокой конкурентоспособностью на отечественном и мировых рынках труда. Он должен владеть современными общеупотребительными технологиями, в том числе компьютерными, и иностранными языками. 
  • Сохранить и обогатить всю российскую многонациональную культуру, идти по пути становления общества взаимного уважения и взаимной терпимости. Этнические, языковые, религиозные, культурные ценности и традиции каждой нации, каждого народа, живущего в России, должны уважаться и защищаться. Для этого необходимо, чтобы уважение и понимание общероссийской и национальной культуры закладывались в детском саду и школе, развивались в высших и средних специальных учебных заведениях.
  • Укрепить в России свободу и ответственность общества. А значит, каждый человек должен уметь принимать самостоятельные решения в условиях выбора и нести за это ответственность. 
  • Сформировать в России общество высокой политической культуры, основы которой должны закладываться всей системой образования.
  • Построить в России социально ориентированную рыночную экономику. Для этого в школе, ПТУ, техникуме и вузе у человека необходимо воспитывать инициативность, предприимчивость, активность -- в сочетании с чувствами социальной справедливости, взаимопомощи, естественным вниманием к проблемам и интересам окружающих людей.
Наши образовательные ценности и ориентиры.
  1. Реальные конституционные гарантии прав граждан на общедоступное и бесплатное образование, приоритетность образования на всех уровнях государственной политики – федеральном, региональном, муниципальном.
  2. Высокое качество и эффективность образования, его практическая жизненная направленность. Широкая вариативность образования – "образования по выбору", ориентированного на потребности личности, общества, страны.
  3. Эффективная муниципальная школа как основа демократической школьной системы России и местной демократии. Автономия (самостоятельность) образовательных учреждений. Общественно-государственное управление образованием.
  4. Открытость и ответственность образовательной политики – прозрачность финансовых потоков в системе образования, открытость требований, предъявляемых к образовательным учреждениям и учащимся, в том числе на конкурсных испытаниях, открытый для общества характер принимаемых принципиальных решений и ответственность за выполнение этих решений.
  5. Единое образовательное и культурное пространство страны, полноценная реализация культурных и образовательных запросов всех народов России, развитие лучших традиций российского образования, неразрывность образования и повышения нравственного, духовного потенциала личности и страны в целом.
Ключевые слова нашей образовательной политики: бесплатность и приоритетность, качество и эффективность, выбор и вариативность, открытость и ответственность.
 
 

Наша оценка положения дел в образовании

Сегодняшнее состояние системы образования "Яблоко" рассматривает как катастрофическое. 

Позором для российской власти стали забастовки и голодовки учителей, вызванные вопиющими невыплатами зарплаты.

Осенью-зимой 98 года эти голодовки уже вызвали случаи смерти среди учителей. Сложилась поистине парадоксальная и далее абсолютно нетерпимая ситуация: учителям муниципальной школы (а в России подавляющее большинство школ являются муниципальными) месяцами не выплачивают зарплату, и никто за это не несет персональной ответственности. Пресловутые “трансферты”, идущие для бюджетной сферы на места из федерального центра, расходуются как угодно и до школ не доходят. Власть безмолвствует, либо ограничивается морализаторской риторикой. Нет действующего законодательного механизма определения виновных лиц и привлечения их к ответственности. 

Следующая проблема: какова величина этой зарплаты? Уже после весеннего (1999) общероссийского увеличения окладов, зарплата учителя со стажем, работающего на полторы ставки, составляет примерно половину прожиточного минимума на одного человека. А ведь у учителей есть и собственные дети, и их тоже надо кормить. Очевидно, что это не зарплата, а некое социальное пособие, недостаточное для проживания даже одного работника. Что власть? Власть снова безмолвствует.

В явно неудовлетворительном, фактически разрушающемся состоянии находится материальная база детских садов, школ, многих ПТУ, техникумов и вузов. Даже в Москве десятки школ находятся в аварийном состоянии, в стране в целом минимум 15-20% школ нуждается в срочном ремонте, пребывание детей в этих зданиях просто опасно для жизни. 

Наше правительство и губернаторы готовы строить дорогие монументы, представительства и собственные резиденции, содержать войска за рубежом, но при этом успешно экономить на булочке для ребенка. А здоровье детей – и следовательно нации - катастрофически ухудшается. Тридцать лет назад школу заканчивало около трети подростков, которых врачи характеризовали “в целом здоров”. И это была не радостная цифра. Но сегодня таких детей уже не более 10%. По средней продолжительности жизни мы попали в список стран “третьего мира”. Если и дальше так пойдет дело со здоровьем детей и молодежи, то через несколько десятилетий мы будем замыкать этот список.

