Золото мундиаля
Доклад о завышенных расходах на главные арены ЧМФ-2018



В докладе раскрывается, сколько потрачено на главных аренах чемпионата мира по футболу 2018, насколько дороже обошлись стадионы в России, чем в Европе, а также кто и сколько заработал на футбольных госзакупках от государства.
Алексей Карнаухов, Алексей Чумаков
Краткие итоги
1
На строительство и реконструкцию 11 главных арен чемпионата, по официальным данным, потрачено 212,5 млрд руб. Здесь не учитывается "Открытие Арена" (Стадион "Спартак"), который реконструировали на деньги частных инвесторов. Строительство новых стадионов стоило 169,2 млрд, а реконструкция старых – 43,3. Стоимость объектов официальными лицами оценивается как "примерная", точные суммы расходов не раскрываются.
2
По сравнению с аналогичными стадионами за рубежом, российские обошлись на 95,2 млрд руб. дороже, даже с учётом колебаний курсов валют. Такое завышение сметы чемпионата не обосновано.
3
Расходы на стадионы к ЧМФ-2018 правильнее оценивать по стоимости одного зрительского места. Тройку рейтинга самых затратных стадионов возглавляет "Зенит-Арена" – каждое зрительское место "Зенит-Арены" обойдётся в 705,8 тыс. руб. В сравнении с зарубежными аналогами на ней потеряно 30,5 млрд руб. На втором месте "Калининград Арена" с ценой за место 508,5 тыс. руб. и потерей 8,8 млрд. На третьем - Самара. Одно место "Самара-арены" обошлось 460,8 тыс., а общие потери составили примерно 9,1 млрд.
4
Больше всех на футбольных стройках заработали татарстанский депутат Равиль Зиганшин, а также "короли госзаказа" Арас Агаларов и Геннадий Тимченко. На их фирмы приходится 76,5 % от суммы потраченной на возведение стадионов (от 169,2 млрд руб.). Конечные бенефициары чемпионата неизвестны, потому что власти не публикуют данные о субподрядчиках строек.
Побьет ли ЧМФ-2018 коррупционные рекорды Сочи?
В 2018 году Россия впервые примет у себя чемпионат мира по футболу. Ожидалось, что власти сделают выводы из Олимпиады в Сочи, которая сопровождалась коррупционными скандалами.

По официальным данным, общие расходы на Олимпиаду в Сочи составили 214 млрд руб. По данным Фонда борьбы с коррупцией, сумма в четыре раза больше: 822 млрд руб. из федерального бюджета и 33 млрд руб. из бюджета Краснодарского края.

На ЧМФ-2018 в бюджете заложено в три раза больше средств, чем на Олимпиаду в Сочи: 678,063 млрд. Из этой суммы строительство и реконструкция стадионов стоят не меньше 212,5 млрд руб. По нашим оценкам, в сравнении с зарубежными аналогами расходы на арены завышены на 95,2 млрд или на 44,8 %.

Нагрузка на бюджет оказалась такова, что государству пришлось жертвовать социальными проектами ради чемпионата. Мы попробовали разобраться, почему так происходит.
Российские стадионы и сколько они стоят
Точные расходы России на футбольные арены не публикуются – известны только предельные суммы, заложенные в бюджет. При этом официальные оценки по конкретным стадионам приводятся как примерные и разнятся между собой.

Так, глава департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев заявил в мае, что реконструкция большой спортивной арены Лужники обошлась в 26,6 млрд руб. Сергей Собянин в августе по какой-то причине оценил Лужники уже на 2,6 млрд дешевле – в 24 млрд руб.

