[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [История партии "Яблоко"] [Выборы]

"Яблоко в действии"

Москва, ЭПИЦентр 2003 год   

 

Приложение 2

 

2003 © Москва, "Яблоко", октябрь  

Различия в программах «ЯБЛОКА» и СПС

Положения

«ЯБЛОКО»

СПС

1.Стратегия развития

Новый курс, направленный на построение европейской социальной рыночной экономики с минимальным, но эффективным государственным регулированием и сильной социальной политикой, обеспечивающий создание условий для сбалансированного устойчивого развития экономики и существенного роста благосостояния всех слоев населения.

Сделать реальностью полноценное соблюдение прав и свобод человека в России, общими силами вырастить гражданское общество, выдавить из себя рабство.

2. Задачи

 • Радикальное улучшение демографической ситуации;
 • цивилизованное освоение восточных районов страны;
 • защита наших границ и сохранение целостности государства;
 • полноправное вхождение в Европейское сообщество.

 • Сократить вмешательство государства в экономику;
 • изменить конституционный строй – внести в конституцию изменения, касающиеся гарантий прав и свобод человека, принципа разделения властей;
 • укрепить институты государственной власти в сфере обеспечения законности и правопорядка;
 • разграничить власть и деньги;
 • обеспечить баланс между доходами и обязательствами государства.

3.Характер
государства

 • Социальное государство, подразумевающее:
ограничение рынка там, где он неспособен эффективно распределять ресурсы (на произвол рыночной стихии не должны быть брошены оборона, безопасность, образование, здравоохранение, наука, культура);
сильную социальную политику, надежную защиту граждан.

Сильное и недорогое государство, в обязанности которого входят:
 • выработка и неукоснительное соблюдение законов;
 • обеспечение стабильности национальной валюты и сбалансированности бюджета;
 • сбор налогов и рациональное расходование собранных средств.

4. Ценности

1. Приоритет гражданина над государством: государство для человека, а не человек для государства, экономика для человека, а не чело-век для экономики.
2. Принципы построения общества: свобода и справедливость, ответственность, терпимость, солидарность, равенство возможностей. Социальное партнерство.
3. В политике – принципы ответственности, нравственности, предсказуемости, справедливости, профессионализма.

 • Свобода, гарантированная демократией.
n Приверженность общечеловеческим ценностям.
 • Либеральные идеи, либеральные решения.
 • Высшей ценностью являются: чело-век, его права и сво-боды – это символ веры либерализма;
ответственность человека и гражданина; государство для граждан,
а не граждане для государства.
 • власть разумных законов – правовое государство.
 • больше законов, меньше голосований.
 • Независимость судебной власти.

5. Положение в мире, степень открытости.

Полноценная интеграция России с Европой ко второй четверти ХХI в., формирование совместного полюса силы, активизация интеграционных процессов в СНГ как путь к процветанию, путь сохранения целостности, независимости, национальной идентичности.

 • Формирование нового образа великой державы и нового патриотизма – Россия в ХХI веке может и должна выступить всемирным гарантом либеральных ценностей – прав и свобод каждого гражданина планеты.

6. Приоритеты роста

 • Опережающее развитие наукоемких отраслей и четвертичного сектора;
 • опережающее развитие инфраструктуры: Интернет, телекоммуникации, трансъевразийская автомагистраль;
 • три приоритета промышленной политики: программа строительства массового доступного жилья, народный автомобиль, космос и авиастроение;
 • программа струк-турного маневра: средства от сырьевого сектора (через СРП) – на развитие обрабатывающего.

 • Продуманная промышленная политика в переходный период, поддержка государством секторов, которые могут сыграть роль локомотивов подъема (экспорт изделий обрабатывающей промышленности, который следует поддержать гарантиями кредитам, АПК, жилищное строительство с развитием ипотечного кредитования).

7. Факторы роста

 • Снижение налогового бремени;
 • создание условий для инвестиций в производство (через механизм эффективного банкротства, защиты собственников);
 • активная промышленная политика;
 • жесткая антимонопольная политика;
 • создание системы конкурсного государственного заказа промышленности через механизм Федеральной контрактной системы;
 • привлечение иностранных инвестиций через механизмы СРП, концессий, свободных экономических зон.

