[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Объединение]
[Программные документы] [Выборы-1999]
 Общественное объединение "Яблоко"
 Крестьянская программа партии “Яблоко”
1999 год
Содержание
Уважаемые жители сельской местности, уважаемые граждане России!
Крестьянская программа Яблока
Чего мы хотим добиться?
За счет ЧЕГО и КАК мы выполним свои обязательства
I. О земле
II. Почему так глубок кризис сельского хозяйства в России?
III. Есть ли у России шанс обеспечить свою продовольственную безопасность?
IV. Какими должны быть эти условия?
Налоги
Долги
Кооперация
Государственная поддержка
Техника
Монополисты
Руководители
Криминал
Социальная сфера
Заключение
Содержание
В уходящем веке ДЕРЕВНЯ превращена в имя страдательное...

В новом веке деревня, как и ХЛЕБ, должна стать именем существительным...

Мы знаем, как сделать это. Вместе с ВАМИ обязательно сделаем.

Мы уверены, что вместе с Вами обязательно добьемся: Россия будет горда своим сельским хозяйством, жизнь в деревне будет достойной, а работа – выгодной.

От редактора

Яблоко возникло как городская партия. Аграрная программа, которую партия формулировала, поневоле носила на первых порах достаточно общий и отстраненный характер. Однако Яблоко – партия национального масштаба и национальных интересов, поэтому сохранение декларативности в аграрной программе (как и во всех других) для нас недопустимо. В течение 1998–1999 годов Яблоко и Г. Явлинский организовали переписку с крестьянами 4 регионов (Краснодарский край, Белгородская, Новгородская и Саратовская области), мы получили тысячи писем от крестьян с ответами на наши вопросы. Избранные письма мы публикуем отдельной брошюрой. Кроме того, была создана специальная рабочая группа по выработке предложений к аграрной программе Яблоко под руководством С. А. Никольского. Материалы ее работы обсуждались на научных семинарах. Особую благодарность хотелось бы высказать ученым Центра крестьяноведения Московской высшей школы социальных и экономических наук – Т.Шанину (Великобритания), А. Никулину и другим, – а также А.Лазаревскому, Н.Обушенкову и многим, многим другим, принимавшим участие в обсуждении Крестьянской программы Яблоко.А. Михайлов.
 

Уважаемые жители сельской местности, уважаемые граждане России!

Реформы нынешней власти, против способа проведения которых мы боремся, завели экономику России в тупик, вплотную к пропасти подвели сельское хозяйство. Всеми своими действиями президент и правительства усиливали спад производства, довели уровень жизни многих селян до последней черты.

Ничего реального для выхода из кризиса не сделали ни правительство “реформаторов”, ни правительство, в котором за сельское хозяйство отвечали представители компартии. Первые вообще не понимали, что они делают и зачем. Вторые – тянули в прошлое, в котором за счет сельского хозяйства развивались другие отрасли экономики, а крестьянин жил хуже горожанина.

Мы предлагаем ВАМ нашу программу возрождения экономики сельского хозяйства и через нее программу обеспечения достойной жизни деревни.

Все партии и общественные организации имеют свои программы. Во всех программах будут обещания – улучшить. Но вряд ли вы найдете там ответы на вопрос: “А как?”.

В своей программе мы отвечаем на него. Вы наверняка зададите нам другой вопрос: “Где гарантия того, что все, что написано в программе, будет исполнено?”.

Залог этому – наши действия на протяжении 7 лет. 

Во-первых. За это время мы ни разу не отступились от своих принципов. Нас не удалось ни испугать, ни купить, как другие фракции, в том числе и угрозой роспуска Думы.

Во-вторых. Начиная с 1992 года мы боремся против того способа, каким проводились “реформы”. К сожалению, все наши предупреждения о последствиях действий президента, всех правительств, большинства Думы сбылись. Они не хотели слышать нас и действовать так, как предлагалось. Если бы услышали, то:

  • не было бы войны в Чечне и ее ужасных последствий, 
  • не было бы унижения России, годами выпрашивающей деньги у других стран, 
  • не было бы задавлено нуждой большинство населения России, 
  • не было бы вранья и воровства власти – не было бы всех мерзостей, которые заставляют людей бороться за выживание.

