[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [Законодательная деятельность] [Выборы]

Обложка

2003 год © Москва, ЭПИЦентр   

РАЗДЕЛ III. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Реформа электроэнергетики

Реформа естественных монополий

2003 © Москва, "Яблоко", октябрь  

В пакет входят следующие законы:

«Об электроэнергетике»;

«О внесении изменений и дополнений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации» (в части регламентации отношений, возникающих между энергоснабжающей организацией и потребителем, и отношений между абонентами – юридическими лицами и энергоснабжающей организацией);

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении» (в части перераспределения полномочий между субъектами Российской Федерации и Правительством Российской Федерации);

«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О естественных монополиях» (в части уточнения сфер деятельности, относящихся к естественным монополиям в электроэнергетике и доступа к услугам естественных монополистов);

«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (в части изменения полномочий федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации при регулировании тарифов).

Политическое содержание в то время еще законопроектов по электроэнергетике отражено в Заявлении Федерального Совета Российской Демократической Партии «ЯБЛОКО» «О политическом авантюризме при проведении реформы электроэнергетики»:

РДП «ЯБЛОКО» признает необходимость реформирования электроэнергетики. В то же время мы считаем, что концепция реформы, предложенная Правительством под диктовку руководства РАО «ЕЭС России», противоречит Конституции и законодательству РФ, легализует неправовые действия по захвату собственности в электроэнергетике.

Главная цель разработчиков реформы – передать в руки высшего менеджмента РАО «ЕЭС» и аффилированных с ним структур наиболее прибыльные объекты электроэнергетики, проведя их форсированную приватизацию. Высокая доходность собственникам этих объектов будет обеспечиваться за счет закрепления их монопольного положения в сочетании с правом неограниченного повышения тарифов для потребителей.

Правительство не скрывает, что результатом реформы станет повышение тарифов на электроэнергию как минимум в 2 раза. При этом, нет никаких гарантий снижения непроизводительных затрат в электроэнергетике.

Вопиющее нарушение конституционных прав регионов и органов местного самоуправления на участие в регулировании электроэнергетики усиливает монопольное положение РАО «ЕЭС», создает конфликт интересов на рынке электроэнергии.»

РДП «ЯБЛОКО» потребовало от Правительства отозвать из Государственной Думы пакет законопроектов по электроэнергетике и отправить его на фундаментальную доработку с участием широкого круга независимых экспертов, не имеющих общих интересов с нынешним руководством РАО «ЕЭС» и отстаивающих интересы массового потребителя электроэнергии.

Голосами центристских фракций, СПС и ЛДПР в Государственной Думе пакет законов по электроэнергетике был принят в первом чтении 9 октября 2002 года.

Фракция «ЯБЛОКО» в соответствии с решением, принятым на предварительном заседании фракции, солидарно проголосовала против пакета законопроектов по электроэнергетике.

Лидер партии Г.А. Явлинский дал следующие оценки законопроектам и деятельности руководства РАО «ЕЭС России»:

«Мы предлагаем принять закон об имуществе РАО «ЕЭС», где необходимо точно указать, как продается имущество, чтобы все люди знали, за сколько, почему и кому оно продается. Мы предлагаем не раздавать близким родственникам, друзьям и знакомым имущество Российской энергетической системы. Мы также предлагаем ограничить монополию в регионах сорока процентами, чтобы не мог электрический олигарх всем диктовать цены и тарифы, чтобы была реальная конкуренция, а не то, что придумали в этих законах. И, наконец, мы предлагаем, чтобы тарифы имели потолок, чтобы инвестор знал, что он будет иметь прибыль, но только в том случае, если будет эффективно работать. … Посмотрите, как оценивают этот закон рынки. Это самый объективный анализ. Цена на рынке компании РАО «ЕЭС» упала в три раза... Государство потеряло 6 миллиардов рублей» (РТР, «Зеркало», 19 октября 2002 года).

Предложенная Правительством реформа электроэнергетики «может повредить политической стабилизации в России, поскольку она претендует на очень высокий уровень политического монополизма того, кто будет управлять этим вновь сверхмонополизированным РАО.» (ТВЦ, «Постскриптум», 16 ноября 2002 года).

К состоявшейся 14 ноября встрече с Президентом РФ В.В. Путиным депутатами фракции «ЯБЛОКО» и привлеченными специалистами был подготовлен проект закона «Об особенностях реформирования электроэнергетики Российской Федерации», который был передан Президенту.

