[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [Законодательная деятельность] [Выборы]

Обложка

2003 год © Москва, ЭПИЦентр   

РАЗДЕЛ III. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Ключевые инициативы депутатов фракции «ЯБЛОКО»

2003 © Москва, "Яблоко", октябрь  

Всего за период действия Государственной Думы третьего созыва депутатами фракции было инициировано и внесено на рассмотрение 25 законопроектов по экономической тематике.

 

Федеральный закон «Об ограничении оборота этилированного бензина в РФ»

Инициаторы – депутаты ГД И.Ю. Артемьев,
В.М. Дубов, А.Д. Жуков, С.В. Иваненко,
С.С. Митрохин, В.М. Резник, С.Н. Решульский
Опубликован 25 марта 2003 г.

Проект закона подготовлен фракцией «ЯБЛОКО» при поддержке депутатов из других фракций. Законопроект вводит полный запрет на оборот этилированного бензина в России, т.е. на его производство, реализацию и использование. Этилированный бензин – вреднейшее вещество, содержащее примеси свинца и других тяжелых металлов, использование которого в качестве моторного топлива приводит к росту тяжелых заболеваний у детей.

Фракция солидарно поддержала проект закона.

Итоги голосования фракций (в %) в третьем чтении

 

Яблоко

ОВР

СПС

КПРФ

Единство

ЛДПР

Рег. Рос.

Нар. деп.

Агр. груп.

"за"

94,1

78,8

100

0

98,8

100

63,8

87

0

"против"

0

3,8

0

98,8

0

0

25,5

5,6

95,3

 

 

Пакет законов по правовому оформлению самозанятости граждан (семейное предпринимательство без регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя)

Инициаторы – депутаты фракции «ЯБЛОКО»
И.Ю. Артемьев, С.В. Иваненко
Внесены в ГД 19 сентября 2002 г.

Пакет законов по правовому оформлению самозанятости граждан включает в себя поправки в Гражданский кодекс РФ и в Налоговый кодекс РФ, принятие которых должно позволить гражданам реализовать свое конституционное право на свободное использование своих сил и своего имущества для осуществления предпринимательской деятельности в заявительном порядке.

 

Проект федерального закона «О внесении дополнений в статью 23 Части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и дополнении Части первой Гражданского кодекса Российской Федерации статьей 23-1 (в части правового регулирования предпринимательской деятельности, осуществляемой гражданами при участии членов семьи и близких родственников)»

Инициаторы – депутаты фракции «ЯБЛОКО»
И.Ю. Артемьев, С.В. Иваненко
Внесен в ГД 19 сентября 2002 г.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации граждане вправе осуществлять предпринимательскую деятельность исключительно в разрешительном порядке с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Более того, современное законодательство содержит запрет для гражданина заниматься предпринимательством в течение года в том случае, если он был признан банкротом. Разрешительный порядок осуществления гражданами предпринимательской деятельности и запрет на право осуществления такой деятельности противоречат Конституции Российской Федерации.

Проект закона реализует безусловное право гражданина РФ на осуществление предпринимательской деятельности за счет своих способностей и имущества. Это право дано гражданину Конституцией Российской Федерации и не может быть умалено законом, иным правовым актом и действиями власти. Статья 34 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам России:

«1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.»

Граждане вправе в порядке личной инициативы, без предварительных разрешений и согласований с органами государственной власти и местного самоуправления реализовать свое право на осуществление предпринимательской деятельности.

Проект закона определяет виды предпринимательской деятельности, которые граждане РФ вправе осуществлять без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. К таким видам деятельности отнесены: оказание услуг, а также производство товаров и работ, для выполнения которых не требуются разрешения (лицензии, аккредитации, допуски) органов государственной власти и местного самоуправления, а также осуществление которых не влечет необходимости уплаты акцизов на реализуемую продукцию. В частности, законопроект содержит примерный перечень таких услуг и работ:

• предоставление в аренду жилых и нежилых помещений, принадлежащих гражданину на праве собственности;
• розничная торговля;
• пассажирские перевозки на автотранспорте, маломерных речных судах и гужевом транспорте, принадлежащем гражданину на праве собственности;
• репетиторство;
• оказание услуг по ремонту бытовой техники, авто- и мототранспортных средств, жилых помещений и нежилых помещений непромышленного назначения;
• оказание консультационных услуг;
• изготовление и реализация программного обеспечения для вычислительной техники, изделий народных промыслов.