  • В-третьих. Мы никогда не плевали в прошлое, как “реформаторы”, но и не считаем его прекрасным, как компартия. В прошлом было и хорошее, и плохое. Нужно было оставить все хорошее и осторожно ликвидировать плохое, не обрекая людей на нужду, Россию на унижение. Именно такие преобразования мы отстаивали, отстаиваем и будем отстаивать. Отстаивать реформы для большинства, а не для кучки людей, отирающихся около верхушки лживой и вороватой власти. Власти, позволившей врать и воровать всем, кто может распоряжаться чужим трудом. Власти, никого не наказавшей за ложь и воровство. Власти создавшей систему ВОРОКРАТИИ.

    Уважаемые жители сельской местности! Даже если вы не разделяете нашу позицию, убедительно просим вас найти возможность сообщить нам, что в ней не так, чего не хватает и что в ней лишнее. Ведь программа возрождения сельского хозяйства, составленная без учета мнения жителей села, чьей жизни она касается, – далеко не полна.

    Уважаемые жители городов! Мы обращаемся и к вам. Ведь от цен на продукты питания зависит жизнь подавляющего большинства граждан России.

    Мы заверяем вас, что фракция Яблоко в новой Думе сделает все, чтобы государство повернулось лицом к деревне. Все, чтобы ваши предложения были учтены и реализованы.

    Нас часто называют “партия оппозиции”. Это не так – мы партия честной позиции, которая знает, что делать. Мы – объединение граждан России, нам 7 лет. За это время мы доказали, что никогда не меняем позиции, не врем и не воруем. Сегодня мы готовы к власти, честной и служащей населению. Мы готовы к власти, чтобы сломать ВОРОКРАТИЮ, чтобы каждый знал: завтра будет лучше, чем сегодня.

    Этим мы отличаемся от партии местных начальников, которым мало власти в системе ВОРОКРАТИИ. Мы не партия начальников, объединившихся месяц тому назад, чтобы получить в этой системе еще большую власть.

    С огромным уважением к вам, ведь вы кормите Россию, от вас зависит ее будущая жизнь.

    Крестьянская программа Яблока

    Чего мы хотим добиться?

    Кризис сельского хозяйства назревал давно. Самые глубокие его причины, которые действуют и сегодня, были заложены во времена коллективизации деревни. Миллионы наиболее трудолюбивых, сметливых и хозяйственных крестьян выселялись или уничтожались, превращались в наемных рабочих государства, в его крепостных.

    Созданная административно-командная система на многие годы определила деревне роль “внутренней колонии”, постоянного ресурса, за счет которого развивались другие отрасли хозяйства, питалось государство.

    Высшей точки развития сельское хозяйство достигло в конце 80-х годов. Однако из года в год для производства требовалось все больше и больше денег и усилий. Сельское хозяйство при внешней видимости благополучия все глубже погружалось в кризисное состояние. Еще Н. Хрущев впервые принял решение об импорте зерна, а с начала 70-х годов СССР с каждым годом ввозил все больше и больше зерна.

    За годы быстрых и непродуманных так называемых реформ 1992 года произошли перемены, только ухудшившие положение. Эти перемены поставили крупное сельское хозяйство на грань распада, от которого удерживают только огромные долги. Эти же перемены подвели деревню к краю пропасти. От шага в нее спасает трудолюбие и терпение крестьян, личные хозяйства. За прошедшие 80 лет у деревни взято много неоплаченного труда, пота, крови и слез.

    Пора возвращать долги – это обязательство ЯБЛОКО перед работниками сельского хозяйства, жителями сельской местности.

    Мы не обещаем многого (в отличие от других партий). Но то, что обещаем, мы стараемся делать.

