Золото мундиаля – часть II
Чего стоила России подготовка к ЧМФ-2018
Алексей Карнаухов, Алексей Чумаков
В первой части доклада о коррупционных рисках ЧМФ-2018 мы рассказали о завышении цен на главные арены Чемпионата по сравнению с зарубежными аналогами. Государство так и не раскрыло детали расходов. Во второй части мы изучили работу государственных НКО, проанализировали основные нарушения и посчитали, на что регионы тратили деньги к Мундиалю.
Краткие итоги
1
За подготовку к Чемпионату отвечали пять некоммерческих организаций (НКО), созданных государством. Они освоили 6,56 млрд рублей из госбюджета, но оказались непрозрачными и неэффективными.
2
Несмотря на официальные заявления, что государство не вкладывает деньги в стадион «Спартак», АНО «Арена 2018» получила 3,9 млрд руб. по госконтрактам от ФГУП «Спорт-инжиниринг» на строительные работы в районе арены «Спартака».
3
Самые распространенные проблемы подготовки к Чемпионату: завышение стоимости стадионов и отставание в сроках строительства (в 91% случаев). В 72,7% случаев выявлена невыплата зарплаты строителям и нарушения технических требований при строительстве. В половине случаев были возбуждены уголовные дела по фактам хищений и превышению должностных полномочий. В 45,5% случаев найдены экологические нарушения. Об их устранении данных нет.
4
Топ-10 проблемных стадионов возглавляет стадион «Волгоград Арена» (наличие 100% нарушений по вышеперечисленным критериям). На втором месте – сразу три стадиона: «Зенит Арена», «Самара Арена», «Ростов Арена» (выявлено 86% от всех типов нарушений). На почетном третьем месте – стадионы в Калининграде, «Волга Арена» в Нижнем Новгороде и «Мордовия Арена» (71% от всех типов нарушений).
Полная таблица нарушений доступна по ссылке.
Дорогой ценой
ЧМФ-2018 стал самым дорогим футбольным событием в истории планеты. РБК оценило расходы на Чемпионат в 883 млрд руб.

Центр антикоррупционной политики разработал матрицу проблемных стадионов, которая учитывает основные нарушения при подготовке к ЧМФ: завышение стоимости стадионов, отставание в сроках, возбужденные уголовные дела, нарушение технических требований, невыплата зарплат, экологические нарушения (подробнее об экологических правонарушениях Чемпионата — в докладе экологической организации "BELLONA").

По каждому стадиону были проанализированы открытые источники, выявлены самые распространенные проблемы и составлен комплексный рейтинг проблемных стадионов.


НКО в доле
6,56 млрд рублей из государственного бюджета освоили пять некоммерческих организаций для подготовки к Чемпионату.

В феврале 2011 была создана Автономная некоммерческая организация «Оргкомитет «Россия-2018» (ИНН 7705127175). По закону, она отвечает за подготовку мероприятий согласно требованиям FIFA. Среди её функций – планирование, финансовое обеспечение и контроль за использованием средств. Организацию учредили Российский футбольный союз и Минспорт РФ.

«Оргкомитет «Россия-2018» создал ещё три НКО:
1
«Оргкомитет-2018»
(ИНН 9705067875), для отличия назовём его «Оргкомитет 2».
2
«Транспортная дирекция-2018»
(ИНН 7710481750, второй учредитель ‒ Минтранс РФ).
3
«Арена-2018»
(ИНН 7704279496).
Все три организации получают госконтракты как единственные поставщики. Основной объект заказов ‒ строительный контроль за объектами чемпионата. В конце 2015 года на балансе «Оргкомитета «Россия-2018» числилось 1,4 млрд руб. На строительный контроль организация получила 863,8 тыс. руб. по госконтрактам от Нижегородской, Ростовской, Свердловской областей, а также муниципалитетов Екатеринбурга и Сочи. Как потрачены остальные деньги, неизвестно.

«Транспортная дирекция-2018» получила значительно больше – 859,2 млн руб. Её главные заказчики – Федеральное Агентство Воздушного Транспорта, госструктуры в сфере транспорта Нижнего Новгорода и Санкт-Петербурга. Ещё 1,8 млрд выделены «Арене-2018» на строительный контроль спортивных площадок в регионах.

