14 мая 2010
"Псковская губерния"

Птица псковская

Среди утрат минувшего пожара в Псковской крепости1 – прапоры Власьевской башни и башни над Святыми воротами работы архитектора-реставратора и кузнеца Всеволода Петровича Смирнова. Они сильно пострадали в пламени (особенно прапор Власьевской башни), упали в самое пекло, но были найдены. Вопрос их воссоздания оказался весьма сложен: нужны мастера ковки, способные встать вровень со Смирновым, воплотить заново его замысел.

На следующий день после беды, 28 апреля, мы вместе с Дмитрием Всеволодовичем Смирновым, сыном Всеволода Петровича Смирнова2 и архитектора-реставратора, художника Натальи Сергеевны Рахманиной3, также художником-кузнецом, пошли смотреть состояние прапоров Власьевской башни и башни над Святыми воротами.

Установка прапора на Власьевской башне, примерно 1967 г. Автор фото неизвестен.

Дмитрий живет в основном в Санкт-Петербурге, но постоянно приезжает в родной Псков.

Мало кто знает, что оба прапора (как и прапоры большинства башен псковской крепости) – это подарок Всеволода Смирнова Пскову. В 1960-70-е годы, когда появились большинство его прапоров, никто не задумывался о таких вещах как разделение полномочий, право собственности и прочее. Прапоры с момента их водружения на шатры псковских башен не находились на балансе ни государства (Псковский Кремль является памятником федерального значения), ни Псковского музея-заповедника. Прапоры были ничьи.

Прапор перед установкой на башню над Святыми воротами. 1972 г. Фото: Михаил Семенов 

И на сегодняшний день находящиеся в работе проекты реставрации шатров крепостных башен псковской крепости не включают в себя прапоры: гарантировать повторение уникальных произведений искусства, созданных Всеволодом Петровичем, никто не может.

Но крепостные башни Пскова без прапоров – это уже не те башни.

 

Прапор на Покровской башне. До 1995 г. Фото: Михаил Семенов

О восстановлении крепостных сооружений позаботится государство, а кто позаботится о прапорах?

Прапор башни над Святыми воротами лежит у нее же «за спиной», на земле Довмонтова города. Он пострадал и в огне, и от падения, но не так сильно, как можно было предположить, видя страшный пожар.

Всеволод Смирнов с голубем, венчавшим прапор Власьевской башни. 1967 г. Фото: Михаил Семенов

С большим удивлением я узнал от Дмитрия Смирнова, что рама обоих прапоров ковалась из металла, снятого с ферм разрушенного большевиками в 1969 году трехарочного Ольгинского моста. Вот такая преемственность материальной культуры.

Власьевский спуск до начала реставрации Власьевской башни. 1955 г. Фото: Михаил Семенов

Качество этого металла, по словам Дмитрия, весьма высокое, именно поэтому псковские кузнецы «ухватились» за остов разрушенного моста и растащили его по мастерским. Рама прапора, как надеется Смирнов-младший, полностью подлежит выправлению. Необходимо снять заклепки и расковать ее.

Прапор башни над Святыми воротами после пожара.Фото: Лев Шлосберг

Заполнение прапора, на одной стороне которого сказочные птицы несут свиток с надписью «Славный город Псков основан в 10 веке», а на другом изображено сказочное дерево с огромными цветами, нуждается в значительной вычинке, но и это – дело посильное. Противовес (который, по предположению Дмитрия, ковал не отец, а кто-то из помощников – грубоватая для Смирнова работа) вообще практически не пострадал. Мы перенесли его ближе к прапору.

Фото: Александр Сидоренко

Прапор Власьевской башни пострадал, к сожалению, очень сильно. Он перенесен в подклет Приказных палат. Пламя его буквально «скомкало» наплывами, заполнение с роскошным барсом сейчас не читается.

«Яблоко» прапора распалось на «лепестки», но все лепестки найдены. Рама прапора, сделанная из тех же ферм Ольгинского моста, в основном цела и, по уверению Дмитрия Смирнова, может оказаться жизнеспособна.

Дмитрий Смирнов, сын Всеволода Смирнова, держит в руках голубя с прапора Власьевской башни. 28 апреля 2010 г. Довмонтов город. Фото: Лев Шлосберг

Вертикальные стойки обоих прапоров, несущие основные нагрузки, требуют полной замены.