Главный источник ресурсов:
 • сбережения насе-ления, а в начальный период можно привлечь иностранные инвестиции;
 • ускоренная реструктуризация предприятий;
 • закрытие нежизнеспособных производств;
 • обновление методов и кадров управления;
 • приток инвестиций;
 • преобладание частной собственности, включая землю;
 • надежная защита прав собственности;
 • соблюдение всеми правил игры;
 • активная добросовестная конкуренция;
 • свободный вход на рынки;
 • эффективная система социальной защиты на принципе разделения ответственности между государством, работодателями и гражданами.

8.Социальная сфера – принципы и гарантии

Неукоснительность выполнения социальных обязательств государством:
 • общедоступность – базовые социальные услуги (в том числе здравоохранение и образование) должны быть бесплатными, большинство услуг – доступными, и только отдельные виды специальных услуг должны предоставляться за счет соплатежей населения;
 • универсальность – социальная политика не ограничивается социальной помощью, но предназначена для всех граждан, она осуществляется путем проведения всеобъемлющей политики доходов, политики занятости и развития систем обязательного пенсионного, меди-цинского и социального страхования;
 • справедливость – преимущество одних социальных групп или граждан не дол-жно достигаться за счет потерь других;
 • национальное единство – социальные гарантии и услуги должны быть доступны гражданам страны вне зависимости от региона и места их проживания;
 • солидарность – взаимосвязанность
и взаимная ответст-венность (богатый платит за бедного, здоровый за больного, молодой за старого).

Социальная система является все более ощутимым тормозом для развития эффективной рыночной экономики, для экономического подъема.
Необходимо следующее:
 • адресная помощь реально нуждающимся;
 • отмена большинства льгот и привилегий для определенных категорий граждан;
 • введение пособий по нуждаемости с заявительным ха-рактером оформления и адресной про-веркой нуждаемости;
 • распространение только на фиксированные доходы малоимущих.

9. Социальные гарантии – механизмы реализации

 • Введение экономической ответственности работодателя за задержки зарплаты;
 • резкое повышение зарплаты бюджетникам (к 2004 г. первый разряд тарифной сетки – до прожиточного минимума);
 • поэтапное приближение минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму;
 • поэтапное доведение социальной (базовой) пенсии до уровня прожиточного минимума;
 • значительное повышение детских пособий семьям с доходами ниже прожиточного минимума;
 • предоставление учащимся из малообеспеченных семей бесплатного пребывания в школах-интернатах, общежитиях, питания в школьных столовых, санаторно-курортного и медицинского обслуживания.

 • Реформа ЖКХ, позволяющая резко сократить цены и на этой основе повысить долю населения в оплате приобретения жилья и коммунальных услуг до их реальной стоимости;
 • реформа пенсионного обеспечения – переход на рапределительно-накопительную пенсионную систему с персональными пенсионными счетами;
 • реформа здравоохранения – обеспечение гражданам свободы выбора медицинских услуг, их гарантированное качество и доступность для всех базовых видов медицинской помощи;
 • реформа образования с целью обеспечить учащимся свободу выбора учебных заведений, создание условий для конкуренции между ними, последовательное расширение сферы платных образовательных услуг.

10. Федеративная политика

 • Сократить политическое влияние губернаторов одновременно с укреплением экономической самостоятельности регионов;
 • создать неотчуждаемую доходную базу местных бюджетов;
 • передать на местный уровень налоги: имущественные, на малый бизнес и с продаж – с правом их администрирования;
 • закрепить за местными бюджетами не менее 70% подоходного налога;
 • разделить все налоги между всеми уровнями бюджетной системы, углубить принцип горизонтального и вертикального выравнивания (европейская система);
 • законодательно закрепить ясные и справедливые механизмы финансового выравнивания в пределах регионов, обязательные для всех субъектов РФ;
 • принять федеральный закон, обязывающий местные власти размещать муниципальный заказ только на конкурсной основе;
 • законодательно установить порядок создания внутригородских муниципальных образований для городов с населением свыше 300000 человек.

 • Поэтапная федеративная реформа на основе принципов демократического федерализма, который подразумевает постепенное выравнивание прав и обязанностей субъектов РФ при сохранении их регионального и этнокультурного своеобразия;
 • четкое разделение полномочий центра, региональной власти и местного самоуправления при сохранении единого правового и экономического пространства;
 • большинство проблем может и должно решаться на том уровне, на котором эти проблемы возникают.