«Транспортная дирекция-2018», в свою очередь, учредила коммерческую фирму – ООО «Стройконтроль-2018». Зачем была создана компания неясно: на её сайте есть только бюрократическая сводка о том, что «Транспортная дирекция-2018» решила создать компанию.

«Стройконтроль-2018» активно участвует в закупках, но выиграла госконтракты только на 18 млн руб. из разыгранных 1,1 млрд. Отметим, что такая схема работы НКО непрозрачна и может использоваться для отмывания денег из бюджета.

Минспорт учредил ещё одно НКО к чемпионату – АНО «Центр планирования и мониторинга программы подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу» (ИНН 7705522055). Баланс «Дирекции» на конец 2016 года ‒ 6,1 млн руб.

В отличие от других государственных НКО стройконтроль не входит в компетенцию «Дирекции». Её виды деятельности, по данным ЕГРЮЛ, включают только транспорт, изучение общественного мнения и прочие бизнес-услуги.

На сайте «Дирекции» в разделе «Онас» говорится, что она занимается «Созданием единого информационного пространства для заинтересованных участников, содержащего полную, актуальную и достоверную информацию о ходе реализации Программы подготовки к проведению ЧМ-2018». При этом портал мониторинга закрыт и предназначен только для служебного пользования.
Не обошлось без Мутко
В руководстве НКО мы заметили перестановки, которые говорят о попытке контроля за организациями со стороны экс-министра спорта Виталия Мутко. Позже люди Мутко потеряли должности, а он сам был исключён из оргкомитета.

Так, «Арену» в 2012 г. возглавил Даниил Изотенков. С 2013 по 2015 он был помощником Мутко и работал над Олимпиадой в Сочи. На это время в «Арене» его сменил заместитель ‒ Алексей Милованов. В 2016 г. Милованов возглавил ФГУП «Спорт-инжиниринг», с которым «Арена» заключала госконтракты. Изотенков при этом снова вернулся в «Арену» – на должность врио руководителя. Сейчас дирекцию возглавляет бывший заместитель директора «Арены» Олег Галай.

Милованов по-прежнему возглавляет ФГУП «Спорт-инжиниринг». В 2016-2017 годах «Спорт-инжиниринг« заключил четыре контракта с «Ареной» на сумму 3,9 млрд руб. Примечательно, что работы велись на стадионе «Спартак», хотя строительство этой арены официально проходило на частные инвестиции.

До сентября 2017 года «Транспортной дирекцией» управлял бывший чиновник из Петербурга Терентий Мещеряков, а «Стройконтроль-2018» по-прежнему возглавляет Георгий Язиков, ранее так же как Изотенков, занятый на строительстве объектов к Олимпиаде в Сочи-2014. В 2017 Мещерякова сменил на посту бизнесмен Кирилл Поляков, связанный с экс-министром транспорта Максимом Соколовым.

Отметим, что доходы руководства государственных НКО, занятых Чемпионатом, неизвестны. Официально они не относятся к публичным должностным лицам и не обязаны подавать антикоррупционные декларации несмотря на работу с миллиардами бюджетных средств.

На непрозрачность НКО указывала также «Фонтанка». При этом именно «Оргкомитет «Россия-2018» занимается контролем за освоением бюджета Чемпионата. На некоммерческие структуры одновременно был возложен контроль за строительством и расходами. В результате, служащие одной структуры распределяли средства и вели контроль. Такая система заведомо неэффективна и ведёт к злоупотреблениям.

Именно слабым внутренним контролем можно объяснить срыв сроков строительства на многих объектах Чемпионата и большое число нарушений. Ниже мы раскрываем расходы каждого принимающего региона России и показываем список главных проблем Чемпионата.
Москва
Общие расходы: 188,6 млрд руб.
Федеральный бюджет: 31,4 млн руб.
Региональный бюджет: 104,7 млрд руб.
Внебюджетные источники: 83,7 млрд руб.