Голубь, венчающий прапор Власьевской башни, мистическим образом напомнила о себе, прокричала нам беду за какие-то часы до пожара.

Вечером 27 апреля, около 21 часа, мы подписали в свет очередной выпуск «Псковской губернии». Там опубликована статья художника-реставратора Наталии Ткачевой о Михаиле Ивановиче Семенове – архитекторе-реставраторе, кузнеце и фотографе4.

Прапор Власьевской башни после пожара. Фото: Лев Шлосберг

В той же статье была опубликована сделанная Семеновым фотография, на которой запечатлены учителя Всеволода Петровича Смирнова по кузнечной части: кузнец Кирилл Васильевич Васильев (он был старовером) и его помощник, молотобоец Петр Андреевич Ефимов. Мало того, что именно Михаил Иванович Семенов является реальным автором проекта реставрации Власьевской башни, а потом уже московские архитекторы А. И. Хамцов, А. В. Воробьев и Е. А. Скрынникова включили этот готовый проект в проект реставрации всего ансамбля Псковской крепости, так в дополнение к этому совпадению в качестве одной из иллюстраций к статье из сотен оцифрованных кадров (альбом фотографий М. И. Семенова готовился к печати в областной типографии, но так и не вышел в свет) мы отобрали фотографию Всеволода Смирнова именно с ТЕМ САМЫМ ГОЛУБЕМ в руках, которого потом он вознес на вершину Власьевской башни, увенчав ею прапор!

Мы опубликовали тогда и публикуем снова фотографию 1967 года. Горизонтальная трубочка под птицей – это, как оказалось, свистулька!!! То есть птица свободно вращалась на ветру и пела! Но мы с земли не могли ее слышать.

Фрагмент прапора Покровской башни после пожара. Фото: Лев Шлосберг

Так вот, сказочная птица Всеволода Петровича Смирнова обгорела, оплавилась, но не погибла.

43 года спустя сын Всеволода Смирнова Дмитрий взял ее в руки и сказал, что часть «оперения», не исключено, будет возможно включить в «тело» обновленной птицы.

Он держал ее в руках и осмотрел детально. У нее есть шанс снова воспарить над Псковом.

Для оценки состояния прапоров нужна техническая экспертиза, для ее проведения специалистов можно найти в Пскове.

Смогут, будем надеяться, возродить и сами прапоры ныне действующие псковские кузнецы, общение с которыми уже начал Дмитрий Смирнов.

Фрагмент прапора Покровской башни после пожара. Фото: Лев Шлосберг

Печальная история двух башен заставила нас вспомнить и о третьем пострадавшем в пожаре прапоре – прапоре Покровской башни. Он был не медный, кованый, а железный (есть гипотеза, что в тот момент, когда реставрировалась Покровская башня, найти медь для ковки не оказалось возможным), и он также выжил в пожаре 1995 года.

Мы нашли покровский прапор ржавым и почти безжизненным на открытой галерее с тыла главного здания Псковского музея-заповедника. Шатер Покровской башни должен быть воссоздан в этом году. В проект реставрационно-строительных работ по башне изготовление прапора не входит.

 Псковское областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры объявляет сбор добровольных частных пожертвований на восстановление прапоров всех трех башен, о чем уведомляет всех граждан в этом номере «Псковской губернии»5.

Места же вчерашнего пожарища выглядят и сейчас чрезвычайно печально и безжизненно.

 Парившие над крепостными башнями прапоры одухотворяли весь город.

Пожар 2010 года – не первый в многовековой истории Пскова.

Город пережил все пожары.

Будем снова возрождаться из пепла.

Лев ШЛОСБЕРГ


1 См.: Л. Шлосберг. Божье наказание // «ПГ», № 17 (488) от 5-11 мая 2010 г.

2 См.: Человек эпохи Возрождения. Беседовала Е. Ширяева // «ПГ», № 33 (402) от 20-26 августа 2008 г.

3 См.: С. Прокопьева. «Я все делаю сама» // «ПГ», № 32 (202) от 1-7 сентября 2004 г.

4 См.: Н. Ткачева. Каменщик света // «ПГ», № 16 (487) от 28 апреля – 4 мая 2010 г.

5 См. подробное объявление.