6 мая 2009
Уран-Батор, Сайт Эдуарда Безобразова

Хоронили тёщу, порвали два баяна

По сообщениям СМИ, собственные доходы краевого бюджета упали в первом квартале на 40%. Кризис! Региональные власти уже сообщили о скором сокращении расходов по целому ряду направлений. «Жить надо по средствам», - говорят они. Это верно. Но насколько уместны в подобных условиях чересчур пафосные пиар-мероприятия, наподобие прошедшего на прошлой неделе в Красноярске Пятого съезда депутатов?

ВНЕ СЦЕНАРИЯ

Как мы уже рассказывали, в местном Совдепе отношение к грядущей тусовке было самым разнообразным. Одни – и это были, разумеется, представители «партии власти» - ожидали её с нетерпением. Другие (коммунисты, к примеру) выступали категорически против того, чтобы выбрасывать бюджетные деньги на ветер в обстановке тотального секвестра. Никакого смысла, мол, нет собирать пятьсот с лишним человек с разных концов края ради того, чтобы продемонстрировать неизвестно кому неизвестно что. Третьим, как всегда, было по барабану. Прикажет Хлопонин, поедем заседать хоть в Дудинку. Не прикажет, будем сидеть дома, на печке, и ждать дальнейших распоряжений.

После довольно жарких обсуждений в Сером доме решено было всё-таки, что на «съезд делегатов от представительных органов муниципальных образований» отправятся председатели постоянных комиссий, плюс руководство Совдепа. Это, типа, в рамках своего рода обязательной программы. Очень просился поехать коммунист Николай Головко с какими-то своими идеями, но ему сказали, что все желающие могут прибыть в краевой центр своим ходом и поучаствовать в работе съезда на добровольно-общественных началах, как бы откатывая показательные уже выступления. Так и вышло. Кое-кто из народных избранников навострил-таки лыжи в краевой центр. А Евгений Двоеглазов даже получил возможность выступить перед краевыми коллегами. Речь его наделала много шума и вызвала чрезвычайное раздражение власть предержащих как в Красноярске, так и в Железногорске, ибо резко выбивалась из общего занудного «одобрямса».

«Воспользовавшись, так сказать, удобным моментом, Двоеглазов выдал собравшимся порцию соображений, касающихся ситуации с теплообеспечением Железногорска. Извинения за публичную истерику земляка пришлось приносить председателю железногорского Совета депутатов Владимиру Тюрину», - прямо в тот же день, 29 апреля, сообщило железным горцам «эридановское» телевидение. Оставив пока за кадром удивительное хамство ведущей «Новостей Железногорск» Юлии Гринько, мы попытаемся понять, что же на самом деле произошло на съезде. И помогут нам в этом сам виновник торжества, плюс депутат Надежда Никаноровна Григорьева, воочию наблюдавшая его публичный триумф.

САМОЗВАНЦЫ И БОЛЬШАЯ ПЛАНЁРКА

- Первое, что меня очень удивило, - сообщила нашему корреспонденту Григорьева, - это то, что съезд проходил в Международном выставочно-деловом центре «Сибирь» им. Геворкяна. Прежде такого рода мероприятия проводились в более солидных и помпезных местах. Но это как раз понятно: кризис же вокруг.

На мой взгляд, это была большая планёрка властей Красноярского края, раздача указаний. После их выступлений слово дали делегатам с мест и, в том числе, Наталье Ботовой, которую представили как председателя железногорского Союза предпринимателей. Это была очень эффектная речь: «Вот стою я перед вами, простая русская женщина-предприниматель!» И далее всё, как всегда: в Железногорске жизнь останавливается, бизнес умер, строительство не ведётся, мазут воруют, спасите-помогите, и так далее.

Выслушав её жалобы, председательствующий в шутку предложил Ботовой поменять главу Железногорска на главу процветающего Норильска. Я думаю, это было очень точное предложение, учитывая тот факт, что Ботова возглавляет в нашем городе не Союз предпринимателей, а всего-навсего фонд с названием «Союз предпринимателей». Дело в том, что в администрации Норильска сейчас расследуется четыре уголовных дела – об этом мы узнали на «кругом столе» по противодействию коррупции. Так вот, преследуя свои корыстные цели, Ботова куда легче нашла бы общий язык с подобными чиновниками. Это моё мнение, и всякий раз я только убеждаюсь в его правильности…

По окончании заседания я подошла к Михаилу Геннадьевичу Васильеву и сказала ему, что выступление Ботовой и есть то начало предвыборной гонки, про которое нам все говорят последнее время. Это обычная борьба за власть людей из клана Катаргина, отстранённых от бюджетной кормушки. Это их организованная акция. Не приведи Господь, чтобы ещё и эти люди попали в городской Совет. Я собрала, к примеру, документы, которые позволяют усомниться в законности арендных взаимоотношений Ботовой с железногорским КУМИ. И такой человек ещё имеет совесть выступать на высоком депутатском форуме!