Такие суммы утверждены после изменений в декабре 2017 года – тогда расходы выросли на 35,6 млрд руб.

Стоимость большой спортивной арены «Лужники» по документам составила 26,6 млрд руб.

При этом власти не включают в расходы полную реконструкцию спортивного комплекса вокруг арены. Реконструкция началась одновременно с подготовкой к ЧМФ-2018 и может быть связана с желанием привести в порядок прилегающую территорию.

Так, 16,2 млрд руб. потрачено на реконструкцию плавательного бассейна в Лужниках. В комплексе ведутся работы над ледовым дворцом «Кристалл», центром художественной гимнастики, малой спортивной ареной и другими объектами. Работы по благоустройству в районе главной фан-зоны Чемпионата в районе МГУ за 2,7 млрд руб. также ведутся без ссылки на расходы на ЧМФ-2018.

Отдельно создаётся канатная дорога между парком Воробьёвы горы и Лужниками. По официальным данным, строительство ведётся на деньги частного инвестора. Но мы выяснили, что государство всё равно вкладывает средства в отдельные работы на этом проекте.

Также, как выяснил портал The Village, землю под строительство дороги без торгов получила частная компания, связанная с депутатом Госдумы VI созыва Дмитрием Свищевым (партия ЛДПР).

Проведение первого матча на Лужниках 23 марта обернулось транспортным коллапсом в районе Хамовники, где расположен спорткомплекс. Недовольные жители вели активные обсуждения в социальных сетях. Многие люди не смогли выехать из своих дворов на Фрунзенскую набережную, потому что единственные выезды были перекрыты. Поступали жалобы на давку при подходе к метро, порчу газонов информационными табло, трудности с проездом в больницы, школы и детские сады. Муниципальные депутаты Хамовников перечислили проблемы и рекомендации московским властям в специальном решении.

Отдельного упоминания заслуживает история студента-первокурсника МГУ Дмитрия Петелина. За надпись краской на стенде к Чемпионату его хотели привлечь к уголовной ответственности. После вмешательства общественности уголовное дело было отменено. Болезненная реакция властей показывает чрезвычайную важность футбольного события для власти.
Казань
Общие расходы: 4,4 млрд руб.
Федеральный бюджет: 1,9 млрд руб.
Региональный бюджет: 2,3 млрд руб.
Внебюджетные источники: 135,8 млн. руб.

Среди этой суммы – 49,9 млн руб уйдет на проведение видеоконференции во время чемпионата. 30,6 млн руб – на транспортное обслуживание командированных полицейских во время мундиаля. Еще 13,4 млн регион потратит на два фестиваля в честь Чемпионата мира: «Все флаги в гости едут к нам» и «Цветущий Татарстан».

Строительство «Казань Арены» сопровождалось протестами экологов. На месте рощи возле стадиона было вырублено более 100 деревьев и построена парковка.
Сочи
Общие расходы: 10,6 млрд руб.
Федеральный бюджет: 5,3 млрд руб.
Региональный бюджет: 5,1 млрд руб.
Внебюджетные источники: нет
Местные бюджеты: 92,2 млн руб.

По подсчётам ЦАП, реконструкция стадиона «Фишт» в Сочи обошлась в 5 млрд руб. Это на миллиард больше, чем «примерно» оценивали чиновники Расходы на инфраструктуру составили ещё порядка 1,4 млрд руб. Это приблизительная оценка. Многие работы ведутся рядом с «Фиштом» (например, ремонт дорог), но нет прямых подтверждений, что такие работы запущены именно к Чемпионату.

Самыми крупными побочными расходами к ЧМФ в Сочи стала закупка на проведение «фестиваля болельщиков» за 264 млн руб. с 14 июня по 15 июля. Оформление города к Чемпионату обойдётся в 35,6 млн. руб. В Сочи даже закупили систему автоматического полива за 18,4 млн руб. и тоже приурочили её к чемпионату.

