31 июля 2012
Блог Сергея Митрохина на "Эхо Москвы"

Сергей Митрохин: Инфекционная диверсия

 

 

В Москве полным ходом идет кампания по ликвидации инфекционных больниц. Я уже писал про закрытие детских инфекционных больниц № 8 и №12.

Митинг против ликвидации детской инфекционной больницы № 8 напротив Новодевичьего монастыря

Впрочем, назвать Департамент здравоохранения Москвы врагом детей было бы несправедливо. Не только детей.

Еще одной его мишенью стал инфекционный корпус (ИК) городской клинической больницы №4 (ул. Павловская, д. 25) – 4-й Градской. Для взрослых.

После 60 лет существования инфекционный корпус 4-й Градской больницы закрывается. Инфекции в Москве закончились!

К 1 сентября 140 коек корпуса будут ликвидированы так же, как 90 коек детской инфекционной больницы № 8.

Миссия инфекционного корпуса

Она многогранна. Во-первых, это место, где больные люди получают бесплатную медицинскую помощь – как и в любом бюджетном медучреждении.

Заведующий приемным отделением инфекционного корпуса Дмитрий Быченко рассказывает о ситуации во время общественной инспекции больницы

Во-вторых, это один из нескольких крупных центров Москвы по предупреждению различного рода эпидемий и борьбе с ними. Наиболее распространенные – ОРВИ и грипп, ветрянка, корь, краснуха. Но есть более редкие и одновременно более страшные, к которым надо быть готовыми. В 2010 году, например, была вспышка вирусного гепатита А.

Понимает ли это Департамент во главе со своим новым руководителем Голуховым?

С одной стороны вроде бы понимает. По его приказу коечный фонд корпуса является еще и резервным для приема больных из других больниц в случае возникновения на территории города таких особо опасных инфекций, как менингит, рожистое воспаление, дифтерия.

Но тут начинается другое заболевание, уже в головах медицинских властей Москвы. Шизофрения. Приказ о резервном фонде подписан 5 июня этого года, а через две недели, 20 июня, выходит приказ № 558, в соответствии с которым корпус является ликвидированным.

Левая рука не знает, что делает правая?

Лукавый Онищенко

Корпус, несомненно, является элементом системы эпидемиологической безопасности. Не дай Бог, но бактериологическое оружие может быть применено не только в случае войны, но и террористами.

Защитный костюм «Кварц» предназначен для работы с наиболее острыми больными, он может выдержать и бактериологическую атаку. Тем более что в отделении есть неснижаемый запас лекарств и дезинфицирующих средств

В этой связи весьма примечательно, что главный санитарный врач России Г. Онищенко, за помощью к которому обратился коллектив отделения, проигнорировал их просьбу и направил обращение все в тот же Департамент здравоохранения.

В-третьих, ИК незаменим в лечении людей, страдающих одновременно с инфекционным еще и другими заболеваниями. Таких немало: любой пожилой человек страдает комплексом сопутствующих болезней.

В обычных инфекционных больницах, которых в Москве три, помощь ему будет получить сложно и неоперативно: пока нужный врач найдется и доедет до пациента с другого конца города.

В ИК многопрофильной больницы любой необходимый специалист доступен круглосуточно.

Здесь, например, получить помощь могут инфекционные больные с травмами и переломами, в прединфарктном состояниии т. д. По этой причине большой процент пациенток - женщины с гинекологическими проблемами и просто беременные.

Гинекологическое кресло в приемном боксе

Если у них при этом инфекционная патология, то они могут получить квалифицированную помощь только здесь.

В больницы по профилю этих заболеваний инфекционных больных принять не примут, чтобы не создавать угрозы заражения для других пациентов.

Специфика ИК – именно в этой многофункциональности.

В-четвертых, корпус является центром медицинской науки. Здесь расположен филиал Медицинской академии им. Сеченова. Они приводят сюда студентов, а врачи корпуса оперативно получают у ученых консультации.

Этот центр работает на стыке медицинской науки, практики и высоких технологий

Здесь отработаны самые современные технологии изоляции инфекционных больных и их лечения. Например, функционируют 12 Мельцеровских боксов, которые предназначены для больных с высоко заразными инфекциями и больных с заболеваниями неясного происхождения.

 Мельцеровский бокс. Закон запрещает «сокращение и перепрофилирование боксированных инфекционных коек» (см. ниже).

