[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Объединение]
[Програмные документы
Проект программы по поддержке малого и среднего бизнеса
Свое дело
Мы поможем! ЯБЛОКО
Москва, август 1999 года
Содержание
Малый бизнес: реальности и проблемы *

Портрет хозяина “своего дела” *

Что такое – вести свое дело? *

"Яблоко" – за развитие малого предпринимательства *

Регистрация предприятий – упростить, ускорить и удешевить *

Мы говорим – мы делаем! 
(Опыт ЯБЛОКА по введению свободной регистрации предпринимателей в Нижнем Новгороде) *

Налоги – снизить, упростить налоговые процедуры *

Необходимые изменения в налоговой системе России *

Об упрощенной системе налогообложения *

О едином налоге на вмененный доход *

Мы говорим – мы делаем! 
(Из опыта налоговой реформы ЯБЛОКА, проведенной в г.Санкт-Петербурге) *

Лицензирование и сертификация – упростить и упорядочить *

Внешние проверки – ограничить *

Финансовая поддержка *

Имущественная поддержка *

Борьба с коррупцией *

Вытеснение криминала и “силового” предпринимательства *

Развитие законодательства и правоприменительной практики *

Общественные объединения предпринимателей *

Итак, вот программа ЯБЛОКА для малого предпринимательства *
 

Малый бизнес: реальности и проблемы

Малый бизнес развивается в России не благодаря, а, скорее, вопреки государственной политике. Люди стремятся к экономической самостоятельности, готовы рисковать своими деньгами и энергией, а иногда и большим. Их не страшат бюрократические препоны и организационные трудности, людская зависть или рэкет. Нет, в нашей стране люди открывают свое дело вовсе не только для того, чтобы увеличить свои доходы. Но и для того, чтобы доказать свое право на самостоятельность – себе и окружающим.

Когда в Польше в 1990 году начали шоковые реформы, власти позаботились о том, чтобы любой крестьянин мог беспрепятственно въехать в город и без всяких сборов и проблем продавать выращенное своими руками. Когда в 1992 году начали шоковые реформы в России, реформаторы позаботились о таком изменении налоговой системы, чтобы фискальные сборы обгоняли инфляцию (чего стоили, например, авансовые начисления налогов!). Романтизма в поддержке стремления человека организовать свое дело – как это было во многих странах Восточной Европы – в России не было с самого начала. Власть относилась, да и сейчас относится к малому бизнесу чисто потребительски – плати, плати, плати… И бизнес отвечал тем, чем мог,отвечает тем, чем – уходилможет, – уходит в “тень”. Часто не по доброй воле – вынужденно, будучи не в состоянии платить.

Ладно бы власть не мешала человеческой предприимчивости. Энергия людей найдет малейшую дырочку, использует любой шанс. Но власть все увеличивала налоги, выстраивала все новые и новые бюрократические препоны бизнесу и, наконец, запутавшись в своих собственных ошибках, ударила по стране кризисом 17 августа 1998 года. Кризисом, который стал “вторым изданием” шокового 1992 года.

Кризис коснулся не всех в равной степени. Если крестьяне его почувствовали частично, полагаясь на подсобное хозяйство и давно забыв, что такое настоящие деньги, то жители крупных городов в сентябре 1998 года ощутили мощный удар: потерянные вклады, рост цен, паника в магазинах. Главная жертва кризиса – нарождающийся средний класс России, а также малый и средний бизнес. Как раз для тех людей, кто смог подняться на ноги за последние годы, кормил семью и платил налоги, кто официально получал неплохую зарплату и имел сбережения в банках, – для них 17 августа обернулось потерей жизненных ценностей. Еще вчера они имели работу, имели свое дело, строили планы. Сегодня все, чего они добивались, перечеркнуто. Крупному бизнесу не так страшно, он по природе своей – международный. Потери в России можно покрыть за счет экспорта, удачных предприятий в других странах, можно, наконец, подстраховаться и просто вывезти капитал. Самый сильный удар пришелся как раз по тому слою деловых людей и служащих, чьи корни здесь, чьи интересы целиком связаны с Россией, кто поверил в стабильность рубля, в надежность российских государственных ценных бумаг. А выиграли те, кто не поверил, кто хранил деньги в долларах в стране или за рубежом. 

И тем не менее сектор малого и среднего предпринимательства в России существует и будет существовать. Однако он сильно отличается от секторов малого бизнеса в экономически развитых странах.

В развитых экономиках малый бизнес выполняет три основные функции: экономическую, социальную и инновационную. Малый бизнес занимает многие ниши в экономике, которыми невыгодно заниматься крупным корпорациям, либо составляет им серьезную конкуренцию, так как более мобилен и оперативен, чем неповоротливые гиганты. Он дает выход предпринимательской энергии людей и смягчает экономические трудности людей. Как правило, именно через малые предприятия пробивают себе дорогу в жизнь многие изобретения – как мелкие, так и меняющие жизнь целого поколения.

В России, пожалуй, была достигнута только одна из задач малого бизнеса – насыщение рынка потребительскими товарами и услугами за счет развития розничной торговли, мелкооптовых импортных поставок, развития сектора услуг. Задачи роста собственного производства, занятости, увеличения поступления налогов в бюджет, широкого внедрения инноваций – все этиони задачи малого бизнеса весьма далеки от своего решения.

Мировая практика показывает, что потенциал малого и среднего бизнеса огромен. В ряде развитых стран он дает 30–50 % валового внутреннего продукта, свыше 50 % всех поступлений в государственный бюджет. Он обеспечивает иногда до 70 % общего числа рабочих мест. Однако в России, по любым оценкам, роль малого бизнеса намного скромнее. В экономически развитых странах количество малых предприятий на 1000 жителей составляет от 35 (во Франции) до 74 (в США), в то время как в России - чуть более 6. И после периода быстрого возникновения (в первые 2–3 года реформ) количество малых предприятий и людей, занятых частным предпринимательством, практически не растет.

Портрет хозяина “своего дела”

Кто сегодня в России рискует заводить свое дело?

В большинстве своем это люди зрелого возраста (более 29 % опрошенных – в возрасте от 30 до 39 лет, 34 % – в возрасте от 40 до 49 лет, от 50 до 59 лет – 23 %. Лишь по 6 % составляют предприниматели в возрасте до 29 лет и старше 60 лет). 

Это люди семейные – 83 %, ведь крепкая семья – это “надежный тыл”.

Весьма высок и образовательный уровень предпринимателей. Более 82 % имеют сегодня законченное высшее образование, а почти у каждого десятого есть второе образование. Наиболее высок процент предпринимателей с техническим образованием – 71 %; на втором месте экономическое образование – 15 %; затем медицинское – 6 %, юридическое – 4 %; естественнонаучное – 4 %; прочее гуманитарное образование – 6 %.

У большинства опрошенных ранее имелся опыт руководящей работы. Более четверти опрошенных до того, как заняться предпринимательством, уже были руководителями предприятий.Почти половина начинали свою трудовую деятельность на должности специалистов с высшим образованием. А если судить по последнему месту работы до прихода в предпринимательство, то 94 % – специалисты или руководители разного уровня.

Итак, на сегодняшний день предприниматель – это мужчина средних лет (от 30 до 50), семейный, высокообразованный специалист, “технарь”, с опытом руководящей работы. Конечно, если учесть не только владельцев предприятий, но и занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью (ИТД), ситуация несколько изменится – будет больше женщин, ниже уровень образования и социальный статус. 

Удивительно, но даже самый малый бизнес, без образования юридического лица, без счета в банке и бухгалтерии, оказался доступен немногим наиболее энергичным. Так, по опросам, лишь 3 % населения являются предпринимателями или самозанятыми. Еще 5 % населения занимаются предпринимательством в дополнение к своей основной работе. Для “простого” человека свой бизнес почему-то оказался практически закрыт.