Стоимость реконструкции стадиона "Фишт" в Сочи краснодарские власти оценивают "около 4 млрд руб.". Точные расходы на "Фишт" не приводятся.
Зенит-арена лидер по растратам. На ней потеряно 30,5 млрд руб.
Чемпионом по разбросу оценок остаётся "Зенит-арена". Власти заявляют, что стадион обошёлся "примерно в 43 млрд руб.". В январе "Фонтанка" подсчитала, что реальная цена на 5 млрд выше. Спустя четыре месяца Алексей Навальный опубликовал видео, где презентовал от ФБК такую же сумму, как и "Фонтанка" – 48 млрд руб.

Такой разброс и неточность оценок могут объясняться растущими сметами проекта. Другое объяснение – отличается список объектов, которые учитываются в расчётах. Помимо самих стадионов, в каждом случае проходит благоустройство территории, строительство вспомогательных сооружений – билетных касс, парковок, коммуникаций, линий безопасности.

По оценкам расследовательского проекта Russiangate, расходы бюджета на госзакупках по семи стадионам чемпионата, включая благоустройство территории, выше официальных на 30,3 млрд руб.

Чтобы избежать расхождений в подсчётах, мы использовали только официальные оценки из комментариев чиновников. Расходы федерального бюджета приводятся на основе постановлений Правительства России. Если оценки противоречивы, то использовались данные журналистов-расследователей.
Как мы считали расходы за рубежом?
Сравнивать строительство в разных странах трудно – колеблются курсы валют, отличаются издержки из-за климата, отличаются расходы на логистику, оплату труда, материалы. Но даже с учётом всех отличий можно рассчитать примерные затраты на одно зрительское место стадиона. У футбольных арен единые параметры. Они установлены международными стандартами FIFA, и сравнение расходов на стадионы экспертами успешно проводится.

Так, средние расходы на строительство стадионов подсчитывала международная аудиторская компания KPMG. По оценке аудиторов, российские стадионы стоят примерно в 2-3 раза дороже европейских. Средняя стоимость строительства стадиона в Европе составляет $4000-6000 за место. Но это примерные оценки. Мы постарались подсчитать точные по официальным данным о расходах на чемпионат.
В расчётах мы учли колебания курсов валют. Для сравнения взяты данные зарубежных аудиторов и стадионы к ЕВРО-2016.
Поскольку в докладе аудиторов учитывалось строительство с нуля, мы посчитали также среднюю стоимость стадионов, которые реконструировали во Франции к ЕВРО-2016. Учитывались только самые дорогие стадионы, которые реконструировали во Франции – в Париже, Марселе, Сент-Этьене, Лансе и Тулузе.

При подсчётах максимально учтены колебания курсов валют. Мы рассчитали курс в два этапа: вначале взяли средневзвешенные курсы валют за годы подготовки к ЧМФ. Средневзвешенный курс более точный, он учитывает сколько дней в году действовал каждый курс валюты.

После этого мы использовали полученные величины в каждом году и рассчитали между ними средние курсы за годы строительства – с 2013 по 2017 год.
Итоговый средний курс доллара составил 51,41 руб., средний курс евро – 60,14 руб.

Примерно так же аналитики рассчитывают общие затраты на чемпионаты мира по футболу. Но если расходы на каждый следующий чемпионат закономерно растут, средняя стоимость недавних строек стадионов в России и остальной Европе должна быть сопоставима.
Сравнение с европейскими аналогами

Строительство и реконструкция стадионов в России по нашим оценкам обошлись дороже, чем за рубежом. Пятёрку финалистов по завышению сметы составляют "Зенит-Арена" (стадион "Санкт-Петербург") – завышение на 30,5 млрд руб., "Лужники" – 15,2 млрд., "Самара-Арена" – 9,1 млрд, "Стадион Калининград" – 8,8 млрд. и "Ростов-Арена" – 7,4 млрд.

В трёх случаях проходила реконструкция действующих стадионов ("Лужники" в Москве, "Фишт" в Сочи и "Екатеринбург-арена" в Екатеринбурге). Остальные стадионы строились с нуля.
Цена за одно зрительское место в России почти в два раза дороже, чем за рубежом.
Средняя цена зрительского места на стадионах в России составляет 439 тыс. руб против 257 тыс. руб в ЕС. Таким образом, общая потеря бюджета от завышения смет, по подсчетам Центра, составила более 95,2 млрд руб. Подробные данные доступны в таблице по ссылке.