Очень расстроенная и возмущённая, после разговора с Васильевым я пошла на публичные слушания. Там представители территорий рассказывали о том, как они справляются с кризисными явлениями. Одни продают муниципальное имущество, другие пытаются экономить… В заключение заседания на трибуну пригласили Женю Двоеглазова. Он стал рассказывать о том, какие реальные проблемы сегодня имеются в Железногорске, в т.ч. – у арендаторов муниципальных площадей, а также о том, как эти проблемы решаются. Он предложил региональным властям создать общекраевой банк данных. Зачем проводить съезд, если можно просто собрать данные по территориям, обобщить их и разослать всем заинтересованным руководителям?

Между прочим, я только по дороге в Красноярск узнала, что определённые наши депутаты намерены выступать на съезде. У моей комиссии тоже есть множество вопросов, но мне почему-то никто не сказал, что имеется возможность обратиться с ними к краевым коллегам. Об этом же доложил делегатам и Двоеглазов. Он пояснил, что в городе Железногорске на данный момент самая большая проблема – это теплоснабжение будущей зимой. Такие слова президиуму не понравились. Двоеглазову отключили микрофон. Но делегаты стали возмущаться и микрофон ему снова включили.

После того, как Двоеглазов закончил говорить, зал захлопал. А президиум взялся его комментировать в духе: «съезд не место для политических спекуляций».

ТОЙОТЫ-ФАБЕРЖЕ И ТЕННИСНЫЕ СТОЛЫ

- Я не собирался выступать, - признался нашему корреспонденту Евгений Двоеглазов. – Я даже не знал, что мои коллеги готовили какие-то выступления. Я так понял, что наличие «дополнительных», особенно - оппозиционно настроенных депутатов никто на съезде не согласовывал. Я просто специально поехал на «круглый стол», посвящённый государственной поддержке сельхозпроизводителей и предпринимателей. Послушал выступления, внёс свои предложения, а потом зашёл на общественные слушания по теме «Бюджетные приоритеты органов государственной власти и местного самоуправления в современных условиях». И что же я там узнал?

Первые полтора часа мы там слушали доклады. Илай Ахметов рассказывал о тяжёлых буднях мэра. Проблемы в Ачинске, оказалось, один в один как наши, только решаются более коряво. К примеру, арендную плату предпринимателям Ахметов с Нового года поднял, и они побежали с муниципальных площадей. Бюджет недополучает доходы, несёт расходы на содержание помещений. А в Железногорске мы заморозили аренду на уровне 2008 года и не считаем, что открыли этим какую-то Америку.

Следом выступил руководитель Ирбейского района с рассказом о том, как им удалось поднять собираемость муниципальной аренды с 250 тысяч рублей до 300 тысяч, и о том, как будет здорово, если они всю недвижимость продадут за 2,5 млн рублей. Затем представитель Норильска стал говорить о тотальной экономии... Короче, очень поверхностные, неинформативные и очень спорные тезисы там звучали. Народу быстро надоело это слушать. У них самих подобных проблем накопилось с избытком.

Под занавес мероприятия сказано было: может, ещё кто-нибудь хочет высказаться? У нас тут полная демократия, только времени совсем мало осталось. Резолюция уже готова, можно голосовать. И я подумал, что имеет смысл высказать пару слов об этом мероприятии.

Похоже, Двоеглазов тихонечко стоять в углу не намерен.

Во-первых, я сказал об абсурдном способе согласования повестки дня съезда с территориями. Мы, например, на комиссии рассматривали этот вопрос с большим опозданием, т.к. в наш Совет соответствующее письмо из края пришло всего за два дня до официального окончания срока сбора предложений с мест. Во-вторых, я сказал о выборе исключительно лояльных делегатов, которые боятся слово промолвить против «генеральной линии партии». В-третьих, прозвучавшие выступления, на мой взгляд, абсолютно не отражали реалий проблематики, сложившейся в крае.

Когда мы заявляем, что будем экономить на скрепках и спичках, это звучит глупо. Я предложил бы Заксобранию, допустим, сначала отказаться от приобретения новых «Тойот-Камри» и зарплаты стотысячные пересмотреть (в интернете об этом очень много говорилось). Норильскому горсовету не стоило согласовывать покупку за полмиллиона рублей письменных приборов Фаберже, а также кабинетных часов за сотни тысяч (судя по цене, не с кукушкой, а с кукующим белым медведем). Не им рассказывать про экономию и затягивание поясов - особенно главе Тюхтета, который жаловался, что никак не может оплатить теннисный стол для детишек ценой в 8 тысяч рублей!

Такие слова президиуму пришлись не по вкусу. Мне выключили микрофон, однако я продолжал говорить про то, что неплохо сберегать бюджетные денежки можно и за счёт чисто декоративных мероприятий с заранее написанными резолюциями. Делегаты – спасибо им за это – стали кричать: «Пускай говорит!», «Дайте ему сказать!», и мне всё-таки позволили закончить свою мысль. Народ похлопал, и это было, наверное, единственным моментом, не учтённым организаторами в своём сценарии. Массовка на несколько минут вышла из-под контроля, за что я перед уважаемой «Единой Россией» готов искренне извиниться. Не стоило, конечно, им правду в лицо говорить. Погорячился я. Хотя очень жаль, что Клешко не было там – очень хотелось и ему кое-что объяснить…

Оригинал статьи