28 октября 2016
Блог Сергея Митрохина

Сергей Митрохин: Теология В. Гундяева

«Многостяжатели вместо нестяжателей именуются и земному богатству господа, а небесному богатству чужды»

Житие Петра Афонского

Самый активный очаг гражданского общества в РФ сегодня – парк Торфянка. Подогревает его РПЦ.

Граждане выступают против попыток построить в парке храм. Впрочем, все гораздо сложнее. И абсурднее. Власти уже ясно дали понять, что храма здесь не будет, т. е. позиция жителей учтена. Но как бы назло людям оставлено ограждение, бытовка и огромный крест. Храм не строят, но и убирать все это не хотят. Почему же? Только что на данный вопрос ответил сам патриарх. Но об этом позже.

С явной целью позлить жителей настоятель несостоявшегося храма Олег Шалимов каждое воскресенье проводит молебен. Жители готовятся к нему по-своему. Закупают свистки и дуют в них что есть мочи.

Богородица не спасает отца Шалимова от гнева народного

В минувшее воскресенье чуть не дошло до массовых беспорядков.

Дойти до машины и сесть в нее Шалимов мог только с помощью полиции

Человек 20 пришли к Шалимову на молебен, а примерно 120 – его засвистывать. Процессия от стройплощадки к машине Шалимова получилась не совсем благочестивой. Вместо молитвенных песнопений народ свистел и кричал «Шалимов вор!». Эта же надпись постоянно встречается священнику на дорожках парка.

Защитники Торфянки апеллируют к библейской морали совершенно зря. У Шалимова она немного другая

Ситуация в этот раз обострилась настолько, что удостоилась комментариев патриарха. Для этого был использован 7-й фестиваль «Вера и слово». Один из вопросов патриарху на этом фестивале было позволено задать лидеру одиозной организации Сорок Сороков Андрею Кормухину.

Подопечные Кормухина. Человек в центре носит пистолет, а тот, что слева, бросает зигу

Вопрос был как раз о Торфянке. Ответ патриарха был обстоятельным, явно заранее подготовленным. И прослеживается в нем крайне оригинальная теология.

«В течение нашей истории храмы строились в самых красивых местах. Иначе наша страна была бы безликой». Вообще-то странно. Если место итак красивое, значит, уже и не безликое. Зачем ему еще храм? Ну да ладно. В этой фразе интересно не столько данное противоречие, сколько глубочайшая уверенность в том, что РПЦ может строить храмы, где хочет.

То есть, если где-то обнаружилось красивое место, то, кроме попов, никто на него прав не имеет. Бог красоту сотворил, чтобы отдать ее не на любование обычным людям, а на потребу своим жрецам. Сколько ее захотят, пусть столько и сожрут. И земли им положено, сколько смогут хапнуть. Воистину, новое направление в теологии. Гундяевское. В центр вселенной она ставит не Бога и не Христа, а иерархию священнослужителей, образующих Русскую православную церковь.

Помимо новизны, есть в этой теологии определенная преемственность. Она – последовательное логичное продолжение позиций иосифлянского стяжательства. Помните? Иосиф Волоцкий настаивал на том, что церковь не только вправе, но и обязана владеть селами с живущими в них людьми (которые затем стали крепостными). НЕстяжатели, считавшие это позором церкви, проиграли. НЕОстяжатели во главе с патриархом Кириллом пошли еще дальше старых стяжателей. Они утверждают, что церковь может владеть вообще, чем захочет. Приглянулось красивое местечко на землях общего пользования – забираем! Нам все позволено, ибо мы - люди Божьи!

Впрочем, справедливости ради надо сказать, что не совсем отнимают буквально все. Гулять за оградой храма в других местах (не таких красивых) патриарх не возбраняет. «Парк-то большой, а местечко-то маленькое!»

«Маленькое местечко», отхваченное под храм в сквере на ул. Аргуновской (Останкино)

Жители, выступающие против храмостроя, по мнению патриарха, просто не понимают своего счастья. На форуме «Вера и слово» он с ними поспорил. На самом деле, храм им нужен как минимум для красоты, а покойники, которых туда изредка будут носить, крайне необходимы их детям. «Неплохо ребенка вводить в соприкосновение с этой реальностью. Для воспитания». Опять же, ни капли сомнения в том, что РПЦ лучше людишек знает, что такое красота и как воспитывать их детей. Ведь в теологии Гундяева народ тоже вращается вокруг РПЦ. Как и вся остальная Вселенная.

