5 июня 2015
Константин Смирнов, «Новая Газета», Рязанский выпуск

Председатель Мирославского райсовета от «ЯБЛОКА» Валентин Байметов: Нас было много, и все были активны

Председатель Милославского райсовета Валентин Байметов – о спасенном саде, чипсовом скандале и партийном прессинге.

В райцентре Милославское сложилась удивительная политическая ситуация. Председателем местного Совета депутатов здесь был избран беспартийный гражданский активист Валентин Байметов, а для того чтобы сорвать работу Совета, под его руководством местные депутаты-единороссы устроили фактически... забастовку. Недавно Байметов вступил в партию «ЯБЛОКО», которая выразила политическую поддержку активисту. Обозреватель «Новой» Константин Смирнов задал несколько вопросов Валентину Байметову.

«Нас было много, и все были активны»

– С чего началась ваша общественная деятельность?

– В 2011 году жителей Милославского огорошили – решили снести наш знаменитый сад. Это натуральный яблоневый сад в самом центре поселка. Вместо сада решили построить храм. Это решение районной администрации всех – просто всех! – возмутило. И верующих в том числе. Верующие пришли и высказали свое мнение против, вспомнили все правила, когда строится какой-либо храм в каком-либо селе, как он строится, как он подготавливается, все высказали. На публичных слушаниях мы победили.

После этого были и другие дела. У нас есть завод, чипсы делает. Это отходы, запахи. Завод надумал расширяться. Дело хорошее, пусть работает, но жители окружающих улиц очень недовольны этим делом. Им и так дышать нечем, тем более у нас чернобыльская зона, экология не самая лучшая. Были слушания. Люди против, завод говорит – у нас будут очистные сооружения, не беспокойтесь.

Но в этот раз настойчивости жителей не хватило. Администрация была активнее и сгоняла своих работников просто толпами. Они граждане поселка, я ничего не говорю, но все-таки находятся в подчинении у заинтересованных лиц.

Подошли выборы в местный Совет, решил баллотироваться в депутаты. И победил, в общем-то, занимаясь тем же, чем и всегда – высказывался по местным вопросам, предлагал свои какие-то решения (пенсионер Валентин Байметов получил первое место в своем округе, – К.С.). А затем депутаты взяли и избрали меня председателем Совета единогласно.

– Вы и еще двое избрались как независимые кандидаты, остальные семь – от «Единой России», так? Почему за вас голосовали единороссы?

– Восьмого числа были выборы, а девятого уже у нас состоялось первое заседание. И ребята все эти, члены «Единой России», семь человек, проголосовали за меня просто по велению сердца. Ну, партия партией, а мы же все живем в одном поселке, друг друга знаем, они мне доверили. Но на следующий день сразу же пошел накат, мол, вы неправильно провели заседание и т.д. Даже провели еще одно заседание, но точно с таким же результатом. И нас на время оставили в покое.

Но вскоре власти решили закрывать районную больницу, новую, отремонтированную. Вместо нее решили оставить только фельдшерско-акушерский пункт, а в стационар предложили ездить в Скопин. Всему району! Мы, депутаты, собрались на заседание, естественно, выступили против, назначили народный сход. Провели сход 8 ноября 2013 года, на котором народ, конечно, нас поддержал. Мы собрали полторы тысячи подписей со всего района. Направили их во все инстанции, в том числе, в администрацию президента.

«Не хочу, чтобы обо мне потом было мнение как о грабителе»

– И вот тут начался новый накат, но как-то еще держались. Но после следующего события нашим единороссам стали уже в открытую выламывать руки. Летом 2014 года поступило предложение губернатора поднять тарифы ЖКХ (согласно законодательству, соответствующее постановление губернатора должны были согласовать представительные органы всех муниципальных образований, – К.С.). У нас получалось, что, в частности, на воду рост составлял 222,5% – это в три раза!

Тут наши депутаты от «Единой России» уже дрогнули. Все семь единороссов были «за», трое независимых – против.

Это было до того возмутительно, что я сказал: такой документ подписывать не буду. Это очень сильно бьет по жителям поселка, и я не хочу, чтобы обо мне потом было мнение как о грабителе. Никто не мог объяснить, зачем это нужно. 

Мы собрались еще на одно заседание, я объяснил ситуацию, что мы живем здесь, в поселке, и такие повышения цен бьют людям по карману. Многие огородничеством занимаются, и такими ценами вы просто ликвидируете огородничество в нашем поселке. Это же огромный расход воды. То есть вы, в буквальном смысле, не оправдываете доверие людей. Давайте, говорю, одумаемся и забудем, что такое сделали. Ну и порвал документы. И действительно забыли. На три месяца. Однако затем началось новое давление – мне единороссы предъявили претензии в том, что я не подписал это решение.

– Но они же были, когда документы рвали?

– Так единоросс и рвал! (смеется). Второй в иерархии фракции. Но по указке «сверху» проголосовали за мое отстранение от должности. Я не стал председательствовать, не стал исполнять функции должностного лица, просто спокойно приходил на заседания как депутат. Высказывал свое мнение, голосовал. Прошло три месяца, но они так и не смогли выбрать нового. Никто не хотел. Одного выдвигают, отказывается, второго – то же самое.

Тогда я подал в суд и выиграл – мое снятие было признано незаконным.

Пошло новое давление от районной администрации, которая не смогла ничего решить, ни своего избрать, ни решение суда опротестовать (у них даже заявление не приняли), но и мне работать решили не давать. От депутатов добивались непонятно чего. Двое единороссов и один беспартийный, зависимый по работе, не выдержав этого, отказались от мандатов. А остальных единороссов заставили перестать ходить на заседания. Или же приходить и не голосовать. Абсурд какой-то. Совет из-за этих интриг перестал работать, принимать решения.

Могло быть сделано

– Есть среди непринятых решений какие-то, на ваш взгляд, жизненно важные?

– Еще бы. Не принят бюджет. Соответственно, введено сметное финансирование – каждый месяц администрация поселка может тратить только одну двенадцатую от суммы прошлогоднего бюджета. Никаких оперативных решений принять нельзя. А в поселке столько вопросов! Надо чинить мост в микрорайоне Спиртзавод. Надо на улицу Лесную с Заречной проделать пешеходные дорожки, там овраг и очень много работы – укладывать трубы, засыпать землю. Засыпка щебенки на многих улицах необходима. 70-летие Победы не могли даже профинансировать исходя из насущных потребностей!

В том же Спиртзаводском микрорайоне есть кладбище. Там во время войны был временный госпиталь. Туда привозили тяжелораненых прямо из-под Москвы. Тех, кто не в критическом состоянии, везли дальше. Поэтому многих похоронили на нашем кладбище. Там три братские могилы, за которыми долго не было ухода, а одна из могил затеряна, ее нужно найти. Надо было бы ко Дню Победы сделать, это же и есть память, настоящая, там же именно те, кто жизнь отдал за нас. Но бюджета нет, денег выделить не можем. Районной власти дела нет.

Тот же наш яблоневый сад. Яблони надо побелить, бордюрчики где обновить, где побелить, разваливаются. Мы хотели закупить около ста саженцев, обновить сам сад...

 


Статьи по теме: Местное самоуправление


Все статьи по теме: Местное самоуправление