29 апреля 2011
Пресс-релиз

Председатель Татарстанского «ЯБЛОКО» выступил перед депутатами республиканского парламента

Сегодня лидер татарстанских «яблочников» Руслан Зинатуллин выступил пред депутатами Государственного Совета Республики Татарстан. Руслан Зинатуллин, как и представители других партий, не представленных в республиканском парламенте, были приглашены Госсоветом на обсуждение проекта закона «Об обеспечении защиты жилищных прав граждан». Напомним, что согласно поправкам в законодательство, представители не представленных в парламенте партий могут один раз в год выступить в законодательном органе по наиболее важным вопросам.

Представители непарламентских партий выразили надежду, что это станет доброй традицией для Госсовета РТ. Спикер парламента Фарид Мухаметшин со своей стороны заверил приглашенных, что все поправки будут рассмотрены профильным комитетом.

Ниже приводится текст выступления председателя РО Партии «ЯБЛОКО» в РТ Руслана Зинатуллина.

Уважаемые депутаты Госсовета Татарстана!

Благодарю Вас за предоставленную партии «ЯБЛОКО» возможность принять участие в обсуждении проекта закона «Об обеспечении защиты жилищных прав граждан». Безусловно, данная тема крайне актуальна и важна для республики.

В данном проекте просматриваются две ключевые темы: первая – изменение структуры и полномочий органа государственного жилищного контроля (надзора) Республики Татарстан, или другими словами обеспечение полного контроля над коммунальной службой в республике, а во многих случаях и дублирование функций управляющих организаций, и вторая тема - аккумулирование всех средств граждан за жилищные и коммунальные услуги в республиканском казначействе.

Я не хочу комментировать сам факт присутствия данных тем – хорошо это или плохо, и как в конечном итоге это будет связано с обеспечением и защитой жилищных прав граждан, но вынужден привести несколько цифр перед внесением конкретных предложений по тексту.

Данный закон затрагивает не менее 700 тыс. квартир, которые располагаются в около 20 тыс. многоквартирных домов в различных городах Республики Татарстан. Это огромный объем работы, который для реализации в полном объеме статьи 5 («Полномочия органа государственного жилищного контроля (надзора) Республики Татарстан…») окажется очень затратным. Поэтому необходимо ко второму чтению:

- предоставить смету расходов на изменение структуры и оснащение надзорной структуры: количество необходимых дополнительных работников, места их дислокации (города республики) и размещения (помещения) органа государственного жилищного контроля и надзорных работников на местах, а также определить источник финансирования. Думаю, что частично данная информация есть в Постановлении КМ № 186 от 11.03.2011, однако, мне не удалось ознакомиться с текстом данного постановления ввиду его отсутствия на портале правительства РТ.

- озвучить статью расходов в Бюджетном Кодексе РТ на содержание надзорной службы в следующем году.

- предоставить справку о реструктуризации деятельности республиканского казначейства, его технического перевооружения в связи с наложением дополнительного объема работ, связанных со сбором платы за жилье и коммунальные услуги по всей республике, с указанием необходимых для этого финансовых ресурсов и источников их получения.

Правда, в финансово-экономическом обосновании, которое я сейчас посмотрел, написано, что не потребуется выделения дополнительных средств из бюджета Татарстана. Однако в это с трудом верится, учитывая, что, например, в Казанской городской жилищной инспекции всего 24 сотрудника, а в других территориальных инспекциях еще меньше.

Так, Казанская городская жилищная инспекция явно не справляется даже с теми функциями, которые у нее сейчас имеются. Например, на мои письма они отвечают только когда на них воздействует республиканская инспекция по моим заявлениям.

Теперь о поправках.

Прошу Вас поднять статью 3 закона.

Абзац статьи следует закончить словами «настоящим законом». Убрать «и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Республики Татарстан и муниципальными нормативными правовыми актами» - Нормативные правовые акты Республики Татарстан и муниципальные нормативные правовые акты – это вторичные документы для реализации программ (документы, если хотите, для служебного пользования управляющим организациям). Они не обеспечивают правовое регулирование защиты жилищных прав граждан. В противном случае ПРАВА, декларированные на нормативных правовых актах ГРАЖДАНЕ никогда НЕ СМОГУТ ПОЛУЧИТЬ ИЛИ ОТСТОЯТЬ!

Много вопросов возникает по статье 5.

Пункт 2) Это следует рассматривать как функцию государственного аудита или прямого государственного регулирования?

Пункт 3) Проведена ли ревизия всего многоквартирного парка Республики Татарстан, а это около 20 тыс. домов? Сколько многоквартирных домов подходит под данный закон?

4) Где обратная связь, кто и как будет проводить ревизию?