Нет никакой действенной программы воспитательной и социальной работы с детьми и молодежью, противодействия детской и подростковой наркомании, преступности, безнадзорности, молодежной безработице. Каждый год на 30-40% растет число детей, приобщающихся к “травке”. Детская преступность растет каждый год на 10-15%. 

Застыли процессы обновления содержания и технологий образования, учебные программы и учебные планы давно отстают от потребностей жизни. Вместе с тем в школах растет бессмысленная перегруженность учеников, которые уже физически не в состоянии усвоить больше половины наваливаемого на них учебного материала.

Серьезные проблемы сложились в системе дошкольного воспитания. Помещения детских садов занимаются коммерческими структурами, работающие родители зачастую просто не имеют возможности отдать ребенка в детский сад, во многих садах также прекращено финансирование детского питания. 

Практически разрушена система внешкольной работы с детьми и подростками по месту жительства, летнего детского отдыха, загородных оздоровительных лагерей.

В нищенском положении находятся учреждения начального и среднего профессионального образования. Многие ПТУ и техникумы дублируют друг друга, их узкая специализация и оторванность от запросов региональных и местных рынков труда ведет к тому, что выпускники этих учебных заведений постоянно наращивают статистику безработных.

В 1992 году был принят в целом демократический и осмысленный закон “Об образовании”. Но он, особенно в экономической части, до сих пор не реализован. Закон устанавливал, что финансирование школ должно вестись на основе четких нормативов. Нормативы отсутствуют. Закон говорил, что зарплата учителей должна быть не ниже, чем в среднем по промышленности. Но сегодня зарплата учителя не идет ни в какое сравнение с этим параметром.

Что, однако, при всем при этом не только стабильно присутствует, но и бурно нарастает в образовании? Чиновничий гнет и произвол. Множатся бессмысленные проверяющие комиссии, инспекции, усложняются лицензионные и аттестационные процедуры, требования к отчетному бумаготворчеству. Аппарат управления в образовании растет.

С каждым годом усугубляется проблема разрыва преемственности средней и высшей школы. Вузы не только произвольно навязывают выпускникам школ требования, не соответствующие школьным программам, но фактически превращаются в социальное сито на пути к образованию. Сложившаяся система двойных экзаменов, “двойного педагогического налогообложения” (выпускные экзамены в школе + вступительные экзамены в вузе) – система дискриминационная, предельно стрессогенная, дорогостоящая – становится ныне все более острой проблемой для миллионов семей.

Выпускники школ, проживающие в малых городах и селах, существенно ущемлены в своих правах на продолжение образования: зачастую у них просто нет средств приехать в город для сдачи вступительных экзаменов. Вся система вступительных экзаменов, с платными подготовительными отделениями и репетиторством, стала почвой для коррупции, взяточничества, разнообразных поборов, дискриминации абитуриентов

А что вузы, в свою очередь? Давно сложившаяся структура специальностей, по которым там происходит подготовка специалистов, уже во многом неадекватна реальным потребностям общества, нынешним и перспективным рынкам труда. В результате окончание вуза и получение диплома зачастую не дает молодому человеку никаких перспектив нормальной профессиональной карьеры и хорошего заработка. 

Совершенно ясно, что вуз, которому отпускается нищенское бюджетное финансирование, где доценты и профессора получают зарплату втрое меньшую, чем клерк местной администрации, где студенты не получают стипендии, думает только о том, как выжить. Профессорско-преподавательский состав в одиночестве не может разрешить системные вопросы высшего образования, от решения которых постоянно уклоняется государство. 

Все сказанное говорит о глубоком кризисе в образовательной сфере. 

И только за счет поистине подвижнического труда, энтузиазма воспитателей, учителей, преподавателей, за счет инициативности директоров, ректоров и прогрессивных управленцев на местах, – система образования еще живет. Живет не благодаря образовательной политике власти, но вопреки ей.

Более того, продолжается поиск, инновационная деятельность в образовании, вызревание “точек роста” российской школы и вуза ХХI века. Но инновационные усилия отдельных коллективов и руководителей также не получают никакой реальной поддержки. 

Причины сложившейся ситуации -- полное отсутствие государственной политики в области образовании, а именно осмысленного выбора приоритетов, стратегических целей и концентрации усилий для их достижения. Не столько даже общие экономические трудности страны, сколько отсутствие политической воли, правовой базы и финансовых механизмов определяет тяжелейшую ситуацию в отрасли.

Известен тезис: “Школа – вне политики”. Мы полностью с ним согласны. Но сегодня мы имеем обратное : “Государственная политика – полностью вне школы”. И вот эту ситуацию “Яблоко” намерено решительно переломить.