Указанный перечень не является исчерпывающим.

Граждане вправе осуществлять перечисленные виды предпринимательской деятельности без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, если они не осуществляют наем рабочей силы, т.е. предоставляют услуги, производят работы, производят и реализуют товары собственными силами и/или при помощи близких родственников, супругов, усыновителей и усыновленных. В соответствии со статьей 14 Семейного кодекса Российской Федерации близкими являются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии, полнородные и неполнородные братья и сестры. Участие близких родственников и иных, указанных в проекте закона лиц в осуществлении гражданином предпринимательской деятельности не влечет для него необходимости регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

Имущественная ответственность гражданина, осуществляющего индивидуальную предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в порядке, установленном статьями 24 и 25 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» в части, относящейся к банкротству гражданина. Гражданин при осуществлении предпринимательской деятельности несет ответственность всем своим имуществом.

В отличие от юридического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, ответственность гражданина персональна и даже при отсутствии у него имущества его долги перед кредиторами могут погашаться в соответствии с планом погашения долгов (статья 203 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» из его доходов будущих периодов. Реализовать свое право в отношении юридического лица кредитору значительно сложнее: при отсутствии у юридического лица-должника активов требования кредиторов останутся без удовлетворения, если собственники организации или третьи лица не несут субсидиарной ответственности по обязательствам должника.

 

Проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в статьи 208, 220 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации»

Инициаторы – депутаты фракции «ЯБЛОКО»
И.Ю. Артемьев, С.В. Иваненко
Внесен в ГД 19 сентября 2002 г.

Законопроект предусматривает внесение в Налоговый кодекс Российской Федерации двух новаций, изменяющих перечень доходов гражданина, подлежащих налогообложению подоходным налогом.

Первая новация предполагает, что граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, должны уплачивать подоходный налог с доходов, полученных от осуществления такой деятельности. В этих целях в перечень доходов граждан, подлежащих обложению подоходным налогом, внесен такой вид доходов, как «доходы физических лиц от предпринимательской деятельности, при осуществлении которой регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя не является обязательной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации».

Данная новация предоставляет гражданину право выбора налогообложения результатов его предпринимательской деятельности: или уплачивать подоходный налог при осуществлении такой деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, или зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и уплачивать единый налог на доход, предусмотренный законодательством для субъектов малого предпринимательства. Гражданин может воспользоваться этим правом по истечении налогового периода по соответствующему налогу.

Дополнительно законопроектом изменен перечень доходов, подлежащих обложению подоходным налогом: из него исключены доходы от реализации имущества, принадлежащего гражданам. Реализация гражданами имущества не ведет к возникновению у граждан доходов, поскольку принадлежащее им имущество лишь меняет свою натуральную, вещную форму на денежную. На практике реализация всегда связана с убытками: необходимостью уплаты комиссионных платежей, транспортных расходов, выплаты вознаграждения брокеру.

 

Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 229 Налогового кодекса Российской Федерации»

Инициаторы – депутаты фракции «ЯБЛОКО»
И.Ю. Артемьев, С.В. Иваненко
Внесен в ГД 19 сентября 2002 г.

В соответствии с действующей редакцией главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ гражданин при заполнении налоговой декларации по подоходному налогу обязан предоставить следующие данные:

• указать все полученные в налоговом периоде доходы;
• перечислить все источники доходов;
• указать все полученные налоговые вычеты;
• указать суммы налога, удержанные налоговыми агентами;
• указать суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей;
• указать суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.

МНС самостоятельно утверждает все формы документов, которые должен предоставить гражданин в подтверждение указанных выше данных. Практика показывает, что наибольшее количество ошибок при заполнении налоговой декларации связано именно с тем, что гражданин не может самостоятельно собрать требуемые документы, на их основе произвести соответствующие вычисления и заполнить налоговую декларацию.

