[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [Законодательная деятельность] [Выборы]

Обложка

2003 год © Москва, ЭПИЦентр   

РАЗДЕЛ IV. ОБОРОНА, БЕЗОПАСНОСТЬ, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ

Инициативы депутатов фракции «ЯБЛОКО»

2003 © Москва, "Яблоко", октябрь  

 

Проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» (в части увеличения перечня ведомственных расходов Министерства обороны Российской Федерации)»

Инициаторы – депутаты ГД А.Г. Арбатов, И.Ю. Артемьев,
С.В. Иваненко, Н.М. Безбородов
Внесен в ГД 19 сентября 2002 г.

Депутатами Государственной Думы от фракции «ЯБЛОКО» А.Г. Арбатовым, И.Ю. Артемьевым и С.В. Иваненко был внесен на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» (в части увеличения перечня ведомственных расходов Министерства обороны Российской Федерации).

В 1998 году был принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» в части расходов на оборону и правоохранительную деятельность», в соответствии с которым число позиций (подразделы, целевые статьи, виды расходов) по разделу расходов федерального бюджета «Национальная оборона», по которым разрабатывается и принимается федеральный бюджет, должно составлять 180 единиц. Это уже значительный прогресс в процессе увеличения открытости оборонного бюджета.

Однако, все эти расходы касаются расходов Министерства обороны в целом, в то время как распределение расходов по видам Вооруженных Сил и родам войск осуществляется уже в недрах Министерства обороны.

Для того, чтобы политическое руководство и парламент принимали осознанные решения по военному бюджету, необходимо, чтобы в федеральном бюджете все расходы были расписаны, во-первых, по видам Вооруженных Сил, родам войск, военным округам и флотам. Во-вторых, необходимо представлять ассигнования по главным стратегическим задачам: ядерное сдерживание, оборона на сухопутных театрах, оборона на морских театрах, стратегическая мобильность, миротворческие операции и т. д. Количество позиций расходов Министерства обороны РФ увеличится при этом до 850.

Для этого и предлагается внести соответствующие поправки в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации». Законопроект внесен на рассмотрение Государственной Думой в 2003 году.

Правительство РФ представило в Государственную Думу свой официальный отзыв на этот законопроект, в котором сообщает авторам, что оно не поддерживает принятие такого законопроекта, так как предлагаемая структура бюджетной классификации «сократит возможность Министерства обороны Российской Федерации как главного распорядителя средств федерального бюджета по принятию оперативных решений о выделении бюджетных средств» и кроме того «усложнит работу по формированию и исполнению федерального бюджета».

То есть Правительство РФ само подтверждает, что в условиях закрытости ему и Министерству обороны будет легче работать и перераспределять денежные средства как им вздумается.

 

Проект федерального закона «О статусе участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий»

Инициаторы – депутаты ГД А.Г. Арбатов, С.В. Иваненко и др.
Внесен в ГД 5 декабря 2000 г.

В настоящее время статус участников большинства войн и боевых действий, которые проводились (проводятся) Советским Союзом и Российской Федерацией, определяется целым рядом федеральных законов, регулирующими отдельные его составляющие: «О ветеранах», «О статусе военнослужащих», «Об обороне», «О чрезвычайном положении», «О воинской обязанности и военной службе», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, и членов их семей», «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» и другими.

Положения этих законов относятся к событиям, прошедшим ранее, не всегда стыкуются между собой и кроме того многие участники реальных боевых действий, проводившихся в последнее время, получают дополнительные льготы и выплаты только в соответствии с подзаконными нормативными правовыми актами (указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации). Поэтому представляется целесообразным, чтобы статус участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий регулировался федеральным законом, в соответствии с которым государство берет на себя определенные материальные и моральные обязательства перед участниками боевых действий до их возникновения .

Наличие такого закона, гарантирует, что исполнительная власть, начиная любые боевые действия, должна будет учитывать, что государство обязано нести крупные расходы, обеспечивать их участников и членов их семей соответствующими материальными благами за риск и потерю здоровья. В известном смысле, это закон о правах человека, которые всегда предавались забвению и в СССР, и в России – права человека в погонах, честно выполнившего свой долг перед Родиной с риском для своего здоровья и жизни. В демократическом государстве, которым стремится стать Россия, обязательно признается и законодательно закрепляется также и долг государства перед этими людьми.

Законопроект включает в себя юридическое понятие участника вооруженных конфликтов и участника боевых действий, дает определение понятиям «боевые действия», «вооруженный конфликт», «район боевых действий», устанавливает конкретные выплаты, льготы и привилегии во время проведения боевых действий, после их завершения, а также в случае гибели или смерти участника, устанавливает мероприятия по комплексной реабилитации участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий, а при необходимости и членов их семей.