    Мы заявляем, что:

  • Земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает, – российским крестьянам, а не чиновникам. Поэтому мы не допустим ни новой национализации земельных наделов, ни огульной приватизации земли, на чем настаивают другие общественно-политические организации.
  • В самые сжатые сроки, самое большее – в пределах двух–трех лет, будет остановлен спад производства, произойдет стабилизация экономического состояния сельских жителей, заложены прочные основы выхода из кризиса.
  • В эти же сроки жизнь сельского населения по всем направлениям если не улучшится, то, по крайней мере, крестьянин вздохнет свободнее, увидит перспективу жизни.
  • Под нашей опекой будут незащищенные слои сельского общества – прежде всего пожилые, инвалиды, дети. Будет сделано все возможное для улучшения жизни и работы сельской интеллигенции, в первую очередь учителей и медицинских работников. 

  • Самое главное – все получат возможность трудиться и иметь за это справедливое вознаграждение.

    За счет ЧЕГО и КАК мы выполним свои обязательства

    1. О земле

    Почему-то большинство партий и общественных организаций, многие люди считают этот вопрос главным в деле выхода сельского хозяйства из кризиса.

    Мы не считаем его вопросом первоочередной важности и срочности. Конечная приватизация земель сельскохозяйственного назначения с отчуждением земельных долей из сельхозпредприятий и оборот земли на основе купли-продажи – заслонят решение многих более важных проблем. Сегодня миллионы крестьян, жителей сельской местности являются владельцами земельных долей. Многие их них не могут организовать собственное производство на своей земле, но хотели бы получить пользу от владения долей. Продав ее, они получат доход только одни раз, тогда как в нынешней ситуации лучшее решение – постоянное получение дохода.

    Сейчас многие сдают свои земельные паи в аренду своему колхозу или соседнему фермеру. Но получают на свой земельный пай смехотворно мало! С собственных 6 соток люди получают гораздо больше, чем от 6 (иногда 12–15) гектаров своего пая. Аренда земельных паев более-менее работает только в успешных хозяйствах. Надо, чтобы успешных было больше!

    Земля сельскохозяйственного назначения должна эффективно работать. Значит, земельный рынок в любой форме, в том числе и рынок долей, должен в первую очередь обеспечивать концентрацию земли у эффективно работающих сельскохозяйственных производителей. 

    Государство в первоочередном порядке законодательно уточнит многие вопросы арендных отношений, выступит инициатором их массового развития для того, чтобы аренда была выгодна для владельца доли и для ее арендатора. Это, в свою очередь, явится подготовительной стадией к введению земельного рынка – без опробованной в жизни аренды земли невозможно установить ее “справедливую” стоимость.

    Повторим еще раз: главные проблемы села мало связаны с вопросом о частной собственности на землю, и до конца проясним нашу позицию в этом вопросе. Он должен решаться исключительно в интересах тех, кто работает на этой земле, исключительно в интересах крестьянства. Он должен решаться в различных регионах по-разному, учитывая исторические традиции, климатические и географические особенности, никак не вызывая никакого напряжения в обществе.

    II. Почему так глубок кризис сельского хозяйства в России?

    ПОЧЕМУ масштаб кризиса, переживаемого сельским хозяйством, превзошел сокращение производства, последовавшее за первой мировой и гражданской войной, за коллективизацией, за второй мировой войной? Почему сегодня деревня экономически унижена?

    1. Кризис имеет исторические причины – это результат командования сельским хозяйством. Крайняя нелепость многих команд (провести сев не позднее даты, определенной “сверху”, массовый посев кукурузы и т. п.), подавление инициативы и даже наказание за ее проявления, шаблоны, неумение рационально пользоваться ресурсами, уравниловка (платили не за результаты труда, а просто за появление на рабочем месте) – вот далеко не полный перечень отрицательных черт той системы. Но при этом имелось и положительное: прежде всего желание и умение крестьян трудиться, большой парк техники – во многом изношенной, но работоспособной, сеть ремонтных предприятий.

    Еще в 1992 году мы предлагали проведение поэтапных и осторожных изменений, при которых безболезненно исчезло бы отрицательное, старое и неэффективное, а на базе положительного выросли бы новые формы сельского хозяйства, – этот путь был отвергнут. Предпочтение отдали радикальному (быстрому) революционному способу преобразований, который только усугубил кризис.

