[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [Законодательная деятельность] [Выборы]

Обложка

2003 год © Москва, ЭПИЦентр   

РАЗДЕЛ III. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

О реформе ЖКХ

Реформа естественных монополий

2003 © Москва, "Яблоко", октябрь  

 

«О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг»

Законопроект, внесенный Правительством РФ, содержит ключевые положения реорганизации жилищно-коммунального хозяйства страны, которые Правительство считает реформой ЖКХ.

Политическая оценка законопроекта была дана в заявлении депутата от фракции «ЯБЛОКО» С.С. Митрохина 14 ноября 2002 года «Позиция фракции «ЯБЛОКО» в связи с инициативами Правительства РФ по реформе ЖКХ»:

Принципиальные недостатки политики правительства

1. Реформа носит сугубо фискальный характер. Фискальные меры (повышение тарифов) не увязаны со структурными преобразованиями. Следствие – рост цен на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) не влечет за собой модернизации инфраструктуры ЖКХ и улучшения качества ЖКУ.

2. Реформа проводится в интересах монополиста-производителя ЖКУ, а не потребителя услуг. Следствия:

• рост тарифов на фоне низкой платежеспособности населения становится фактором социального напряжения;
• тарифы становятся фактором инфляции;
• развращение монополиста, который не заинтересован в снижении издержек. (Тарифы растут, а трубы продолжают течь).

3. Цель правительства – в короткие сроки свалить на население всю ответственность за финансирование ЖКХ за исключением малоимущих (число которых Госстрой оценивает в 10%). Однако в категорию малоимущих не попадает огромное число бедных людей. Особую тревогу вызывает то, что Правительство хочет форсировать переход на полную оплату таких услуг как капитальный ремонт, что непосильно для большинства населения.

4. Политика навязывания всей стране единых федеральных стандартов перехода к 100% оплате полностью игнорирует специфику регионов, особенно со сложными климатическими условиями (Крайний Север, Дальний Восток). Следствие – резкий рост неплатежей в ряде регионов, что чревато катастрофами системы ЖКХ.

 

Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг»

Инициатор – Правительство РФ
Опубликован 8 мая 2003 г.

В законе делается попытка установить разграничения в вопросах регулирования оплаты жилья и коммунальных услуг между федеральным уровнем, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, конкретизируются структура и размер оплаты жилья, включая дополнительную площадь, а также сроки и порядок перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг. Указанные параметры устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации.

В законе вводится декларативное положение об обязательном принятии мер организациями и предприятиями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, направленных на снижение издержек по содержанию и ремонту жилья и предоставлению указанных услуг.

В законе неудачно определены порядок и условия предоставления субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг малообеспеченным категориям гражданам с указанием источников их финансирования. Обеспечить распределение субсидий среди нуждающихся без конкретизации межбюджетных отношений нереально, а средств муниципалитетов на субсидирование населения заведомо недостаточно.

Законом предусматривается совершенствование системы предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. Большинство категорий льготополучателей сохраняют установленные им льготы и их размер. Одновременно вводится единый порядок возмещения расходов предприятий жилищно-коммунального комплекса на предоставление указанных льгот, возмещаемых за счет средств федерального бюджета путем предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в порядке компенсации фактически произведенных затрат. Указанное положение не распространяется на льготы, предоставляемые в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 02.01.00 № 40-ФЗ. Источником предоставления указанных льгот являются бюджеты субъектов Российской Федерации. По существу финансирование льготного потребления услуг ЖКХ ветеранами труда теперь будет финансироваться из средств бюджетов РФ и муниципальных бюджетов.

Принятый закон вводит новое положение, предоставляющее право органам законодательной власти субъектов Российской Федерации устанавливать ветеранам труда размер льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, в соответствии с чем проектом указанного закона в статью 22 Федерального закона «О ветеранах» вносятся соответствующие изменения и дополнения.

Закон определяет заявительный характер получения субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг, причины отказа в предоставлении указанных субсидий, правила замены жилого помещения при превышении его площади социальной нормы, а также порядок выселения нанимателя и членов его семьи из занимаемого жилого помещения в случае неоплаты жилищно-коммунальных услуг.

Правительство цинично заявляло, что «В связи с совершенствованием системы предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, законопроектом признаются утратившими силу нормы их предоставления в отношении отдельных категорий граждан, имевших на это право на основании ранее действующих положений отдельных федеральных актов». На самом деле сельские учителя, доноры и некоторые другие категории граждан лишились льгот в результате принятия закона.

Указанным категориям граждан льгота по оплате жилья и коммунальных услуг должна заменяться равноценной субсидией, при этом не должны ущемляться материальные интересы указанных категорий. Однако как предоставлять такие субсидии и кто за них заплатит, закон не определяет.

Новая редакция статьи 15 исключает положение об оплате в размере половины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством, жилищно-коммунальных услуг гражданами, доход которых ниже установленного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума. «Это позволит устранить социальную несправедливость для лиц этой группы при оплате жилья и коммунальных услуг», говорит Правительство, однако в чем будет заключаться такое «устранение» оно не поясняет. На самом деле этой категории граждан придется платить за жилищно-коммунальные услуги значительно больше, если верхний предел оплаты для нищих россиян будет отменен.

Политическая позиция фракции в отношении тогда еще законопроекта была сформирована на основе следующих положений:

Предложения фракции

1. Фискальные меры должны быть жестко привязаны к структурным реформам. Недопустимо повышение тарифов без проведения структурных реформ, как то:

• демонополизация, прозрачность монополий, стимулы для установки счетчиков и ТСЖ;
• обеспечение прозрачности тарифов на услуги, предоставляемые национальными и локальными монополиями, в том числе такими как РАО «ЕЭС» и ГАЗПРОМ;
• стимулирование создания добровольных объединений граждан – потребителей услуг ЖКХ;
• исключение из состава затрат всех непроизводительных расходов, не связанных напрямую с производственной деятельностью, в том числе долгов государства;
• создание системы учета реальной стоимости и объема коммунальных услуг, потребляемых населением;
• установление взаимной ответственности производителей и потребителей услуг ЖКХ на основе договоров;
• перевод существующих бюджетных субсидий организациям ЖКХ и льгот в денежные доходы населения.

2. Переход к полной оплате должен осуществляться дифференцированно для каждого региона. Единственным федеральным стандартом должен быть социальный стандарт адресной помощи малоимущим гражданам (компенсационный стандарт), который должен утверждаться не правительством, а законом. Финансирование стандарта – за счет средств федерального бюджета. За регионами остается право устанавливать компенсационный стандарт менее федерального при условии, что это осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

3. Дотации регионам должны быть дифференцированы на основе специальной методики. Дотации должны работать на проведение структурных реформ.

4. Недопустимо упразднение любых льгот до замены их компенсациями за счет федерального бюджета.

Эти и другие принципиальные позиции зафиксированы в поправках фракции к проекту закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг», внесенном Правительством РФ в Думу.

Фракция «ЯБЛОКО» проголосовала солидарно против данного правительственного законопроекта.

Итоги голосования фракций (в %) в третьем чтении:

 

Яблоко

ОВР

СПС

КПРФ

Единство

ЛДПР

Рег. Рос.

Нар. деп.

Агр. груп.

"за"

0

100

21,9

0

98,8

92,3

66

92,5

0

"против"

88,2

0

78,1

95,2

0

0

25,5

3,8

95,3


2003 © Москва, Яблоко
октябрь 2003г.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [Законодательная деятельность] [Выборы]