Основные направления реализации нашей образовательной политики

I. Стабилизация экономического положения системы образования.

  1. Обеспечение полноценного и приоритетного финансирования образования.
  • Формирование расходных статей на образование в бюджетах всех уровней – от реальной потребности на основе введения законодательно утвержденных нормативов, а не по остаточному принципу. Установление комплексных нормативов финансирования образовательных учреждений, включающих в себя как норматив на одного учащегося (воспитанника), так и "пообъектное" финансирование учреждения в целом, с учетом необходимых затрат на содержание материально-технической базы, материально-техническое и социально-бытовое обеспечение условий образовательного процесса. 
  • Четкое определение источников формирования образовательных бюджетов всех уровней путем целевого отчисления строго определенной доли федеральных, региональных и муниципальных налогов, при целенаправленном укреплении налоговой базы местного самоуправления.
  • Целевое финансирование образования путем создания целевых бюджетных фондов – на федеральном, региональном и местном уровнях. Введение целевых субвенций на образование для дотационных территорий через счета федерального казначейства – вместо обезличенных и незащищенных трансфертов.
  • Формирование прозрачной структуры потоков финансирования образования по всей системе межбюджетных отношений (федерация – регион – муниципалитет). Введение в действие законодательных механизмов административной и уголовной ответственности всех распорядителей средств в сфере образования.
  1. Привлечение в образование внебюджетных средств.
  • Реализация последовательной государственной политики поддержки законного привлечения в учреждения образования внебюджетных средств, в том числе через предоставление налоговых льгот благотворителям и инвесторам системы образования -- как юридическим, так и физическим лицам.
  • Стимулирование конкретных и легальных механизмов организации в учреждениях образования платных дополнительных образовательных услуг.
  • Предоставление права гражданам вычитать из налогооблагаемой базы по подоходному налогу расходы, связанные с оплатой образовательных услуг как в сфере общего, так и профессионального образования.
  • Предоставление права предприятиям и организациям при исчислении налога на прибыль включать расходы на подготовку и переподготовку кадров (на договорной основе с учреждениями профессионального образования) в затраты на производство и реализацию товаров, работ, услуг.
  1. Поддержка и развитие материально-технической базы системы образования.
  • Целевое выделение средств из всех бюджетов на восстановление аварийных зданий образовательных учреждений и инженерных коммуникаций; создание здоровых и безопасных условий для проведения образовательного процесса; снижение сменности занятий; материально-техническое обеспечение учреждений образования по установленным нормам и нормативам.
  • Разработка и реализация программы поддержки образовательной индустрии, стимулирование деятельности производителей учебного и иного оборудования для системы образования, учебников и учебных пособий.
  1. Создание нормативно-правовых условий и реальных механизмов обеспечения и развития финансово-экономической и хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений.
  • Придание образовательным учреждениям статуса субъекта финансово-хозяйственной деятельности, реализация их прав как юридического лица, как бюджетополучателя и распорядителя кредитов. 
  • Установление четкого распределения взаимных полномочий и ответственности между образовательными учреждениями и учредителем на договорной основе. 
  • Создание добровольных объединений образовательных учреждений и их расчетно-кассовых центров, сервисных, методических и других служб.
II. Социальная поддержка учащихся
  • Устранение резко растущего в последние годы социального неравенства в сфере образования, обеспечение его равной доступности как посредством введения нормативного финансирования образовательных учреждений, так и путем адресной социальной поддержки учащихся из малообеспеченных семей (имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума), детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, нуждающихся в особой помощи и поддержке государства и общества.
  • Предоставление этим категориям учащихся бесплатного пребывания в школах-интернатах и общежитиях, льготного пользования транспортом, услугами социально-культурного назначения (библиотеки, музеи, выставки, стадионы и т.д.), оздоровительными мероприятиями и медицинским обслуживанием.
  • Повышение стипендий студентов, в краткосрочной перспективе – до 4-х минимальных размеров оплаты труда.
  • Незамедлительные шаги по налаживанию бесперебойного и качественного детского питания, с бесплатным предоставлением его учащимся из малообеспеченных семей.
  • Реализация права учащихся на полноценный отдых и оздоровление. Выделение бюджетных ассигнований на содержание и развитие социальной инфраструктуры образовательных учреждений, оздоровительных лагерей, баз отдыха.
III Социальная и профессиональная поддержка работников образования
  • Незамедлительная ликвидация долгов по зарплате работникам образования и ее бесперебойная выплата.
  • Приведение минимальных размеров оплаты труда работников образования в соответствие с федеральными и региональными параметрами прожиточного минимума. Реальное повышение зарплаты по отрасли, в краткосрочной перспективе – в 2 раза.
  • Программа-минимум: повысить тарифные ставки (оклады) 1-ого разряда Единой тарифной сетки (ЕТС), установить минимальный разряд специалиста в системе образования как 9-й по ЕТС.
  • Программа-максимум: кардинальный пересмотр системы оплаты труда учителей, с учетом необходимости оптимальной оплаты всех форм и видов учительского труда.
  • Разработка и законодательное утверждение статуса "Работник образования", дающего возможность учителям, воспитателям, преподавателям реализовывать свои профессиональные и социальные права (в том числе на бесплатное использование методических ресурсов, получение консультаций, посещение музеев, выставок, библиотек и т.д.).
  • Введение отсрочки от призыва в армию учителей-мужчин до исполнения возраста 28 лет.
  • Безотлагательный пересмотр системы аттестации учителей. Превращение ее из фактора дополнительной социальной напряженности в механизм стабилизации и эффективного стимулирования профессионального роста учителей.
  • Существенное обновление и модернизация системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, ее нацеленность на формирование преподавателей и руководителей образования качественно нового уровня. Резкое приближение педагогического образования к образовательной практике. Преодоление нарастающего отставания системы педагогического образования от общих процессов обновления школы, формирование ее как опережающей по отношению к непосредственной практической деятельности образовательных учреждений. Усиление инновационной составляющей педагогического образования и его взаимодействия с инновационными школами, в том числе путем создания в них различных структур педагогического образования, с их соответствующей нормативно-правовой и финансовой поддержкой. Обеспечение непрерывности педагогического образования и готовности педагогов к работе в условиях динамичных перемен в образовательной жизни, многообразия образовательных учреждений и вариативности образовательных программ.
  • Всесторонняя поддержка образовательного сообщества как одного из опорных институтов гражданского общества; развитие его различных структур – предметных ассоциаций, объединений директоров (ректоров) образовательных учреждений, объединений руководителей образования разных уровней, общественных профессиональных экспертных советов и групп, инновационных ассоциаций и др. Активное вовлечение педагогического сообщества в решение насущных и перспективных проблем развития образования. Проведение с этой целью в ближайшее время Всероссийского съезда работников образования.
IV. Общественно-государственное управление образованием