После прошедшего в 2003 году капремонта закуплено новое оборудование. Здесь есть вся инфраструктура для быстрого и качественного лечения инфекционных заболеваний.

Аппарат для обеззараживания волос 

Оборудование для предстерилизационной обработки

Из врачей – в санитарки!

Итак, инфекционный корпус 4-й Градской подлежит ликвидации. Также как и детские инфекционные больницы №№ 8 и 12. И в те же сроки – до 1-го сентября.

Врачи отделения уже получили уведомления об увольнении. В новом отделении врачам высшей категории, кандидатам медицинских наук предложили должности санитарок, уборщиц и подсобных рабочих.

Согласно уже упомянутому приказу № 558, на месте инфекционного отделения появится сосудистое, которое будет заниматься уходом за больными с острым нарушением мозгового кровообращения.

Уходный промысел

За планами сноса детских инфекционных больниц стоит банальное желание извлекать земельную ренту из лакомых земельных участков столицы. На их месте появятся пятизвездочные отели.

Простейшая логика, равно как и знание милых повадок московских чиновников подсказывают, что разработчики планов ликвидации «взрослого» инфекционного корпуса коммерческой жилки лишены тоже не были.

Маленькая жилка позволила им нащупать большую жилу, которая называется «уход». Осуществляться он будет за больными, пережившими инсульт.

В отличие от бюджетного лечения, уход является платным. 30 коек по уходу в 4-й Градской уже есть и видимо приносят неплохой доход.

Поэтому чиновники решили заработать еще больше, заменив 145 бюджетных инфекционных коек на 40 платных по уходу.

Отличный бизнес-план и хорошо вписывается в концепцию коммерциализации здравоохранения, заложенную в пресловутый закон № 83-ФЗ.

Кто-нибудь против увеличения коек по уходу и взимания за него платы? Нет. Но почему ВМЕСТО инфекционного корпуса?

Почему, например, не в этом здании рядом с ним, где сейчас размещается 10-й административный корпус?

Здесь после капремонта вполне можно разместить 40 коек по уходу, не ликвидируя инфекционный корпус

Да, сейчас тут сидит управленческий персонал. Но к декабрю должна завершиться реставрация прекрасного здания главного корпуса, построенного 250 лет назад Казаковым.

Здесь вполне можно разместить администрацию 4-й Градской, освободив 10-й корпус для сосудистого отделения. А может, Павловская больница (построенная 250 лет назад в честь выздоровления царевича Павла) включена в еще один бизнес-проект?

Почему же чиновники так настаивают на перепрофилировании инфекционного корпуса?

Ответ на этот вопрос очевиден: бизнес превыше всего!

Админкорпус надо не просто ремонтировать, а реконструировать, адаптируя его к содержанию больных. Это – большие деньги.

Инфекционный корпус для этих целей подходит идеально не только потому, что в 2003 году он прошел через капремонт.

В силу специфики заразных болезней он хорошо оборудован с бытовой точки зрения.

В просторных палатах не более трех коек, а в боксах – двух.

В каждой палате отделения есть собственный туалет и ванная.

У койки каждого пациента есть система подачи кислорода и кнопка экстренного вызова персонала

Повышенная комфортность бытовых условий инфекционного корпуса, несомненно, повышает и его «капитализацию» при перепрофилировании под коммерческий уход за тяжелобольными.

В других корпусах 4-й Градской бытовая инфраструктура, конечно же, не такая роскошная.

Именно этим инфекционный корпус и приглянулся коммерсантам от медицины, например, заместителю главврача ГКБ № 4 Надежде Воеводиной и ее покровителям из Департамента.

Крымск Москве не урок

Трагедия в Крымске, как мы знаем, унесла столько жизней, потому что власти были не готовы к оповещению и эвакуации людей в чрезвычайной ситуации.

Пример Крымска, кстати, показывает, что обострение эпидемиологической обстановки возможно не только из-за бактериологических атак, но и по причине природных катастроф. Для правительства Москвы Крымский район, видимо, все равно, что другая планета. Иначе в головах московских чиновников все-таки как-то обозначилось бы понятие «преступная халатность», которую СКР сейчас инкриминирует чиновникам крымским.

Но в Крымске чиновники несут ответственность за то, что забыли выстроить и профинансировать системы оповещения о надвигающихся стихийных бедствиях и эвакуации граждан.

