21 марта 2012
Эхо Москвы в Санкт-Петербурге

Григорий Явлинский о ситуации в петербургском отделении «ЯБЛОКА»

- В чем суть конфликта в Петербургском Яблоке?

- Я считаю питерскую организацию одной из самых сильных в партии, да и вообще, наверное самым сильным региональным отделением в городе из всех партий. В этой организации много уважаемых и серьезных политиков, мощное молодежное крыло, славные традиции. Но как часто бывает в политических организациях, где немало сильных политических лидеров и многолетняя история - а этой организации более 20 лет - есть серьезные межличностные проблемы. Подчеркну, не политические разногласия, а именно личностные, человеческие расхождения. Со временем они превращаются в конфликты. К сожалению, между сильными людьми они иногда становятся неразрешимыми. Когда компромиссы исчерпаны, начинается борьба за победу. Всё. После этого может быть только два исхода - либо переформатирование организации с участием "третьей силы", в данном случае федерального Бюро, либо развал организации, когда ситуационное меньшинство уходит из партии. Очевидно, что надо идти по первому пути - "ЯБЛОКУ" петербургская организация слишком дорога, чтобы позволить ей развалиться. А процесс уже пошел - посмотрите "письмо тринадцати", в котором сразу 13 лидеров петербургского отделения заявили, что не хотят продолжать выполнять свои обязанности из-за ситуации с Галкиной и Нотягом. Вот федеральное Бюро и пошло на такое решение.

- Тогда объясните смысл этого решения Федерального Бюро?

- Назначена перерегистрация всех членов партии, это необходимо для приема новых членов и определения так называемых «мертвых душ». Это будет происходить с участием федерального Бюро, чтобы ни одна из сторон конфликта не обвиняла другую в чрезмерном влиянии на развитие ситуации. Через два месяца состоятся общее собрание и выборы нового руководства отделения. На это время приостановлена деятельность нынешних руководящих органов. Вот, собственно, и всё. Такое в партии бывало. Опыт показывает, что это правильный выход из сложной ситуации.

- Как Вы относитесь к Максиму Резнику? Говорят, что именно Ваша взаимная неприязнь с Максимом Резником стала причиной этих событий. Якобы у Вас на него аллергия.

- Максим Резник, на мой взгляд, сегодня один из наиболее ярких политиков в Петербурге, самый заметный депутат в законодательном собрании города. В том, что петербургское "ЯБЛОКО" пережило последние пять лет вне ЗАКСА в значительной мере именно его заслуга. Максим Львович решительный человек, но при этом бывает тонким политиком. У него может быть большое будущее не только в городской, но и в федеральной политике. Никакой неприязни у меня к Максиму нет. Полтора года назад по его инициативе мы достигли серьезного взаимопонимания по политическим вопросам. Это позволило успешно провести выборы в Петербурге. .

- Но есть люди, которые обвиняют именно Резника в сложившейся ситуации - Вы с этим согласны?

- Нет, это несправедливо. Не Максим Резник создал этот конфликт. Он унаследовал этот тяжелейший конфликт от предыдущего руководства, так сказать от старших товарищей, 12 лет назад, когда он стал председателем регионального отделения. Надо сказать, он много лет пытался с этой проблемой справиться и у него получалось. Но события последних выборов в ЗАКС и подлость властей сломали все, что было сделано .

- То есть отказ Ольги Галкиной и Вячеслава Нотяга сдать депутатские мандаты опосредованно, но повлиял на это решение?

- Да, их отказ сдать мандаты очень сильно повлиял на обострение конфликта. Можно сказать, что после этой истории перспективы поиска компромисса были утрачены. Дело не только в том, что они заняли место Михаила Амосова и Александра Беляева. Проблема серьезнее. Для нас совершенно неприемлемо получать мандат депутата путем фальсификаций, т.е. приписывания голосов, которых кандидат не получал, которые украдены у других. Такое манипулирование партией со стороны властей недопустимо. Если промолчать или согласиться с этим, то это значит, что они могут путем таких и других подобных махинаций управлять нами. Это значит, что не избиратели будут определять кто от ЯБЛОКА достоин быть депутатом, а г-н Гнетов (председатель Горизбиркома — прим. «ЭП»)с компанией. То есть — Смольный. Нет, этого не будет. Для ЯБЛОКА нет ничего важнее, чем независимость и честь. А в случае с Галкиной и Нотягом, если мы закрываем глаза, то теряем и то и другое. Тогда чем мы отличаемся от Единой России? К сожалению, из-за тяжелого внутреннего конфликта петербургская организация сама не смогла разрешить ситуацию. Убежден, не из-за того, что в ней есть люди, которые искренне бы считали, что можно согласиться с фальшивыми мандатами - таких людей у нас нет, а из-за глубокого недоверия и крайней неприязни между членами руководства регионального отделения. Наши противники точно рассчитали подлость, которую они сделали против нас - конфликт стал неразрешим. Вот здесь и понадобилась помощь федеральных структур.