"Яблоко" убеждено, что без привлечения внимания общества к образованию, без участия общества в управлении образованием и решении его проблем – невозможно нормальное функционирование и развитие системы образования. 

"Яблоко" считает, что государственная муниципальная школа является фундаментом демократической школьной системы России и одной из важнейших основ местной демократии. Именно в школе проявляется жизнеспособность местного самоуправления. И именно школа – тот социальный институт, который может стать порождающей моделью гражданского общества.

"Яблоко" настаивает на проведении открытой, ответственной, профессиональной образовательной политики – как политики диалога с обществом, на всемерном развитии реальных форм общественно-государственного управления образованием.

Для этого необходимы:

  • Всесторонняя поддержка деятельности местного самоуправления в области образования. Ее полноценное нормативно-правовое и финансово-экономическое обеспечение. Увеличение доходной части местных бюджетов с целью реального обеспечения деятельности муниципальных органов по содержанию и развитию школ, детских садов и других образовательных учреждений.
  • Создание подлинной академической автономии и финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений, с действенной системой их самоуправления, в том числе, ученического и студенческого.
  • Становление общественных советов образовательных учреждений (школьных, родительских, попечительских и др.). Нормативная передача им части компетенций в принятии управленческих и экономических решений (в том числе, утверждение смет приходов и расходов внебюджетных средств, контроля за их исполнением, права на беспрепятственный доступ к любой финансово-хозяйственной документации и др.).
  • Создание эффективного механизма принятия основополагающих решенийв области образования, учитывающего общественное мнение и мнения профессионально-образовательных сообществ, а также обеспечение условий для общественного и профессионального контроля за соблюдением действующего законодательства, прав школьников и студентов, родителей и педагогов, условий и качества образования.
  • Обеспечение открытости и обоснованности требований, предъявляемых при всех контрольных процедурах в сфере образования (в том числе при аттестации образовательных учреждений и работников образования, при итоговой аттестации обучающихся, на вступительных экзаменах и т.д.). Упрощение механизмов и процедур контроля в отрасли.
  • Изменение системы сертификации образовательных учреждений, проведениелицензирования и государственной аккредитации только для негосударственных и вновь создаваемых государственных образовательных учреждений; проведение в строго законодательных рамках процедуры аттестации (один раз в пять лет) для всех государственных образовательных учреждений. Выделение на аттестацию образовательных учреждений необходимых средств из бюджета соответствующего уровня. Досрочная аттестация государственных образовательных учреждений может проводиться при изменении их статуса (например, при присвоении им статуса гимназии, лицея, колледжа, государственного научно-образовательного центра и др.), а также по требованию общественных советов образовательных учреждений.
  • Создание системы независимого общественного мониторинга в сфере образования. Поддержка организаций, ведущих сбор, анализ и распространение общественно значимой информации по образовательной тематике, в том числе профессиональных педагогических ассоциаций и образовательных СМИ.


