2 марта 2009
Решение Политкомитета №9 от 28 февраля 2009 года

Тезисы по экономическому кризису в России

1. Несмотря на беспрецедентные для российской истории финансовые возможности последних восьми лет, в России так и не создана эффективная экономическая модель. Не решена ни одна задача построения институциональной основы рыночной экономики и не сделано ни одного шага по направлению диверсификации отечественного производства. Россия за эти годы стала в еще большей степени сырьевым придатком США и Евросоюза. Российский рубль так и не получил самостоятельного статуса и остался производной от цены на нефть.

Настоящего реформирования экономики так и не произошло. Почему? – Потому что Конституцию с её правильными, в основном, положениями фактически подменил нахрапистый авторитаризм. В результате в России по сей день отсутствует независимая судебная система, не обеспечивается неприкосновенность частной собственности, нет независимого от властей законодательного процесса. Рынок вроде бы и существует, но преимущественно без здоровой конкуренции, поскольку в стране свирепствуют монополии, как правило, с привлечением властного «административного ресурса». Именно поэтому та реальная экономическая модель, которая сегодня функционирует в России, в принципе не может быть эффективной.

В таком вот, довольно незавидном институциональном состоянии, но с накопленными благодаря высоким ценам на нефть сотнями миллиардов долларов, создававших до некоторых пор иллюзию непотопляемости, Россия довольно смело погрузилась в пучины глобального финансового кризиса. Очень скоро, однако, общеэкономический негатив, который скрывался за радужной нефтяной пленкой, дал о себе знать. Накопленные средства стали быстро таять без каких-либо убедительных признаков улучшения состояния дел с кредитованием реального сектора. Выяснилось, что финансовая помощь, оказанная банкам, материализовавшись в доллары, тут же стала уводиться за рубеж, несмотря на грозные окрики руководства страны. Это был момент истины. До многих в стране наконец-то дошло, что для значительной части российской бизнес-элиты, намертво сросшейся с властью, судьба страны - не более чем пустой звук.

Объективности ради, всё же надо сказать, что такому неблаговидному поведению не самых последних наших сограждан предшествовал ряд событий политического свойства, проходивших по разряду так называемых «споров хозяйствующих субъектов». На протяжении последних 6-7 лет их было вполне достаточно, чтобы не только приструнить и приручить российское бизнес-сообщество, но и существенно подорвать в нем доверие к власти, которая позволяет себе, особо не церемонясь, отобрать либо разорить любое процветающее дело и предприятие. Таковыми, по сути, были, например, скандальные истории с НТВ, ЮКОСом, ТНК-ВР и Мечелом. Отсутствие независимого суда, административный произвол, распоясавшееся рейдерство, недействующие законы, грубая сила вместо бизнес-этики, абсолютная непрозрачность процесса подготовки и принятия властных решений - вот основные факторы, до сих пор формирующие у российского предпринимателя и бизнесмена чувство временщика и готовность в любой момент сорваться и бежать из страны.

С точки зрения построения современной экономики годы правления В.Путина - это годы безвозвратно потерянных возможностей, невиданного расцвета коррупции, трескучего великодержавного блефа с расчетом на пугливую западную публику и основательно дезориентированный российский народ.

2. Таким образом, еще до наступления мирового финансового кризиса политические и деловые риски в России подспудно нарастали. В контексте же разразившегося кризиса они многократно усилились, в результате 2008 год стал для России рекордным по оттоку из страны частного капитала. По данным Центрального банка, чистый отток капитала из России в течение года составил 129,9 миллиарда долларов, то есть в 6,5 раза больше, чем прогнозировалось еще в сентябре. По признанию Министра финансов, только в январе 2009 года чистый отток капитала из России достиг 40 миллиардов долларов. Для сравнения, за весь кризисный 1998 год чистый отток составил всего 22 миллиарда долларов.

За первые семь месяцев 2008 года чистый приток капитала в Россию составил только 30 миллиардов долларов, в то время как за 2007 год - 83 миллиарда долларов. Этот капитал поддерживал развитие экономики и фондового рынка.

Не просто обстоит дело и с международными валютными резервами Банка России, обеспечивавшими «плавную ежедневную девальвацию рубля». Международные резервы России на 20 февраля составили 383 млрд. долларов. Между тем, в августе 2008 года международные резервы России достигали 598, 1. млрд. долларов. В течение 6 месяцев происходило их непрерывное снижение: 1 января 2009 г. – 427, 08 млрд. долларов, 30 января – 388, 894 млрд. долларов, 6 февраля – 383, 5 млрд. долларов.

