[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [Законодательная деятельность] [Выборы]

Обложка

2003 год © Москва, ЭПИЦентр   

РАЗДЕЛ I. ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН

Инициативы «ЯБЛОКА»
по реформе военных судов

Судебная реформа

2003 © Москва, "Яблоко", октябрь  

 

Проект федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и признании утратившим силу Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»

Инициаторы – депутаты фракции «ЯБЛОКО»
А.Г. Арбатов, И.Ю. Артемьев, С.В. Иваненко
Внесен в ГД 16 января 2003 г.

В настоящее время правосудие в Вооруженных Силах РФ, других войсках, а также в органах и формированиях, в которых действующим законодательством предусмотрена военная служба, осуществляется военными судами. Уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, находящимися на военной службе, а также гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил расследуются следователями военной прокуратуры. Прокурорский надзор за соблюдением Конституции РФ, за исполнением законов и за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами военного управления осуществляется органами военной прокуратуры.

Необходимость существования органов военной юстиции объясняют двумя обстоятельствами:

1) специфика военной службы такова, что разобраться в сложных отношениях, возникающих между военнослужащими, в сложных ситуациях, возникающих при осуществлении управленческих функций в сфере военного управления, могут, якобы, только люди, состоящие на военной службе;

2) в случаях отсутствия на какой-либо территории гражданских органов их функции выполняют органы военной юстиции.

Эти обстоятельства, однако, не могут служить достаточным обоснованием для выделения органов военной юстиции в самостоятельные структуры.

1. Нет никаких оснований считать, что судьи, следователи и прокуроры – люди взрослые и имеющие высшее юридическое образование – не могут разобраться в специфике военной службы, доступной восемнадцатилетним юношам, призываемым на военную службу. В правоприменительной практике специфические вопросы, требующие специальных познаний, решаются судами и следователями путем назначения соответствующих экспертиз. Никто и никогда не предлагал создавать специальные медицинские, строительные или торговые суды для рассмотрения уголовных дел о преступлениях, совершенных медиками, строителями или работниками торговли. В случае необходимости всегда существует возможность назначения соответствующей экспертизы с поручением ее производства специалистам в области военного дела.

2. Что касается отсутствия гражданских судов, следователей или прокуроров на какой-либо территории, то такая ситуация возникает в результате чрезвычайных обстоятельств либо военных действий. В обоих случаях особенно необходимо обеспечение гарантий прав человека. Органы военной юстиции в гораздо меньшей мере приспособлены для решения этой задачи. Как показала практика проведения «антитеррористической операции» в Чечне, военные суды, военные прокуроры и военные следователи – не самый лучший инструмент для защиты прав гражданского населения. В чрезвычайных ситуациях, действительно, могут в силу тех или иных причин отсутствовать суды, органы следствия и прокуроры, однако из этого не следует, что их место должно быть замещено соответствующими военными органами. Поскольку федеральные судьи по действующему закону назначаются Президентом РФ, нет никаких препятствий для оперативного создания на указанных территориях нормальных (не чрезвычайных и не военных) судов. Тем более нет никаких препятствий для формирования соответствующих прокуратур и следственных управлений и отделов, для чего нужны лишь приказы Генерального прокурора, либо руководителя соответствующего ведомства – МВД, ФСБ или ФСНП.

Выделение органов военной юстиции в специализированные структуры, напротив, создают предпосылки для подозрений (причем нередко основательных) в необъективности судей, прокуроров и следователей в разрешении конфликтов между офицерами и солдатами, между военными и гражданскими лицами. Военные суды и военная прокуратура, будучи формально независимы от органов военного управления и командования воинских частей и соединений, на самом деле находятся от них в реальной, довольно жесткой зависимости. Военные судьи, военные прокуроры и военные следователи – часть офицерского корпуса. Обеспечение их социальных гарантий, присвоение им высших воинских званий, обеспечение их жильем напрямую зависит от Министерства обороны.

Предлагаемый законопроект предусматривает упразднение военных судов с передачей рассматриваемых ими дел и соответствующей штатной численности судам общей юрисдикции. Законопроект направлен на обеспечение независимости судебной власти.

В соответствии с этим законопроектом необходимы также соответствующие изменения в ряде иных законодательных актов, что и предлагается в проекте закона «Об изменении подследственности и подсудности уголовных дел о преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, административных дел о правонарушениях, совершенных военнослужащими, и гражданских дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих», внесенном одновременно с настоящим законопроектом. В нем предусматривается упразднение военной прокуратуры (включая следственные подразделения) с передачей рассматриваемых ими дел и соответствующей штатной численности не военным прокуратурам. Для решения этой задачи вносятся соответствующие изменения в законодательство о прокуратуре, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, ряд других законодательных актов.


2003 © Москва, Яблоко
октябрь 2003г.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [Законодательная деятельность] [Выборы]