В прессе появились сообщения о нарушениях закона при реконструкции главного сочинского стадиона. Как сообщает РБК, ранее в отставку был отправлен и позже задержан вице-губернатор Краснодарского края по строительству Юрий Гриценко. Его ведомство курировало, в том числе, реконструкцию стадиона, но официальным поводом к задержанию стали другие подозрения.
Самара
Общие расходы: 42,8 млрд руб.
Федеральный бюджет: 14,4 млрд руб.
Региональный бюджет: 19,2 млрд руб.
Внебюджетные источники: 8,8 млрд руб.
Местные бюджеты: 309,1 млн руб.

Самая крупная инфраструктурная закупка обошлась в 835,5 млн руб. — на сооружения по сбору, очистке и перекачке сточных вод со стадиона. 741 млн уйдет на строительство трамвайной линии к стадиону. Ради этого маршрута были сняты с линии несколько трамваев, что доставило жителям города неудобства. Еще 406,7 млн потрачено на создание системы видеонаблюдения около стадиона «Безопасный город».

Не все запланированные закупки состоялись. 438,7 млн руб. планировал привлечь Фонд капитального ремонта Самарской области в качестве кредита для выполнения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных вдоль гостевых туристических маршрутов. Однако желающих выдать кредит не нашлось.

В 71 случае (30,7% от всех закупок) проходили самым коррупциогенным образом – у единственного поставщика.

Подготовка к Чемпионату в Самаре сопровождалась антикоррупционными расследованиями. В 2016 году в министерстве строительства Самарской области прошли обыски в связи с возможной фальсификацией документации строительства стадиона.

Самарский стадион – самый проблемный с точки зрения готовности к ЧМФ. По последним сообщениям в прессе, сроки первых матчей постоянно сдвигаются. ФИФА поместило стадион в «зону риска».
Саранск
Общие расходы: 18,35 млрд руб.
Федеральный бюджет: 3,57 млрд руб.
Региональный бюджет: 7,09 млрд руб.
Внебюджетные источники: 7,5 млрд руб.
Местные бюджеты: 134,8 млн руб.

Для водоснабжения стадиона Саранск потратил 587 млн руб. Для очистки сточных вод – 450 млн в 2015 году и 267 млн руб. в 2017 г. 86,5 млн руб. ушло на дооснащение местного аэропорта. На питание для полицейских во время Чемпионата будет потрачено 84,3 млн руб., на проживание полицейских – 71,3 млн. Ещё 44 млн Саранск потратит на видеонаблюдение на фестивале болельщиков.

Строительство стадиона в Саранске сопровождалось уголовными делами. В мае 2018 года два сотрудника фирмы-застройщика были осуждены за хищение в особо крупном размере с использованием служебного положения при строительстве стадиона «Мордовия Арена». Строители стадиона планировали даже перекрыть дороги к стадиону из-за невыплаты зарплат.
Волгоград
Общие расходы: 20,75 млрд руб.
Федеральный бюджет: 9,9 млрд руб.
Региональный бюджет: 6,87 млрд руб.
Внебюджетные источники: 3,1 млрд руб.
Местные бюджеты: нет.

313,5 млн Волгоград потратит на проведение фестиваля болельщиков. 64,1 млн – на модернизацию аэропорта. 41,9 млн – на создание парковок около стадиона. На создание схемы маршрутов было потрачено 34,9 млн. Волгоград потратит на разработку транспортной стратегии к Чемпионату 15,8 млн руб. Еще 5,4 млн руб городу обойдутся сувениры к Чемпионату.

В марте 2018 года главного контролёра «Волгоград Арены» оштрафовали за нарушения требований в сфере строительства. Ранее в отношении субподрядчика стадиона было возбуждено уголовное дело из-за невыплаты зарплат сотрудникам. Сумма задолженности составила более 20 млн руб. Строительство стадиона велось с нарушением техники безопасности, в результате чего произошло несколько ЧП с жертвами среди строителей.

Власти Волгограда решили снизить уровень Волги для Чемпионата, чтобы гостей города не беспокоили мошки. Против этого решения выступили экологи, предупредив о возможной экологической катастрофе из-за сокращения сброса воды на Волжской ГЭС.
Ростов-на-Дону
Общие расходы: 81,1 млрд руб.
Федеральный бюджет: 28 млрд руб.
Региональный бюджет: 20,3 млрд руб.
Внебюджетные источники: 26,9 млрд руб.
Местные бюджеты: 5,5 млрд руб.