Малый бизнес практически не занимается производством. Лишь четверть индивидуальных предпринимателей заняты в производственной сфере (фермеры,(сельское хозяйство, ремонт и строительство), свыше трети – “челноки”, еще четверть торгуют в ларьках и магазинах. Доля производственников среди частных предприятий – юридических лиц еще меньше – 12 % (бытовое обслуживание и общепит – 50 %, торговля – 35 %).

В целом занятие бизнесом оправдывает себя – уровень благосостояния предприимчивых людей выше, чем людей наемного труда. Однако вряд ли намного. Примерно вдвое выше, чем у работников наемного труда, обеспеченность семьи автомобилем, видеомагнитофоном, видеокамерой, стереосистемой. Однако процент имеющих свой загородный дом или дачу на садовом участке одинаков (70–80 % семей, впрочем, качество этого дома наверняка выше).

Однако легко ли заниматься бизнесом в России очень нелегко.России?

Что такое – вести свое дело?

Для того чтобы понять всю сложность положения хозяина своего дела в современной России, можно сопоставить следующие данные опросов.

Таким образом, мы видим полную асимметрию в отношениях малого бизнеса и государства. С одной стороны, человек стремится не нарушать законы, установленные государством, а с другой – не считает, что государство может ему помочь в критической ситуации (то есть когда кто-то нарушает закон против него). Понятно, что государство для бизнесмена предстает только в своей фискальной и карательной роли и практически ничем не помогает в создании благоприятных условий для бизнеса. 

Люди, занимающиеся малым бизнесом, в случае нарушения деловых обязательств редко обращаются в суд или арбитраж (13–21 % опрошенных, для сравнения – в крупном и среднем бизнесе эта цифра составляет 71 %). Примерно таков же процент тех, кто попробует применить силу (11–20 %). Свыше половины будут пытаться убедить, уговорить – конечно, в большинстве случаев, случаеввидимо, безрезультатно.

Только 20 % предпринимателей считают, что сегодня возможна успешная деятельность без взяток, а 65 % лично сталкивались с коррупцией. Впрочем, вину за взяточничество возлагают только на бюрократов лишь четверть предпринимателей, 35 % считают, что в этой ситуации виноваты в равной мере чиновники и предприниматели.

С одной стороны – продажные чиновники, с другой – так называемое силовое предпринимательство. 42 % предпринимателей лично сталкивались с угрозами и силовым вымогательством (но только 3 % – часто). Почти 80 % считают, что в российском бизнесе придется с этим столкнуться. Более половины предпринимателей имеют специальные расходы на безопасность.

Заметим, что мнение о полной криминализованности малого бизнеса сильно преувеличено. Так было в начале реформ, сегодня даже преступные группировки прошли путь от примитивного рэкета к легальному контролю и участию в капитале “опекаемых” фирм. Серьезную конкуренцию им составляют государственные охранные структуры (легально и частным образом), а также растущие охранные фирмы. В целом ситуация с силовым предпринимательством более-менее стабилизироваласьсектор преимущественно силового предпринимательства стабилизировался на не очень высоком уровне.

Однако в том, что касается уплаты налогов, ситуация не улучшается. Уплата налогов (очень немаленьких и зачастую не связанных с доходами человека или малого предприятия) представляется предпринимателям несправедливой. За эти налоги они ничего или почти ничего не получают от государства. Даже такой малости, как поддержание “правил игры” на рынке. А налоги весьма высоки и сложны в уплате. По мнению даже вполне официальных правительственных структур, свыше половины объема розничного товарооборота и платных услуг предоставляется “теневым” образом, т. е. без фиксации в отчетности и уплаты налогов. По итогам опроса предпринимателей, бесспорный лидер незаконных хозяйственных операций в современной российской экономике – уход от налогов (на это указали 84 % ответивших).

Вести свое дело в современной России – очень непросто, предприниматель работает в условиях высоких налогов, коррупции среди чиновников, силовых воздействий, невыполнения деловых обязательств партнерами, ограниченности своих ресурсов, многочисленных проверок и т. п.
 

ЯБЛОКО – за развитие малого предпринимательства

Кому выгодно развитие и честное функционирование малого бизнеса в России?

  • Тем, у кого есть предпринимательская жилка. Они хотят попробовать себя в бизнесе, заработать. У них есть идеи, они готовы рисковать своей энергией, своими деньгами.
  • Обычным людям. Те, кто не хочет рисковать, ведя свое дело, тоже получают выгоды от развития малого бизнеса – благодаря ему на рынке обостряется конкуренция, которая заставляет снижать цены, предлагать более качественные товары и услуги, комфортное обслуживание покупателя.
  • Государству. Расширение экономического оборота позволяет получать дополнительные налоги. Экономическая политика становится более эффективной благодаря развитию конкуренции. Смягчаются многие социальные проблемы – люди сами создают себе (и не только себе) источники доходов, занятость.
Но есть и другие, заинтересованные в том, чтобы “подмять” его под себя.
  • Это преступность. Обложение малого бизнеса “данью” резко усилило многие преступные группировки в стране.
  • Это коррумпированные чиновники. Создавая многочисленные преграды в работе людей, они заставляют их приходить к себе “на поклон”. И решают проблемы, не бесплатно, конечно.
  • В некоторых случаях это крупные компании, заинтересованные в максимальном контроле над рынком и удержании на нем монопольно высоких цен. Им конкуренты не нужны.
К сожалению, приходится признать, что последние побеждают в этом поединке. Почему? Потому что конкретный человек, решивший открыть свое дело, практически беззащитен перед властью, преступностью и большими деньгами.

ЯБЛОКО считает, что ситуацию, сложившуюся в стране с малым бизнесом, надо радикально менять. В этом заинтересовано большинство общества. Как это сделать?

  1. Налоговая реформа. Снижение ставок и упрощение налоговой системы позволит людям перейти к честной уплате налогов государству. Для малого бизнеса всерьез заработают льготы и упрощенный порядок налогообложения. Это нанесет мощный удар по организованной преступности – именно “черный нал” является ее питательной средой. Но, если ведется полностью легальная бухгалтерия, невозможно представить себе примитивные выплаты за “крышу” наличными.
  2. Резкое сокращение возможностей произвола чиновничества. Борьба с коррупцией. Человек должен быть как можно меньше зависим от власти, наоборот, власть в конечном счете должна зависеть от него. Для этого возможности произвола со стороны чиновника должны быть резко ограничены, ответственность чиновника увеличена.
  3. Финансовая и имущественная поддержка малого предпринимательства. Здесь нужны встречные усилия государственной политики и предпринимателей, а также заинтересованность банковских кругов. Есть способы добиться этого.
  4. Обеспечение четкости и прозрачности законодательства. Законы должны быть просты и прямого действия – без посредства чиновника. Ряд законов, облегчающих ведение своего дела, еще предстоит принять, но многие законы надо просто заставить работать.
  5. Облегчение судебных и арбитражных процедур. Человек, открывающий свое дело, должен знать, что через суд или арбитраж он эффективно защитит свои интересы. Это будет стоить ему недорого, займет немного времени и будет исполнено.
  6. Эффективная антимонопольная политика государства. Государство должно стоять на страже честной конкуренции, не допускать “силовых” приемов в бизнесе, жестко контролировать поведение так называемых естественных монополий.
  7. Развитие общественных объединений частных предпринимателей. Они могут эффективно отстаивать общие интересы развития малого бизнеса в органах власти ивласти, способствовать развитию самоорганизации малого бизнеса и формировать благоприятный имидж “профессии” предпринимателя.
Эти меры, если они будут реализованы, откроют простор развитию малого бизнеса, дадут возможность вести свое дело не только образованным, ловким и сверхэнергичным людям, позволят крестьянинулюдям. Мы хотели бы добиться того, чтобы крестьянин мог просто приехать в город и продать выращенный им урожай на рынке без всяких посредников. 

Рассмотрим основные проблемы, с которыми сталкивается сегодня человек, ведущий собственный бизнес, и как при их решении можно учесть указанные выше требования. 
 