    2. Совсем не так, как ожидали авторы революционных изменений, изменялись цены на сельскохозяйственную продукцию – за 7 лет цены на нее отстали в росте от цен на средства ее производства более чем в 4 раза. Такой диспаритет (разница цен) был выгоден авторам быстрых реформ – за его счет удалось получить частичную и временную поддержку со стороны городского населения. Из-за разницы цен был сформирован максимально возможный уровень потребления горожан при огромном снижении их реальных доходов (только в 1992 году они упали на 70%).

    3. Кризис сельского хозяйства привел к тому, что с начала 70-х годов СССР стал ввозить много зерна. Россия пошла по другому пути – стала ввозить много продовольствия. Завышенный курс рубля сделал импортное продовольствие дешевле отечественного.

    Государство для поддержки курса расходовало значительные суммы валюты, источником которой стали иностранные займы. И против завышенного курса, и против этих займов мы выступали с 1992 года. Ведь Россия проигрывала дважды: брала за рубежом деньги в долг и тратила эти деньги там же на покупку продовольствия – в итоге отечественное сельскохозяйственное производство теряло все перспективы.

    Из-за завышенного курса рубля цена ввозимых в Россию товаров занижалась более чем в 2 раза. При этом государство никак не защищало внутренний рынок – никто из отечественных производителей конкуренции не выдерживал. В этих условиях кризис уничтожал в первую очередь сельское хозяйство в целом, а за ним и другие отрасли реальной экономики.

    В результате возникла реальная угроза продовольственной безопасности России.

    III. Есть ли у России шанс обеспечить свою продовольственную безопасность?

    Кризис августа 1998 года – ответная реакция российской экономики на меры, ведущие к ее уничтожению. Положительная сторона кризиса – возможность противодействия широкомасштабной интервенции импортных товаров на внутренний рынок, возможность воспрепятствовать превращению страны в экономический придаток развитых стран.

    Когда курс рубля изменился, впервые после 1991 года оказалось: отечественное продовольствие и сельскохозяйственное сырье дешевле импортного. В этих новых условиях выяснилось, что нормально работающие отечественные сельхозпроизводители могут получать прибыль, а диспаритет цен сокращается.

    К этим предприятиям относятся:

  • примерно 5 тысяч коллективных предприятий из 27 тысяч, возникших на базе реформированных колхозов и совхозов, реформированных бездумно и огульно, без учета каких-либо местных особенностей;
  • около 40 тысяч фермерских хозяйств из 270 тысяч, созданных по призыву власти и брошенных им без всякой поддержки.

  • Характерно, что доля успешных хозяйств и в коллективном, и в индивидуальном секторе сельского хозяйства примерно одинакова – 1 из 6–7. Это и есть ответ на вопрос, возвращаться ли к колхозам или превращаться в страну фермеров. Нужно и то, и другое. Суть дела – не в форме хозяйствования на земле. А в чем же?

    В чем секрет успешных хозяйств? Мы получили тысячи писем от крестьян России, и вот наш неожиданный вывод, опровергающий многие теории московских ученых и высоких чиновников: секрет успешного хозяйства – это напряженная работа сельских тружеников и толковый невороватый руководитель. Это предприятия, в которых каждый работник ощущает себя собственником средств производства и результатов труда, а его доходы напрямую зависят от качества выпускаемой продукции. Это предприятия, руководители которых не обманывают людей, не обкрадывают.

    Начиная с 1993 года мы постоянно настаивали на поддержке личных подворий. Однако никто, ни государство, ни общественные и политические организации не хотели заметить, что в 90-е годы резко возросла роль личных хозяйств. Уже сегодня они производят половину всей сельскохозяйственной продукции. Их отличает производственная эффективность – никто не станет вести личное хозяйство себе в убыток. Об этих хозяйствах государство никогда даже и не вспоминало, не оказывало никакой поддержки, наоборот, создало условия удушения – личные хозяйства эффективны даже вопреки негодной государственной политике.

    Кроме того, стоит помнить о том, что горожане в России – это в подавляющем большинстве вчерашние крестьяне, они не теряют связи с землей, работают в поте лица на своих “дачных” 6 сотках. После 1992 года наблюдается тенденция: люди уезжают из городов, не желая нищенствовать на мизерную пенсию или пособие, и едут в село, где могут прокормить себя.

    Как вырастет эффективность, если государство станет оказывать поддержку личным хозяйствам, создаст все условия для их развития?

