31 января 2018
Статья дня

«Дело Мисюриной — закономерное следствие политики государства по отношению к врачам»

Ольга Демичева — о скандальном приговоре доктору

В СМИ и соцсетях продолжается бурное обсуждение истории врача-гематолога Елены Мисюриной. 25 июля 2013 года, рассказывает «Новая газета», Мисюрина, которая тогда работала в клинике «Генотехнология», провела пациенту, у которого в анамнезе была тяжелая онкология, рутинную диагностическую процедуру — ​трепанобиопсию. Никаких нарушений техники проведения данного обследования и осложнений в состоянии пациента отмечено не было, после процедуры он отправился на работу.

К вечеру мужчине стало хуже, и его госпитализировали в клинику «МЕДСИ» с подозрением на аппендицит. Через день прооперировали, а еще через несколько дней он скончался в хирургическом отделении клиники.

Мисюриной предъявили обвинение по п. «в» ч. 2 ст. 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека»).

По официальной версии, «врач нарушила методику, тактику и технику выполнения трепанобиопсии, из-за чего причинила пациенту сквозные повреждения кровеносных сосудов, в результате через несколько дней он скончался».

Примечательно, что обвинение строилось на показаниях единственного свидетеля — ​паталогоанатома Мартыновича из «МЕДСИ». Это он рассказал, что Мисюрина якобы не туда ввела иглу при биопсии, что привело к фатальным последствиям. То есть сотрудник клиники, в которой оперировался умерший пациент, утверждал, что не операция, не тяжелый онкологический процесс могли спровоцировать стремительную гибель, а исключительно процедура, сделанная несколькими днями ранее в другом лечебном учреждении.

Еще более показательным и унизительным для врачебного сообщества стал и тот факт, что показания ведущего гематолога страны академика РАН Андрея Воробьева суд проигнорировал. Вызванный в суд Воробьев однозначно заявил, что процедура, проведенная Мисюриной, не могла привести к смерти пациента.

Несмотря на это, и ряд других важных обстоятельств, которые говорили в пользу Елены Мисюриной, Черемушкинский суд, по сути, не только крайне предвзято отнесся к делу Мисюриной, но и создал правовой прецедент — ​врача можно упечь в тюрьму даже не за ошибку, а за невозможность предугадать осложнение, которое в деле Мисюриной и вовсе не доказано.

#ЯЕленаМисюрина — с таким хэштэгом главные врачи московской онкологической больницы № 62 Дмитрий Каннер и столичной ГКБ им. Юдина Денис Проценко запустили акцию в поддержку коллеги. Хештег означает, что любой врач, даже самый высококвалифицированный, может оказаться на месте Мисюриной и имеет все шансы сесть в тюрьму за выполнение своих профессиональных обязанностей.

Межрегиональная общественная организация «Лига защиты врачей» 25 января создала петицию в поддержку Мисюриной. К моменту написания публикации на сайте change.org петицию о возвращении свободы женщине подписали более 40 тысяч человек.

Кроме того, «Новая газета» указывает на то, что Следственный комитет начал пристально присматриваться к врачам недавно. В марте 2017 года СК создал в своей структуре собственное подразделение судебно-медицинской экспертизы, которая раньше относилась к Минздраву. Основная причина — ​слишком длительные экспертизы по ятрогенным (врачебная ошибка) преступлениям и корпоративная солидарность медиков. Чтобы исключить и, то и другое, и было создано это подразделение.

Медицинский портал Vademecum проанализировал тенденции интереса СК к медикам в 2017 году. Всего было обнаружено 60 сообщений об уголовных делах, связанных с ятрогенными преступлениями. Налицо — ​возрастающая активность Следственного комитета в этой сфере.

Но вот что самое интересное: на специальном совещании СК 4 октября прошлого года, посвященном «болезненной» теме, была высказана идея ввести в УК специальную норму, предусматривающую ответственность за совершение преступлений, связанных с врачебными ошибками и ненадлежащим оказанием медицинской помощи. Иными словами, специальную «статью для врачей». По сути, если эта статья будет введена в практику, то всех врачей без разбора, и за преднамеренную халатность, и за непреднамеренную ошибку, можно будет легко закатать в тюрьму.

На 3 февраля запланирована акция в поддержку доктора Мисюриной. После этого прокуратура потребовала освободить врача и пересмотреть приговор.

Врач, эксперт Европейской ассоциации по изучению сахарного диабета, создатель Центра паллиативной медицины и член «Яблока» Ольга Демичева уверена, что власти испугались массового протеста врачебного сообщества на эту историю и полагает, что решение суда будет пересмотрено. «Судя по экстренной реакции прокуратуры Юго-Западного округа Москвы, по заявлениям высокопоставленных лиц, мы на пути к победе по этому делу, — пишет Демичева на своей странице в Facebook. — Случилось главное: мы консолидировались. Врачебное сообщество сегодня едино, как никогда. Ежедневно к Лиге защиты врачей присоединяются сотни коллег. Петиция в поддержку Елены Мисюриной набрала уже 75 тысяч подписей менее, чем за неделю».

При этом Ольга Демичева считает, что сейчас московские власти, в частности, департамент здравоохранения пытаются выдать системную проблему за единичный случай.

«Сейчас их задача — свести вопиющую ситуацию к частному случаю: единичной ошибке, допущенной в отношении отдельно взятого врача. Дело Елены Мисюриной — закономерное следствие государственной политики по отношению к врачам. Оно было бы просто невозможно, если бы уголовное право не распространялось на врачебные ошибки», — считает Демичева.

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).

Статьи по теме: Здравоохранение


Все статьи по теме: Здравоохранение