6) В каком случае? Может быть государственный контроль должен выступать третьей стороной при судебном обжаловании незаконно принятого решения по проведению общих собраний?

7) Кто же будет вести реестр всех собственников многоквартирных домов РТ с их расчетными бумагами?

10) Не ясна периодичность проверок по договорам.

14) Необходима обратная связь с жильцами!

В статью 5, в полномочия следует добавить дополнительный пункт:

15) законностью взаимоотношений сторон – надзор выступает как третья сторона в суде или при мировом соглашении сторон.

А в пункт 9 добавить «наличием и соблюдением условий договоров между арендатором по социальному найму, собственником и управляющей компанией»

Мы считаем, что в статье 6 пункты 1, 2 и 4 должны либо утверждаться, либо согласовываться с муниципальными советами.

В статье 8 предлагается в пункте 1 расширить перечень бюджетных ассигнований, добавив дополнительный подпункт: «на софинансирование внедрения энергосберегающих технологий».

Второе предложение пункта 3 следует читать: «Управляющие организации аккумулируют средства, поступающие от граждан на реализацию программы софинансирования на лицевом счете в органе, осуществляющем казначейское исполнение бюджета Республики Татарстан. А выражение «в качестве платы за жилое помещение и коммунальные услуги» убрать. В этом случае при бюджетном софинансировании имеется прозрачность долевого участия сторон и его грамотного исполнения. Если же оставить предложенную разработчиком формулировку, то получается, что весь жилой фонд входит под контроль государства. Кроме того, казначейский счет (счет через который должен осваиваться бюджет) начинает выполнять функцию коммерческого банка по сбору всей квартплаты Республики Татарстан…

По аналогичным причинам на наш взгляд следует в п. 4 ст. 8 убрать подпункты 3) аккумулирование платы за жилое помещение и коммунальные услуги на банковских счетах в зависимости от вида услуг и работ, установленных в платежном документе;

4) расходование средств, получаемых от оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, в соответствии с перечнем услуг и работ, установленным в платежном документе;

Предлагается расширить статью 4 «Полномочия Кабинета Министров РТ в сфере обеспечения защиты жилищных прав граждан», добавив следующие конкретные пункты к полномочиям в сфере обеспечения защиты жилищных прав граждан:

6) внедрение инноваций в сфере жилищно-коммунальных услуг по экономии и сохранению энергетических ресурсов, по оснащению обще-домовыми электрическими счетчиками, счетчиками холодной и горячей воды. Кроме того, в рамках федерального законодательства полностью реализовать программу - счетчики энергоресурсов в каждую квартиру.

7) обеспечение граждан условиями для возможности оплаты за отопление их квартиры по фактическому потреблению тепловой энергии. Россия не готова сегодня взять на себя такое обязательство, а Татарстан может, так как казанскими специалистами разработана программа и техническое оснащение для её реализации, по которой каждый квартиросъемщик будет оплачивать только то тепло, которое он получает для обеспечения комфортного проживания своей семьи.

В законе много прописывается процедур и действий о контроле и взаимоотношении ветвей власти с управляющими организациями, но мало рассматриваются вопросы жилищных прав граждан (подразумевается как производное от деятельности закона). Он не обеспечивает защиту, а лишь распределяет уже распределенные другими нормативными актами полномочия, которые могут выполняться, а могут не выполняться.

На наш взгляд, в законе должны быть следующие нормы:

1) Перечень индивидуальных и коллективных жилищных прав граждан.

2) Ответственность республиканских государственных органов власти за ненадлежащее обеспечение жилищных прав, в том числе:

- за не обеспечение жильем льготных категорий граждан;

- за ненадлежащий контроль за девелоперами (долевое строительство).

- за неправомерное завышение стоимости услуг электоро-тепло-водо снабжения.

3) Ответственность муниципальных органов власти за не надлежащее обеспечение жилищных прав граждан, в том числе

- при переселении;

- за ненадлежащие процедуры создания ТСЖ, выбора управляющих компаний, в домах с муниципальной долей собственности;

- за несоблюдение обязательств собственников при социальном найме.

4) Ответственность управляющих организаций.

5) Ответственность ресурсоснабжающих организаций.

6) Перечень раскрываемой информации всех участников жилищных взаимоотношений.

Изложенные в моем выступлении замечания и предложения я передаю в секретариат.

Благодарю Вас за внимание.

О ком статья?

Зинатуллин Руслан Мансурович

Член федерального Бюро партии, председатель регионального отделения партии в Татарстане


Статьи по теме: Региональные вопросы


Все статьи по теме: Региональные вопросы

Статьи по теме: Защита прав граждан


Все статьи по теме: Защита прав граждан

Статьи по теме: ЖКХ


Все статьи по теме: ЖКХ