В Москве же власти сознательно уничтожают важнейший элемент системы предупреждения эпидемий и борьбы с ними, руководствуясь только одной логикой: любая медицина должна зарабатывать!

Это уже не халатность, а участие в подготовке диверсии против здоровья и жизни людей.

Фиксируем беззаконие

Во избежание обвинений в голословности обвинений сформулируем последние языком закона.

В соответствии с абзацем 6 пункта 1.1 Приказа Минздрава РФ от 17.09.1993 N 220 «О мерах по развитию и совершенствованию инфекционной службы в Российской Федерации» запрещается «сокращение и перепрофилирование боксированных инфекционных коек».

В ИК ГКБ № 4 уничтожается 20 таких коек.

Слева по коридору – боксы, подлежащие уничтожению

Далее, «Типологическая номенклатура лечебно – профилактических учреждений и типологические нормативно – расчетные показатели потребности в лечебно – профилактических учреждениях г. Москвы», утвержденная Постановлением Правительства Москвы от 25.07.2000 N 570, предусматривает наличие в инфекционных больницах 2,65 коек на 10 000 взрослого населения.

Эта цифра занижена по среднероссийским меркам. Среднее количество коек в инфекционных больницах России по данным Госкомстата России по состоянию на 2010 год - 4,9.

В соответствии с данными последней переписи в Москве (без приезжих) живет 11551,92 тыс. человек.

Значит, согласно Постановлению № 570 нормативное количество взрослых коек в инфекционных больницах должно составлять 11 552 000 : 10 000 Х 2,65 = 3061 (коек).

В настоящее время в инфекционных больницах города Москвы: в инфекционной клинической больнице № 1 – 518; в инфекционной клинической больнице № 2 - 960 коек; в инфекционной клинической больнице № 3 - 570 коек.

Всего 2048 коек.

На 1012 коек ниже, чем положено по нормативу! И, несмотря на это, убирается еще 140 взрослых коек ИК и 100 детских больницы № 8!

Помешательство на почве коммерции

В ответ на письмо корреспондента газеты «Метро» (прямое обращение врачей проигнорировано, на их вопросы отвечают только прессе) Департамент прислал разъяснение, в котором коммерческий аргумент был самым главным:

«ГКБ № 4 в течение всего периода функционирования ИК несет значительные финансовые потери. Так, в 1-м квартале 2012 года … отделениями инфекционного профиля было заработано 2 млн. 174 тыс. 197 руб., а только прямые затраты на содержание этих отделений (зарплата, лекарственное обеспечение, питание больных) составили почти 4 млн. руб…»

Это все равно, что после катастрофы в Крымском районе заявить: объявленное создание системы оповещения населения об угрозе ЧС приведет к финансовым потерям, так как такая система вообще ничего не зарабатывает!

«Заработанными» Департамент здравоохранения считает деньги, поступившие в больницу из фонда медицинского страхования (ну и терминология!).

В комментарии к ответу департамента врачи не оставляют камня на камне от аргументов в пользу закрытия корпуса.

В припадке коммерческого кретинизма чиновники обвиняют ИК в «низком уровне использования коечного фонда», ссылаясь на среднюю загруженность одной койки в год. Им неведомо, что такой показатель абсурден для инфекционных болезней, имеющих сезонный и «вспышечный» характер.

Как, видимо, и то, что один вовремя вылеченный инфекционный больной – это десятки и сотни людей, которые НЕ ЗАБОЛЕЮТ!

Если инфекционные корпуса начнут заполняться на 100%, соображающая власть должна бить тревогу и срочно строить новые.

Выражать сожаление по поводу их недозагруженности может только власть, ничего не соображающая.

А такая власть для общества опасна. И не только инфекционно.

Завтра в эфире программы «Разворот» на «Эхо Москвы» в 16.00 я расскажу о ликвидации инфекционных больниц в Москве.

Оригинал

 

Автор

Митрохин Сергей Сергеевич

Депутат Московской городской Думы. Член Федерального политкомитета партии. Председатель партии в 2008-2015 гг. Кандидат политических наук

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).

Статьи по теме: Здравоохранение


Все статьи по теме: Здравоохранение

Статьи по теме: Ликвидация инфекционных больниц в Москве


Все статьи по теме: Ликвидация инфекционных больниц в Москве