11. Денежно-кредитная политика

 • Активное регулирование процентных ставок, отказ от проведения политики «валютного совета» де-факто;
 • задействование всех инструментов денежно-кредитной политики, отказ от регулирования исключительно валютного курса.

 • Доверие к национальной валюте – поддержание стабильности валюты на основе здорового бюджета и укрепления финансовой дисциплины; наращивание необходимых валютных резервов.

12. Земельная реформа

Право частной собственности должно постепенно распространиться и на землю:
 • каждый регион сам определяет порядок, сроки, условия введения частной собственности на землю;
 • в каждом регионе необходимо детально проработать зоны, в которых земельные участки могут использоваться только на те цели, которые установлены законодательством;
 • необходимо создать институт земельного
кадастра;
 • необходимо создать земельные банки;
 • необходимо ввести особый налоговый режим для земель, которые частный собственник приобретает «про запас» и вообще никак не использует.

 • Последовательное отстаивание права частной собственности на землю, прав ее свободной купли-продажи.

13. Налоги и другие доходы государства

Снижение налогов в обмен на легализацию теневых доходов:
 • снизить налог на прибыль до 20%, разрешить включать все производственные затраты в себестоимость;
 • вычесть из базы НДС единый социальный налог;
 • заменить единым налогом на недвижимость налоги на имущество физических, юридических лиц и на землю;
 • ввести вмененную систему налогообложения для оптовой торговли и сферы услуг;
 • заменить налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ) федеральным налогом, составляющим не более 2% от сегодняшней базы ВМСБ, с целевым зачислением в бюд-жет на программу геологоразведки;
 • заменить акциз на нефть налогом на дополнительный доход;
 • ввести единый вмененный местный сельхозналог;
 • отменить налог на рекламу;
 • не допустить отме-ны налога с продаж;
 • не допустить отмены налога на покупку валюты, так как это налог на долларизацию экономики;
 • повысить эффективность неналоговых доходов.

Улучшение сбора налогов:
 • отмена всех налогов, взимаемых «с оборота»;
 • резкое снижение совокупных начислений на фонд оплаты труда (включая подоходный налог);
 • переход к пропорциональному подоходному единому налогу с единой ставкой при высоком необлагаемом минимуме и включении в налогооблагаемую базу всех доходов;
 • обеспечение прогрессивного обложения более состоятельных граждан за счет акцизов на предметы роскоши;
 • введение налога на недвижимость.

14. Налоговое администрирование

 • Упростить налоговые декларации для граждан;
 • сделать закрытым перечень по источникам подоходного налога;
 • более четко прописать права граждан на налоговые вычеты;
 • ввести пеню за задержки с возвратом экспортного НДС и за невозврат переплаченных налогов после решения суда;
 • убрать требование подачи отчетности по единому соци-альному налогу в каждый социальный фонд помимо налоговых органов;
 • вычесть из базы единого социального налога взносы в негосударственные пенсионные фонды;
 • вычесть из базы НДС начисления на заработную плату.

 • Регистрация в налоговых органах любой экономической деятельности, осуществляемой за пределами основного места деятельности предприятия;
 • предотвращение возможностей отнесения личных расходов на издержки предприятий;
 • проверка предприятий налоговыми органами на предмет выявления деятельности, осуществляемой предприятием без налоговой регистрации;
 • введение специальной регистрации в налоговых органах поставщиков услуг;
 • использование информации о сверхкрупных расходах граждан на потребление для доначисления подоходного налога;
 • расширение перечня случаев, когда налоговым органам предоставляется право доначислять налоговое обязательство сторон сделки исходя из рыночных цен;
 • снятие установленных ограничений максимального размера пени.

15. Позиция по взносам в социальные фонды (до введения единого социального налога)

 • Объединение всех отчислений в социальные фонды в единый социальный налог, контроль за уплатой которого осуществляет одна государственная структура;
 • начисление взносов на индивидуальный заработок, а не на весь фонд заработной платы;
 • переход к регрессивной шкале для легализации теневого сектора.

 • Сохранение текущей ситуации с начислением отдельных отчислений в социальные фонды;
 • увеличение тарифов взносов в фонды социального страхования.

16. Приоритеты расходов бюджета

 • Сохранять бездефицитный бюджет;
 • сократить расходы на СМИ, международную деятельность;
 • сократить расходы по разделу «Национальная экономика»;
 • повысить социальную направленность бюджета: расходы на здравоохранение, культуру, зарплату бюджетникам;
 • повысить расходы на судебную систему;
 • повысить расходы на оборону;
 • сократить расходы на госуправление.