449,4 млн руб будет потрачено на инфраструктуру для проведения фестиваля болельщиков в Ростове. 106,6 млн руб уйдет на центр управления пассажирскими перевозками. 94,8 млн потратит ростовское МВД для покупки бензина и дизельного топлива во время Чемпионата. На проживание командированных полицейских Ростов потратит 67,4 млн руб., а на работу пресс-центра для неаккредитованных СМИ - 30,3 млн руб. На украшение Ростова к Чемпионату город потратит 15,6 млн руб.

Около сотни строителей стадиона приняли участие в забастовке против невыплаты зарплаты. Пользователи соцсетей обратили внимание, что стадион построен с нарушениями, отчего у стадиона протекает крыша во время дождя.
Калининград
Общие расходы: 17,37 млрд руб.
Федеральный бюджет: 7,08 млрд руб.
Региональный бюджет: 1,78 млрд руб.
Внебюджетные источники: 8,44 млрд руб.
Местные бюджеты: 48,3 млн руб.

На берегоукрепление острова, на котором стоит стадион, город потратил 2,77 млрд руб. (две закупки на 1,4 и 1,37 млрд). 359 млн руб. ушло на повышение плотности грунтов. Еще 354 млн руб. власти потратили на строительство набережной к Чемпионату. Кроме того, 150 млн руб. ушло на подключение к системе теплоснабжения.

Комиссия FIFA нашла многочисленные нарушения на стадионе в Калининграде: вопросы вызвали качество материалов, надежность электроснабжения, наличие вентиляции. Сроки сдачи стадиона неоднократно переносились. В начале 208 года МЧС России выявила нарушения пожарной безопасности на стадионе. Возбуждено уголовное дело и проводится расследование хищений на сумму более 750 млн руб.
Екатеринбург
Общие расходы: 25,73 млрд руб.
Федеральный бюджет: 4,98 млрд руб.
Региональный бюджет: 12,04 млрд руб.
Внебюджетные источники: 7,02 млрд руб.
Местные бюджеты: 1,67 млрд руб.

Более 200 млн ушло на строительный контроль стадиона. К проведению Чемпионата область объявила закупку на благоустройство территории возле Дворца молодежи за 87 млн руб. Заодно власти решили приобрести коммунально-уборочную технику за 82 млн руб. Для управления пассажирскими перевозками во время Чемпионата была заказана научная работа за 17 млн руб. На автобусные перевозки в Екатеринбурге во время Чемпионата будет потрачено еще 13,5 млн руб.

Реконструкция стадиона не обошлась без оперативных действий. Так, силовики провели выемку документов у ГУПСО «Урал-2018» и ГУП «Распорядительная дирекция МУГИСО» по делу о завышенной стоимости зданий рядом со стадионом. Кроме того, Ростехнадзор признал стадион уязвимым для террористических угроз.
Санкт-Петербург
Общие расходы: 145 млрд руб.
Федеральный бюджет: 22,1 млрд руб.
Региональный бюджет: 103,8 млрд руб.
Внебюджетные источники: 19,02 млрд руб.
Местные бюджеты: нет.

353,8 млн руб. потратит город на проведение Фестиваля болельщиков. 66,9 млн руб. из бюджета уйдет на транспорт для командированных полицейских. На дополнительную защиту «Ленэнерго» от террористической угрозы будет потрачено 37,2 млн руб. На временное ограничение движения транспортных средств на Крестовском острове город потратит 31 млн руб. Еще 22,8 млн город израсходует на цветочное оформление к Чемпионату, а 11,2 млн - на праздничное украшение города.

