[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [Законодательная деятельность] [Выборы]

Обложка

2003 год © Москва, ЭПИЦентр   

РАЗДЕЛ III. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Глава «Налог на наследование или дарение»

Специальные налоговые режимы

2003 © Москва, "Яблоко", октябрь  

 

Проект федерального закона «О внесении дополнения в раздел VIII Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения в статью 19 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу законодательных актов Российской Федерации в части налогов и сборов» (о дополнении Налогового кодекса Российской Федерации главой «Налог на наследование или дарение»)

Инициатор – Правительство РФ
Принят ГД в первом чтении 6 июня 2003 г.

Законопроектом предусматривается глава 251 «Налог на наследование или дарение» Налогового кодекса Российской Федерации, которая заменит Закон Российской Федерации «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения».

Указанный налог, являясь федеральным, будет зачисляться в местный бюджет.

Этой главой определяются налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговые ставки, а также иные элементы налогообложения.

В качестве налогоплательщиков признаются физические лица, получающие от других физических лиц в собственность в порядке наследования или дарения имущество, определенное данной главой.

Объектом налогообложения признается получение физическим лицом в собственность в порядке наследования (по закону или по завещанию) либо по договору дарения от другого физического лица на день открытия наследства или заключения договора дарения недвижимого имущества и транспортных средств, имеющих место нахождения в Российской Федерации.

Налоговая база определяется как стоимость имущества, полученного в порядке наследования или дарения. Стоимостью недвижимого имущества (кроме земельного участка), полученного в собственность в порядке наследования или дарения, признается инвентаризационная стоимость указанного имущества на день открытия наследства или заключения договора дарения. Стоимостью земельного участка признается кадастровая стоимость, в порядке, устанавливаемом земельным законодательством Российской Федерации, на день открытия наследства или заключения договора дарения.

Законопроектом не признается объектом налогообложения:

• получение супругом в порядке наследования имущества умершего супруга или получение в порядке дарения такого имущества одним супругом от другого супруга;
• получение в порядке наследования (дарения) жилого дома (части жилого дома), квартиры (части квартиры), земельного участка, если наследник (одаряемый) является близким родственником, признаваемым таковым в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации, наследодателя (дарителя) и проживал совместно с ним до дня открытия наследства (заключения договора дарения) либо является ребенком наследодателя, родившимся после открытия наследства, а также если наследник (одаряемый) является иждивенцем (находился на полном содержании наследодателя (дарителя) или получал от него помощь, которая являлась для наследника (дарителя) постоянным и основным источником средств к существованию) и проживал совместно с наследодателем (дарителем) до дня открытия наследства (заключения договора дарения) не менее одного года;
• получение в порядке наследования жилого дома (части жилого дома), квартиры (части квартиры), земельного участка, если наследник является инвалидом I или II группы либо ребенком-инвалидом;
• получение в порядке наследования имущества физического лица, погибшего при выполнении им государственных или общественных обязанностей либо при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране государственной, муниципальной и (или) иной формы собственности либо охране правопорядка.

Факт гибели при указанных обстоятельствах наследодателя подтверждается документом, выдаваемым уполномоченным органом (организацией).

Налогообложение стоимости имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, будет осуществляться не с первого рубля, а будет уменьшаться на не облагаемую налогом сумму, которая составляет при наследовании 200 тыс. рублей, а при дарении – 20 тыс. рублей.

Указанные не облагаемые налогом суммы применяются при каждом получении имущества в собственность в порядке дарения. Однако, если налогоплательщик в течение одного календарного года неоднократно получает имущество в собственность в порядке дарения от одного и того же физического лица, то налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму применительно к имуществу, полученному на основании одного из договоров дарения, заключенных в течение указанного периода.

Исчисление налога будет производиться налоговым органом при наследовании – по месту открытия наследства, при дарении: недвижимого имущества – по месту его нахождения, движимого имущества – по месту совершения договора дарения движимого имущества.

Органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, осуществляющие частную практику, будут обязаны представлять в налоговый орган по месту своего нахождения сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство или удостоверения договора дарения не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального действия.

Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, будут обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о государственной регистрации права собственности на имущество, полученное в порядке наследования или дарения, в течение десяти дней после такой регистрации.

Органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, будут обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы на основании договора дарения или свидетельства о праве на наследство, в течение десяти дней после такой регистрации.

Законопроект признает утратившими силу отдельные акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и определяет дату вступления в силу закона.

Фракция «ЯБЛОКО» приняла решение не поддерживать проект закона в первом чтении, поскольку он предусматривает существенный рост ставок налога и определение налоговой базы, которое в настоящее время не поддается количественной оценке (ни кадастровая оценка земли, ни оценка стоимости иного недвижимого имущества, ни оценка стоимости движимого имущества не определяются в законопроекте однозначно; в отношении стоимости движимого имущества законопроект даже не содержит указания на методику его оценки).

Голосование фракции во втором и третьем чтении данного законопроекта будет определяться тем, насколько полно в его тексте будут учтены указанные выше критические замечания.

Голосование фракций (в %) по проекту закона в первом чтении:

 

Яблоко

ОВР

СПС

КПРФ

Единство

ЛДПР

Рег. Рос.

Нар. деп.

Агр. груп.

"за"

0

98,1

28,1

27,7

98,8

92,3

83

77,4

18,6

"против"

0

0

12,5

8,4

0

0

0

0

0

"воздер."

0

0

0

0

0

0

0

0

0

"не гол."

100

1,9

59,4

63,9

1,2

7,7

17

22,6

81,4


2003 © Москва, Яблоко
октябрь 2003г.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [Законодательная деятельность] [Выборы]