Лидер нашего рейтинга "Зенит Арена" не только оказался самым затратным, но и показал рекорды по росту цены. Первоначально строительство стадиона не превышало 6,7 млрд руб., однако за 9 лет стоимость увеличилась до 48 млрд руб. из бюджета Санкт-Петербурга. В феврале 2013 г. Следственный комитет России возбудил уголовное дело в отношении должностных лиц Санкт-Петербурга, отвечавших за строительство стадиона. Кроме того, Счетная палата России признала возможные нарушения при строительстве на сумму 12 млрд руб. По сообщениям СМИ, материалы проверки не опубликованы, и на них наложен гриф "для служебного пользования".
Из всех стадионов только на "Фиште" в Сочи мы не обнаружили завышения цены.
Реконструкция «Фишта», по официальным данным, обошлась примерно в 4 млрд, что на 1,5 млрд дешевле зарубежных аналогов. Оговорка в том, что "Фишт" строился к олимпиаде в Сочи 2014. Строительство стоило от 17,4 до 24 млрд руб. и, по данным ФБК, обошлось на 2,5 млрд дороже аналогов.

Краснодарская администрация тоже оценила реконструкцию за 4 млрд как "примерную" цену. Мы считаем такой подход неправильным – власти должны публиковать в открытом доступе точные суммы и список госконтрактов. Можно ожидать, что приблизительная оценка ещё возрастёт.
Единственный стадион, который окупится – Спартак. Его строит частный инвестор.
В сравнении с ценами на стадионы за рубежом показателен пример стадиона Спартака ("Открытие Арена"), который строители оценили в 14,5 млрд руб. Из всех арен чемпионата это единственная, которая может окупиться. Расходы на "Открытие Арену" почти совпадают с расходами на самый дешёвый из построенных стадионов – "Арена Казань" и ближе всего к европейским ценам, хотя объём работ на "Открытии Арене" выше, чем на казанском стадионе. Последний мы оцениваем по заявлению Виталия Мутко от 2014 года. Именно это заявление продолжают цитировать как официальную оценку расходов на «Арену Казань». Реальные расходы могут оказаться выше.

Эксперты объясняют низкую цену и высокие шансы на окупаемость "Открытия" тем, что стадион строился на деньги частного инвестора – вице-президента Лукойла Леонида Федуна, поэтому расходы контролируются лучше.

Большую часть бюджетных средств на подготовку ЧМФ получило шесть человек, которые стоят за фирмами-генподрядчками. Остановимся на них подробнее.
Футбольные магнаты
Организаторы ЧМФ-2018 не раскрывают всех субподрядчиков и конечных выгодоприобретателей строек. Опубликовать эти данные ‒ наше отдельное требование к организаторам мундиаля. По сведениям, которые уже есть в открытых источниках мы составили рейтинг тех, кто, вероятно, заработает на стройках больше всех.
*Такую сумму получил холдинг "Трансстрой" Дерипаски и Андреева. В июле 2016 года контракты с компанией были расторгнуты.

Равиль Зиганшин

На первом месте в нашем рейтинге депутат Госсовета Республики Татарстан пятого созыва (партия "Единая Россия") учредитель ООО "Производственно-строительное объединение «Казань" Равиль Зиганшин. По данным "Контур-Фокус" фирма депутата получила из бюджета в общей сложности 108 млрд руб. на госзакупках. Из них 50,9, по нашим данным, получает как генподрядчик трёх строек чемпионата ‒ в Казани, Самаре и Саранске.
Арас Агаларов

Второе место занимает миллиардер Арас Агаларов с 36,8 млрд руб. Фирма Агаларова ЗАО «КРОКУС ИНТЕРНЭШНЛ» названа генподрядчиком стройки стадиона "Калининград" и "Ростов-Арены" в Ростове-на-Дону. В 2012 году Агаларов ратовал за пожизненный президентский срок для Владимира Путина. В 2013 году он получил из рук Путина "Орден Почёта". В 2016 году Forbes включила Агаларова в рейтинг "королей госзаказа" (69,3 млрд на госзаказе). Подозреваем, что политические предпочтения положительно сказываются на успехе бизнеса Агаларова.

