30 августа 2015
Борис Вишневский, Фонтанка

Борис Вишневский: Лавина по имени «Мефистофель»

В истории с разрушением Мефистофеля на Лахтинской улице поразителен небывалый для петербургских "градостроительных преступлений" резонанс.

Чего только не случалось за последние годы: сносили дом Рогова (пушкинской эпохи) и "Литературный дом" у Аничкова моста, возводили уродливую мансарду на построенном Кваренги здании "Главной аптеки" на Миллионной и разрушали расположенный по соседству дом Штакеншнейдера, крушили "Аракчеевские казармы" на Шпалерной и дом Мордвиновых на Театральной площади, ломали Никольский рынок и готовились превращать в элитный жилой комплекс Конюшенный двор, но ни одна из этих историй, связанных с известнейшими памятниками, не вызывала такой оглушительной реакции, как разрушение одной-единственной, хоть и выразительной детали на не самом известном из городских зданий.

Через несколько часов после случившегося – информационный взрыв российского масштаба. Новость о разрушении Мефистофеля – на первом месте не только в питерском информационном пространстве, но и в топе федеральных новостей "Яндекса". Телеканалы стоят в очередь к тем, кто был свидетелем происшедшего и к тем, кто обратился в полицию и прокуратуру, а их телефоны обрывают журналисты.

И – взрыв возмущения в Петербурге, причем выходящий далеко за пределы сложившегося за последние годы, симпатичного, но не очень многочисленного градозащитного сообщества и сочувствующих ему людей.

На защиту "нашего демона" от неизвестных вандалов поднялись верующие и неверующие, молодые и старые, либералы и консерваторы, противники власти и ее сторонники – случившееся возмутило всех. На народный сход против вандалов уже записалось полторы тысячи человек – и их число продолжает расти. Одни добровольцы срочно рисуют "временного Мефистофеля", другие ищут и находят альпинистов, чтобы его повесить на месте уничтоженного, третьи (в том числе, из других городов) спрашивают, куда прислать деньги на восстановление Мефистофеля. Полиция, обычно неделями решающая вопрос о возбуждении уголовного дела по 243-й статье УК, на сей раз делает это почти мгновенно...
Такой бурной реакции не ждал никто – ни градозащитники, ни, как представляется, те, кто причастен к уничтожению барельефа.

Рассчитывали, что, как обычно, три градозащитника постоят в пикетах, два депутата напишут возмущенные запросы,  пять СМИ об этом напишут – и все  стихнет...

Оказалось – не так. Почему?

На самом деле, нередко "спусковым крючком" масштабных событий становятся, казалось бы, мелочи.

Это эффект последней капли, переполнившей стакан.

Эффект последнего градуса наклона, после которого центр тяжести выходит из площади опоры.

Эффект маленького камешка, срывающего лавину.

Скорее всего, в этом августе (да-да, опять август!) очень многих, что называется, "достало" от кафкианства, на глазах делающегося былью.

То сжигание "санкционных продуктов", то цинично-стремительное освобождение по УДО мошенницы Васильевой, то 20-летний приговор за "терроризм" режиссеру Сенцову, якобы за поджог подоконника в офисе крымских единороссов, то угроза заблокировать «Википедию», то бодрые заявления министра иностранных дел о "приближающемся конце эпохи доминирования Запада" (именно так, судя по курсу в обменниках, этот конец мы себе и представляли)...   

Такое впечатление, что количество абсурда превзошло некий предел. Некую "критическую массу".

При этом на истории с Мефистофелем – еще и ясный отпечаток нарастающего мракобесия, которое достало за последнее время очень и очень многих.

Достало то, что руководство РПЦ все больше напоминает Идеологический отдел ЦК КПСС.

Достало непрерывное шоу бесноватых фриков, прикрывающихся крестами и иконами, бегающих в поисках "чем бы еще оскорбиться", громящих выставки, сжигающих книги и срывающих концерты, и при том остающихся безнаказанными.

Достало то, что погромщиков прикрывают и им потакают, ищут у них "благие намерения" и призывают учесть их "оскорбленные чувства".

Чем  они "оскорбятся" завтра – "Демоном сидящим" художника Михаила Врубеля? "Мефистофелем" скульптора Марка Антокольского? Обнаженной натурой в Эрмитаже? Самим фактом наличия тех, кто не верит в их богов, или верит в других, или верит не так, или не верит вообще? Может быть, пора напомнить, что закон в светском государстве должен защищать не чувства, а права? И напомнить уроки истории – где ясно написано, чем заканчивается (в том числе, в России) черносотенство?

Мефистофеля восстановят – хотя и в виде "новодела".

Виновных, как хочется верить, найдут и накажут.

А нам, проснувшимся сейчас от массовой апатии и привычного за последнее время уныния, важно не заснуть опять.

Источник

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).

Статьи по теме: Религия и свобода вероисповедания


Все статьи по теме: Религия и свобода вероисповедания