10 июня 2009
Вера Васильева, "Права человека в России"

"Освободите умирающих заключенных"

В России в местах лишения свободы удерживаются умирающие заключенные, должный медицинский уход за которыми в пенитенциарной системе обеспечить невозможно. Между тем суды неправомерно отказывают им в освобождении от наказания, несмотря на возможность, предоставляемую постановлением №54 Правительства РФ.

Об этом 9 июня 2009 года на пресс-конференции в Независимом пресс-центре в Москве рассказали председатель Комитета "За гражданские права" Андрей Бабушкин и член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ, председатель фонда "Социальное партнерство" Валерий Борщев.

Поводом для пресс-конференции послужила ситуация с бывшим жителем республики Дагестан 48-летним Г. Мусаевым, отбывающим в настоящее время наказание в волгоградской колонии ЛПУ-15. У этого заключенного - рак правого легкого 4 степени. Диагноз изначально был установлен дагестанскими медиками, и сотрудники системы исполнения наказаний стали оформлять больному документы в суд для освобождения.

Однако в развитие событий вмешались родственники потерпевшего. По сведениям Валерия Борщева, один из них - бывший сотрудник прокуратуры, а другой - действующий. В результате не только отказали в освобождении Мусаеву, имеющему на это законное право, но и осудили онколога, установившего заключенному диагноз. Врача обвинили в фальсификации медицинских документов Мусаева и приговорили к уплате штрафа в размере 28 тысяч рублей.

Между тем, по информации Валерия Борщева, это обвинение было необоснованным. Впоследствии Мусаева перевели в Волгоград, где ведущие специалисты области, из разных клиник, подтвердили наличие болезни, установленной дагестанским медиком.

Но волгоградская прокуратура не спешит сдавать позиции. По словам Валерия Борщева, она всячески оказывает давление на врачей, вызывает их для дачи объяснений о том, на основании чего было сделано такое экспертное заключение.

"Я это квалифицирую как откровенное давление сотрудников прокуратуры на врачей", - заявил на пресс-конференции Валерий Борщев.

Своим главным козырем прокуратура считает тот факт, что из трех проб, отобранных у Мусаева, две подтвердили, что у него рак, а одна - нет.

Как объясняют врачи, однократное отсутствие "положительного" результата не может служить основанием для отмены диагноза и находится в пределах допустимой погрешности. Прокуратуру это не убеждает, и она настаивает на том, чтобы заключенного перевели в другой город для нового обследования. Однако по мнению онкологов, этапирование тяжелобольного способно привести к его гибели.

"Этот случай - иллюстрация той серьезной ситуации, когда борьба с коррупцией превращается в разборку ведомств, а не защиту интересов граждан", - считает Валерий Борщев.

Ситуацию должен разрешить суд, намеченный на 11 июня. Но по сведениям Валерия Борщева и Андрея Бабушкина, суды нередко встают на сторону обвинителей, даже когда заключенные имеют законное право на освобождение.

Так, в той же волгоградской колонии в 2008 году для представления к освобождению было освидетельствовано 95 осужденных. В суды передали дела 63 из них. Освободили только 29 человек.

"И эта тенденция усиливается", - сказал Валерий Борщев.

Андрей Бабушкин разделяет точку зрения коллеги: "Это стабильная судебная практика - от одной трети до двух третей больным, в зависимости от региона, суды от освобождения отказывают. Мотивы [такого отказа] никакого отношения к интересам больного или к облегчению его страданий не имеют".

Еще одной проблемой, усугубляющей ситуацию, убежден Валерий Борщев, является тот факт, что постановление №54 Правительства "О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью" не распространяет свое действие на подследственных. Как яркий пример председатель фонда "Социальное партнерство" привел случай с бывшим вице-президентом "ЮКОСа" Василием Алексаняном, которого, несмотря на тяжелую форму СПИДа, освободили лишь под залог в 2 миллиона долларов. Между тем если бы он уже был осужден, то имел бы возможность воспользоваться для освобождения этим нормативным актом.

"Но случай с Алексаняном - это только вершина айсберга", - подчеркнул Валерий Борщев.

Андрей Бабушкин также обратил внимание на положение тех больных заключенных, чье заболевание еще не приобрело фатальный характер, но его развитие, по прогнозам врачей, грозит обернуться летальным исходом. Наличие такого медицинского прогноза постановление Правительства №54 не учитывает. В результате те осужденные, которых можно было бы вылечить в гражданской клинике, оставшись за решеткой без своевременной медицинской помощи, умирают.

Валерий Борщев и Андрей Бабушкин отметили, что в уголовно-исполнительной системе повысилась смертность. Если в 2007 году в российских местах лишения свободы умерло 4452 человека, то в 2008 - 4630. По прогнозам Валерия Борщева, в 2009 году это число будет еще больше. При этом никакой ответственности за смерть заключенного судья, отказавший ему в законном освобождении, не несет.

"Формируется определенный стандарт отношения к человеческой жизни. Человеческая жизнь ничто. Если нет милосердия в отношении Мусаева, то и любой из нас может оказаться в такой же ситуации", - заявил Андрей Бабушкин.

Смотрите также:

Оригинал статьи

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).