Регистрация предприятий – 
упростить, ускорить и удешевить

Если вы решили заняться собственным делом, то прежде всего приготовьтесь потратить кучу денег, массу времени и нервов. Зарегистрировать предприятие - дело хлопотное. Будьте готовы к тому, что с распростертыми рукамиобъятиями вас никто не встретит. Сегодня процедура регистрации довольно длительна. Известны случаи, когда документы готовились до полугода. Чиновники-Чиновники-бюрократы откровенно пользуются тем, что в законе отсутствуют ограничения по срокам регистрации предприятий.

Владимир. Соучредитель студии кабельного телевидения.

Упростить процедуру регистрации – это не просто возможно, это необходимо, потому что потратишь месяц – это как минимум. Если все в регистрационной палате знакомые и помогают, то неделя – это рекорд. И это без учета пенсионного фонда и т. д. А налоговая инспекция – это особый разговор. Даже когда сдаешь баланс, если ты все сделал или несешь нулевой баланс, – все равно день ты теряешь. А при регистрации намного больше. День – это только сдать документы, а вернут через неделю-две. Если, конечно, удалось сдать, потому что не сразу примут. Мы ходили со своим юристом, и когда инспектор спрашивал, почему здесь так, а здесь так, юрист ему отвечал, в соответствии с какими законами и статьями. А если бы юриста с нами не было, то нас бы завернули, и я потом толком не смог бы даже объяснить юристу, почему. А юрист – это отдельные деньги, и немалые. Упрощенная система – это была бы сказка.

Существующий регистрационный процесс не удовлетворяет не только предпринимателей, но и представителей органов власти, структуры поддержки предпринимательства.

Чиновники всерьез озаботились проблемой создания многочисленных подставных малых предприятий-“однодневок” для осуществления одной или нескольких операций. Только по Москве, по некоторым оценкам, из общего числа вновь регистрируемых фирм до 30 % – это фирмы-“однодневки”, создаваемые для ухода от налогов, “обналичивания” денежных средств и т. п. Процедура регистрации предприятий стала на сегодня весьма сложна. Она требует хождения по многочисленным инстанциям, стояния в очередях, множества мелких выплат.

Однако, как ни странно, регистрация предприятий перестала быть для предпринимателя серьезной проблемой. В 1994 году на регистрацию как на проблему указывало порядка 10 % опрошенных предпринимателей, а в 1997 году – всего 5 %. Это стало возможным благодаря появлению нового бизнеса для юридических фирм – регистрация и постановка на учет в соответствующих налоговых органах и внебюджетных фондах. Зачастую предлагаются к продаже уже зарегистрированные фирмы. Несмотря на бюрократические препоны, для людей регистрация даже упростилась, хотя, конечно, возросли издержки и/или время на ее проведение.

Усложнение (удорожание) процедуры регистрации не решило никаких налоговых проблем для государства, но наверняка сократило число желающих легально работать на рынке. Поэтому на сегодня ясно, что процедуру регистрации требуется незамедлительно упростить и ускорить, снизить необходимые для этого финансовые затраты.

Как это сделать?

Еще в 1992 году ЯБЛОКО при поддержке губернатора Б. Немцова внедрило в Нижегородской области принципиально иную регистрационную процедуру – заявительную. Более того, учитывая особенности ситуации, тогда она была максимально простой и дешевой – почтовой. Человек шел на почту, покупал специальный бланк и отправлял его чиновникам. Все, он зарегистрировался для предпринимательской деятельности.

Конечно, при всей его привлекательности, этот опытопыт почтовой регистрации, как это делалось в начале реформ в Нижнем Новгороде, невозможно сегодня тиражировать напрямую на всю страну. Но ввести заявительную процедуру регистрации для малого бизнеса можно и нужно.

С введением порядка заявительной регистрации кардинально изменится принципиальный подход к предпринимательству. Не государство должно давать разрешение на занятие тем или иным видом деятельности, а гражданин должен ставить государство в известность о том, что он решил открыть свое дело.

Необходимо законодательно ограничить срок всего регистрационного процесса 10- 15 днями. Он может быть продлен лишь в том случае, когда невозможно использовать типовые документы для подготовки учредительных документов. При этом регистрационные органы должны самостоятельно разработать ряд типовых документов, на основании которых и будут готовиться учредительные документы для регистрации конкретного предприятия.

Пострегистрационный процесс также должен осуществляться регистрационным органом, который самостоятельно, без каких бы то ни было заявлений со стороны предпринимателя, решает вопрос о постановке на учет в налоговую инспекцию и иные организации (различные социальные фонды).

Таким образом мы избавим предпринимателей от унизительной процедуры обивания порогов чиновничьих кабинетов.

Должны быть снижены регистрационные сборы. Ведь и без того затраты предпринимателя при регистрации предприятия неимоверно велики: к финансовым издержкам относятся и процедура лицензирования, и создание уставного капитала, и открытие счета в банке, и отчисления за аренду земли (под ларьки и другие строения), и оплата архитектурных проектов, и многое другое.

Для иллюстрации приведем таблицу, в которой наглядно видны преимущества упрощенной системы регистрации перед существующей в настоящее время.
 
 
Действующая в настоящее время процедура регистрации
Упрощенная (заявительная) процедура регистрации
1. Этапы регистрационной процедуры
 
 
 
 

 

  • подготовка учредительных документов
  • постановка на учет в органы статистики
  • постановка на учет в Государственную налоговую инспекцию
  • постановка на учет в пенсионный и иные социальные фонды
  • открытие банковских счетов
Предприятию присваивается несколько регистрационных номеров
  • на регистрационные органы возлагается обязанность подготовки всех необходимых учредительных документов, а также регистрация во всех необходимых органах, инспекциях, фондах.
Предприятию присваивается один регистрационный номер.
1. Этапы регистрационной процедуры
 
 
 
 

 

  • подготовка учредительных документов
  • постановка на учет в органы статистики
  • постановка на учет в Государственную налоговую инспекцию
  • постановка на учет в пенсионный и иные социальные фонды
  • открытие банковских счетов
Предприятию присваивается несколько регистрационных номеров
  • на регистрационные органы возлагается обязанность подготовки всех необходимых учредительных документов, а также регистрация во всех необходимых органах, инспекциях, фондах.
Предприятию присваивается один регистрационный номер.
1. Этапы регистрационной процедуры
 
 
 
 

 

  • подготовка учредительных документов
  • постановка на учет в органы статистики
  • постановка на учет в Государственную налоговую инспекцию
  • постановка на учет в пенсионный и иные социальные фонды
  • открытие банковских счетов
Предприятию присваивается несколько регистрационных номеров
  • подача заявления на регистрацию,

  • на регистрационные органы возлагается обязанность подготовки всех необходимых учредительных документов, а также регистрация во всех необходимых органах, инспекциях, фондах.
Предприятию присваивается один регистрационный номер.
2. Срок регистрации От месяца и выше Не более 15 дней
3. Финансовые затраты Необходимость обращаться в специализированные юридические фирмы, высокая вероятность столкнуться с необходимостью взяток чиновникам Минимальны

Сложной, трудоемкой и длительной остается процедура ликвидации предприятия. Именно поэтому предприниматели либо оставляют фирму в “подвешенном” состоянии (иногда перерегистрировав на “утерянный” кем-нибудь паспорт), либо продолжают сдавать в налоговые органы “нулевые” балансы. В результате весьма велика доля фирм, которые подобно “мертвым душам” существуют лишь на бумаге. Это осложняет деловую практику, подрывает авторитет всего российского предпринимательства. При упрощении процедуры ликвидации снимаетсябудет снята часть проблем как с контролирующих органов, так и с самих предпринимателей, а сама процедура должна заниматьзаймет лишь несколько дней

Добиться принятия новых процедур регистрации и ликвидации предприятий можно, приняв федеральный закон “О государственной регистрации юридических лиц”.