V. Основные меры по повышению качества и эффективности образования

В области общего образования:

  • Модернизация содержания школьного образования, приведение его в соответствие с требованиями современной жизни, с реальными запросами личности, общества, государства. Резкое повышение его практической направленности с целью освоения в школе широкого набора практически полезных знаний и навыков, необходимых в жизни каждого человека, при сохранении высокого уровня преподавания фундаментальных наук. Усиление гуманитарного компонента школьного образования, в частности языковой подготовки, подготовки в области права, экономики, экологии, информационных технологий, социального обучения, т.е. формирования умений конструктивного взаимодействия с людьми.
  • Нацеленность образования на подготовку школьников не только к поступлению в вуз, но и к практической жизни, с учетом необходимости усиления их профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовки, адаптации к быстро меняющимся условиям общественного бытия.
  • Существенная разгрузка общеобязательной части школьного образования, в том числе за счет интеграции учебных программ. Введение профильного обучения в старшей ступени школы (10 и 11 классы) по выбору обучающихся, с учетом их склонностей и интересов, по четырем основным направлениям: универсальное (общеобразовательное), гуманитарное, естественно-математическое, технологическое. На данной ступени школы общеобязательная часть образования, представленная традиционными интегративными учебными предметами (курсами), и профильная его часть должна составлять равные доли аудиторной учебной нагрузки.
  • Устранение перегрузки учащихся и принятие системы неотложных мер по сохранению и укреплению здоровья детей, предусматривающих, в частности, ограничение часов предельно допустимой аудиторной и общей учебной нагрузки, упорядочение режима учебных занятий, радикальное обновление всей системы физического воспитания. Введение ответственности образовательных учреждений за сохранение здоровья учащихся; разработка и реализация действенных механизмов, стимулирующих их эффективную работу в этом направлении.
  • Определение оптимальных основ содержания общего образования, необходимого каждому школьнику (гражданину). Создание с этой целью специальной вневедомственной правительственной комиссии с широким участием в ней представителей общественности, науки, культуры, производства, образования. 
  • Установление рамочных государственных стандартов общего образования, определяющих общие требования к содержанию образования по основным образовательным областям (Русский язык и литература, Математика, Обществознание, Естествознание, Иностранный язык, Искусство, Технология, Физическая культура). Распределение аудиторных учебных часов между данными образовательными областями на разных ступенях обучения -- в начальной, основной и профильной старшей школы. Установленные стандарты должны фиксировать: обязательства государства по обеспечению условий для общедоступности и бесплатности общего образования; образовательные обязательства школы перед учеником (гражданином); объем образовательных прав ученика (гражданина) в области содержания общего образования.
  • Государственные образовательные стандарты должны иметь четкое экономическое измерение как часть нормативных расходов государства на общее образование. Получение образования сверх установленных стандартов может входить в сферу дополнительных образовательных услуг, финансируемых как за счет бюджетных средств, так и за счет непосредственных заказчиков (предприятий, родителей).
  • В педагогическом плане образовательные стандарты призваны решить две основные задачи. Они должны: во-первых, стать эффективным инструментом модернизации, обновления содержания школьного образования и, во-вторых, установить оптимальное сочетание его общеобязательной части и "образования по выбору" для каждой ступени образования, с учетом склонностей, интересов, возможностей учащихся, разнообразия общественных образовательных потребностей, культурно-исторических традиций народов России. При этом в составе государственных образовательных стандартов должны предусматриваться, помимо общефедерального, национально-региональный и школьный компоненты.
  • Развитие многообразия образовательных учреждений – государственных и негосударственных, дошкольных и школьных, профильных гимназий, лицеев и школ с углубленным изучением различных дисциплин, учебно-воспитательных комплексов и образовательных центров, интегрирующих образовательные программы дошкольного и общего, общего и профессионального образования и др.
  • Развитие вариативности образования, его широкой профильной и уровневой дифференциации, учитывающей возможности и интересы учащихся. Создание эффективной системы работы с одаренными детьми и подростками, а также оптимальный образовательной среды для детей и подростковс ограниченными физическими и психическими возможностями развития.
  • Разработка и реализация целевой государственной программы поддержки сельской школы и ее приоритетное материально-техническое обеспечение. Выравнивание образовательных возможностей учащихся сельских и городских школ. Интеграция образовательных учреждений различных уровней и профилей в сельской местности и создание на их базе культурно-образовательных и учебно-производственных комплексов. Обеспечение местной администрацией транспортного обслуживания сельских школ для доставки учащихся к месту обучения.
  • Создание вариативного федерального комплекта учебников, соответствующего государственным стандартам общего образования, с проведением его строгой профессионально-педагогической и общественной экспертизы. Обеспечение бесплатности учебников, входящих в этот комплект, и его финансирование отдельной строкой в образовательных бюджетах субъектов в Российской Федерации. Увеличение бюджетного финансирования библиотек и библиотечных фондов образовательных учреждений, с учетом современных средств обработки и передачи информации – компьютера, электронной почты, Интернета и т.д. Стимулирование развития рынка учебной литературы, дающего возможность приобретать учебники по выбору школ, учителей, учащихся, родителей.
  • Усиление воспитательных функций школы по формированию гражданственности, гуманистических и социально значимых ценностей, уважения к правам и свободам человека, к отечественному духовному и культурно-историческому наследию. Содействие созданию демократического уклада жизнедеятельности образовательных учреждений, основанного на сотрудничестве детей и взрослых, как педагогической модели гражданского общества. Поддержка деятельности добровольных детских и юношеских организаций и объединений.
  • Вложение значительных государственных средств в воссоздание и развитие эффективной системы внеклассной и внешкольной работы с детьми и подростками, обеспечивающей различные формы и виды дополнительного образования, занятия спортом, техническим и художественным творчеством. Формирование ценностей здорового образа жизни, действенная социальная профилактика алкоголизма, наркомании, преступности в детской и молодежной среде. Становление системы социальной и психолого-педагогической поддержки детей и подростков.
  • Поэтапная отмена вступительных экзаменов вуниверситеты, институты и колледжи. Создание общероссийской системы тестирования, дающей всем выпускникам школ равные шансы на поступление в вуз, независимо от места жительства и материального достатка семьи.
  • Создание системы дистанционного образования на основе использования современных компьютерных технологий, позволяющей расширить возможности получения образования как для детей из сельской местности и отдаленных районов, так и для детей с ограниченными физическими и психическими возможностями. 
  • Всесторонняя нормативно-правовая, финансово-экономическая и организационно-методическая поддержка инновационных процессов в образовании. Содействие развитию инновационных школ, экспериментальных образовательных площадок – на федеральном, региональном и местном уровнях. Создание фондов поддержки нововведений в образовании и целевых инновационных программ по приоритетным направлениям развития российского образования.
  • Поддержка плодотворных образовательных моделей и педагогических поисков, направленных на совершенствование и перспективное развитие образовательного процесса (в том числе на его выведение за традиционные рамки классно-урочных форм), на утверждение ценностей гуманизма и свободы в образовании, диалога культур, развивающего образования, педагогики сотрудничества. 
"Яблоко" считает, что введение нормативного финансирования и существенное обновление содержания общего образования – центральная проблема, главный приоритет образовательной политики.