Кроме того, существующий порядок делает невозможным заявительное декларирование гражданином как размера дохода, так и источника его получения. Граждане, занятые предпринимательской деятельностью (репетиторством, частным извозом, сдачей жилья в аренду, оказанием услуг по ремонту квартир и многими другими видами предпринимательской деятельности) должны иметь право в заявительном порядке (т.е. без обязательного предоставления подтверждающих документов) указывать в декларации как размер дохода, так и источник его получения в отчетном периоде.

Законопроект существенно уменьшает требования к объему информации, которую гражданин должен предоставить при заполнении налоговой декларации. Предлагается обязать гражданина предоставлять информацию только о размере и источниках доходов, полученных в налоговом периоде, а также о сумме налога, подлежащей доплате в бюджет, освободив гражданина от обязанности предоставлять иную информацию.

Иная информация должна быть предоставлена гражданином в том случае, если он намерен воспользоваться своим правом на получение налогового вычета.

 

Проект федерального закона «О дополнении и изменении статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации»

Инициаторы: И.Ю. Артемьев, С.В. Иваненко
Внесен в ГД 18 октября 2002 г.

Субъекты малого предпринимательства, осуществляющие оптовую и розничную торговлю, не могут перейти на определенную главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса систему налогообложения по объекту «доходы, уменьшенные на величину расходов» в связи с тем, что в перечень расходов, на величину которых может быть уменьшен доход, Кодекс не включает «расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации».

С учетом того, что большинство субъектов малого предпринимательства заняты торгово-посреднической деятельностью, содержащийся в главе 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Кодекса порядок определения расходов закрывает для большинства субъектов малого предпринимательства возможность воспользоваться такой системой: налогообложение по объекту «доходы, уменьшенные на величину расходов» не может быть использовано ими в силу неполного определения расходов Кодексом, а налогообложение доходов не содержит для них каких-либо преимуществ в сравнении с общеустановленной системой налогообложения.

Проект закона вносит дополнение в перечень расходов, на которые субъекты малого предпринимательства, перешедшие на уплату налогов по упрощенной системе и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшать полученные доходы, добавляя в него расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации.

 

Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 238 Налогового кодекса Российской Федерации»

Инициаторы – депутаты фракции «ЯБЛОКО»\
И.Ю. Артемьев, С.С. Митрохин
Внесен в ГД 3 июня 2002 г.

В действующей редакции статьи 238 Налогового кодекса (подпункт 8) пункта 1) установлено, что не подлежат налогообложению суммы, выплачиваемые за счет членских взносов ряда некоммерческих объединений граждан лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций.

При этом перечень этих организаций – садоводческие, садово-огородные, гаражно-строительные и жилищно-строительные кооперативы (товарищества) – приведен без должного обоснования и носит случайный характер. Например, многие гаражно-строительные и жилищно-строительные кооперативы после завершения строительства своих зданий и сооружений изменяли свои названия на гаражные и жилищные кооперативы, что никак не влияло на их правовой статус и порядок функционирования.

Осуществляемая в Российской Федерации реформа жилищно-коммунальной сферы имеет в качестве одной из важных задач широкое создание в многоквартирных домах товариществ собственников жилья, имеющих ряд разновидностей в названиях при неизменной сути. Однако и эти получающие все большее распространение термины не отражены в тексте статьи, что вызывает многочисленные конфликты с налоговыми органами.

Госстрой России и Комитет по статистике неоднократно указывали на единую природу всех некоммерческих объединений граждан, основанных на членстве и различающихся только сферами своей деятельности. Поэтому не случайно, что все судебные споры с налоговыми органами по вопросам отнесения их к числу организаций, не подлежащих налогообложению, заканчиваются в их пользу.

В законопроекте предлагается включить в текст статьи 238 полный перечень некоммерческих объединений граждан на основе членства, увязав его с перечнями, приведенными в других Федеральных законах: «О товариществах собственниках жилья» (от 15 июня 1996 года №72-ФЗ) и «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (от 15 апреля 1998 года №66-ФЗ).