Не надо забывать, что, при снижении резервов ниже 300 млрд. в экономике не останется возможностей для выплат по внешнему долгу компаний РФ, превышающему 100 млрд. долларов. А в случае сокращения резервов до уровня менее 50 млрд. долларов рубль перейдет в свободное падение и начнется длительная депрессия, сопровождающаяся гиперинфляцией, с которой мы познакомились в первой половине 90-х.

Как ни странно сознавать, но Фонд национального благосостояния раскупоривают для помощи олигархам. Видимо, именно их благосостояние воспринимается финансовыми чиновниками как национальное.

До сих пор российская экономика держалась, в основном, на высоких мировых ценах на сырье. Теперь этот источник доходов иссяк. Кроме того, в отличие от ситуации 1998 года, нет теперь уже и ощутимых внутренних стимулов и механизмов к самоподдержанию и развитию.

3. Первые социальные последствия кризиса уже очевидны. Вслед за падением инвестиций реальные располагаемые доходы населения в декабре 2008 года сократились на 11,6% (в ноябре 2008 года сокращение составило 6,2%, а в целом по 2008 году - рост всего на 2,7% после роста на 12,1% в 2007 году). В декабре минувшего года на 2% снизилась реальная заработная плата.

На 1 февраля 2009 года суммарная задолженность по заработной плате составила 6,96 млрд. рублей и увеличилась по сравнению с 1 января 2009 г на 2,29 млрд. рублей (49%).

По данным Роструда, безработица в России с октября 2008 года выросла на 22%.

В декабре – январе рецессия перешла от корпоративного сектора к населению. Первым этапом была экономия на инвестициях, вторым - на зарплатах, третьим - на занятости. Продукты питания в России в прошлом году дорожали в 4 раза быстрее, чем в Европе. По официальным данным рост цен на продукты питания в России в прошлом году составил 17,7%.

Девальвируя рубль, правительство существенно ускоряет рост цен. За время постепенного ослабления национальной валюты рубль опустился почти на 30%. По подсчетам Экономической экспертной группы, если рубль ослабевает к доллару на 1%, потребительские цены вырастают на 0,2-0,3%. Несложно подсчитать, что такое снижение рубля прибавляет к инфляции 6-9%.

4. Ближайшая перспектива. В нынешнем году ожидается значительный дефицит бюджета – в размере 9 трлн. рублей (8 % ВВП). Темпы экономического прироста, вероятнее всего, окажутся на уровне от 0 до минус 3%.

Что касается инфляции, то сегодня средний прогноз по ней - 15% в расчете на год. Однако, если тенденции, о которых 28 января сообщила Федеральная служба статистики (инфляция в России за период с 20 по 26 января составила 0,8%, а с начала года – 2%) сохранятся в течение всего года, то возможно, что в итоге годовой уровень инфляции составит от 30% до 50%.

По данным Росстата, инфляция с 17 по 24 февраля – 0,4%, с начала февраля – 1,2%, с начала года – 3,6%.

Такие экономические параметры, в лучшем случае, означают снижение уровня жизни в среднем не менее чем на 8%, увеличение числа безработных до 10 миллионов человек на конец года, существенное недофинансирование образования, здравоохранения и других социальных отраслей.

Проще говоря, из всего этого следует, что цены будут расти, зарплаты – падать, а работы будет всё меньше и меньше.

5. Поскольку государство взялось выводить национальную экономику из кризиса в ручном режиме, то действия властей при таком подходе становятся решающим фактором и главным риском. Учитывая, что эти действия непредсказуемы, абсолютно непрозрачны и зачастую не подчиняются разумной логике, риски, связанные с особенностями действующей экономической модели, уже начали реализовываться.

Борьба с финансовым кризисом в России ведется традиционными методами – усиливается авторитаризм в принятии решений, распределение огромной помощи, выделяемой государством близким к нему структурам, осуществляется непрозрачно, спекулятивно и без каких либо надежд использования её в России.

Что примечательно, под предлогом кризиса государственная бюрократия всех уровней осуществляет очередной передел собственности, для чего составляются «черные списки» бизнесменов и банкиров.

