16 декабря 2010
zaks.ru

Максим Резник: Перенос "Охта центра" - главное событие года

Как расценивать заявления губернатора Валентины Матвиенко о переносе "Охта центра"? Где может появиться небоскреб в Петербурге? Нужен ли оппозиции диалог с властью? Об этом ЗАКС.Ру поговорил с Максимом Резником, лидером петербургского отделения партии "Яблоко", которая всегда выступала против строительства "Охта центра" на Охтинском мысу.

– Валентина Матвиенко заявила, что ОДЦ "Охта" будет перенесен на другое место. Как вы считаете, будут ли на самом деле сделаны шаги в этом направлении, или все останется на уровне заявлений?

– Нужно ждать поступков. Шаги в этом смысле важнее, чем слова, но и слова очень важны. Все-таки лучше поздно, чем никогда. Губернатор сказала то, чего требовали оппоненты в течение многих лет, она наконец-то это услышала. Это позитивный момент, но мы ждем конкретных решений. Мы, как тертые калачи, не готовы аплодировать при каждом слове, но мы и не Баба Яга – если мы видим, что власть готова двигаться навстречу общественному мнению, мы это приветствуем. По моим личным ощущениям, вопрос с "Охта центром" решен, и эта тема закрыта.

– Получается, Матвиенко уступила оппозиции, градозащитникам?

– Это зависит от того, как расставить акценты. Можно кричать, что мы победили. Но дело в том, что в этой ситуации победили все, в том числе и губернатор. И, в первую очередь, конечно же, город. Очевидно, что это успех и гражданского общества Петербурга, и градозащитного движения. Эти люди, несмотря на то, что многие говорили, что вся эта деятельность бесполезна и небоскреб все равно построят, боролись, используя все законные способы – от массовых акций до исковых заявлений.

И для петербургского "Яблока" это очень важный итог деятельности. Не секрет, что в градозащитном движении есть люди, которые считают, что это вопрос только архитектуры, законодательства, и не надо примешивать сюда политику. Мне кажется, это поверхностная позиция. Во-первых, слово "политика" переводится как "искусство управления городом". И в этом смысле все, что происходит, - политика. И проблема "Охта центра" была зеркалом, отражавшим все пороки нынешней системы – неуважение общественного мнения, неуважение мнения профессионального сообщества, пропаганда вместо дискуссии.

– Тем не менее, "Яблоко" часто обвиняли в "пиаре" на истории с "Охта центром".

– Да, нас часто упрекают, что в этой истории очень много политики и "пиара". Наши оппоненты пытались представить процесс чисто "яблочным", что было, конечно, неверно. Но, с другой стороны, кто, кроме "Яблока", пострадал в этой войне? "Яблоко" было снято с выборов в ЗакС после того, как мы голосовали против переназначения Матвиенко, а главной проблемой как раз был "Газпром-сити". Снятие с выборов для политической партии – это серьезнейший ущерб. Нам делались неофициальные предложения снять тему референдума, после чего нас могли бы зарегистрировать. Мы на это не пошли и подвергались серьезным преследованиям.

Мы заплатили высокую цену, но не жалеем ни минуты. Я надеюсь, что мне когда-нибудь придется отвечать на вопросы своих будущих детей: "Папа, ты занимался этой историей с "Охта центром", а зачем?". Может, я не достигну к этому моменту каких-то результатов с точки зрения карьерного роста, но я говорил себе: если я смогу добиться, чтобы этот проект не был реализован, значит, мне будет что сказать моим детям. Я смогу им просто показать: "Вот, видите небесную линию? В том, что вы можете любоваться этой неповторимой красотой, есть и мои 5 копеек". Я много где бывал, и действительно искренне считаю, что Петербург – самый красивый город. И это уже не вопрос политики.

– Можно ли связать заявления Матвиенко с началом предвыборной кампании? Многие даже связывают действия губернатора с нежеланием повторить участь Юрия Лужкова…

– Все публичные процессы можно назвать "пиаром". А Лужкова все-таки сняли не из-за градостроительных ошибок. Он проявил нелояльность к порочной политической практике, которая сложилась в России, – за это он и был снят, а не за свои реальные ошибки. Матвиенко ничего подобного не совершала, так что это ей не грозит. Но действительно, я думаю, имела место причина, связанная с выборами. Вот, кстати, еще одна польза от выборов, которые многие так не любят.