Геннадий Тимченко

Третье место в рейтинге за другим другом Владимира Путина – миллиардером Геннадием Тимченко. Его АО «Стройтрансгаз» стало генподрядчиком строек в Волгограде и Нижнем Новгороде, на что получило из бюджета 33,4 млрд руб.
Олег Дерипаска и Егор Андреев

Следом за Тимченко в нашем рейтинге идёт другой миллиардер ‒ Олег Дерипаска. С 2008 по 2016 г. АО "Трансстрой" Дерипаски (в 2014 г. он продал долю бизнес-партнёру Егору Андрееву) являлась генподрядчиком печально известной "Зенит-Арены" в Санкт-Петербурге. Всего за эти годы фирма получила 24,5 млрд руб.
Братья Пумпянские

Пятое место занимают братья Пумпянские. Компания ОАО "Синара-Девелопмент", которую контролирует Александр Пумпянский, выступила в качестве основного подрядчика строительства стадиона "Центральный" в Екатеринбурге. Братья Александр и Дмитрий получили из федерального бюджета 12,7 млрд рублей на строительство этого стадиона. Известно, что Пумпянские занимаются лоббизмом. Так, несколько СМИ сообщили, в 2014 году Дмитрий Пумпянский попросил Путина обязать госкомпании закупать отечественные товары, что выгодно Трубной металлургической компании Дмитрия Пумпянского. Любопытно, что Путин общается с Пумпянским "на ты".
…и другие
Кому достались оставшиеся средства, неизвестно. Например, в строительстве объектов в Лужниках задействована компания "Гелар групп". Эта фирма также занята на стройке "Арены Казань", но суммы контрактов не раскрываются. Владеют "Гелар-Групп" в равных долях Артур Геворкян и Шагор Степанян. Последние фигурируют в расследовании "Ведомостей" о бизнесе сына Министра внутренних дел Александра Колокольцева.

Важно, что бенефициары чемпионата из нашего списка далеко не обязательно получили от него самую большую прибыль. На каждой стройке были задействованы десятки фирм.

Многие работы выполняют организации в собственности государства. Пример – ООО «МИП СТРОЙ № 1» (ИНН 7701394860), крупный подрядчик на строительстве в Лужниках. Компания принадлежит на 99 % другой фирме – ООО «МИП-АКТИВ». Та, в свою очередь, принадлежит АО «Мосинжпроект», чей учредитель Правительство Москвы. Несмотря на то, что «МИП-СТРОЙ № 1» фактически владеют госструктуры, по действующему закону, фирма не обязана проводить торги. Конечная цепочка субподрядчиков и получателей выгод от чемпионата остаётся скрытой.
Генподрядчики не обязательно заработали больше всех. Мы требуем от властей опубликовать полные списки субподрядчиков.
Комментарий эксперта: коррупционные риски
Коррупционные риски – это составная часть реализации крупных инфраструктурных объектов за государственный счет. Отсутствие прозрачности и гигантские объем бюджетных денег – питательная среда для лоббизма и злоупотреблений. Этот тезис применим, разумеется, не только для России. Однако российская модель реализации крупных спортивных объектов имеет свои особенности.

1. Выбор генеральных подрядчиков строительства стадионов оказался непрозрачным и неконкурентным. Владельцами компаний, выполняющих миллиардные госконтракты, стали лица, связанные с высокопоставленными представителями российской власти. Причины, почему именно эти лица получили миллиардные контракты, никому не объяснялись. Естественным образом указанные обстоятельства ставят под сомнения объективность и беспристрастность выбора государственных подрядчиков при строительстве стадионов к ЧМ-2018.