Характерно и то, что лишь около 13% обещанной помощи доходит до получателей - до реального сектора большая часть господдержки не дошла. Коммерческие банки располагают средствами на депозитах, но боятся выдавать кредиты из-за непонимания макроэкономической ситуации.

Антикризисные меры, проводимые властями, с самого начала были и до сих пор остаются бессистемными. Поддержку получают избранные по субъективным критериям предприятия, а не вся экономика. Вместо стимулирования наиболее эффективных компаний, которые, например, повысили производительность труда, оказываемая помощь фактически снова консервирует сырьевую структуру экономики, поощряет безответственность и иждивенчество.

Например, по сведениям ряда СМИ, в ближайшее время начнется расходование средств из Фонда национального благосостояния – одного из двух (наряду с Резервным) неприкасаемых пока по закону государственных фондов. Средства передадут государственному Внешэкономбанку, обязав его кредитовать из этих сумм частных инвесторов, которые строят в Сочи олимпийские объекты. Одним из первых «народные» деньги может получить холдинг «Базовый элемент» Олега Дерипаски. Спрашивается, почему Фонд национального благосостояния будет тратиться в такое сложное время на престижные затеи и на олигархов, а не на первоочередные экономические нужды?

Судя по всему, кризис в России развивается по иному сценарию, нежели представляло себе руководство страны. Целый ряд действий и заявлений правительства свидетельствуют о его непонимании складывающейся ситуации. Непонятно, зачем правительство направило деньги налогоплательщиков на покупку акций предприятий в тщетной попытке поддержать их курс. А увеличение ввозных пошлин, особенно на «иномарки: " было не просто экономически глупо, но и политически опасно. Нет пока и доказательного объяснения непомерно высокой ставке рефинансирования, сковывающей всяческую инициативу, в том числе по развитию производства. К этому перечню следовало бы отнести и отсутствие у кризисной команды должной настойчивости в доведении действенной помощи до реального сектора, в осуществлении мер, способствующих созданию в регионах новых высокоэффективных рабочих мест, организации прогрессивных производств, освоению новейших технологий.

6. Ситуация усугубляется тем, что эффективных системных решений по выходу из набирающего обороты глобального кризиса, мировое сообщество всё еще не нашло, что существенно затрудняет выработку антикризисными командами разных стран локальных стратегий и тактик, обеспечивающих адаптацию своих экономик к быстро меняющимся условиям их функционирования. Однако надо сказать, что меры, необходимые для сдерживания отрицательных последствий экономического кризиса, вроде бы хорошо известны. Это координация фискальных стимулов, сохранение кредитных рынков, заключение сделок по плохим долгам банков, укрепление регулирования, отказ от торгового протекционизма и поддержка наиболее уязвимых слоев населения. И хотя нет волшебных спасительных рецептов, есть много дельных, проверенных практикой экономических советов. Да и чисто финансовые возможности еще у России пока тоже есть.

Проблема, главным образом, - в политическом руководстве, в его воле, принципиальности, самокритичности и компетентности.

Каковы же отличительные особенности разворачивающегося экономического кризиса в России? Прежде всего, это рекордно высокие темпы снижения общественного производства, особенно в промышленности. Беспрецедентный отток капитала за рубеж. Угрожающе ускоренное падение курса рубля по отношению к бивалютной корзине. Выходящая из-под контроля инфляция, одним из основных источников которой до сих пор остается ценовой диктат естественных монополий и товаропроводящих сетей. Практически уже обвальная безработица в моногородах, чреватая социальными катастрофами. Существенное ухудшение таких интегральных показателей качества жизни, как доступность медицинских услуг и лекарств, уровень тревожности, агрессивности и отклоняющегося поведения в обществе, смертность вследствие суицида, степень алкоголизации населения, структура потребительской корзины.

Почему же кризис, наблюдаемый сегодня в России, протекает гораздо глубже, чем в любой другой стране с аналогичными возможностями?

Мы говорили об этих причинах множество раз. Повторим.

Потому, что его глубинные предпосылки формировались в стране на протяжении последних 17 лет. Потому, что давно перезревшие структурные проблемы экономики, связанные с её преимущественно сырьевой направленностью, проблемы её крайне низкой эффективности, обусловленной организационной и технико-технологической отсталостью производства, не решались, а загонялись вглубь. Потому, что в условиях резкого падения цен на мировых нефтяных и сырьевых рынках, а также обрушения рынка дешевых кредитов, поступавших в Россию главным образом из-за рубежа, все внутренние болячки, от которых раньше удавалось отмахнуться, теперь разом заявили о себе. Причем заявили в условиях практически абсолютной окукленности властей, бесконтрольности их действий, а также растущего на глазах недоверия бизнеса и граждан к государству.

