9 февраля 2009
Виктория Работнова, "Новая Газета"

Местное самоуправство

Первого марта в Петербурге пройдут муниципальные выборы. Поскольку ни широких полномочий, ни больших денег у местного самоуправления нет, то особенного интереса административных органов к этому событию никто не ждал. Однако обильные отказы в регистрации получили не только оппозиционные кандидаты, но даже умеренные эсеры.

Многие кандидаты, не имеющие отношения к «Единой России», не сразу смогли узнать номера своих избирательных округов. Пока они оформляли документы, избиркомы тайком меняли номера округов и двигали границы. Только в избиркоме кандидаты узнавали, что выдвинуты «неправильно», а собрать еще раз партконференции они уже не успевали. В итоге без регистрации остались полторы сотни эсеров (имеющая собственную фракцию в Думе «Справедливая Россия» вообще рассчитывала на автоматическую регистрацию). Кстати, «медведям» избирательные комиссии заботливо вписывали в бланки правильные номера округов.

Яблочники и независимые кандидаты собирали подписи (избирательный залог заранее был поднят до 150 тысяч рублей с человека). Кампания началась 3 января, муниципальные избиркомы открылись только 9-го, а банки, где требовалось открывать счета, — 12-го: таким образом, срок сбора подписей (до 23 января) сократился вдвое. В банках выстроились очереди: для открытия счета необходимо потратить несколько часов, а то и дней. Кроме того, кандидатов заставили оплачивать изготовление подписных листов только по безналичному расчету (то, что нужно было собрать 40—70 подписей и ни одна типография такие заказы не брала, чиновников не взволновало).

Затем кандидаты понесли документы на регистрацию. Проблемы возникли и здесь. Так, в муниципалитет «Полюстрово» накануне последнего дня сдачи подписей пришли очень пожилые бабушки, заявившие о своем желании зарегистрироваться. Они выстроились в очередь и заблокировали вход: больше сдать документы никому не удалось. Прорвавшейся представительнице КПРФ указали на дверь, заявив, что она не заплатила за декабрь партвзносы. В муниципалитете «Академическое» представителям «Справедливой России» заявили, что они «нарушили принцип равных прав мужчин и женщин на выдвижение»: чиновники пожелали увидеть в списках равное количество тех и других. А в муниципалитете «Московская застава» у кандидата не взяли подписные листы потому, что в паспорте ее фамилия написана через «е», а в листах — через «ё» (заметим, что филологи относятся к этому вопросу гораздо снисходительнее).

Тех, кто миновал все эти препятствия, в покое не оставили. Собранные подписи браковались — например, из-за якобы неверных сведений об избирателях (при том, что базы данных, с которыми сравнивали подписные листы, мягко говоря, неточны). В муниципалитете «Юнтолово» Ольге Цепиловой («Яблоко») выдали «экспертные заключения» о якобы «вызывающих сомнение» подписях уже после отказа в регистрации, хотя закон требует дать кандидатам не менее двух дней на подготовку возражений. А в муниципалитете «Гражданка» другому яблочнику, Михаилу Амосову, отказали потому, что часть подписей собирала, ходя по квартирам, глава муниципалитета и коллега по партии Ольга Штанникова: мол, органам местного самоуправления возбраняется участвовать в сборе подписей. Кое-кого отсеяли из-за того, что ксерокопии документов не были оплачены из избирательного фонда, или из-за того, что не запаслись свидетельствами сборщиков подписей о том, что они делали это бесплатно. Наконец, в муниципалитете «Черная речка» подписные листы лидера питерского Объединенного гражданского фронта Ольги Курносовой в избирательной комиссии попросту поправили, изменив адреса избирателей. Правда, у нее остались копии листов, и суд неминуем.

Судиться планируют также яблочники, а эсеры направили жалобы в горизбирком и прокуратуру.

В настоящее время горизбирком рассмотрел четверть из 250 жалоб. Обоснованными признаны 30 жалоб, причем 25 из них были возвращены нижестоящим комиссиям для «доследования», а пять, поданные кандидатами от «Единой России», были удовлетворены.

Также зарегистрирован кандидатом Дмитрий Грызлов – сын спикера Думы, который решил пойти на выборы не от «медведей», а самостоятельно, причем во главе целого блока. Муниципальная комиссия обнаружила, что все собранные Грызловым подписи недостоверны, и команде отказали – всем, кроме младшего Грызлова. Причем голоса в комиссии мистически разделились пополам, и она не приняла решения. Тогда горизбирком сделал это сам.

Судебное решение пока одно: неточности в подписных листах Андрея Палевича («Яблоко») судья не сочла достаточными для отказа в регистрации.

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).