Далее последовал уже совершенно невероятный пассаж. Патриарх заявил о том, что после того, как власти перенесли строительство храма на другое место, «защитники Торфянки говорят: а давайте крест-то оставим! В память обо всем том, что мы делали! А сегодня они с таким же ожесточением борются с крестом. Вот и разоблачили себя». Отсюда его уверенность в том, что захваченный участок надо защищать, поскольку на нем находится символ христианства. С целью более жесткой защиты предложил установить вместо деревянного железный крест

Тут опять какие-то проблемы с логикой. Если защитники парка попросили оставить крест, зачем же они теперь так хотят его убрать? Ума они что ли лишились? Нет, скорее тот, кто их изображает такими, лишился совести (если она когда-то у него была).

Разумеется, никому из защитников Торфянки и в страшном сне не приснилось бы желание сохранить крест, да еще и огороженный забором с полицейской охраной. Но раз это сказал патриарх, значит, так оно и есть. А сказал для того, чтобы назло жителям оставить незаконную стройплощадку в их парке. Злоба, мстительность и насилие не в чести в любой теологии, кроме неостяжательской. Этим-то она и оригинальна.

Тут тоже все понятно. В РПЦентрической картине мира церковникам позволено не только захватывать чужую землю но и просто банально врать. В данном случае – не безбожно, а по Божьему благословению. Если церковь – божественная инстанция, то свято все, что она вздумает сказать или сделать.

Как тут быть с библейской моралью («не укради», «не желай ничего, что у ближнего твоего» и т. п.)? Да очень просто: она тоже вращается вокруг РПЦ.

У представителя одного африканского племени как-то спросили: что такое зло? Он ответил: "Зло, это когда соседнее племя угоняет наш скот и наших женщин." "А что такое добро?" "Это когда мы у соседнего племени угоняем скот и их женщин". Таков же и гундяевский взгляд на мораль. Все, что в интересах РПЦ – добро, а все, что нет – зло. Защитники парков поэтому – христопродавцы и дьявольское отродье. Радетели храма – люди богоугодные и попадут в рай, даже если бьют старушек, носят пистолеты и мечут зигу.

Опираясь на постулаты этой морали, благословил наш христианнейший на Торфянке дальнейшую социальную рознь, потасовки, бесконечные бдения защитников парка с риском быть задержанными полицией или избитыми кормухинскими бандитами. Что ж, какова теология, такова и «социальная политика».

Надежды не оправдались

Разобравшись с несмышленым народом, иерарх переключился на нас, грешных политиков. «Мы знаем, по крайней мере, две политические партии, которые включились в протестные настроения. Не думаю, что им это помогло на выборах. Хотя надежды были. Не оправдались».

Ясно, что речь идет о КПРФ и ЯБЛОКЕ. Здесь патриарха немного подвели информаторы. КПРФ давно приглушила свою протестную активность на Торфянке. Более того, в других местах эта партия яростно защищает храмострой.

Коммунист Мишустин пытается сорвать наш пикет против храмостроя в парке на Аргуновской. Пока его усилия напрасны, РПЦ продолжает причислять КПРФ к храмоборцам

Так что камень брошен, скорее всего, в мой огород. В начале сентября я действительно организовал у резиденции патриарха в Чистом переулке пикет против рейдерства РПЦ на Торфянке.

Обратите внимание, что среди участника пикета есть верующие. Православные

Широкого освещения он не получил. Всего лишь форум жителей Торфянки и Интернет-ТВ «Градус», да сайт московского ЯБЛОКА. Если бы целью был пиар для выборов, наверное, мы постарались бы осветить это событие более мощно.

Так что никаких надежд не было. Но они, тем не менее, оправдались!

Наша помощь жителям в борьбе с храмостроем принесла электоральные плоды именно там, где была оказана. На территории вокруг Торфянки УИК (№ 633) я получил 18,06%. Сравните это с общим результатом по округу (12,5%) или средним по Лосиноостровскому району (11,5%).

Так что патриарх Кирилл зря думает, что народ поддерживает тотальное захрамление парков. До 18 сентября были такие надежды. Не оправдались.

 

Автор

Митрохин Сергей Сергеевич

Депутат Московской городской Думы. Член Федерального политкомитета партии. Председатель партии в 2008-2015 гг. Кандидат политических наук

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).

Статьи по теме: Экология и природопользование


Все статьи по теме: Экология и природопользование