Если ещё учесть крайне низкий уровень общественной морали и деловой этики в стране, то приходится признать, что в сложившихся условиях реальные возможности по-настоящему стабилизировать ситуацию на данный момент у нас довольно скудные.

Сегодня в России общественная мораль и деловая этика не признаются в качестве основы жизнеспособности и эффективности рыночной экономики. Поэтому неудивительно, что в нашей экономике едва ли не полностью отсутствует доверие экономических субъектов друг другу и государству как арбитру и регистратору совершаемых сделок, их социально-экономических и политических последствий. Данное обстоятельство делает бесполезными любые знания об экономических закономерностях и обесценивает любые, сколь угодно совершенные системы контроля и регулирования.

В конечном счете, все меры по выводу экономики из кризиса и в нашей стране, и в мире упираются в вопрос: что нужно сегодня сделать государству и обществу, чтобы в условиях возникшей неопределенности люди, располагающие ресурсами, не слишком боялись ими рисковать, а люди, потерявшие работу, не отчаивались и не прекращали её поиск.

Подчеркнем: не только и даже не столько организованное легальное либо нелегальное давление со стороны государства на бизнес, широко применяемое у нас, сколько доверие и общественная мораль создают реальные условия для того, чтобы предпринимательская деятельность могла быть экономически и социально эффективной. Между тем, складывается впечатление, что нынешнему российскому правительственному и экономическому истеблишменту мораль и экономическая эффективность представляются совершенно разноплановыми, слабо совместимыми между собой категориями. Правящий класс не понимает и всей своей деятельностью в течение последних семнадцати лет пытается опровергнуть известную истину о том, что экономика, как, кстати говоря, и политика в целом, может быть по-настоящему эффективной только в случае, если она отвечает элементарным нравственным императивам и гуманистическим ценностям.

Разумеется, в условиях чрезвычайно высоких цен на нефть какие-то решения, принимавшиеся властями с существенными отступлениями от столь жесткого требования в расчете, что они будут действовать в краткосрочной перспективе и в локальном масштабе, могли помочь достижению определенных целей. Однако решения, изначально принимаемые с таким изъяном, в условиях кризиса и на длительную перспективу всегда, в силу своей родовой ущербности, будут неизбежно порождать шлейф новых трудностей, которых можно было бы избежать ещё на старте.

Поэтому всё больше и больше людей с каждым днём убеждаются, что при сохранении нынешнего политического режима эффективная политика вывода страны из кризиса невозможна. Требуются кардинальные изменения – и системные, и персональные, в том числе на самом высоком уровне. Для вывода страны из кризиса необходимы такие руководители государства и такое правительство, которым бы граждане действительно и со знанием дела верили, а не имитировали в ходе выборов дружную поддержку телевизионным персонажам.

7. В рамках же сложившейся в России экономической и политической системы, выход из кризиса начнется лишь после того, как начнет восстанавливаться экономика и платежеспособный спрос в мире. Прежде всего, в США и странах Еврозоны. Тогда российская экономика, надо полагать, вернет себе позиции периферийной сырьевой базы. После чего постепенно будет восстановлен и экономический рост. Но до этого ей необходимо будет, как минимум, дожить, сохранив хотя бы дееспособность.

Между тем, начало 2009 года не обещает ни мировой экономике, ни тем более российской ничего хорошего. Тенденции, особенно остро проявившиеся в конце 2008 года - спад производства, сворачивание мировой торговли, рост безработицы, падение доходов населения, рост частных и корпоративных дефолтов и убытков финансовых институтов, - продолжаются и конца им пока не видно.

Характерно, что опрос руководителей крупных компаний показал, что мировой бизнес даже не ожидает оздоровления экономики ранее, чем через 3 года, и поэтому все они пока сосредоточены на выживании компаний, а не на их росте.

И это понятно. Например, по данным Банка Англии за последний год совокупные потери банков США, Европы и Азии оцениваются в $2,8 трлн. — это примерно 85% от их докризисного капитала.

