28 сентября 2017
Блог Эли Федоровой

«Я за Путина!», «Где Косыгин?». Кто-то ставил пять галочек сверху, кто-то снизу

Эля Федорова – о том, как власти учили инвалидов правильно голосовать

Добровольно-принудительная мобилизация подневольных бюджетников и других категорий зависимых граждан, как известно, в последние годы стала едва ли не основной технологией электоральных успехов «Единой России». Сегодня в СМИ попала скандальная история увольнения директоров трех сельских школ в Иркутской области, которые отказались агитировать за кандидатов в главы поселков от «Единой России» на муниципальных выборах 10 сентября. Но это – не предел цинизма. Член участковой избирательной комиссии от «Яблока» Эля Федорова рассказывает о том, как проходило голосование на выборах в московском психоневрологическом интернате.

                                                                                                           «Из жалости я должен быть суровым.

                                                                                                  Несчастья начались, готовьтесь к новым».

                                                                                                                                          «Гамлет» В. Шекспир.

Выборы президента, выборы в Госдуму, выборы мэра Москвы –  везде я была корреспондентом от СМИ.  Был опыт наблюдения за такими важными событиями, и видела, как все было «организовано». И каждый раз некто придумывал новый сценарий. Но одно на всех выборах неизменно – службы социальной защиты Москвы ставили «в-ружье!». Практически все надомники были «подготовлены» соцработниками, а соцработники – руководством. А руководство отчитывалось за выборы перед Департаментом социальной защиты!  Подопечные Центров социального обслуживания, постоянно «просвещались» кандидатами от «Единой России». Директор одного такого центра, выдвигаясь в депутаты, на собрании с жителями района рассказывала о работе так, что можно было подумать: это дело рук «Единой России», а не государственного бюджетного учреждения Департамента социальной защиты.

10 сентября 2017 года был поставлен весьма неожиданный спектакль под названием «Тишина. Выборы». Все СМИ были немы. Может поэтому аккредитоваться на них от СМИ не смогла (чуть ли не за год надо было записаться).  Фотографировать нарушения в этот раз уже не имела права.

Я зарегистрировалась от «Яблока» членом УИК с правом совещательного голоса на участке, который обслуживал только психоневрологический интернат для инвалидов – закрытая территория. Их контингент – люди с ограниченными возможностями.  Не буду осуждать сотрудников этого учреждения, поскольку мне понятно, в какие условия они поставлены своим Департаментом, но разделить их страхи не могу.

10 сентября. В 07:30 зарегистрировалась. Через несколько минут подошли ещё наблюдатели. Обстановка самая доброжелательная (таковой была до конца).

В 08:00 – начало голосования: все озвучено, урны и стационарная, и выносная продемонстрированы и опечатаны. У жителей интерната по расписанию в это время завтрак. Ждем избирателей, и, когда они появляются, вспоминаю фильм «Пролетая над гнездом кукушки». Очень тяжело было и потому хочу описать все без эмоций. С одной стороны, ни в коем случае нельзя этих людей обижать, а с другой – нельзя заставлять их в бюллетене, где 31 кандидат, ставить пять галочек.  Я знаю многих вполне здоровых людей, кто на этих выборах растерялся. О процедуре голосования не было никакой информации, и уж тем более не было информации о кандидатах!

Завтрак закончился, сразу около двух кабинок для голосования появились две молодые девушки, инвалиды детства, Юля и Света (диагнозы у них разные, но читать могут). Сразу стало понятно – они хорошо выучили, где ставить «галочки» и были назначены помощницами к остальным. «Юля, помоги!» и «Света, давай помогай!» – звучало раз за разом.

На первом этаже, где находилась стационарная урна, голосовали «ходячие». Одна из первых, выйдя из кабинки, очень сильно расстроилась, причитая: «Я забыла, что мне сказали». Как они нервничали! Несколько человек так и не смогли поставить галочки, бросив в урну пустые бюллетени; конечно, были те, кто запомнил слова «единая Россия» (от них же подарки привезли), а были такие, кто просто не понимал, что с бюллетенем делать.  Каждому заходящему в кабинки «помощница» Юля рвалась показать, как надо голосовать, но так и не смогла этого сделать – мы не позволили, так как избиратель в данный момент не просил о помощи. Потому мы при подсчете увидели бюллетени с 6, 7, 8 и даже с 9 галочками. Хотя всем при получении бюллетеня по многу раз повторяли, что не больше пяти. А в это время «помощница» Света давала напутствия, стоящим в очереди. Из её нашептываний-напоминаний получалось, что чуть ли не накануне «добрые люди» из «Единой России» приезжали к ним.

В 09:00 нас срочно с первого этажа отправили к 48 «надомникам».  48 заявлений от этих людей написаны соцработниками, и там одна пустая строка, где избиратель должен расписаться сам, а еще – заполнить бюллетень с 5 галочками!

09:10 - «Выносная урна».   Членам комиссии выдали белые халаты, маски, бахилы.  «Помощнице» Свете   было сказано: «Иди – помогай!», и все пошли по отделениям на другие этажи. В холлах отделений были собраны избиратели. В основном это инвалиды очень почтенного возраста, были и инвалиды помоложе, но все они не понимали происходящего. Кстати, ни у одного человека не было очков, хотя многие плохо или очень плохо видели. Я спросила, есть ли у них очки и тут же получила ответ: «Они же не читают!». Из гуманных соображений в таких местах очень трудно пресекать нарушения.  Заполнение бюллетеня было необъяснимым насилием для большинства из них. Некоторые, сидя на колясках, спали и их будили для голосования.  Многие плохо слышали. Почти всем терпеливейшая сотрудница каждый раз (!) громко зачитывала 31 одну фамилию с их резюме.

Как они голосовали:

«Я за Путина!», «Где Косыгин?», одному мужчине понравились три фамилии: Медведев, Белкин и Зайцев, кто-то попросил выбрать только женщин, кто-то начинал сильно нервничать и успокаивался, когда ему разрешали бросить пустой бланк, кто-то ставил пять галочек сверху, а кто-то – пять снизу, кто-то – куда попало.  Но были и такие, кто хорошо запомнили и пять галочек ставили за «Единую Россию» (они же телевизор подарили).

Конституционные права избирателей в этом интернате нарушены не были! Как смогли, так и проголосовали, хотя элементы давления партии власти, особенно на сотрудников, скрыть трудно.

А вот кто защитит сотрудников социальной защиты на выборах от насилия над здравым смыслом?

P.S.  В 21:40 в ТИК приехали первыми (в интернате всего 139 избирателей), но программа QR, установленная специально для выборов, не читала протоколы. Пришлось их оформлять вручную. Ушли оттуда тоже первыми, в 23:20.  А остальные ждали протоколов до самого утра. Интересно, кто и сколько денег получил за установку этой программы?  Интересно – домашний арест им грозит?

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).

Статьи по теме: Выборы


Все статьи по теме: Выборы