"Яблоко" отстаивает такую модель современной эффективной российской школы, при которой каждый школьник будет знать фундаментальные законы природы, принципы общественного устройства, отечественную и мировую историю и культуру, минимум один иностранный язык, будет уметь работать на компьютере, получит полезные практические навыки, необходимые в жизни, в том числе навыки общения с людьми в духе терпимости и уважения к их убеждениям, ценностям и интересам. Он будет иметь больше предметов по выбору, учиться в хороших, современно оборудованных и безопасных помещениях, получать нормальное горячее питание, будет огражден от всякого давления и насилия, в том числе психического.

Российский школьник должен ощущать свою включенность в мировое сообщество XXI века, готовность к равноправному диалогу с представителями различных стран и культур.

Позиция "Яблока" по вопросу о 12-летке

В течение последнего года в федеральных органах управления образованием настойчиво муссируется вопрос о переводе российской школы на двенадцатилетнее обучение, что вызывает серьезную озабоченность в обществе и профессиональной педагогической среде.

"Яблоко" считает, что в условиях социально-экономического кризиса и хронического недофинансирования школы нереально, более того, авантюрно проводить такие неоднозначные и глобальные реформы, как введение 12-летки. "Яблоко" не поддерживает идею срочного и поголовного перехода к 12-летке в силу ее необеспеченности и в экономическом, и в правовом, и собственно в педагогическом отношениях.

Несомненно, что увеличение сроков школьного образования -- проходящего на высоком уровне и в достойных условиях -- было бы благотворно. Однако вопрос о переходе к 12-летке может быть рассмотрен только при предварительном соблюдении по меньшей мере трех основных условий:

  1. Стабилизация социально-экономической ситуации в образовании, нормализация заработной платы учителей, преодоление критического состояния материально-технической базы образовательных учреждений.
  2. Введение профессиональной армии или, как минимум, перенос сроков призыва в армию с 18 на 19 лет.
  3. Проведение существенной модернизации и обновления содержания школьного образования.
"Яблоко" подчеркивает, что вопрос об увеличении сроков обучения в школе не должен решаться на уровне ведомственных приказов и распоряжений. Этот вопрос может быть решен только федеральным законом, на основе профессионального и общественного согласия.