Стоимость стадиона за время строительства выросла в несколько раз с 7,6 млрд до 41 млрд, неоднократно менялся генподрядчик, был задержан вице-губернатор Марат Оганесян. Главный тренер «Зенита» сообщил, что поле стадиона не пригодно даже для тренировок, а комиссия ФИФА признала стадион не соответствующим международным стандартам.
Нижний Новгород
Общие расходы: 41,56 млрд руб.
Федеральный бюджет: 10,35 млрд руб.
Региональный бюджет: 14,96 млрд руб.
Внебюджетные источники: 11,8 млрд руб.
Местные бюджеты: 4,4 млрд руб

786 млн руб. будет потрачено на транспортную инфраструктуру города к Чемпионату. 40,3 млн руб. уйдет на установку ограждений во время Чемпионата. На декоративно-художественное оформление города к мундиалю потрачено 37,2 млн. Форма для волонтёров чемпионата обойдется бюджету в 18,1 млн руб. Еще 9,2 млн уйдет на декорирование нежилых зданий Нижнего Новгорода.

В апреле 2018 года власти Нижегородской области попробовали привлечь к достройке стадиона бюджетников. Предполагалось, что бюджетники-волонтеры «будут обеспечены трехразовым питанием, спецодеждой, рабочим инструментом и жильем (по необходимости)». Возможно, несоблюдение сроков строительства связано с невыплатой зарплат строителям. Рабочие компании «Управление строительства – 620» планировали объявить забастовку. Против подрядчика стадиона в Нижнем Новгороде (АО «Стройтрансгаз») Минспорта России подало иск к на сумму 483,5 млн руб., но позже иск был отозван.
Комментарий юриста
Выводы
1
Чтобы провести Чемпионат, России пришлось жертвовать социальными проектами. Расходы на ЧМФ выше, чем заложено в федеральном бюджете России на образование в 2018 году. Траты должны были тщательно контролироваться государством и гражданским обществом, но непрозрачность и коррупция при выборе генподрядчиков привели к росту смет и общему завышению расходов.
2
Минспорт активно использовал сочинский опыт: до 2016 года Виталий Мутко контролировал государственные НКО Чемпионата через людей с опытом олимпийской стройки в Сочи. На фоне скандалов с его работой, люди Мутко потеряли должности, а он сам был устранён из Оргкомитета 2018. Подковёрные интриги и непрозрачность не пошли на пользу: слабый строительный контроль и контроль над расходами привели к завышению цен и нарушениям при строительстве.
3
Государство не заинтересовано в раскрытии информации о подготовке к Чемпионату мира. В регионах заметно слабое внимание гражданского общества к проблеме. Зависимость региональных СМИ от местной власти не позволяет журналистам критиковать допущенные нарушения или обращать внимание на неэффективность подготовки к ЧМФ.
4
Реакция государства на нарушения в большинстве случаев либо отсутствует, либо чиновники отрицают само наличие проблем. Это показывает неспособность государства установить обратную связь с гражданским обществом и независимыми СМИ, что приводит к еще большим нарушениям и неэффективным затратам.
5
Государство показало неспособность решать возникающие вызовы: некачественные работы повлекли дополнительное увеличение цены, а сроки сдачи объектов были нарушены. Иски Минспорта России к генподрядчикам шести стадионов – это попытка чиновников снять с себя ответственность за многочисленные нарушения.
Наши действия
1
За прошедшие полгода с выхода первой части нашего доклада мы не дождались развёрнутого ответа властей, поэтому направим в правительство повторное требование раскрыть информацию о результатах проверок, списке субподрядчиков и других данных, которые так и не были опубликованы. О бездействии Министерства спорта мы проинформируем Генпрокуратуру.
2
В Счётную палату России мы направим полную версию доклада и попросим провести проверку по всем изложенным проблемам. А если проверки уже проведены, опубликовать их выводы.
3
От Министерства спорта мы потребуем отчитаться о госрасходах на объекты, которые официально финансировались на деньги частных инвесторов.
4
Мы не ждём конструктивной реакции от властей, которые организовали Чемпионат так, что генподрядчики были назначены из числа друзей Путина. Об этом не расскажут по ТВ. Поэтому просим Вас распространить этот доклад среди знакомых. Люди должны видеть реальную картину, чего стоил России Чемпионат.
Связаться с нами вы можете по адресу: zap@yabloko.ru
Made on
Tilda