31 октября 2014
Руководитель отдела обучения партии "ЯБЛОКО" Марина Сергутина

В «ЯБЛОКЕ» прошли вебинары по теме социально-экономического развития муниципальных образований

29 и 30 октября в «ЯБЛОКЕ» состоялись вебинары по теме «Концепции и программы социально –экономического развития муниципального образования».

Ведущий вебинара, эксперт по вопросам местного самоуправления Ильдар Фасеев, в своем выступлении изложил современные представления о социально-экономическом развитии. Он напомнил слушателям, что социально-экономическое развитие – это развитие рыночных отношений, которые зависят от факторов рыночной среды: экономических, политических, социальных, экологических, конкурентных.

Эксперт подчеркнул важность в современном мире человеческого потенциала, который становится определяющим фактором социально-экономического развития.

Целью такого развития является создание условий для роста благосостояния и благополучия людей, измеряемые двумя основными показателями: уровнем и качеством жизни. И если «уровень жизни» в большей степени связывается с результатами хозяйственной деятельности и определяется, как средний доход на душу населения, то «качество жизни» соотносится с уровнем образовательных услуг, медицинского и социального обслуживания, уровня общественной безопасности, безопасности личности. При этом в современном мире развитие не означает прогрессирующий рост производства за счет беспредельной эксплуатации природных ресурсов, а означает гармоничное сочетание экономического, социального и экологического измерений, учитывающее потребности будущих поколений человечества.

Такой подход сформулирован в концепции "устойчивого развития", принятой сегодня международными организациями. Также эксперт показал, какие методы и инструменты необходимо использовать при создании концепции или программы, чтобы достичь желаемых целей.

На практике, большинство принятых в России долгосрочных и среднесрочных программ наполнено благими пожеланиями. В нашей стране до сих пор не сформулированы и не приняты социальные стандарты, из-за чего региональные и муниципальные власти не имеют ориентиров, к достижению которых нужно стремиться и что ставить во главу угла при планировании. В результате такой политики известные социальные проблемы не решаются, а появляются новые, с которыми «неожиданно» сталкивается государство и которые, при грамотном подходе, можно было спрогнозировать много лет назад. Многие регионы либо не имеют долгосрочных и среднесрочных программ, либо имеют только краткосрочные программы, обязательные в процессе бюджетного планирования. На муниципальном уровне долгосрочные программы имеются в единичных случаях (в отдельных крупных городах).

По мнению эксперта, по большому счету, краткосрочные программы, принимающиеся в рамках бюджетного планирования, являются не планированием, а реагированием на текущую ситуацию.

Главной причиной сложившейся ситуации в российских регионах является ограниченность собственных налоговых доходов и бюджетных ресурсов. «Все регионы загнаны в долговую яму из-за тех майских указов президента о которых в последнее перестали говорить, поскольку сегодняшняя экономическая ситуация показывает, что они не смогут быть выполнены даже в ограниченном объеме».

Недостатком большинства программ, принятых в регионах, является чисто отраслевой подход, при котором не учитывается развитие территорий и условия жизни людей, которые там проживают. Это отражается на муниципальных образованиях. Проблемы развития городов, поселков, сел и деревень в региональных программах не рассматриваются, поскольку при отраслевом подходе люди и населенные пункты выпадают из поля зрения проектировщиков и не являются предметом рассмотрения.

Муниципалитеты не могут обеспечить значительную часть социальных услуг и различных аспектов жизни людей, и без пристального внимания региональных властей социально-экономическое развитие таких территорий невозможно.

Существенным изъяном практических подходов, применяемых до сих пор в нашей стране, является то, что из процесса планирования фактически исключены различные сообщества и в том числе профессиональное.

Заказчиками концепций и программ являются органы государственной власти и органы местного самоуправления. Разработчики программ выполняют заказ, но когда из процесса исключено гражданское общество оказывается, что исполнители и власти реализуют свое собственное "видение", обеспечивают собственные интересы, а не приоритеты и потребности общества - жителей городов и сел.

Еще одной практической проблемой в применяемых подходах к планированию является устаревшее представление о том, что основным направлением развития является урбанизация, понимаемая как продолжающаяся концентрация населения и производства в городах. В развитых странах от такого подхода давно отказались.

Как можно использовать полученные знания? В заключительной части своего выступления ведущий предложил участникам убедиться в наличии таких программ в своем муниципальном образовании, и если они существуют, то провести анализ, дать оценку и сформулировать свое отношение к тем или иным положениям по развитию социальной инфраструктуры или по развитию хозяйственной деятельности.

О ситуации, связанной с разработкой и реализацией концепций и программ в своих регионах и муниципальных образованиях участникам рассказали: Вадим Монин, член партийного арбитража, координатор общественно-консультативного Совета г.Астрахани по работе с собственниками жилья; Артемий Захаренков, руководитель РО Ставропольского края; Лариса Казакова - руководитель РО в Иркутской области и Лина Зернова - руководитель РО в Ленинградской области. Выступающие дали высокую оценку материалам, представленным на вебинаре.


Статьи по теме: Власть и оппозиция


Все статьи по теме: Власть и оппозиция