Меры в области профессионального образования:

  • Повышение качества и эффективности профессионального образования. Его переориентация на реальные потребности страны, на текущий и перспективный рынок труда. Достижение конкурентоспособности выпускников профессиональных образовательных учреждений на отечественном и мировом рынке труда. Создание действенных механизмов прогнозирования, регулирования и мониторинга основных направлений и пропорций подготовки специалистов (в том числе оптимального и динамичного соотношения специалистов со средним и высшим профессиональным образование) в соответствии с запросами личности, общества, государства.
  • Оптимизация структуры подготовки кадров и специалистов различных уровней. Приведение перечней направлений, специальностей и профессий подготовки кадров в соответствие с требованиями жизни и спросом на образовательные услуги, выделение приоритетных специальностей, определяющих научно-технический прогресс страны и конкурентоспособность отечественной продукции. Ориентация на подготовку рабочих и специалистов по широкому профилю, позволяющую выпускникам учебных заведений профессионального образования динамично адаптироваться к меняющимся условиям современного рынка труда и формировать у них самостоятельное видение профессиональной перспективы.
  • Оптимизация сети и структуры учреждений профессионального образования. В первую очередь – системы начального и среднего профессионального образования, ориентировав ее на актуальные и перспективные потребности местных, региональных и межрегиональных рынков труда. Соответствующая реструктуризация ПТУ и техникумов по профилям подготовки, устранение их узкой специализации, их укрупнение и объединение, интеграция их образовательных программ. Формирование на базе ПТУ и техникумов многофункциональных, многопрофильных региональных и муниципальных колледжей, реализующих образовательные программы начального, среднего и первой ступени высшего образования.
  • Расширение интеграции средних специальных учебных заведений и вузов, в том числе путем включения техникумов (колледжей) в состав профильных вузов, объединения разнопрофильных высших и средних специальных учебных заведений в университеты, что существенно увеличит образовательный, научный, материально-технический потенциал средних специальных учебных заведений и расширит возможности получения высшего образования выходцам из малообеспеченных семей, которые составляют основной контингент студентов техникумов.
  • Стимулирование интегративных процессов в системе высшего профессионального образования. Развитие вузов как учебно-научно-производственных комплексов с целью рационального использования их интеллектуальных и материально-технических ресурсов, интеграции образования, науки и производства. Восстановление и наращивание научно-исследовательской и научно-технической деятельности высшей школы, с выделением приоритетных направлений науки и техники. Углубление взаимодействия вузовской, академической и отраслевой науки. Создание на базе вузов широкой сети научных и научно-технологических парков, наукоемких производств, фирм инновационного типа.
  • Усиление взаимосвязи образовательного процесса и научно-исследовательской деятельности вузов, с активным внедрением новых научных достижений и инноваций в учебный процесс. Стимулирование научно-исследовательской работы студентов, в том числе на грантовой основе и посредством реализации системы индивидуальных образовательных программ и учебных планов. Присвоение ведущим вузам страны, деятельность которых получила государственное и международное признание, статуса "Государственного научно-образовательного центра", с установлением соответствующих мер по их государственной поддержке.
  • Модернизация содержания профессионального образования в соответствии с требованиями современной жизни, достижениями отечественной и мировой науки и культуры, техники и производства. Интенсификация и индивидуализация процесса обучения, в том числе на основе вариативных профессиональных образовательных программ и широкого использования современных информационных технологий.Гуманитаризация содержания высшего образования, разработка современной структуры и содержания дисциплин социально-гуманитарного цикла, обеспечение свободного владения студентами, как минимум, одним иностранным языком.
  • Выделение целевых бюджетных средств на укрепление материально-технической базы учреждений профессионального образования, оснащение ихучебной, научной и методической литературой, средствами обучения и оборудованием, новыми информационными технологиями.
  • Создание комплексной системы многоканального и многоуровневого финансирования учреждений профессионального образования, с активным участием субъектов Российской Федерации, в частности через механизм соучредительства профессиональных учебных заведений. образования.
  • Разработка и широкое внедрение системы государственных кредитов для получения образования, а также механизмов государственных гарантий кредитования профессионального образования: с целью закрепления кадров, расширения возможностей получения высшего образования для малообеспеченных слоев населения, расширения целевой подготовки специалистов для регионов, городов и сельской местности. При этом условия кредита, вплоть до его безвозвратности, должны зависеть от материального положения учащихся, итогов завершения обучения, места и сроков работы по специальности по окончании учебного заведения. 
  • Поддержка и нормативно-правовое обеспечение деятельности негосударственного сектора профессионального образования.
  • Максимально полное использование возможностей системы профессионального образования для обучения и переподготовки незанятого населения и высвобождаемых работников, в частности за счет резкого расширения смешанного финансирования профессиональных учреждений из бюджетов разных уровней, фондов занятости и др. Существенное увеличение масштабов системы дополнительного профессионального образования, в том числе путем развития региональных межотраслевых центров повышения квалификации и переподготовки кадров, внутрифирменной подготовки. Формирование гибких и мобильных образовательных программ и сети реализующих их учреждений дополнительного профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда и спросом на образовательные услуги. Разработка эффективных нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов стимулирования мотивации граждан к профессиональному росту через систематическое повышение квалификации и мотивации предприятий, организаций к повышению квалификации и переподготовке персонала.
Права ребенка