 • Законодательно запретить дефицит бюджета;
 • в течение ближайших 3-4 лет федеральный бюджет должен сводиться с профицитом;
 • отложить многие важные инвестиционные программы с участием государства;
 • решиться на откладывавшиеся до сих пор социальные реформы.

17. Бюджетный процесс

 • Завершить перевод бюджетов всех уровней на казначейское исполнение, обязательно публиковать бюджетную отчетность;
 • принять Бюджетный кодекс субъекта РФ;
 • завершить консолидацию внебюджетных фондов в соответствующие бюджеты;
 • создать единую систему учета и регистрации государственных заимствований;
 • изменить механизм контроля за использованием и привлечением внешних займов;
 • принять закон «О среднесрочном бюджетном планировании»;
 • препятствовать манипулированию правительственными доходами.

 • Перевод бюджетной сферы на сметную систему финансирования с введением штатного расписания, норм расходов;
 • полный перевод бюджетных денег в Казначейство;
 • включение в госзаказ цены и качественных характеристик.

18. Принципы трудовых отношений

 • Защита социально-трудовых прав граждан, очерченных в Конституции;
 • нацеленность на баланс интересов работника и работодателя;
 • развитие механизмов социального партнерства на национальном, отраслевом и микроуровне (европейская система);
 • признание трудового права отдельной независимой от гражданского права отраслью;
 • правовое обеспечение участия трудящихся в управлении предприятиями, не выполняющими свои обязательства перед работниками.

 • Реформа трудовых отношений с целью преодоления разрыва между реалиями рынка труда и иллюзиями советского трудового законодательства для подлинной защиты прав наемных работников наряду с расширением маневра для работодателей;
 • повышение гибкости трудовых отношений и механизмов их регулирования;
 • создание и стимулирование механизмов саморегулирования на рынке труда при реалистическом уровне государственного регулирования с учетом реальных возможностей государства.

19. Трудовой договор

 • Максимальное законодательное обеспечение условий трудового договора;
 • признание трудового права отдельной отраслью права, независимой от гражданского права;
 • недопущение перехода на срочные трудовые договоры, продлеваемые только по прихоти работодателя;
 • четкое определение взаимных обязательств сторон трудового договора и ответственность за их неисполнение, заключение письменного трудового договора и ответственность за его незаключение.

 • Расширить свободу сторон в определении содержания трудового договора;
 • сближение трудового права по ряду существенных аспектов с гражданским;
 • расширить возможность применения срочных трудовых договоров при гарантиях соблюдения основных прав работника.

20. Льготы и гарантии

 • Безусловно сохранить основные социальные гарантии трудящимся;
 • не допустить отмены основных социальных гарантий трущимся, льгот для женщин с детьми и инвалидов;
 • установить жесткое разделение обязанностей по финансированию льгот: не связанные с работой перенести на счет государства, связанные с работой проводить за счет работодателя, отнеся расходы на себестоимость.

Сокращение объема гарантий и компенсаций, поскольку он не соответствует экономическим возможностям государства, самозащита и досудебные механизмы защиты прав работника, трудовая юстиция, уволенные «по собственному желанию» теряют право на пособие по безработице

21. Политика занятости

 • Четкое разграничение ответственности различных уровней власти, работодателей и профсоюзов за реализацию политики занятости;
 • повышение пособий по безработице;
 • формирование специальных фондов работодателей для финансирования политики занятости;
 • создание эффективной систем переквалификации работников.

Полномасштабная либерализация рынка труда, обеспеченная законодательно закрепленной свободой перемещения трудовых ресурсов.

22. Оплата труда

 • Доведение к 2004 г. первого разряда ЕТС до величины прожиточного минимума;
 • выравнивание зарплаты бюджетников и госслужащих;
 • обеспечение в случае задержки зарплаты возмещения работодателем работнику неполученных доходов;
 • обеспечение 100% оплаты простоя по вине работодателя и двукратный уровень оплаты сверхурочных.

Установление минимальной ставки почасовой оплаты труда (американская система).