Мы говорим – мы делаем!
(Опыт ЯБЛОКА по введению свободной 
регистрации предпринимателей в Нижнем Новгороде)

Еще в 1992 году люди, основавшие затем ЯБЛОКО (Г. Явлинский, С. Иваненко, М. Задорнов, А. Михайлов и другие), при поддержке губернатора Б. Немцова внедрили в Нижегородской области принципиально новую регистрационную процедуру – заявительную. Более того, учитывая особенности ситуации, тогда она была максимально простой и дешевой – почтовой. Человек шел на почту, покупал специальный бланк и отправлял его чиновникам. Все, он зарегистрировался для предпринимательской деятельности.

На основании решения Малого Совета Нижегородского городского Совета народных депутатов от 30.09.92 г. было принято Положение о свободной регистрации индивидуальных частных предприятий (ИЧП) в Нижнем Новгороде с 01.12.92 г. С этого момента любой совершеннолетний гражданин, имеющий нижегородскую прописку, мог зарегистрировать свое предприятие. В каждом из 8 районов города и в одном почтовом отделении связи (в здании Главпочтамта) были открыты отделения по регистрации индивидуальных частных предприятий. Для регистрации необходимо было заполнить Свидетельство установленного образца и оплатить государственную пошлину (2000 рублей, тогда это составляло менее 10 долларов). Свидетельство являлось решением нового собственника об учреждении индивидуального частного предприятия и выполняло функции Устава, а его владелец имел все права, предусмотренные законодательством РФ. В Свидетельстве указывалось наименование предприятия с указанием фамилии собственника, его имущества, паспортные данные владельца предприятия, основные виды деятельности, размер уставного фонда, ответственность по обязательствам индивидуального предприятия. 

На основании Свидетельства органы банка открывали ИЧП счета и заключали кредитные договоры с его владельцем, органы внутренних дел давали разрешение владельцу ИЧП на изготовление печати. ИЧП, зарегистрированные подобным образом, выполняли налоговые обязательства и пользовались налоговыми льготами в соответствии с законодательством РФ о налогообложении. 

По состоянию на 1 апреля 1993 г. в Нижнем Новгороде было зарегистрировано 504 индивидуальных частных предприятия, из них 266 – в почтовых отделениях связи. Основными направлениями деятельности ИЧП являлись ремонт квартир, строительство, ремонт бытовой техники, автотранспорта, посредничество в торговых сделках.
 

Налоги – снизить, 
упростить налоговые процедуры

По данным Института стратегического анализа и развития предпринимательства, с 1992 года и до настоящего времени проблема налогообложения представителей малого бизнеса занимает, по опросам среди предпринимателей этого сектора, первое место. 

Политика правительства России по налогообложению зашла в тупик. Количество федеральных налогов перевалило за 40, а региональных – приблизилось к 200. Процент сбора налогов невероятно мал. Налогоплательщики не верят государству и используют все законные, а часто и незаконные методы уклонения от сбора налогов. Государство, не получая доходов, усиливает налоговое бремя. В ответ на репрессивные меры налогоплательщики находят обходные пути. 

Александр. Владелец индивидуального частного торгового предприятия.

Мое предприятие стало продолжением моей работы. Я просто официально оформил дело, которым занимался много лет. Но никаких мыслей о честной уплате налогов у меня даже не возникало. Я прекрасно знаю, чем это заканчивается. Многие из тех, кто со мной занимался бизнесом, зарегистрировали ИЧП. Но только один из них сдавал баланс примерно в 30 % реального. Знаете, как долго? Три квартала. После этого он не прогорел, нет. Цифры его доходов почему-то заинтересовали совсем не налоговую инспекцию, а местных бандитов. Он оказался благоразумным, сменил род деятельности и больше не пытается играть в игры с нашим государством.

При этом негативное воздействие на развитие малого и среднего бизнеса оказывает не только чрезмерная величина налоговых ставок и объема налоговых платежей, но и сам механизм налогообложения: количество налогов, сложность и размытость процедуры налогообложения. Некоторые проблемы связаны с невозможностью своевременного получения необходимой информации, некоторые обусловлены взаимоотношениями с налоговыми органами и чиновниками.

Предложенная правительством в 1998–1999 годах налоговая реформа, несмотря на риторику о снижении налогового бремени, привела лишь к еще одному витку роста налогов.

Валентин. Владелец рекрутского агентства.

Фактически я создавал три баланса. Естественно, официальный баланс содержал только суммы, подтверждающие, что мы хоть и еле-еле, но все еще дышим. Был реальный баланс, но его не было даже в компьютере. Он сидел в головах, даже на бумажки его старались не записывать. Третий баланс висел в компьютере и предназначался для “крыши”. В соответствии с ним нас “охраняли”. Его надо было сделать не слишком большим, чтобы слишком много не драли, но и не слишком маленьким, чтобы не заподозрили.

Необходимые изменения в налоговой системе России

Совокупное налоговое бремя на экономику сегодня составляет около 40 % к ВВП, однако при этом порядка трети ВВП создается в “тени”, т. е. с этой части валового продукта налоги не уплачиваются. В результате легальный сектор экономики работает в условиях 60%-ной, а некоторые отрасли и 70%-ной номинальной налоговой нагрузки! Отсюда – неплатежи, низкая собираемость налогов, высокий уровень теневой экономики и т. д. Поэтому изменить ситуацию здесь “косметическими” мерами не удастся. Вот налоговая реформа, предлагаемая ЯБЛОКОМ:

  1. Радикальное снижение налоговой нагрузки, стимулирующее экономический рост и вывод экономической деятельности из “тени”.
  2. Система стимулирующих мер по выводу экономики из “тени” (иначе выпадающие доходы приведут к катастрофическим последствиям для бюджета). Эта система мер должна подталкиваться за счет введения в действие (после соответствующей доработки) закона о государственном контроле за крупными потребительскими расходами. Получать легально высокие доходы должно стать выгодно.
  3. В условиях слабого налогового администрирования (прежде всего в силу отсутствия средств и соответствующей технической базы) снижение налогового бремени должно также сопровождаться упрощением налоговой системы – это, при прочих равных условиях, повышает возможности контроля. 
  4. Следует изменить и структуру налогов. Упор должен быть сделан на косвенные налоги (типа НДС), должны быть сокращены прямые (на прибыль и подоходный), а также оборотные налоги (в проценте к обороту – отчисления в дорожные фонды и “жилищный” налог). 
  5. Специальные упрощенные системы налогообложения для малого бизнеса, которые должны носить, как правило, добровольный характер.
На последнем пункте необходимо остановиться специально. В настоящее время малый бизнес может пользоваться тремя системами налогообложения: общей, упрощенной и системой уплаты единого налога на вмененный доход. 

Об упрощенной системе налогообложения

Закон “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности” вводит альтернативу общей системе налогообложения с целью максимального снижения налогового бремени для малого бизнеса. Конечно, он был принят для облегчения существования предприятий малого бизнеса, но только незначительная часть предпринимателей перешла к работе по упрощенной системе (переход – добровольный). Почему?

Закон “Об упрощенной системе…” имеет ряд серьезных недостатков. Не все малые предприятия могут работать по этой системе, так как устанавливаются дополнительные ограничения на численность персонала, работающего в структуре предприятия (не более 15 чел.). Трудоемким остается переход на упрощенную систему налогообложения. Однако главная проблема - нестыковка этого закона с другим действующим налоговым законодательством. Например, если в цепочке от производителя (продавца) к покупателю оказывается малое предприятие, перешедшее на упрощенную систему налогообложения, то происходит сбой в зачете по НДС, что увеличивает цены.

Упрощенную систему надо оставить, ликвидировав указанные выше недостатки.

Кроме того, в рамках этого закона необходимо введение двух вариантов уплаты единого налога: 

  • годовой патент (как авансовый платеж), при этом необходимо рассмотреть вопрос о рассрочках при уплате патента (например, в порядке инвестиционного кредита) или 
  • единый налог (уплачивается ежеквартально по факту хозяйственной деятельности). 
Размер единого налога должен быть рассчитан с учетом всех платежей в пенсионный и иные социальные фонды и ориентировочно составлять не более 10 % от общего оборота предприятия. 

О едином налоге на вмененный доход

Федеральный закон “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности” распространяется на предпринимательские структуры определенного профиля. В значительной части закон касается малого бизнеса и направлен на упрощение процедуры уплаты налогов и улучшение контроля за их собираемостью.

