16 февраля 2009
"Вакансия от А до Я"

Сергей Митрохин: «Государство должно оказывать людям, потерявшим работу, реальную поддержку»

В связи с финансово-экономическим кризисом ситуация на рынке труда России продолжает оставаться достаточно сложной. О своем видении путей выхода из кризиса с нашим корреспондентом беседует гость нашей рубрики, депутат Московской городской Думы Сергей МИТРОХИН.

 

- Сергей Сергеевич, насколько, на Ваш взгляд, в нашей стране развит рынок труда?

- Однозначно отвечу – рынок труда у нас практически не развит. Аргументируя этот вывод, укажу главную причину его неразвитости – основную работу по созданию рабочих мест наше государство переложило на предприятия. Доля государственной собственности в реальном секторе экономики у нас составляет всего порядка 10 процентов. И поэтому задачу создания новых рабочих мест большинство предприятий решают сами, как могут. Сейчас, в условиях кризиса владельцы предприятий в первую очередь проявляют заботу о себе и «регулируют» численность работников  в сторону сокращения, повышая тем самым уровень безработицы. Лишившись работы, люди остаются с проблемой занятости один на один. А государство в лице служб занятости лишь показывает им списки с вакансиями и не спешит открыть перед безработными доступ к ресурсам для создания своего дела. Реальность такова, что наши федеральные и региональные структуры, призванные решать проблемы труда и занятости, выполняют в основном мониторинг ситуации с безработицей по России и в регионах, информируют население о наличии вакансий и оформляют бумаги на выплату пособий по безработице. Конечно, это тоже нужная работа. Однако у государственных структур нет главного – достаточных финансовых ресурсов, которые могли бы направляться на переобучение безработных, а также на создание новых рабочих мест.

- Но в конце декабря правительство составило список нескольких сотен предприятий, в основном градообразующих, которым будет оказана государственная поддержка для выхода из кризиса…

- Да, это так. Но, называя число предприятий и миллиардные цифры государственной помощи, журналисты почему-то не интересуются, на какие цели выделяются эти деньги и на каких условиях. Процесс государственной поддержки предприятий у нас совершенно непрозрачный, по крайней мере на сегодняшний день. Для развитых зарубежных стран это совершенно немыслимое дело: там налогоплательщики знают, куда и на каких условиях направляются бюджетные деньги. 

- А достаточен ли, на Ваш взгляд, размер пособия по безработице, установленный Государственной Думой в размере 4900 рублей, чтобы за два – три месяца человек мог подыскать себе приличную работу?

- Естественно, нет. Эти деньги – нищенское пособие. Государство должно оказывать  людям, потерявшим работу, реальную помощь, а не ограничиваться подачками. Я бы даже назвал такое приличное временное пособие государственным подарком человеку, который дал бы ему стимул к активному поиску новой работы. С другой стороны, потерявший работу человек тоже не должен сидеть на диване и ждать, когда ему предоставят рабочее место.

- В связи со строительством гипермаркетов десятки тысяч «челноков» и «лавочников» на мелкооптовых рынках потеряли работу. Значит ли это, что мелкие торговцы в Москве и в других крупных городах будут вообще уничтожены?

- Мое беспокойство, как депутата Московской городской Думы, уже давно связано с тем, что в угоду крупным сетевым компаниям, монополистам мелкие торговые точки в Москве усилиями городских управ в последние годы просто уничтожались. К счастью, правительство Москвы вовремя осознало, что в борьбе с «палаточниками» столичные чиновники чуть было не переусердствовали.

- А как, на Ваш взгляд, работает Федеральная антимонопольная служба?  Защищает ли она мелкий и средний бизнес?

- С мелким бизнесом нужно не бороться, а помогать ему, особенно в области современных технологий. Ведь именно малый бизнес играет в развитых странах ведущую роль в экономике. У нас же этого пока нет. Малые предприятия у нас не имеют достаточной государственной поддержки, для мелких предпринимателей не созданы привлекательные налоговые условия. Что же касается Федеральной антимонопольной службы, то, на мой взгляд, ФАС работает очень хорошо. Но для решения всех проблем в сфере экономики требуется слаженная работа всех министерств и федеральных служб.

- Сергей Сергеевич, сейчас много говорится о необходимости возрождения системы профессионально-технического образования…

- Это очень больной вопрос. Профтехобразование в стране практически разрушено. И сегодня, несмотря на кризис, очень высок спрос на квалифицированных рабочих – строителей, станочников. Если открыть банк вакансий Правительства Москвы, то сегодня в нем – примерно 120 тысяч рабочих вакансий. Это в 6-7 раз больше, чем потребность в специалистах с высшим образованием. Я считаю, что бюджетные ресурсы, направляемые на создание новых профессиональных училищ и колледжей, нужно увеличить как минимум на порядок.

- А правительство России понимает, что проблему профтехобразования надо как-то решать?

- Это надо спросить у правительства. Возможно, такое понимание есть. Но, судя по состоянию дел в этой сфере, такое положение в системе профтехобразования, как сегодня, сохранится еще долго. 

- Сергей Сергеевич, над какими законопроектами в сфере труда и занятости Вы, как депутат Мосгордумы, принимали участие в последнее время?

- Помните, еще в советское время на предприятиях функционировали службы по охране труда? Они имели, кстати говоря, большие полномочия и влияние на руководство предприятий в части соблюдения правил охраны труда и техники безопасности. За годы реформ система охраны труда фактически рухнула. Как результат – повысился травматизм, участились несчастные случаи на производстве, растет ущерб предприятий. При моем непосредственном участии прошлой осенью Московская городская Дума приняла Закон «Об охране труда в городе Москве». Я предложил начать вести мониторинг по охране труда в Москве. В результате введения в действие этого закона предприятия, допускающие серьезные нарушения в охране труда, будут закрываться. Кроме того, наша фракция «Яблоко», в которую я вхожу, подготовила обращение к премьер-министру Владимиру Владимировичу Путину, в котором мы изложили ряд мер по предупреждению негативных социальных последствий кризиса, в том числе на рынке труда. Правительство Москвы, узнав об этом, попросило это обращение премьер-министру не направлять. И мы удовлетворены тем, что целый ряд наших предложений уже учтен в работе исполнительной власти столицы.

- В связи с кризисом правительство России вдвое уменьшило квоты на привлечение иностранной рабочей силы. Уменьшит ли эта мера давление на рынок труда со стороны гастарбайтеров?

- Отчасти да, уменьшит. Но меня волнует другое. В строительной отрасли до 70 процентов рабочей силы – это рабочие низкой квалификации из стран СНГ, в основном из азиатских стран. Многие объекты у нас нуждаются в капитальном ремонте, инженерные сети изношены до 60 процентов и выше. Что же будет происходить, если столь ответственная работа будет выполняться рабочими, которые по своей сути являются халтурщиками? Поэтому мой прогноз пессимистичный: мы еще станем свидетелями случаев обрушений кровли и стен зданий после капремонта и разрывов труб после их замены. Добавлю еще, что набору гастарбайтеров в строительной отрасли способствуют и тендеры на строительные и ремонтные работы, где сегодня главный критерий в получении подряда – низкая цена работ.

Оригинал статьи

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).