[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [Законодательная деятельность] [Выборы]

Обложка

2003 год © Москва, ЭПИЦентр   

РАЗДЕЛ III. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Глава 22. «Акцизы»

Федеральные налоги

2003 © Москва, "Яблоко", октябрь  

Законопроект содержит несколько важных новаций. Систематизируя законодательство об этом виде налогообложения, законопроект предусматривает незначительный рост акцизных платежей, который даже не компенсирует инфляционный прирост цен за 2000 г. Ниже мы приводим сравнительную таблицу действовавших ставок акцизных платежей и вводимых НК РФ по отдельным товарным позициям.

Таким образом, по большинству позиций акциз вырос на 5–20%. Исключение составляет бензин.

Принципиально изменилась процедура исчисления акциза на автомобили. Если ранее размер акциза был установлен единым для автомобилей с объемом двигателя более 2 500 куб. см (10% стоимости), то сегодня акциз дифференцирован по иному показателю – мощности в метрических единицах: для самых мощных автомобилей (свыше 112,5 Квт) акциз составит 10 р. за каждые 0,75 Квт, для автомобилей с мощностью от 67,5 Квт до 112,5 Квт – 10 руб. с каждых 0,75 Квт мощности, автомобили меньшей мощности акцизом не облагаются.

Фракция поддержала политическую линию правительства на отмену оборотных налогов (налог на содержание жилищно-коммунального хозяйства и налог на пользователей автодорог, которые взимались в суммарном размере 4% от объема реализации) и компенсацию потерь бюджета за счет увеличения акцизов на бензин. Однако на уровне технических расчетов фракция «ЯБЛОКО» с правительством разошлась: проверенные по методике самого правительства акцизы, предложенные правительством, оказались завышенными на 40% по отношению к предполагаемым потерям бюджета. Депутаты фракции внесли во второе чтение законопроекта поправку, корректирующую величину акцизов на бензин в сторону их снижения. Поправка депутата А.Ю. Михайлова была частично учтена.

Однако полностью отменить налоги с реализации депутаты не позволили: голосами коммунистов и аграриев акцизы на бензин и дизельное топливо были снижены даже в большей степени, чем это предлагало «ЯБЛОКО», зато сохранен оборотный налог в дорожные фонды в размере 1%.

 

Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации (об отмене акциза на природный газ и увеличении ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче природного газа, а также об индексации ставок акцизов)»

Инициатор – Правительство РФ
Опубликован – 10 июля 2003 года

Законом предусматривается отмена акциза на природный газ с одновременным увеличением ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче природного газа. Учитывая, что потери бюджетных поступлений в связи с отменой акциза на природный газ превышают сумму налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемую по предусмотренной в законопроекте ставке налога на добычу полезных ископаемых (193 рубля за 1000 куб.м газа), в целях компенсации предполагается увеличение ставки экспортной пошлины на природный газ с 5 до 20 процентов.

Экономический смысл взимания акциза на газ в настоящее время утрачен. Акциз уплачивают в основном производители газа по единой ставке, что фактически приравнивает его к налогу на добычу полезных ископаемых, хотя объектом налогообложения формально признается не добытый газ, а его реализация. Ставка акциза на газ установлена не в виде конкретной зафиксированной законом суммы средств, взимаемой с определенного количества реализуемого товара, а в процентах от стоимости реализованного газа и не зависит от финансовых результатов деятельности компаний, поставляющих газ. Это фактически позволяет приравнять акциз к специфическому «оборотному налогу».

Законом также предусматривается установление взамен действующей сегодня адвалорной ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче газового конденсата специфической ставки.

Учитывая, что внесенные Правительством Российской Федерации в Государственную Думу в апреле 2001 года поправки в статьи 20 и 40 Налогового кодекса Российской Федерации в части порядка определения рыночных цен для целей налогообложения не приняты, при введении с 1 января 2005 г. адвалорной ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти вновь возникает проблема применения вертикально-интегрированными компаниями внутрикорпоративных цен для целей исчисления данного налога, что в свою очередь приведет к резкому сокращению поступлений в бюджет.

С учетом этого законом предусматривается продление срока действия специфической ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений до конца 2011 года. Кроме того, увеличивается базовая ставка налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений с 340 рублей до 357 рублей за 1 тонну с учетом суммы потерь бюджета по нефтедобывающей отрасли в условиях снижения ставки налога на добавленную стоимость по товарам, производимым на территории Российской Федерации.

В связи с отменой акциза на природный газ вносятся изменения в отдельные статьи Налогового кодекса Российской Федерации в части исключения норм, касающихся акцизов на минеральное сырье.

Из-за отмены с 2004 года налога с продаж предлагается внести изменения в статьи 20 и 21 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», предусматривающие признание утратившими силу ряда региональных и местных налогов, которые обеспечивают минимальные суммы поступлений. В частности, отменяются сбор на нужды образовательных учреждений, целевые сборы на содержание милиции, сбор с владельцев собак, сбор за парковку автотранспорта и некоторые другие.

Федеральным законом также предусматривается в соответствии с предполагаемым на 2004 год ростом цен на потребительские товары индексация специфических ставок акцизов по подакцизным товарам на 10 процентов, за исключением сигарет (на 20%). Аналогично предлагается произвести индексацию ставок земельного налога, кроме сельскохозяйственных угодий.

Предусматривается отменить с 1 января 2004 г. действие налоговых льгот по налогу на прибыль организаций, решения по которым были приняты органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации до 1 июля 2001 г. в отношении организаций, осуществляющих инвестиционные и иные проекты по развитию соответствующих субъектов Российской Федерации. По целевому назначению эта льгота практически не применяется. Между тем в некоторых субъектах Российской Федерации (Республика Мордовия, Республика Калмыкия, Чукотский автономный округ) эта льгота используется лишь для целей минимизации налога на прибыль организаций путем перевода налоговой базы в эти субъекты Российской Федерации.

В связи с задержкой окончания работ по государственному земельному кадастру продлить на 2004 год норму о неприменении корректирующего коэффициента К1, учитывающего кадастровую стоимость земли по месту предпринимательской деятельности налогоплательщиками, переведенными на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Фракция «ЯБЛОКО» поддержала концепцию законопроекта при голосовании в третьем чтении.

Итоги голосования фракций (в %) в третьем чтении

 

Яблоко

ОВР

СПС

КПРФ

Единство

ЛДПР

Рег. Рос.

Нар. деп.

Агр. груп.

"за"

100

98,1

100

11

98,8

100

85,1

90,6

23,3

"против"

0

0

0

9,8

0

0

2,1

0

18,6


2003 © Москва, Яблоко
октябрь 2003г.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [Законодательная деятельность] [Выборы]