Закон этот совсем новый, и страна только-только набирает опыт работы с налогом на вмененный доход. На сегодня он введен чуть больше чем в половине субъектов федерации. Конечно, сразу сказалось, что все конкретные вопросы установления этого налога передали на усмотрение субъектов федерации. Это привело к большому разнообразию проблем, возникших при применении этого налога. 

Главные из этих проблем – система конкретных поправочных коэффициентов по расчету вмененного дохода. Так как вмененный доход рассчитывается, как правило, исходя из имеющихся у предприятия ресурсов (размер площадей, месторасположение и т. д.), то введение такой “тяжелой” системы коэффициентов оказалось необходимым. Но дифференциация этих коэффициентов далеко не всегда оправданна.

Выходом из этого положения может быть:

  • детальная проработка рамочного федерального закона;
  • передача всех полномочий по установлению налога на муниципальный уровень, соответственно, с зачислением его в местные бюджеты (сейчас доходы по этому налогу идут в федеральный и региональный бюджеты, а в местный – только по усмотрению субъекта федерации). Ведь именно местная власть больше, чем какая-либо другая, информирована о реальных доходах предпринимателей, способах уклонения их от уплаты налогов и т. д. Кроме того, экономическая активность малого бизнеса тесно связана с местной инфраструктурой (городские рынки, нежилой фонд, муниципальные магазины и иные объекты муниципальной собственности, коммунальные службы и т. п.); 
  • на региональном уровне, видимо, следует оставить функции контроля – на случай, если отдельные муниципалитеты попытаются понижать базовые уровни доходности или выводить в “тень” реальное обложение этим налогом.
Кроме того, необходимо рассмотреть возможность принятия ряда дополнительных мер:
  • отмена кассовых аппаратов (необходимость в них отпадает при уплате единого налога);
  • введение запрета на проверку предприятий, перешедших на данную систему налогообложения со стороны налоговых органов;
  • в ряде случаев – добровольный переход на данную систему налогообложения;
  • учесть опыт регионов, где после серьезных проблем власти и предприниматели пришли к компромиссу по целому ряду мелких, на первый взгляд, вопросов (например, в Краснодарском крае ввели процедуру временной сдачи патента (лицензии) на период болезни или отпуска и т. д.).
Мы говорим – мы делаем!
(Из опыта налоговой реформы ЯБЛОКА, проведенной в г. Санкт-Петербурге)

Игорь Артемьев пришел работать на пост первого вице-губернатора – председателя комитета финансов города в 1996 году, в результате коалиционного соглашения, заключенного с губернатором А. Яковлевым в ходе губернаторских выборов. Вместе с ним на работу в Администрацию города и районные администрации пришли более 30 коллег по партии, которые уже имели достаточный опыт работы в парламентских структурах, многие из них уже работали в исполнительной власти, правда, на не очень высоких должностях. И у них, как оказалось, было всего два с половиной года.

В городе продолжался спад производства 10–16 % в год, бюджет имел дефицит 22 %, сворачивались социальные программы, росла безработица. И с чего же начал И. Артемьев?

В 1996 году по инициативе И. Ю. Артемьева был принят соответствующий закон Санкт-Петербурга, который на 1997–1999 годы закрепил в городе стабильную налоговую систему, что крайне важно для развития предпринимательства и создания благоприятного инвестиционного климата в городе. 

Говорит Игорь Артемьев:

“Как ни странно, мы предложили установить трехлетние налоговые законы со снижением налоговых ставок. И по прошествии трех лет даже оппозиция не может ничего инкриминировать ЯБЛОКУ в этом смысле, потому что после снижения налогов увеличились поступления. То есть в практике Санкт-Петербурга получило подтверждение программное положение ЯБЛОКА о том, что умелое снижение налогов в конечном счете ведет к увеличению доходов бюджета. В том числе и потому, что способствует выходу из теневого сектора экономики определенных производственных единиц. В этих же законах было введено так называемое “правило шести месяцев”, предполагающее обязательный полугодовой период между решением властей повысить налоги и сроком его реализации”. 

В полном соответствии с программными установками ЯБЛОКА проводилась долгосрочная политика по сокращению налогового бремени для всех производителей, действующих в городе. В частности, по инициативе И. Артемьева принят закон, в котором предлагается сокращение размера стоимости патента для индивидуальных предпринимателей и полная отмена оплаты патента для субъектов малого предпринимательства с образованием юридического лица. Кроме того, ставка в бюджет Санкт-Петербурга налога на прибыль предприятий и организаций с 1 января 1997 года была снижена с 22 % до 19 %, ставки налога на прибыль банков – с 30 до 22 %; отменены сборы на нужды образовательных учреждений, деятельность правоохранительных органов и ряд других. 

Снижение налогов не принесло даже временного сокращения поступлений в бюджет, поскольку одновременно были отменены налоговые льготы для монополистов. По словам И. Артемьева, “нам удалось сделать то, что Немцов с Чубайсом так и не сделали в России. Мы отменили для всех монополистов льготы по налогу на имущество примерно на 100 миллионов долларов”. 

И. Ю. Артемьев провел закон Санкт-Петербурга “Об упрощенной системе налогообложения малых предприятий”. 

В настоящее время, хотя И. Артемьев по политическим причинам оказался вынужден покинуть пост первого вице-губернатора, ЯБЛОКОМ разработаны и внесены в Законодательное собрание Санкт-Петербурга законопроекты: 

  • “О моратории на увеличение ставок налогов и сборов в Санкт-Петербурге” (двухлетний мораторий на повышение налогов и сборов и введение новых налогов и сборов) и

  • “О внесении изменений в Закон “О порядке применения упрощенной системы налогообложения” (снижение ставки единого налога для субъектов малого предпринимательства).
Лицензирование и сертификация – упростить и упорядочить

Это, по данным социологических исследований, третья из наиболее серьезных проблем малого бизнеса (после налогов и нехватки финансовых и материальных ресурсов). Именно за выдачу разрешений на хозяйственную деятельность чаще всего приходится давать взятки чиновникам (на это указали 2/3 опрошенных предпринимателей).

В настоящее время в стране действуют два института, выполняющие по существу аналогичные функции - сертификация (продукции) и лицензирование (непосредственно самой предпринимательской деятельности). Закон “О сертификации продукции и услуг” был принят в середине 1993 года, а закон “О лицензировании отдельных видов деятельности” - во второй половине 1998 года. Связь этих законов очевидна, но они не увязаны между собой.

Государственная Дума законодательно утвердила исчерпывающий список видов деятельности, подлежащих лицензированию. Кажется, проблема должна быть решена. Но тем не менее этот список постоянно расширяется. Происходит это двумя бюрократическими методами:

  • в рамках одного вида деятельности выделяются отдельные продукты, на каждый из которых заставляют брать специальную лицензию;
  • региональными и местными властями вводятся процедуры аккредитации, которая для некоторых сфер является обязательной и по сути становится закамуфлированной процедурой лицензирования.
Российский бюрократ найдет способ обхода неугодного ему закона. Что ж, очевидно, надо еще раз вернуться к этим двум законам.

Необходимо, чтобы весь свод правил о лицензировании и сертификации был как можно более полно изложен в едином законе, а не в подзаконных актах и ведомственных инструкциях. В частности, следует:

  • сократить число видов деятельности, подлежащих лицензированию (увязав это с сертификацией продукции и услуг);
  • законодательно разграничить полномочия между федеральными и региональными органами исполнительной власти (прежде всего по лицензируемым видам деятельности, поскольку действующий закон, перечисляя виды деятельности, подлежащие лицензированию, такого разграничения не дает);
  • более четко определить процедуры проведения независимой экспертизы при подготовке к выдаче лицензий;
  • увеличить сроки лицензии (сейчас сроки действия лицензии для многих видов деятельности не превышают одного года);
  • снизить размеры лицензионного сбора;
  • разрешить выдачу сертификационных документов на определенную продукцию или услугу бессрочно или на срок не менее 3 лет, если продукция или технологический процесс не будут подвергаться изменениям;
  • признать европейские и американские сертификаты при импорте товаров, особенно при импорте ограниченными партиями;

  • ограничить двумя неделями срок, на который может быть приостановлено действие лицензии или сертификата со стороны контролирующих органов, а отзыв лицензии сделать возможным исключительно в судебном порядке.
Внешние проверки – ограничить

По данным опросов, на половине предприятий внешние проверки проводятся раз в месяц, на четверти – и того чаще. Три организации являются лидерами “посещений” – налоговые органы, санэпиднадзор и пожарный надзор. Бывают проверки представителей социальных фондов (пенсионный и другие), торговой инспекции, милиции и т. д. 