– Может ли решение о переносе "Охта центра" стать имиджевой потерей для власти?

– Представляете, какая альтернатива могла бы быть: губернатор настаивает на своем и любой ценой пытается это продавить. Или же губернатор, понимая всю остроту вопроса, идет на диалог. Второй вариант лучше для всех. Диалог – это разговор равноправных партнеров, которые необязательно должны обо всем договориться. Просто власть часто воспринимает диалог как допрос с лампой в лицо. Но такая форма неприемлема.

Скажу честно, что после стольких лет взаимных претензий и иногда даже оскорблений начать этот диалог было непросто, но нужно. Это касается и рабочей группы, куда входят градозащитники и чиновники. Я знаю, что мои коллеги там работают, и не всегда все проходит гладко. Со стороны некоторых чиновников, как мне кажется, идет откровенный саботаж. С другой стороны, вице-губернатор Метельский, с моей точки зрения, в данном процессе искренне заинтересован. Хотя пока рано давать оценки.

– Что для вас лично было существенным в диалоге с губернатором?

– Очень важно, что я услышал аргументы Матвиенко по поводу ее позиции и действий. Может, я и не соглашусь с этими аргументами, но важно то, что мы их услышали напрямую. Диалог всегда лучше конфликта. Разговоры ведутся даже на войне, а мы все-таки не на войне, хоть у нас и бывают острые разногласия. Наверное, найдутся люди, которые будут нас обвинять в чем-то. Но нельзя работать, оглядываясь на таких людей. Мы всегда готовы доказать, что никаких позиций мы не сдавали и не собираемся. Если мы сами критикуем власть, мы должны быть готовы к тому, что и нас будут критиковать. Хотелось бы, конечно, чтобы она была по существу, эта критика. Кричать, что мы продались, - это обычный пропагандистский ход.

– Где, по вашему мнению, все-таки может быть построен "Охта центр"?

– На декабрьской встрече рабочей группы, которая была организована по инициативе Александра Сокурова, будет предложен альтернативной вариант строительства "Охта центра". Мы не будем просто тыкать в карту, а предложим варианты, основанные на мнениях специалистов. "Яблоко" еще в 2006 году предлагало альтернативный вариант для "Охта центра" – к югу от Дунайского проспекта, ближе к аэровокзалу и КАДу. Это было бы удобнее для бизнеса и не портило бы исторический центр. Еще есть предложение – мыс Кривое колено. Будут и другие варианты. Просто мы с рабочей группой приняли решение, что сначала предложим это губернатору, а потом обязательно представим и общественности.

Философия этих предложений должна быть очень простой. Никто не против того, чтобы в городе появлялись новые объекты, но не надо уродовать всеми любимое и ценимое старое. Ведь в этом и был главный конфликт в истории с "Охтой".

– Что нужно учесть при выборе нового места?

– В первую очередь, нужно не повторить ошибки – не нужно портить исторический центр Петербурга, не нужно портить небесную линию. Так что это место должно находиться не менее чем в 9 километрах от Исаакиевского собора. Оно должно быть удобным для бизнеса. Необходимо учесть и транспортные вопросы. Мы боролись против философии подхода, которую демонстрировала власть все эти годы. Если философия меняется, мы готовы помочь реализовать этот проект так, чтобы он был выгоден для города.

Мне кажется, на предстоящей встрече с губернатором мы должны обсудить не только места, но и порядок работы: как будет учитываться общественное мнение, мнение профессионалов, как будет вестись дискуссия. На этой встрече я хотел бы затронуть и следующий вопрос: есть издание "Петербургский дневник", выпускающееся массовым тиражом, в том числе и на бюджетные средства. Газета издается на деньги налогоплательщиков, а у них есть разные точки зрения. Но почему тогда в "Петербургском дневнике" пропагандируется одна и та же точка зрения? "Яблоко", кстати, обращалось в газету с предложением даже на правах рекламы привести иную точку зрения по поводу "Охта центра". Они просто уклонились от ответа.