    Поэтому мы уверены: у России есть шанс обеспечить себя питанием, а в перспективе – поставлять сельхозпродукцию в другие страны.

    Залог этому – люди. Нужно только одно: поддержать их, создать соответствующие условия.

    Выполнение этих условий – ответ на вопрос, ЗА СЧЕТ ЧЕГО и КАК будут выполнены наши обязательства.

    IV. Какими должны быть эти условия?

    Сегодня сельскохозяйственное производство более всего нуждается не в окончательной приватизации, не в отчуждении земельных и имущественных долей из предприятий с последующей их куплей-продажей, а в создании условий для проявления, реализации и удовлетворения (оплаты) интереса в каждом хозяйстве каждым его работником. Что обязательно будет сделано для этого?

    Налоги

    Существующая в настоящее время удушающая и раздутая налоговая система вместе с практикой списания долгов побуждает честно и эффективно работающие предприятия сознательно ухудшать свои показатели. Эта практика будет изменена.

    Учитывая критическое состояние сельского хозяйства, с сельских товаропроизводителей любых категорий будет снято налоговое бремя. Взамен будут установлены щадящий единый сельхозналог (не более 10% от объема производства) и земельный налог, зависящий только от качества и месторасположения угодий. 

    Все средства, поступающие от оплаты налогов или от реализации натуроплаты, будут возвращаться в село для поддержки наименее защищенных слоев сельского населения, на нужды социальной сферы села.

    Долги

    Практика отсрочек (рассрочек) погашения долгов сельхозпредприятий в бюджет (в данном случае федеральный) ставит в неравные условия эффективных и неэффективных производителей. В условиях инфляции отсрочки означают фактическое списание долгов, что больно бьет по всей России, в том числе по сельским пенсионерам. Взамен этих отсрочек будет организовано погашение долгов перед бюджетом в натуральной форме сырьем и продукцией по мировым ценам. Ведь по этим ценам Россия все равно закупает зерно и мясо за рубежом, тогда как даже у убыточных хозяйств есть продукция. (Масштабы здесь таковы –в пересчете на стоимость пшеницы 3 класса отсроченный в октябре 1998 года долг в сумме 5,7 млрд. рублей дал бы государству около 2,3 млн. тонн зерна). 

    Кооперация

    Сегодня производитель сельскохозяйственного сырья и продукции оказался один против хорошо организованного торгового капитала и местных монополистов, включая предприятия хранения и переработки. Именно в этом – настоящая причина диспартитета (разрыва) цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Многие обвиняют предприятия-монополисты в завышении цен на поставляемую селу продукцию. Да, такая проблема есть, и с ней надо бороться. Но главная проблема – в занижении цен на сельскохозяйственную продукцию. Цен, по которым сельский производитель продает свою продукцию перекупщику. Ведь горожанин-то платит сполна – это значит, что огромная прибыль остается у тех, кто не занимается сельским трудом, но перепродает сельхозпродукцию. 

    Селу необходимо выработать систему защиты. Особенно в ней нуждаются личные хозяйства, чья продукция скупается за бесценок многочисленными перекупщиками.

    Наиболее действенный путь формирования системы защиты – добровольная кооперация производителей различных категорий. В первую очередь это специально организованные кооперативы личных хозяйств населения, кооперативы арендаторов. А также торгово-закупочные кооперативы.

    В деле создания кооперативов (конечно, при желании населения) всяческая помощь, начиная от разъяснительной работы и заканчивая подготовкой необходимых документов, будет обеспечена Яблоком и государством. 

    Государственная поддержка

    Личным подворьям – в первую очередь

    Сегодня эти подворья позволяют населению хоть как-то выживать. Нынешняя власть не обращает на личные хозяйства никакого внимания. Это результат полного незнания реальной жизни и реальной экономики.

    Личные хозяйства ведутся на основе жизненного интереса сельских жителей. И только поэтому они могут принципиально изменить положение в сельском хозяйстве, а в итоге обеспечить продовольственную безопасность России.