И, конечно, зачастуюЗачастую проверки сопровождаются мелким или средним вымогательством. Более того, иногда проверки используются для подавления конкурентов. 

С целью оптимизации ситуации с внешними проверками необходимо разработать и принять законодательный акт, обязывающий фиксировать посещение предприятий малого и среднего бизнеса проверяющими организациями. Каждая проверка должна фиксироваться в соответствующем журнале (или другом аналогичном документе), который должен присутствовать у любого малого предприятия.

В журнале учета проверок должно быть зафиксировано и заверено подписями проверяющих следующее:

  • основание для проведения проверки или контроля с приложением копии решения органа, уполномоченного на такие действия;
  • ф.и.о. руководителя организации, санкционировавшего проверку или контроль, и его рабочий телефон;
  • ф.и.о. проверяющих и их рабочие телефоны.телефоны;
  • результаты проверки.
При этом руководство предприятия должно быть предупреждено о проверке. Только после выполнения всех этих процедур проверяющие, контролирующие органы могли бы приступать к своей работе. На основании ведения журналов можно было бы отследить и пресечь неправовое давление со стороны структур, самим государством призванных поддерживать предпринимательство. Кроме того, нужно организовать справочную службу, позволяющую проверить точность предоставленных проверяющим указанных выше сведений.
 
Финансовая поддержка

Дефицит финансовых ресурсов – на сегодня вторая по значению проблема малого бизнеса после налогов. Три четверти предпринимателей, по данным соцопросов, указывают на эту проблему. Причем острота этой проблемы не сокращается (как в случае с регистрацией предприятий), а наоборот, возрастает. Свободных ниш на рынках уже практически не осталось в отличие от ситуации 1992–1993 годов – многие рынки либо монополизированы (легально или “неформально”), либо характеризуются высокой конкуренцией. А это означает, что за “вход” на такой рынок надо платить теперь значительно больше. Резко возросли налоги и разнообразные государственные сборы. Своих денег предпринимателю часто не хватает.

Откуда сегодня берут деньги предприниматели – кроме использования своих собственных ресурсов? Данные разных опросов расходятся в цифрах, но схожи в тенденциях. Более половины предпринимателей не используют кредиты вовсе. От 21 до 30 % дополнительных финансовых ресурсов малые предприятия получают от частных лиц, 14–26 % – от банков, 16–22 % – от других предприятий, по 5–7 % приходится на долю государственных структур и общественных объединений и фондов.

Обращает на себя внимание крайне низкая доля предпринимателей, использующих заемные средства, низкий процент банковских кредитов и высокий – частных лиц. “Теневое” кредитование частными лицами находится на первом месте.

Почему так низка доля банковских кредитов? Во-первых, банки избегают давать кредиты предприятиям, не имеющим кредитной истории (а таково большинство малых предприятий и все вновь образуемые). Во-вторых, процентные ставки за кредиты сегодня весьма высоки (в отличие от ситуации 1992–1994 годов, когда высокая инфляция обесценивала процентные ставки и даже основную сумму кредита). В-третьих, банки предпочитают краткосрочное кредитование под контракты, а малые предприятия зачастую работают в сфере, где нет контрактов (розничная торговля и т. п.). Кроме того, для заключения контракта малому предприятию также необходимо проделать огромную работу и преодолеть множество барьеров. В-четвертых, малые предприятия, как правило, проводят большую часть своей хозяйственной деятельности в “тени”, т. е. на основе устных договоренностей, без письменных оформлений, с использованием двойной и тройной бухгалтерии. Ясно, что получить под это кредиты невозможно. В-пятых, банки не любят давать мелкие кредиты – с ними много суеты и мало дохода. Наконец, часто для получения кредита необходимо установление личных “неформальных” отношений с менеджером банка, что увеличивает стоимость кредита. 

Многое из сказанного относится и к специально открываемым кредитным линиям международных организаций (например, кредиты ЕБРР для малых предприятий).

Как видим, при банковском кредитовании малого бизнеса имеется множество проблем как со стороны банков, так и со стороны самих малых предприятий.

Владимир. Соучредитель студии кабельного телевидения.

Мы пытались взять кредит в знакомом банке. Может быть, мы не убедили его своими доводами, хотя планы были хоть и грандиозные, но в достаточной мере реальные. Не такие большие деньги мы просили – около 70 тысяч – под телевидение, типографию и т. д., чтобы охватить три муниципалитета... Своих денег не было, поэтому стало все намного сложнее. Сделать хорошую программу, такую, чтобы ее могли купить, нужно на очень высоком уровне. Нужна аппаратура и профессионалы, нужны деньги. Чтобы получить деньги, нужно прийти с хорошей программой и доказать, что ты это умеешь. Чтобы прийти с хорошей программой, нужны деньги – и так далее по кругу. И еще перед всем этим надо просто убедить банкира, что ты не вор.

Имея в виду сложности с банковским кредитованием, государство пошло по пути создания системы федерального, региональных и муниципальных фондов поддержки предпринимательства. Первоначально она задумывалась именно как источник небанковского кредитования малого бизнеса. Однако эта система не принесла желаемых результатов и, похоже, себя исчерпала. Но средства бюджетов разных уровней в значительной степени использовались неэффективно и, будучи предоставлены на возвратной основе, в фонды не вернулись. Таким образом, большинство фондов создают лишь видимость деятельности, предпочитая работать на себя. 

В соответствии с Гражданским кодексом фонд как некоммерческая организация получает все права на переданное ему имущество. Очевидно, что к этому имуществу можно отнести и государственные средства, с которыми фонды работают. Назрела необходимость проведения ряда изменений, связанных с правовым положением фондов.

Таким образом, проблема финансовой поддержки малого предпринимательства весьма сложна, и с наскока ее не решить. Для решения этой проблемы необходимо:

  • снизить налоги и стимулировать выведение хозяйственной деятельности предприятий из “тени”, 
  • снизить процентные ставки в экономике, 
  • предпринять специальные меры банковской политики по стимулированию банков к выдаче небольших кредитов,
  • рассмотреть возможность преобразования фондов поддержки малого предпринимательства в специализированные банковские структуры,
  • пересмотреть юридический статус остающихся фондов и продумать способы наполнения их финансовыми ресурсами,
  • бороться с коррупцией в системе государственных фондов, 
  • предусмотреть возможности лизинга оборудования для малых предприятий по льготным ставкам,
  • разработать и принять закон “О кредитной кооперации” (“Об обществах взаимного кредитования”), в котором гражданам предоставлялись бы широкие права по совместному аккумулированию денежных средств и их направлению в экономику.
Государство должно поддерживать кредиты Мирового и Европейского банков малому и среднему бизнесу. Работа правительства на этом направлении будетдолжна быть коренным образом реформирована – соответствующие структуры в правительстве будут ликвидированы, вместо этого совместно с ассоциациями малого и среднего бизнеса будет создана общественная организация. Ее основная задача – подготовка предприятий малого и среднего бизнеса к участию в тендерах на получение кредитов: составление финансового плана, расчет издержек и др.
 
Имущественная поддержка

Проблема дефицита материально-технической базы и помещений имела большое значение в начале 90-х годов. На сегодняшний день она переросла в основном в проблему дефицита финансовых ресурсов. Предложение нежилых помещений возросло, и найти подходящее помещение не сложно, но может оказаться дорого. Но есть две проблемы, которые все же необходимо решать в рамках государственной политики.