 

Проект федерального закона «О взаимном страховании»

Инициатор – Правительство РФ
Внесен в ГД 13 февраля 2003 г.

 

 

Проект федерального закона «О взаимном страховании»

Инициаторы – депутаты ГД И.Ю. Артемьев, Н.Ю. Брусникин, М.В.Емельянов, М.М. Задорнов, С.В. Иваненко,
В.С. Плескачевский
Внесен в ГД 23 января 2002 г.

Депутаты и специалисты фракции «ЯБЛОКО» самостоятельно разработали и при поддержке депутатов от иных фракций внесли на рассмотрение Государственной Думы проект закона «О взаимном страховании». Проект закона «О взаимном страховании» является реализацией положений статьи 968 «Взаимное страхование» Гражданского кодекса Российской Федерации и содержит законодательную регламентацию права граждан на объединение в целях оказания взаимной финансовой помощи в форме взаимного страхования, а также законодательную регламентацию права субъектов предпринимательской деятельности (граждан – индивидуальных предпринимателей и организаций) на осуществление взаимного страхования путем объединения в общества взаимного страхования или на договорной основе.

Задача законопроекта – защитить интересы участников взаимного страхования и третьих лиц при управлении имуществом общества взаимного страхования или при управлении общим имуществом, объединенным участниками на основе договора взаимного страхования.

Правительство РФ внесло альтернативный законопроект, во многом концептуально совпадающий с законопроектом «ЯБЛОКА». Тем не менее, между законопроектами есть существенные различия. Депутатский законопроект не предполагает обязательного лицензирования деятельности ОВС (обществ взаимного страхования), допускает особый правовой статус ОВС, созданных исключительно гражданами для удовлетворения потребительских целей, не связанных с предпринимательством, подробно регламентирует все стадии жизни общества взаимного страхования (создание, преобразование, реорганизацию в любой форме, а также ликвидацию), поскольку это чрезвычайно важно для защиты материальных интересов пайщиков таких обществ, а также допускает осуществление взаимного страхования на договорной основе без регистрации ОВС.

Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам, готовя свое решение к первому чтению законопроектов, пришел к выводу, что поддержки заслуживают оба законопроекта.

В настоящее время законопроекты с положительными рекомендациями Комитета намечено рассмотреть в первом чтении осенью 2003 года.

 

Федеральный закон «О внесении изменения в ст. 6 Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле»

(о норме обязательной продажи валютной выручки)

Инициаторы – депутаты ГД В.М. Дубов,
А.Д. Жуков, М.М. Задорнов, и др.
Опубликован 10 июля 2003 года

Проектом новой редакции закона о валютном регулировании, внесенным Правительством Российской Федерации и намеченным к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении 14 марта с.г., предусмотрено право Банка России устанавливать норму обязательной продажи валютной выручки в размере, не превышающем 30%.

Обоснованность такого положения подтверждается мониторингом состояния валютного рынка за достаточно продолжительный период времени, прошедший с момента введения 50% нормы обязательной продажи валютной выручки (август 2001 года), и тем, что нетто-покупка иностранной валюты Банком России существенно ниже уровня, гарантируемого действующим нормативом обязательной продажи валюты (23,1 процента в среднем с октября 2001 года по декабрь 2002 года).

Введение в силу указанной нормы сегодня диктуется чрезмерным давлением валютного предложения на показатели инфляции и реального курса рубля, что требует предоставления Центральному банку Российской Федерации возможностей более гибкой реакции на соотношение спроса и предложения на валютном рынке, чем это предусмотрено действующим законодательством (жестко фиксирующим 50-процентную норму обязательной продажи валютной выручки).

Фракция «ЯБЛОКО» поддержала проект закона.

Итоги голосования фракций (в %) в третьем чтении

 

Яблоко

ОВР

СПС

КПРФ

Единство

ЛДПР

Рег. Рос.

Нар. деп.

Агр. груп.

"за"

100

85,2

100

0

98,8

100

87,2

90,6

0

"против"

0

0

0

70,7

0

0

2,1

0

83,7


2003 © Москва, Яблоко
октябрь 2003г.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [Законодательная деятельность] [Выборы]