Существующие ныне разрозненные структуры и институты в области защиты прав ребенка и охраны детства неспособны решить эту предельно актуальную комплексную проблему. В этой связи "Яблоко" считает неотложно необходимым:

  • Принятие целостной системы незамедлительных мер по обеспечению защиты прав ребенка, по преодолению детский беспризорности, которая в последние годы приобрела беспрецедентные масштабы и стала одним из наиболее угрожающих социальных бедствий.
  • Безусловное и в полном объеме выполнение в Российской Федерации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
  • Принятие законов "О ювенальной юстиции" (введение детских адвокатов, детских судей и т.п.), "Об общественно-парламентском контроле за обеспечением прав несовершеннолетних в Российской Федерации". Проведение действенных мер по реализации фундаментального права ребенка на семью, в том числе по развитию системы "приемных семей".
  • Введение поста Федерального Комиссара (Уполномоченного) РФ по защите детства; учреждение института региональных уполномоченных, наделенных реальными правами; создание Федерального, региональных и местных Советов по проблемам детства, а также института общественно-государственного контроля за соблюдением прав участников образовательного процесса в школах, за детскими домами и школами-интернатами.
Первоочередные шаги "Яблока" как парламентской партии по поддержке системы образования
  1. Увеличение бюджетного финансирования образования в 2000 году в 1,7 раза в сравнении с 1999 годом. Переход от остаточного к нормативному финансированию образовательных учреждений, создание эффективной и прозрачной экономики образования. Введение действенных налоговых льгот для инвесторов и благотворителей образования.
  2. Устранение растущего социального неравенства в сфере образования. Создание законодательно-правовой основы и финансово-экономических механизмов гарантированного и достойного обеспечения общего образования граждан. Для этого "Яблоко" вносит в Госдуму закон "Об обеспечении конституционных прав граждан на общее образование".
  3. Незамедлительное принятие комплекса чрезвычайных законодательных и организационных мер по устранению перегрузки школьников, сохранению и укреплению их здоровья, по обеспечению нормального горячего питания в детсадах, школах и ПТУ, по подъему системы оздоровительных учреждений и структур социальной и психологической поддержки детей, подростков, молодежи.
  4. Неотложная ликвидация долгов по зарплате и существенное повышение оплаты труда работников образования (в ближайшей перспективе – в 2 раза). Введение государственного статуса "Работник образования". Предоставление отсрочки от армии до 28 лет для мужчин, работающих в сельских и городских школах. Установление 9 разряда по ЕТС как минимального для специалистов, работающих в системе образования.
  5. Всесторонняя поддержка муниципальной школы, формирование правовой и экономической основы для исполнения органами местного самоуправления государственных обязательств по отношению к образовательным учреждениям.
  6. Принятие мер, направленных на реальное обновление содержания образования в школе и в учреждениях профессионального образования, на повышение его качества и эффективности.
  7. Содействие росту академической автономии и финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений. 
  8. Создание условий для усиления общественного участия в управлении образованием, становления общественных советов образовательных учреждений, с передачей им части реальных управленческих полномочий. 
  9. Изменение и резкое упрощение аттестации учителей и образовательных учреждений, а также других контрольных процедур в системе образования.
  10. Создание эффективной системы защиты прав ребенка и охраны детства.
Ваши предложения по программе мы с благодарностью примем по адресу:

121019, Москва, Охотный ряд, д.1
Фракция "ЯБЛОКО", комиссия по образованию.
Тел.: (095) 292-89-04
e-mail d32@msd.mos.ru

Объединение "ЯБЛОКО":
Адрес: 103265, Москва, ул. Новый Арбат, д. 21, 18 эт.
Объединение "Яблоко"
Тел.: (095) 202-80-72, 290-55-94
Факс: (095) 202-73-99
 

[Начальная страница][Карта сервера/Поиск][Новости][Форумы][Книга гостей]
 [Актуальные темы][Социальная политика]

info@yabloko.ru