Не удивительно также и то, что сегодня многие правительства проводят протекционистскую политику и не выполняют договоренностей, достигнутых в Вашингтоне в ноябре 2008 года в рамках встречи политических и финансовых руководителей «большой двадцатки» наиболее экономически развитых стран. МВФ и Мировой банк подчеркивают, что на том саммите руководители стран «заявляли в один голос» об обязательствах рекапитализировать проблемные банки, изъять «токсичные активы» из финансовой системы и провести скоординированные финансовые мероприятия. Тем не менее, они так и не смогли провести в достаточном объеме обещанные действия, направленные на поддержание экономики и восстановление подорванных банков.

В результате МВФ ожидает, что рост мирового ВВП в 2009 году составит 0,5%. Скорее всего, это будет самый низкий показатель со времён Второй мировой войны, а число безработных на планете к концу текущего года может увеличиться на 51 миллион человек.

8. Если же экономика США войдет в полосу многолетней депрессии, а в Китае продолжится падение производства и экспорта, рецессия в странах европейского союза станет затяжной, то у России будут очень серьезные проблемы. Могут оправдаться прогнозы, что цены на нефть выйдут на уровень 15-20 долларов за баррель.

В таких условиях низкие цены на нефть и металлы станут устойчивым явлением, капиталы продолжат бегство с российских финансовых рынков, а увеличение инфляции и снижение темпов роста обусловят падение жизненного уровня населения гораздо более значительное, чем предполагается в настоящее время. В этом случае массовые протесты и беспорядки, разгул ксенофобских и националистических настроений, давно уже подогреваемых и пестуемых властными силами, могут иметь своим логическим результатом развитие опасных профашистских настроений.

9. Кризис в России развивается. Действия и заявления правительства не свидетельствуют о понимании складывающейся ситуации, а политическая система в стране и ее кадровое наполнение по существу являются главным препятствием на пути решения назревших, не терпящих отлагательств проблем: резко обострившихся – старых, и новых, – связанных с мировым кризисом. Власть в ее нынешнем виде в принципе не способна справиться с кризисом, вывести страну из системного тупика, в который она попала не только вследствие глобального кризиса, но, даже в большей степени благодаря многолетним усилиям господствующей в России политической группы.

В сложившихся условиях резко возрастет вероятность организации крупных политических провокаций со стороны консервативно-охранительных и реакционных сил. Такие действия могут быть направлены на отвлечение внимания граждан от проблем и тягот, связанных с затяжным экономическим кризисом и с явной неспособностью властей справиться с ситуацией. Целью таких провокаций может стать и дискредитация оппозиции в глазах общества. Не исключено также искусственное обострение обстановки в стране с целью установления режима ЧП и превентивного пресечения массовых протестных выступлений…..

Немногим более 90 лет тому назад, в феврале 1917 года с исторической неизбежностью произошел крах самодержавного режима, а вслед за ним и государства, не желавшего и не умевшего реформироваться и приобщать общество к управлению государственными делами. Непосредственной причиной, толчком к российской трагедии тогда стала Первая мировая война.

Сегодня власть находится примерно в таком же состоянии, в каком накануне своего краха пребывало царское правительство, не пожелавшее своевременно провести в России экономические и политические реформы. В этот раз пусковым механизмом развития событий по катастрофическому сценарию, ведущему к распаду страны, к утрате её государственности может стать затяжной мировой экономический кризис.

В таком случае первым его следствием будет обострение до предела проблем жизнеобеспечения основной массы населения. Если такое случится, то произойдет это, скорее всего, вследствие традиционной беспомощности и головотяпства российских властей, их безответственности и коррумпированности. Масла в огонь, как это водится, подольют неизбежный разгул преступности, бесчинства силовых структур, чрезмерное закручивание гаек, к примеру, в виде драконовского повышения цен и тарифов, массовых увольнений и политических репрессий. В качестве ответной меры последуют стихийные забастовки и многочисленные протестные выступления граждан в двух столицах, а также разрушительные социальные взрывы в малых и в некоторых крупных городах. Акции неповиновения могут охватить целый ряд депрессивных регионов, наиболее отдаленных от центра.

Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» обращает внимание всех граждан страны, политических, общественных, гражданских, правозащитных организаций на серьезность и опасность складывающейся ситуации.

См. также:
Антикризисная концепция
Интервью Александра Кузнецова
Социальная политика в условиях кризиса


Статьи по теме: Экономика


Все статьи по теме: Экономика

Статьи по теме: Заседания Бюро и Политического Комитета Партии


Все статьи по теме: Заседания Бюро и Политического Комитета Партии