Найти нежилое помещение для предприятия можно. Но встает проблема оформления прав на пользование этим помещением. Почему в Москве практически нет рынка аренды нежилых помещений, а есть только рынок субаренды? Ясно, что в договорах субаренды пар “теневых отношений” гораздо гуще, чем при оформлении аренды. Субаренда часто вообще не оформляется договорами (пока платишь – сиди), а в случаях оформления – по опросам предпринимателей, до половины суммы платится “черным налом”. Безусловно, комитеты по управлению госимуществом в субъектах федерации должны проводить специальную политику, стимулирующую предложение аренды (а не субаренды) помещений и заключение договоров на уровне рыночных ставок за аренду.

Вторая проблема – создание общей рыночной инфраструктуры для малых предприятий. Малому предприятию обычно не нужен постоянный юрист, бухгалтер на полную ставку, постоянное помещение для переговоров, охрана офиса. Индивидуальным предпринимателям собственный факс, почтовый адрес, е-mail могут потребоваться только изредка. Издержки малых предприятий значительно сократились бы, если бы эти функции объединить для многих малых предприятий.

Решением и первой, и второй проблемы могло бы стать возрождение идеи организации технопарков, бизнес-инкубаторов, специальных фондов нежилых помещений для малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, а в сельском хозяйстве – возрождение системы МТС (машинно-тракторных станций). Для этого хорошо подошли бы помещения, высвобождаемые в результате банкротств небольших предприятий (переходящие государству за долги перед бюджетами), а также бывшие чиновничьи помещения, высвобождаемые в связи с сокращением госаппарата (а такое сокращение уже давно назрело). К участию в конкурсах по этим нежилым помещениям должны допускаться только представители малого предпринимательства – это снизит ставки аренды. В этих бизнес-центрах необходимо, помимо прочего, иметь широкий спектр представительских офисов, развивать предложение консалтинговых, юридических, образовательных услуг, информационные сети, помогающие бизнесу, компьютерные сети и т. д. В таком бизнес-центре могли бы быть отделения коммерческих банков, специализирующиеся на работе с малым бизнесом и небольшими кредитами, представительства налоговых органов для информирования о всех новациях в налоговой системе и т. п.
 

Борьба с коррупцией

Коррумпированный госаппарат – гарантия того, что любые, самые лучшие программы правительства “завязнут” в болоте продажного чиновничества. Эта проблема должна стать одним из ключевых приоритетов работы правительства – порядок внутри себя. 

Самым важным условием, необходимым для искоренения коррупции на всех этажах государственной власти, является ярко выраженная и ясно обозначенная воля политического руководства страны – та самая воля, которая отсутствует у ее нынешних властителей. Примирительное отношение, терпимость к коррупции в органах государственной власти не могут быть оправданы никакими соображениями политической, экономической или какой-либо иной выгоды

Основное направление “яблочной” политики на этом направлении – реформа госаппарата и ужесточение мер административного контроля. Реформа государственного аппарата должна:

  • жестко ограничить и регламентировать законами вопросы, решаемые чиновником, резко сократить число бюрократических разрешений при регистрации, аккредитации, лицензировании, уменьшить число видов деятельности, подлежащих регламентации, увеличить сроки разрешений;
  • обеспечить применение практики конкурсов и аукционов при выдаче лицензий, госзаказов, приобретении государством любых гражданских услуг и товаров;
  • добиться полной открытости и прозрачности в деятельности чиновника, обеспечить жесткий государственный и всячески стимулировать общественный контроль на тех “скользких” участках, где происходит встреча чиновника с гражданином (организацией, предприятием), стремящимся реализовать свои права (получить земельный участок, лицензию или патент, льготы и т.д.); 
  • реализовать правило, что все лица, уволенные с госслужбы за создание препятствий развитию бизнеса, в будущем не принимаются на госслужбу;
  • заменить критерий “личной преданности” при замещении государственных должностей критерием “профессиональной пригодности” путем введения жесткой процедуры аттестации и системы государственных гарантий профессиональной деятельности государственных служащих;
  • вытеснить практику кулуарного принятия управленческих решений, установив жесткие законные правила ведомственного нормотворчества;
  • заставить государственные органы работать в таком режиме, при котором решение вопросов, затрагивающих интересы граждан, не будет зависеть от личного усмотрения чиновника; 
  • в процессе судебной реформы облегчить и удешевить процедуру обжалования в суде любых действий чиновника, решение чиновника не должно считаться окончательным; 
  • устранить существующий перекос во взаимоотношениях органа государственной власти и его аппарата, когда аппарат диктует правила поведения власти. Это достижимо путем определения статуса органа государственной власти как юридического лица публичного права;
  • исключить непомерное раздувание штатной численности государственного аппарата путем ежегодного утверждения при принятии федерального бюджета не только суммы расходов на содержание каждого государственного ведомства, но и штатной численности его сотрудников.
Однако меры эти важные, но недостаточные. Необходимо создание общественного механизма контроля за действиями чиновников. Для этого ЯБЛОКО предлагает программу объединения через Интернет в единую сеть малых, средних, крупных предприятий, индивидуальных предпринимателей. Эта программа будет финансироваться государством через механизм освобождения от уплаты налогов тех расходов, которые пойдут на подключение к сети Интернет. На федеральном уровне будет создана правительственная межведомственная комиссия с участием депутатов парламента и представителей Администрации Президента. Рабочий аппарат комиссии будет 24 часа в сутки отслеживать все жалобы (в том числе анонимные) на действия тех или иных чиновников любого уровня и принимать необходимые меры общественного или иного воздействия. Взяточники и бюрократы при таком подходе лишатся спокойной жизни, а бизнес обретет защиту со стороны государства и возможность работать.
 
Вытеснение криминала и “силового” предпринимательства

С появлением в России частной собственности появились игосударство потеряло монополию на организованное насилие. Появились криминальные круги, заинтересованные в том, чтобы взять под свой контроль собственников, предпринимателей. Очень быстро от примитивного рэкета они перешли к предоставлению целого комплекса услуг по облегчению ведения бизнеса – силовая защита, “выбивание” долгов, предоставление кредитов, решение проблем с чиновниками и разнообразными проверками и т. д. Так как государство не могло предоставить предпринимателям эффективного решения этих проблем – их предоставил криминал. Постепенно взаимоотношения малого бизнеса и “крыши” приобретали все более взаимовыгодный характер. “Крыша” легализовывала свой контроль через аудиторские, консалтинговые, охранные фирмы, через систему участия в капитале.

На сегодня период, когда быстро делались большие деньги, закончился, бизнес сейчас – это тяжелая рутинная работа без сверхприбылей. С другой стороны, преступные группировки стремятся к легализации своих капиталов и своей деятельности. У нихУ традиционной “крыши” появились серьезные конкуренты – государственные структуры (легально и через частные связи), частные охранные фирмы, службы безопасности крупных коммерческих структур. Сферы влияния поделены, и крупных переделов не произошло даже при столь серьезных экономических потрясениях, как кризис 17 августаПоявился огромный набор 1998 года.электронной техники безопасности.

Между государственными силовыми структурами и всеми прочими “силовыми” фирмами и группировками установились неформальные контакты, позволяющие быстро решать вопросы безопасности конкретных предпринимателей, – своеобразный государственно-криминальный паритет. Сферы влияния между ними поделены, и крупных переделов не произошло даже Однако,при столь серьезных экономических потрясениях, как кризис 17 августа 1998 года. Впрочем, ступив на скользкую стезю, иногда трудно остановиться – некоторые предприниматели считают, что методы работы государственных охранных структур и методы набора клиентов иногда почти не отличаются от методов преступных группировок.
 
 

Олег. Совладелец и исполнительный директор типографии.