2. Непрозрачность распределения государственных денег. После выбора единственного исполнителя государственного контракта на строительство стадионов дальнейшее распределение бюджетных денег происходит непублично. Раскрытие информации о субподрядчиках представляет общественный интерес, но отсутствует в публичном пространстве.

3. Отсутствие возможности для общественного контроля. Желание провести строительство стадионов к ЧМ-2018 без коррупционных скандалов спровоцировало закрытие любой информации о ходе строительства. Однако подобная закрытость стала искусственной средой для сокрытия нарушений и привела к еще большим коррупционным скандалам и уголовным делам.

4. Дальнейшее использование стадионов. Важным требованием ФИФА является дальнейшее эффективное использование стадионов, построенных в стране-организаторе ЧМ. Несмотря на значительные инвестиции, в том числе в инфраструктуру городов, в которых будут организованы игры ЧМ-2018, представляется ограниченно эффективным использование самих стадионов, в силу отсутствия плана их дальнейшей эксплуатации, а также соразмерности расходов на содержание таких объектов за счет средств предусмотренных в бюджетах субъектов РФ.
Илья Шуманов
Заместитель генерального директора "Трансперенси Интернешнл - Россия"
Выводы
Стоимость крупнейших объектов необоснованно завышена по сравнению с зарубежными аналогами. Подготовка к чемпионату ещё не завершена, но уже очевидно, что государство не усвоило уроки Олимпиады в Сочи. Основные претензии к Сочи-2014: завышение стоимости, непрозрачность, предвзятость в выборе подрядчиков ‒ всё это применимо к ЧМФ-2018.

У чемпионата почти не нашлось независимых спонсоров. Одна из причин – политика изоляции и обострение отношений с западными странами. Но теневой выбор поставщиков и слабый контроль сложно объяснить иными причинами, кроме коррупции. Напомним, что построенные стадионы ещё придётся содержать за счёт бюджета. Станет непосильной нагрузка для региональных и местных бюджетов в субъектах России, где редко проходят крупные футбольные события. Поэтому ЧМФ-2018 принесёт России больше убытков, чем выгод, а многие стадионы со временем придут в упадок, как олимпийские объекты в Греции.

Всё это не означает, что мероприятие не нужно. Но государству важно обеспечить прозрачность чемпионата. Как минимум, опубликовать полный перечень субподрядчиков, суммы контрактов по каждому объекту, обеспечить контроль за расходами бюджетных средств и публикацию отчётности. Власти должны обеспечить независимый аудит, чтобы проверить, почему расходы на ЧМФ-2018 завышены.

Государству также следует учесть рекомендации экспертных организаций. Например, доклад Transparency international "Global Corruption Report: Sport", где содержатся выводы, в том числе, по России: о необходимости мониторинга за расходами бюджета на ЧМФ-2018, об информационной закрытости чемпионата и нарушениях некоммерческих организаций, которые отвечают за подготовку мундиаля.

Поскольку точные расходы на чемпионат остаются тайной, мы попробуем установить их самостоятельно.

Меры реагирования
1
Мы потребуем от Правительства провести независимый аудит расходов бюджета. Власти должны объяснить разницу с европейскими ценами на стадионы.
2
Госзаказчикам строек чемпионата мы отправим запросы о списке субподрядчиков. Важно выяснить, сколько потрачено на строительство, а сколько изъято фирмами в качестве бонусов.
3
По системе госзакупок мы проверим официальные оценки чиновников. Выясним, насколько они расходятся с ценами контрактов.
4
Мы направим организаторам мундиаля требование повысить прозрачность чемпионата: опубликовать точные расходы, результаты проверок, отчёты, а также планы, как власти планируют использовать и окупить арены.
Made on
Tilda