23. Образование – гарантии

 • Устранение социального неравенства в сфере образования;
 • обеспечение его равной доступности;
 • проведение неотложных мер по повышению зарплаты работникам образования, введение новой системы оплаты труда работников оьразования;
 • введение комплекса мер по обеспечению доступности образования на всех его ступенях. Переход на систему адресной поддержки учащихся и студентов из низко-доходных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
 • бесплатное пребывание учащихся из малообеспеченных семей в школах-интернатах, общежитиях, бесплатное питание в школьных столовых, бесплатное санаторно-курортное и медицинское обслуживание;
 • повышение стипендии студентам и учащимся техникумов и ПТУ из малообеспеченных семей до величины прожиточного минимума.

Отмена минимума государственного бесплатного приема.

24. Социальная поддержка работников образования

 • Ликвидировать долги по зарплате;
 • повысить зарплату как минимум в два раза;
 • восстановить надбавки за стаж работы;
 • ввести надбавки молодым специалистам;
 • выровнять нормы учебных часов за ставку зарплаты учителей начальной, основной и старшей школы;
 • ввести отсрочку от призыва для выпускников педагогических вузов на время их работы в образовательных учреждениях и отсрочку учителям-мужчинам до 28 лет;
 • модернизировать и обновить систему переподготовки и повышения квалификации педагогов;
 • развивать и поддерживать ассоциации учителей, объединения директоров и ректоров, другие системы образовательного сообщества.

Никаких мер не предложено.

25. Стипендии

 • Повысить стипендии до прожиточного минимума для студентов из малообеспеченных семей.

 • Обеспечение вузами стипендиями 10–20% (ТОЛЬКО) в случае госзаказа на подготовку кадров.

26. СПТУ и ПТУ

 • Расширение интеграции СПТУ и вузов;
 • увеличение образовательного, материально-технического потенциала СПТУ;
 • расширение возможности получения образования выходцами из мало-обеспеченных семей;
 • ориентация систе-мы ПТУ на перспективные потребности рынка труда;
 • укрупнение и объединение ПТУ, интеграция образовательных программ;
 • формирование на базе ПТУ и СПТУ многопрофильных региональных и муниципальных колледжей.

 • Снижение финансирования СПТУ и ПТУ за счет последовательного сокращения приема учащихся;
 • снижение контингента учащихся ПТУ за счет госбюджета;
 • замещение контингента, обучающегося за счет государства, учащимися за счет предприятия.

27. Здравоохранение – принципы и гарантии

 • Сохранение накопленного прогрессивного опыта государственного бюджетного здравоохранения при дополнении его частным сектором. Безусловно сохранить и обеспечить:
 • бесплатные консультации по месту жительства;
 • бесплатную больничную помощь;
 • бесплатную скорую помощь;
 • восстановление системы предупреждения инфекционных заболеваний;
 • восстановление системы профилактических осмотров;
 • бесплатность лекарств для тех, кто не может без них обходиться.

 • Сокращение программы государственных гарантий;
 • достижение сбалансированности государственного финансирования здравоохранения:
– за счет сокращения стоимостных объемов предоставления медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий на величину до 10%;
– пересмотра обяза-тельств государства;
– введения соплатежей за стационарную медицинскую помощь.

28. Социальное положение работников здравоохранения

 • Повышение зарплаты как мини-мум в два раза;
 • обеспечение подготовки и пере-подготовки кадров;
 • отмена воинской обязанности медицинских работников.

Никаких мер не предложено.

29. Пенсии

 • Увеличить расходы на пенсионное обеспечение;
 • разработать ясный и доступный для граждан Пенсионный кодекс;
 • определить статус пенсионного фонда России на основе федерального зако-на как государст-венного федерального учреждения;
 • ввести ситему из четырех пенсий:
– базовая (социаль-ная) не ниже прожиточного минимума пенсионера;
– трудовая солидарная (страховая) – возродить трудовые пенсии, учитывающие реальный трудовой вклад;
– трудовая накопительная – вводить только для лиц моложе 35 лет
– добровольная;
 • поощрять развитие негосударственных форм пенсионного обеспечения.

 • Уменьшение дифференциации размеров пенсий путем опережающей индексации минимальных пенсий;
 • выплата большинству пенсионеров одинаковой государственной пенсии в размере 80–90%; прожиточного мини-мума пенсионера;
 • регистрация накопительных пенсий только в Пенсионном фонде России, инвестирование через специальные управляющие компании.

 

Приложение 1
История партии "Яблоко"
Приложение 3


2003 © Москва, Яблоко
октябрь 2003г.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [История партии "Яблоко"] [Выборы]