Что касается проблем с бандитами, то они есть у всех. У одних одни бандиты, у других – другие. У нас была одна “крыша”, потом другая. Но какая-то должна быть. Выхода нет. Когда мы стали контактировать с местными властями, мы пришли не просто с заявлением к участковому о том, что нас “доят”, а к заму по СКМ. И сказали – достали уже. Мы платим, но за что? Ну, один раз пришли там какие-то молодые ребята, сказали – платите. Приехали “наши”, и те убрались – молодежь какая-то залетная, их тут никто не знал. С таким же успехом мы, может быть, могли бы обратиться и в милицию. Милиция тут по крайней мере всех знает. Зам по СКМ сказал, что он поговорит с теми людьми, кто их держит. То есть не с самими “нашими”, а выше. После этого к нам перестали приезжать.

В борьбе между крупными финансово-промышленными компаниями и преступными группировками все чаще побеждают легальные компании. Так, преступные группировки, контролирующие, например, бензоколонки, не в состоянии предотвратить создание бензоколонок крупными нефтяными компаниями, которые не платят им дани, находясь на их территории. 

И все же, бесспорно, еще существуют целые сектора экономики, где контроль за экономической деятельностью и сбор своеобразной “ренты” осуществляется преступными группировками и силовыми методами.

Надо подхватить стихийно сложившуюся тенденцию сокращения силовых воздействий в экономике и поддержать ее мощью государства. Наша ставка – на постепенное вытеснение государственными и легальными негосударственными охранными структурами криминальных и полукриминальных группировок за счет естественных конкурентных преимуществ. Государственные силовые структуры предлагают более низкие цены на охранные услуги и более высокое качество услуг, чем разнообразные “крыши”. При этом надо четко определить возможные пределы “коммерциализации” государства (коммерческие договора официальных силовых органов), следить за ситуацией внутри самих государственных силовых структур и более внимательно наблюдать за деятельностью негосударственных охранных компаний. Необходимо выработать дифференцированную политику по разным секторам экономики, имеющую цель локализовать криминал и постепенно отсекать его от “серых” рынков. 
 

Развитие законодательства и правоприменительной практики

Наибольшее значение для малого предпринимательства может иметь обсуждение и принятие Государственной Думой следующих законов:

  • налоговое законодательство,
  • о государственной регистрации юридических лиц,
  • поправки к законам о лицензировании отдельных видов деятельности и о сертификации продукции и услуг,
  • о лизинге,
  • об обществах взаимного кредитования,
  • об ипотеке и о регистрации прав на недвижимость и другие.
Необходим мониторинг и анализ регионального законодательства и нормотворчества на предмет содействия развитию малого предпринимательства.

Не менее важное значение имеет применение этих законов. Нельзя дать им обрасти множеством подзаконных актов, зачастую извращающих смысл закона.

Для налаживания нормального функционирования малого предпринимательства необходимо упрощение и убыстрениеускорение арбитражных процедур, возможно, создание ускоренных специальных процедур для мелких исков. Необходимо снижение расходов малых предприятий, связанных с арбитражем. Учитывая традиционную “нелюбовь” предпринимателей к судебным дрязгам Некоторое значение может иметьи желание договариваться “полюбовно” весьма полезным было бы формирование при предпринимательских ассоциациях системы третейских судов, которые могли бы решать проблемы, не доводя дело до арбитража.
 

Общественные объединения предпринимателей

Для развития малого предпринимательства совершенно недостаточно только государственных мер по снятию лишних административных барьеров или усилению контроля за чиновниками. Необходимы активные встречные действия предпринимателей, которые развивали бы общественный контроль за деятельностью государственных структур. Бюрократы и взяточники должны знать, что против них ведется активная игра и они не являются “неприкасаемыми”. Депутаты и руководители государственных и муниципальных структур должны знать и учитывать реакцию малого бизнеса на действия, которые его затрагивают (законы, распоряжения и т. д.).

Вторая важная роль предпринимательских ассоциаций – выработка профессиональных стандартов деятельности самих предпринимателей. Профессиональные гильдии могут создавать профессиональные этические кодексы, вести “черные списки” неблагонадежных партнеров и т. п. И, конечно, решать проблемы, когда требуется взаимопомощь, создавать общую создание общей инфраструктуры, облегчение доступаинфраструктуру, облегчать доступ к финансовым и материальным ресурсам, информационным потокам членов этих объединений.

Третья функция общественных объединений предпринимателей – имидж профессии. Для российского малого предпринимательства большое значение имеет то, что называется “деловыми традициями”. Если будут происходить существенные подвижки в государственной политике в отношении малого бизнеса, надо, чтобы предприниматели были готовы быстро отреагировать на них активным использованием новых возможностей и изменением сложившихся стереотипов. Так, несмотря на то, что проблема регистрации в последнее время стала меньше волновать предпринимателей (к сожалению, благодаря не государству, а специализированным фирмам), у многих осталось представление о регистрации предприятия как об очень сложной и запутанной процедуре. Хотя доля силовых воздействий на предпринимателя в последнее время заметно снизилась, многие люди продолжают считать, что предприниматель должен прежде всего найти себе “крышу”. Такие примеры можно продолжать. 

Ассоциации предпринимателей могли бы многое сделать для вовлечения в малый бизнес новых людей, для расширения горизонтов деятельности самих предпринимателей. И – немаловажная задача – воспитание нового поколения бизнесменов из числа тех, кто сегодня еще сидит за партой. Увы, пока этим занимается только улица.

Мы выступаем за то, чтобы предпринимательские ассоциации носили неполитический характер и при необходимости вступали во взаимодействие с существующими политическими партиями и общественными движениями.

ЯБЛОКО готово к сотрудничеству с ассоциациями малого предпринимательства. 

Публикацией настоящих предложений по созданию благоприятного предпринимательского климата в России мы приглашаем к дискуссии всех заинтересованных в этом.
 

Итак, вот программа ЯБЛОКА 
для малого предпринимательства
  1. Налоговая реформа. Снижение ставок и упрощение налоговой системы позволит людям перейти к честной уплате налогов государству. Для малого бизнеса всерьез заработают льготы и упрощенный порядок налогообложения. Это нанесет мощный удар по организованной преступности – именно “черный нал” является ее питательной средой. Но, если ведется полностью легальная бухгалтерия, невозможно представить себе примитивные выплаты за “крышу” наличными.
  2. Резкое сокращение возможностей произвола чиновничества. Борьба с коррупцией. Человек должен быть как можно меньше зависим от власти, наоборот, власть в конечном счете должна зависеть от него. Для этого возможности произвола со стороны чиновника должны быть резко ограничены, ответственность чиновника увеличена.
  3. Финансовая и имущественная поддержка малого предпринимательства. Здесь нужны встречные усилия государственной политики и предпринимателей, а также заинтересованность банковских кругов. Есть способы добиться этого.
  4. Обеспечение четкости и прозрачности законодательства. Законы должны быть просты и прямого действия – без посредничества чиновника. Ряд законов, облегчающих ведение своего дела, еще предстоит принять, но многие законы надо просто заставить работать.
  5. Облегчение судебных и арбитражных процедур. Человек, открывающий свое дело, должен знать, что через суд или арбитраж он эффективно защитит свои интересы. Это будет стоить ему недорого, займет немного времени и будет исполнено.
  6. Эффективная антимонопольная политика государства. Государство должно стоять на страже честной конкуренции, не допускать “силовых” приемов в бизнесе, жестко контролировать поведение так называемых естественных монополий.
  7. Развитие общественных объединений частных предпринимателей. Они могут эффективно отстаивать общие интересы развития малого бизнеса в органах власти, способствовать развитию самоорганизации малого бизнеса и формировать благоприятный имидж “профессии” предпринимателя.
Эти меры, если они будут реализованы, откроют простор развитию малого бизнеса, дадут возможность вести свое дело не только образованным, ловким и сверхэнергичным людям. Мы хотели бы добиться того, чтобы крестьянин мог просто приехать в город и продать выращенный им урожай на рынке без всяких посредников.
 
Текст проекта программы Свое дело" в формате MS Word [zip]

Обсуждение программы

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Объединение]
[Програмные документы]
info@yabloko.ru