    По этой причине государство поддержит личные подворья в первую очередь. Поддержка будет иметь не только социальное, но и экономическое значение – товарное производство в них значительно выросло, а при создании необходимых стимулов наверняка возрастет многократно. Поэтому государственная поддержка личных хозяйств реально поднимет их экономическую эффективность, обеспечит высокий доход владельцев подворий, а Россию – продуктами питания.

    Система поддержки будет состоять из обеспечения подворий кормами, удобрениями, молодняком, различными услугами. Будет создан механизм льготного кредитования.

    Поддержка будет оказана через сельскохозяйственные предприятия, в которых лица, ведущие личное хозяйство, работают или имеют земельные и имущественные доли. Но лучший вариант – поддержка через добровольные кооперативы владельцев личных подворий.

    Слабые сельхозпредприятия

    Без принятия каких-либо мер такие предприятия обречены на вымирание, население – на окончательное обнищание. Поэтому государственная поддержка жизненно необходима. Поддержка будет оказана не предприятию в целом, а его работникам непосредственно. Обязательное условие – работники предприятия должны получить от него (предприятия) в долговременную аренду землю, технику и другие фонды; пользоваться пастбищами за очень небольшую плату.

    Здесь не происходит разрыва крестьян со своим предприятием, а земля и другие фонды используются более эффективно. Опять – никто не будет работать себе в убыток. Выгодно всем – доход получают и арендаторы (работники предприятия), и предприятие. Это совершенно иной путь, чем вывод своих земельных долей из предприятия и сдача их в аренду другим предприятиям, фермерам.

    Работники предприятия, арендующие его землю и имущество, могут объединиться в кооператив для получения поддержки через него. Это станет началом постепенного ненасильственного превращения убыточных предприятий в полноценные кооперативы, обслуживающие своих членов.

    Средние и сильные сельхозпредприятия

    Для реально или в близкой перспективе неубыточных предприятий, крепких фермерских хозяйств государственная помощь будет направлена на прочное закрепление достигнутого уровня и развитие имеющихся возможностей.

    Помощь государства в самых различных формах будет связана с интенсификацией производства, укреплением материально-технической базы, содействием в освоении передовых технологий. При этом будет широко применена практика льют на цены, на кредиты.

    Обязательно надо сказать, что в средних предприятиях необходимо развивать аренду земли и имущества работниками этих предприятий в целях развития их личных подворий с дальнейшей организацией кооперативов. Это повысит “силу” предприятия. Арендные отношения не исключены даже в сильных предприятиях. 

    Техника

    Техническое обеспечение сельхозработ будет осуществляться машинно-технологическими станциями, поставки техники которым будут осуществлены государством на условиях лизинга. Станции будут обслуживать производителей вне зависимости от правовой и организационной формы предприятий (кооперативы личных хозяйств, кооперативы арендаторов, фермеры, сельхозпредприятия).

    Для того чтобы МТС не наживались на производителях, прибыль МТС будет контролироваться государством.

    Особый вопрос – предлагаемые западными странами кредиты в виде техники, применение которой эффективно только при высокой урожайности. Без системы опережающих и дополнительных мер (например, повышение продуктивности полей, создание системы технического обслуживания) эти кредиты не только не ликвидируют кризис в сельском хозяйстве, но станут новой обузой для экономики России.

    Монополисты

    Монопольная позиция местных предприятий переработки и хранения является результатом разобщенности производителей, сила которых только в единстве.

    Поэтому владельцам личных подворий или арендаторам необходимо объединяться в кооперативы не только для получения государственной поддержки. Другая цель кооперации защита от непомерных требований предприятий хранения и переработки.

    Эффективность этой защиты повысится при добровольном объединении кооперативов в союз или создании более крупного кооператива. В него могут войти и сельхозпредприятия.

    Главное здесь – добровольность объединения, жесточайший контроль членов кооператива за действиями правления. Должен действовать принцип: обманул – уходи. Во многом это зависит от членов кооператива. 

    Добровольная кооперация производителей вытеснит с рынка многочисленных перекупщиков. Ведь потребности конечных покупателей (государство, его субъекты, мясокомбинаты, мельничные комплексы, хлебокомбинаты и т. п.) намного превышают объем продукции производителя-одиночки. Этим и пользуются перекупщики, формируя большие партии из продукции, скупленной за бесценок.