- Вы не принимали участия в заседании Бюро , но если бы Вы там были, то какова была бы Ваша позиция?

- Я не являюсь членом Федерального Бюро, не имею на нем права голоса, но могу высказывать свою позицию. Так вот, если бы я там был, то несколько иначе предлагал бы сформулировать решение, более гибко по отношению к питерской организации. Правда, насколько мне известно, последние высказывания в прессе Оли Галкиной и Вячеслава Нотяга буквально накануне Бюро очень обострили и без того крайне сложную ситуацию. Обсуждение шло почти шесть часов, и голосование было 10 - за перерегистрацию и переформатирование питерской организации с помощью федерального центра, 2 - против, 2 - воздержались. Решение принято. Его надо выполнять.

- Как лично Вы относитесь к Галкиной и Нотягу?

- Я сожалею, что они не согласились с решением партии о сдаче фальсифицированных мандатов. Они сделали ошибочный выбор и по-человечески и по-политически.

- А бывали ли в партии такие случаи раньше?

- Да, аналогичная история была у нас несколько лет назад в Туле. Однако там от фальшивых мандатов отказалось 11 человек из списка ЯБЛОКА. Жаль , что в Петербурге получилось иначе.

- Иногда говорят, что проблема имеет корни в том, как формировался список ЯБЛОКА в Питере? Якобы именно вы отстранили Резника от лидерства в списке.

- Список я возглавил по инициативе Михаила Амосова и Максима Резника. Это была их совместная идея. Спор был относительно конструкции списка - с тройкой или по округам. Я считал, что надо идти по округам с одним лидером списка. Максим вначале настаивал на тройке, где он и Амосов занимали бы второе и третье место. Была очень острая дискуссия. В результате Резник согласился с конструкцией расстановки по округам. Должен сказать, что это был мужественный поступок. Максим Львович понимая, что его отношения с властями таковы, что если он будет в тройке, то из-за него могут снять весь список не стал "подставлять" организацию и всю партию и ушел в округ. И выиграл его, получив один из самых высоких результатов по городу! Это был ход настоящего политика. Кстати, и такая история в партии уже была с Сергеем Митрохиным. Он также будучи лидером московского ЯБЛОКА и имея тяжелейший конфликт с властями, ушел из тройки в округ и тоже выиграл. Что касается лично меня, то поскольку по результатам опросов, проведенным по инициативе Резника и Амосова оказалось, что поддержка составила: Явлинский (85 процентов), Резник (74 процента), Амосов (55 процентов), Вишневский (44 процента), Евдокимова (43 процента), то я возглавил список. Идея моя, кстати, была ещё и в том, что возможно при моем участии больше шансов, что не снимут список, как в предыдущий раз. Вся партия помогала петербуржцам на этих выборах. В итоге результат получился очень неплохой. Во время выборов я обещал избирателям, что не буду паровозом. Я уважаю петербуржцев и потому работаю в ЗАКСЕ.

- В связи с этим конфликтом работа фракции в Законодательном собрании парализована?

- Работа продолжается в полном объеме. Трудно так работать, это правда. Но могу ответственно заявить избирателям, всем петербуржцам - все, что мы обещали выполняем. У нас главный трудоголик — это Борис Вишневский. Он сейчас формулирует окончательно план законотворческой деятельности. А до этого не вылезал из отделений полиции, пытаясь помочь тем, кто был незаконно задержан на оппозиционных акциях. Максим Резник - блестящий оратор и полемист добивался прихода вице-губернатора Тихонова в ЗАКС для отчета о разгоне митинга 5 марта. Он также возглавляет комиссию по образованию, культуре и науке. Александр Кобринский, ведет огромную работу как глава редакционной комиссии. Я уже завершил разработку нескольких первых особо важных антикоррупционных мер, скоро будет рассматриваться наше обращение к губернатору об установке в каждом отделе полиции и служебном автомобиле видеокамер, позволяющих фиксировать все, что там происходит. Прошло только чуть больше трех месяцев, как начал работать новый состав ЗАКСА и еще у нас не всё сложилось, но постепенно мы разберемся и будем работать значительно активнее.

Самая главная наша задача — это поменять отношение исполнительной власти к жителям города, добиваться улучшения жизни в Петербурге, сделать власть честнее, а жизнь свободнее, безопаснее и обеспеченнее.

Оригинал

Автор

Явлинский Григорий Алексеевич

Председатель Федерального политического комитета партии «ЯБЛОКО», вице-президент Либерального интернационала. Доктор экономических наук, профессор НИУ Высшая школа экономики

О ком статья?

Явлинский Григорий Алексеевич

Председатель Федерального политического комитета партии «ЯБЛОКО», вице-президент Либерального интернационала. Доктор экономических наук, профессор НИУ Высшая школа экономики


Статьи по теме: Региональные вопросы


Все статьи по теме: Региональные вопросы