Законопроект содержит положения, призванные скорректировать правительственный пакет:

• при реорганизации любых предприятий электроэнергетики в новых организациях должно сохраняться распределение долей участия (акций) собственников в пропорции, существующей на настоящий момент в РАО «ЕЭС России»;
• доля государства в непрофильных активах организаций электроэнергетики подлежит открытой, гласной и прозрачной продаже на аукционах (тендерах);
• государство с согласия прочих собственников меняет свои акции компаний, производящих электроэнергию, на доли участия в капитале организаций, относимых к передаче, оперативно-диспетчерскому управлению и сбыту электроэнергии;
• на приватизацию государственных долей в организациях по производству электроэнергии в изолированных энергетических системах устанавливается мораторий;
• государство наделяется приоритетным правом покупки акций компаний, занятых транспортировкой, оперативно-диспетчерским управлением и сбытом электроэнергии в том случае, если владельцы таких акций решат их продать;
• в учредительных документах РАО «ЕЭС» и Федеральной сетевой компании следует предусмотреть порядок, обеспечивающий избрание представителей государства в Совет директоров в количестве, составляющем большинство Совета;
• вводится мораторий на продажу (и иное отчуждение) имущества РАО «ЕЭС» до завершения реорганизации электроэнергетики;
• Президент РФ наделяется правом назначать на должность и снимать с должности руководителя Федеральной сетевой компании;
• имущество Федеральной сетевой компании полностью ограничивается в обороте;
• Федеральная сетевая компания оказывает свои услуги потребителям и поставщикам электроэнергии на недискриминационной основе при выполнении ими установленных технических требований;
• предельный темп роста цен (тарифов) на электроэнергию, её транспортировку и прочие платные услуги организаций электроэнергетики не может превышать уровень инфляции, заложенный в Федеральном законе о бюджете на соответствующий год;
• иные положения, направленные на реализацию принципов Заявления федерального Совета РДП «ЯБЛОКО» по реформе электроэнергетики.

Переданный Президенту РФ проект закона лег в основу более чем 40 поправок, внесенных на рассмотрение профильного комитета депутатом от фракции «ЯБЛОКО» И.Ю. Артемьевым ко второму чтению законопроектов по электроэнергетике.

В ходе заседаний рабочей группы поправки были отклонены.

При рассмотрении пакета законов по электроэнергетике во втором чтении фракция «ЯБЛОКО» солидарно проголосовала против.

 

Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (в части изменения полномочий федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации при регулировании тарифов)»

Инициатор – Правительство РФ
Опубликован 29 марта 2003 г.

По замыслу Правительства РФ закон направлен на создание правового поля, дающего возможность постепенно заменить государственное регулирование тарифов на электрическую энергию в сферах, где это возможно, на рыночное (конкурентное) ценообразование (в сфере производства электроэнергии и в сфере ее сбыта). Закон вносит существенные изменения в Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации».

Основные из них – следующие:

• исключаются существующие полномочия субъектов Федерации и, соответственно, региональных энергетических комиссий в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую энергию. В ведении субъектов Федерации сохраняется только регулирование части тарифов на тепловую энергию;
• все функции региональных энергетических комиссий передаются федеральному органу исполнительной власти в области регулирования тарифов, что потребует существенного увеличения численности этого органа и затрат на его содержание по сравнению с существующей численностью Федеральной энергетической комиссии;
• водится возможность продажи производителями на оптовом рынке электроэнергии определенной части электроэнергии по нерегулируемым ценам. Предельный объем продажи по нерегулируемым ценам устанавливается Правительством РФ;
• вводится возможность поставки электрической энергии потребителям энергоснабжающими организациями по нерегулируемым ценам, причем в проекте закона не предусмотрено установление каким-либо органом предельного объема поставки электроэнергии потребителям по нерегулируемым ценам;
• устанавливается государственное регулирование сбытовых надбавок организациям, осуществляющим сбыт электрической энергии потребителям;
• устанавливается государственное регулирование тарифов на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению;
• исключена статья об источниках финансирования расходов на содержание органов, регулирующих тарифы;
• понятие «Федеральная энергетическая комиссия» заменяется понятием «федеральный орган исполнительной власти»;
• ликвидируется существующее право Федеральной комиссии рассматривать споры и разногласия, связанные с государственным регулированием тарифов на электрическую и тепловую энергию.