    Теперь место перекупщика займет кооператив производителей, который не будет ждать, пока к нему приедет перекупщик, а сам будет искать конечного покупателя. Государство окажет в этом помощь, например, создав региональную сеть аукционов.

    Вместе с этим государство займет жесткую позицию относительно предприятий хранения и переработки. Сегодня они получают прибыль, произвольно используя ее в свою пользу. Государство установит верхний предел этой прибыли. Все, что будет получено свыше этого предела, будет изыматься и возвращаться в село – на поддержку производства, в социальную сферу. 

    Руководители

    В сложившейся ситуации роль руководителей и главных специалистов велика – от них зависит жизнь и будущее сельхозпредприятий. На практике многие руководители стали собственниками части имущества, больших массивов земли. Но их реальный статус не определен, поэтому руководители как собственники не имеют (как правило) юридических прав хозяйствовать на законных основаниях.

    Этот вопрос замалчивается властью – такое положение выгодно чиновникам. С одной стороны, это сильный рычаг давления на руководителей, с другой – чиновник имеет большие возможности претендовать на долю в “теневой” прибыли.

    Это положение должно быть в корне пересмотрено: руководители легализуют свою собственность в пределах, установленных государством или акционерами предприятия. 

    Криминал

    Это уменьшит влияние криминальных структур на предприятие, так как рэкет очень легко проникает в сферы, в которых вольно или невольно нарушаются законы.

    Государство должно и будет исходить из принципа: любое проявление рэкета, вымогательства будет жестко подавлено.

    Создание кооперативов существенно облегчит борьбу с рэкетом – сообща все делать легче. А сил отбиться от бандитов у объединившихся жителей деревни достаточно, тем более что государство всеми силами поддержит деревню.

    Самым жесточайшим образом будут подавлены “дежурные” у ворот элеваторов, мясокомбинатов и т. п., диктующие производителям цены, по которым надо продавать продукцию, указывающие фирмы, которым надо ее продать.

    Это же будет предпринято и в отношении перекупщиков и рэкета на базарах. Законы для этого есть, сил у государства тоже хватит. Нужна только воля государства, которой у нынешней власти нет или она не хочет ее проявить.

    Нынешняя власть упорно не желает замечать усиление криминализации в сельском хозяйстве, давления на него криминальных структур. За прошедшие годы проблема защиты интересов сельских товаропроизводителей, от личного подворья до крупных предприятий, от преступных посягательств ни разу не рассматривалась властями.

    Это яркое подтверждение политики, направленной против сельского хозяйства. 

    Социальная сфера

    Государство ушло из сферы производства и управления, не сделало ничего для создания нормальных условий, благоприятных для производителя. Опаснее и страшнее другое: полная бездеятельность и самоустранение нынешней власти от выполнения своей социальной функции – поддержки на хотя бы минимальном уровне социальной и культурной сферы в сельской местности.

    Для исправления этого в первую очередь будет обеспечена альтернативная занятость населения через всемерное содействие развитию личных хозяйств, поддержку экономического взаимодействия сельских и городских родственников. В этой связи будут снижены тарифы на пригородные виды транспорта, организованы (взамен стихийно создающихся) мелкие рынки вдоль автотрасс и на железнодорожных станциях, гарантированы отпуска в весенне-осенний период для городских жителей.

    Государство примет все меры (от выделения денег до выдачи гарантий инвесторам) для расширения сферы занятости в сельской местности, не связанной с сельским хозяйством, – строительство, переработка сельхозпродукции, торговля, обслуживание.

    Кооперативы, торгующие продуктами питания, выращенными в личных хозяйствах, будут пользоваться большими налоговыми льготами.

    Налоги для сельских магазинов любого профиля будут установлены на очень низком уровне. Дети сельских жителей, поступающие в вузы, получат государственные льготы. При нормальной успеваемости будут выплачиваться государственные стипендии.

    Государство сохранит существующий уровень занятости в бюджетных организациях в сельской местности – в противном случае безработица ударит по наиболее образованной части сельского населения, и без того обнищавшей и ущемленной сельской интеллигенции, у которой мало шансов найти другую работу на селе.