– Сторонники "Охта центра", кстати, неоднократно ссылались на то, что в проект уже вложено огромное количество средств…

– Да, уже потрачено много денег. Но зачем тратить их еще больше, упорствуя в своей ошибке? Еще раз повторю, что лучше поздно, чем никогда. Не секрет, что огромные средства тратились на рекламу проекта, некоторые СМИ Петербурга целиком покупались под этот проект. Понятно, что те, кто связан с "Охта центром", конечно, были бы заинтересованы и в продолжении этой истории. Раньше их интересы с правительством полностью совпадали, но, судя по заявлениям губернатора, сейчас интересы правительства уже заключаются в том, чтобы решить этот острый вопрос. А интересы господина Гронского – и дальше получать большую зарплату за рекламу этого безобразия. Это узкокорпоративные интересы, которые категорически противоречат интересам Петербурга.

– А жители Красногвардейского района теперь опасаются, что район теперь не будет развиваться, не будет построено метро, не улучшится транспортная инфраструктура.

– Опасения, конечно, могут быть. Я понимаю, что некоторые жители связывали с этим проектом какие-то надежды. Но, с моей точки зрения, транспортная проблема со строительством "Охта центра" в Красногвардейском районе только бы ухудшилась. Об этом говорили и мои коллеги. А что касается метро, то почему его строительство должно быть связано с небоскребом? Метро нужно строить и без него. Это совершенно отдельная история, не привязанная к высоте. Все-таки "Охта центр" - это проблема не только Красногвардейского района, это проблема, по крайней мере, всего Петербурга, а судя по тому, какой резонанс она вызвала – проблема всего мирового сообщества. Петербург не принадлежит ни мне, ни вам, ни Матвиенко, ни градозащитному движению, он принадлежит миру.

– Что, на ваш взгляд, все-таки должно быть построено на Охтинском мысу?

– Поскольку там, действительно, найдены уникальные исторические находки, мне бы хотелось, чтобы там появилось что-то связанное с этим – заповедник, музейный комплекс. Ведь петербургские археологи называют это место петербургской Троей. Очень важно, чтобы правительство гарантировало сохранение этих находок. Очень мало информации о том, что же там сейчас происходит за забором. По уверению прокуратуры и губернатора, никакие работы там не ведутся. Горожане, правда, говорят об обратном.

– Как бы вы в общем оценили итоги градозащитной деятельности вашей партии в уходящем году?

– Перенос "Охта центра" - это и есть главное событие. Я считаю, что рабочая группа себя уже оправдала: уже решаются вопросы, связанные с домом Юргенса, домом Рогова. Никто не строит никаких иллюзий, но я надеюсь, что мы сможем принять системные решения, которые не позволят повторять уже совершенные ошибки. И уже это будет оправданием нашей работы. Мы даже уже посмеялись: чем теперь будем заниматься?

– И чем? Откажетесь от лозунга "Губернатора в отставку!"?

– Для партии "Яблоко", для которой защита прав граждан была главным приоритетом, работа найдется всегда. Тем более градостроительных проблем в городе еще немало.

Все наши решения остаются в силе. "Яблоко" является оппозиционной партией. По очень многим вопросам у нас разные точки зрения с губернатором, членом "Единой России", кстати. Но хотелось бы, чтобы у нас было больше возможностей эти точки зрения обсуждать. Сайт "Питер без Матвиенко", например, продолжает работать. Любая политическая борьба – это нормально. Главное, чтобы она велась корректно и, желательно, честно. Ведь все радикальные и резкие отношения возникают из-за отсутствия диалога. Чем более невменяема власть, тем более радикальна оппозиция. Если же власть идет на диалог, я считаю, оппозиция должна откликаться. Не нужно просто забывать, для кого и те, и другие работают – для горожан.

Источник: www.spb.yabloko.ru

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).

Статьи по теме: Охта-центр


«Газпрому» разрешили строить полукилометровый в высоту деловой центр в Лахте
06 августа 2011
Вместо «Охта-центра» — «Лахта-центр». Еще на 100 метров выше
07 июня 2011
Все статьи по теме: Охта-центр