На законопроект было получено 44 отзыва от субъектов федерации. Из них 27 регионов не поддерживают законопроект, 9 – поддерживают, 5 – не выразили своего отношения, но дали замечания, противоречащие концепции законопроекта, а 3 – дали не концептуальные замечания.

Фракция «ЯБЛОКО» рассматривала данный законопроект в контексте всего комплекса вопросов, связанных с реформой электроэнергетики. Изменения тарифного регулирования и сбытовой политики энергокомпаний, которые предполагаются в данном законопроекте, в условиях приватизации части энергокомпаний и отмене каких бы то ни было реальных гарантий гражданам-абонентам на бесперебойное снабжение электроэнергией, не могут быть поддержаны фракцией «ЯБЛОКО», поскольку они разрушают единую систему энергоснабжения, закладывают мощные стимулы для энергокомпаний прекращать снабжение дешевой электроэнергией населения и, в конечном итоге, способствуют неконтролируемому росту цен на электроэнергию.

Фракция проголосовала солидарно против правительственного законопроекта.

Итоги голосования фракций (в %) в третьем чтении

 

Яблоко

ОВР

СПС

КПРФ

Единство

ЛДПР

Рег. Рос.

Нар. деп.

Агр. груп.

"за"

0

86,5

100

1,2

100

100

63,8

83,3

2,3

"против"

94,1

0

0

97,6

0

0

21,3

5,6

93

 

 

Федеральный закон «Об электроэнергетике»

Инициатор – Правительство РФ
Опубликован 1 апреля 2003 г.

Закон «Об электроэнергетике», инициированный Правительством РФ, определяет ключевые положения реформирования этой отрасли по версии Правительства РФ. Принципиальная позиция фракции в отношении этого закон основана на признании следующих его недостатков:

1. Отсутствие абсолютно необходимых гарантий по предотвращению создания частных естественных монополий в энергозамкнутых регионах России.

2. Отсутствие специальных норм об имуществе РАО ЕЭС.

3. Отсутствие решения вопроса по обеспечению равных стартовых условий работы на оптовом рынке электроэнергии для таких разноплановых станций как ГЭС, АЭС, тепловых станций. Очевидно, что структура и показатели себестоимости у различных типов станций отличаются друг от друга в разы, даже без учета фактора изношенности основных фондов.

4. В законе имеется пробел, связанный с регулированием вопросов снабжения генерирующих станций топливом в условиях реформирующейся электроэнергетики.

5. Отсутствие в законе ясных норм, защищающих права потребителей.

6. Дискриминация миноритарных акционеров РАО ЕЭС в процессе реорганизации и дезинтеграции РАО ЕЭС.

7. Дискриминация субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в регулировании электроэнергетики.

8. Отсутствие ясных норм регулирования экспорта электроэнергии.

9. Закон предусматривает раздельное существование федеральной сетевой компании и системного оператора, что экономически нецелесообразно и противоречит соответствующей директиве ЕС.

10. Фактический отказ Правительства от доведения доли государства в Федеральной Сетевой Компании и Системном Операторе до значений 75–100% (в настоящее время 52%).

11. Отсутствие ясности по реформированию региональных сетевых компаний.

12. В законе предусмотрена возможность (в то время, как необходима обязательность) введения верхних и нижних пределов цен при осуществлении торгов электроэнергией, особенно в первые годы работы ранка электроэнергии.

13. Отсутствие упоминаний и правил работы автономных энергетических систем.

14. Вместо основных правил работы оптового рынка в пакете законов изложены принципы работы оптового рынка, что не одно и то же.

15. Основные правила работы Администратора Торговой Системы (АТС) складываются в период, когда РАО ЕЭС имеет абсолютное влияние на АТС.

Фракция солидарно проголосовала против проекта закона.

Итоги голосования фракций (в %) третьем чтении:

 

Яблоко

ОВР

СПС

КПРФ

Единство

ЛДПР

Рег. Рос.

Нар. деп.

Агр. груп.

"за"

0

78,8

100

0

98,8

100

63,8

87

0

"против"

94,1

3,8

0

98,8

0

0

25,5

5,6

95,3


2003 © Москва, Яблоко
октябрь 2003г.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [Законодательная деятельность] [Выборы]