    Под особой опекой государства будут учителя и врачи – опора культурного возрождения деревни, опора здоровья ее жителей. Для них будут установлены повышенные заработные платы, предоставлен ряд больших льгот. Более того, для них будет выделена особая строка в бюджете, средства на которую будут направляться в первую очередь. Виновные в задержке зарплат вне зависимости от их ранга будут безжалостно караться.

    Это же относится к выплате пенсий, детских и других пособий жителям деревни.

    Заключение

    7 лет тому назад большинство граждан России поддержало перемены (реформы). Но прошедшие годы обернулись для них разочарованием и обманутыми надеждами. ПОЧЕМУ? Почему Россия находится в таком тяжелом положении? Потому что главное слово, определяющее проведение реформ, – ЛОЖЬ. Проведение реформ основано на презрении к людям, отношении ко всем, как к “быдлу”: кто выживет, тот и молодец.

    Но не только выжили, а зажили в этом постоянном презрении представители старой системы хозяйствования и их новая обслуга – те, кого они приблизили к себе. Выжили не потому, что трудились, а потому что с величайшей поспешностью, в жестоких, часто кровавых формах в пользу нескольких тысяч человек перераспределили национальное богатство. Перераспределили по-воровски – разграбили.

    Презирая людей, создали олигархов для того, чтобы они помогали им воровать. Создали систему, породившую коррупцию, рэкет, преступность, безработицу и все, что не дает человеку спокойно трудиться и жить достойно.

    Почти все, что делала власть эти 7 лет, прикрываясь словом “реформа”, было построением системы ЛЖИ и ВОРОВСТВА власти – системы ВОРОКРАТИИ.

    В 1992 году многие, увидев свет, подумали: это свобода. На самом деле с клетки только сняли покрывало и поменяли решетки – никаких реформ в России до сих пор не было!

    Реформы – это когда завтра лучше, чем сегодня. Лучше абсолютному большинству граждан России.

    Реформы – это когда: 

  • с каждым днем все большее число людей, не боясь потерять работу, увеличивают личные доходы, накопления, приобретают жилье, автомобиль, каждый год с семьей ездят в отпуск;
  • все больше людей, не снимая последнюю рубашку, могут дать детям приличное образование, лечиться, обеспечить себе достойную и спокойную старость;
  • служить в армии – почетно, платить низкие налоги – выгодно;
  • власть честно служит гражданам, а не как сейчас вытирает ноги о них, врет и ворует;
  • власть возвеличивает Россию, а не как сейчас постоянно унижает ее в глазах всего мира;
  • граждане гордятся тем, что живут в России;
  • перед законом равны все, и все одинаково отвечают за его нарушения – от простого гражданина до президента. Это основной признак демократии, которой в России никогда не было!

  • На таких преобразованиях мы настаивали эти 7 лет.

    Но для проведения таких реформ нынешней власти не хватило ума и совести. Эта власть даже не знает таких слов.

    В 1992 году большинство граждан признали: Россия больна. Реформы – это лечение, но так называемые “реформы” нынешней власти не вылечили Россию, они ее залечили до предсмертного состояния – врач оказался абсолютно непригодным.

    Пора ВМЕСТЕ менять врача. УМОМ, а не как раньше – сердцем.

    Именно поэтому ЯБЛОКО обращается к сельским труженикам со своей программой, а не с лозунгами или призывами. Именно поэтому для нас важно ваше мнение о нашей программе. ВМЕСТЕ мы найдем выход!

    Содержание
    Уважаемые жители сельской местности, уважаемые граждане России!
    Крестьянская программа Яблока
    Чего мы хотим добиться?
    За счет ЧЕГО и КАК мы выполним свои обязательства
    I. О земле
    II. Почему так глубок кризис сельского хозяйства в России?
    III. Есть ли у России шанс обеспечить свою продовольственную безопасность?
    IV. Какими должны быть эти условия?
    Налоги
    Долги
    Кооперация
    Государственная поддержка
    Техника
    Монополисты
    Руководители
    Криминал
    Социальная сфера
    Заключение
    [Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Объединение]
    [Программные документы] [Выборы-1999]

    info@yabloko.ru