Финансирование мероприятий, которые предусматриваются законопроектом осуществляется за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и в основном уже предусмотрены в этих бюджетах в соответствии с другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

В то же время, устанавливая перечень льгот и компенсаций, требующих расходов, законопроект предоставляет Президенту Российской Федерации право определять по представлению министра обороны Российской Федерации или руководителя иного федерального органа исполнительной власти перечень воинских частей, штабов и учреждений, временных формирований, участвовавших в боевых действиях, районы боевых действий и период их проведения. Это дает возможность просчитать «социальную» цену и частично расходы на ведение возможных боевых действий, но не потребует финансовых затрат до принятия соответствующего решения Президентом Российской Федерации.

Депутаты Государственной Думы – руководитель рабочей группы по разработке проекта федерального закона «О статусе участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий» А.Г Арбатов (фракция «ЯБЛОКО») и участник группы Е.А. Зеленов (депутатская группа «Российские регионы») в целях обсуждения законопроекта с участниками боевых действий в Чеченской Республике были командированы 29–31 мая 2001 года в 14-ый пограничный отряд ФПС России, расположенный на юге Чечни на границе с Грузией.

При возвращении из этой командировки 31 мая 2001 года на границе между Чеченской Республикой и Республикой Ингушетия террористами был обстрелян вертолет Федеральной пограничной службы Российской Федерации Ми-8, на котором возвращались из командировки депутаты Государственной Думы. Экипаж вертолета проявил в этих условиях высокое мастерство и сумел посадить поврежденный вертолет в безопасном месте. Командир вертолета подполковник Константинов Л.С. был смертельно ранен и скончался на руках своих товарищей. Трое пассажиров, включая депутатов, получили ранения. Мужество и выдержку проявили при этом и депутаты Государственной Думы А.Г. Арбатов и Е.А. Зеленов, которые впоследствии были награждены медалями «За отличие в охране государственной границы».

В период с 24 по 28 октября 2001 года состоялся визит официальной делегации Государственной Думы под руководством заместителя Председателя Государственной Думы В.П. Лукина (фракция «ЯБЛОКО») в Республику Таджикистан. Среди наиболее острых проблем были обозначены перебои с подачей электроэнергии. Фракция «ЯБЛОКО» изучила этот вопрос и сочла возможны закупить для 12 погранзаставы автономный дизель-генератор, с получением которого вопрос обеспечения заставы электроэнергией был решен.

В целях повышения материального и социального уровня военнослужащих и членов их семей в конце 2001 г. был создан фонд помощи военнослужащим и служащим 76-й дивизии ВДВ, приоритетным направлением работы которого стала финансовая помощь по медицинскому обслуживанию и получению образования членов семей военнослужащих этой дивизии, пострадавших при выполнении своего воинского долга. В создании фонда и в его работе активное участие принимал заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по обороне от фракции «ЯБЛОКО» А.Г. Арбатов. В конце 2002 г. за счет средств фонда была оказана материальная помощь нескольким семьям военнослужащих 76-й дивизии, которые во второй половине 90-х годов погибли при исполнении воинского долга в Чеченской Республике.

 

Проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе»

Инициаторы – депутаты фракции «ЯБЛОКО»
А.Г. Арбатов, И.Ю. Артемьев, С.В. Иваненко
Внесен в ГД 27 мая 2003 г.

Депутаты от фракции «ЯБЛОКО» А.Г. Арбатов, И.Ю. Артемьев и С.В. Иваненко внесли на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе», суть которого заключается в следующем.

Пункт 2 статьи 4 действующего Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» предусматривает, что граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

Таким образом государство заранее принимает на себя обязанности по транспортировке граждан к месту прохождения альтернативной гражданской службы, а также предоставления ему общежития для проживания по месту прохождения этой службы, что повлечет за собой значительные финансовые затраты из федерального бюджета. В то же время прохождение альтернативной гражданской службы по месту жительства не повлечет за собой таких расходов. Кроме того, прохождение альтернативной гражданской службы по месту жительства позволит значительно более полно использовать все возможности гражданина при прохождении такой службы.

Срок альтернативной гражданской службы действующим Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе» устанавливается как в 1,75 раза превышающий срок прохождения военной службы по призыву. Такой срок носит характер своеобразного наказания за отказ от прохождения военной службы по призыву. В то же время альтернативная гражданская служба должна максимальным образом использовать все способности гражданина. Поэтому было целесообразным, чтобы срок прохождения альтернативной гражданской службы разумно превышал срок прохождения военной службы по призыву, а именно в 1,25 раза.

Принятие законопроекта не повлечет за собой дополнительных расходов за счет федерального бюджета и даже наоборот, позволит сократить эти расходы по сравнению с действующим Федеральным законом.


2003 © Москва, Яблоко
октябрь 2003г.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [Законодательная деятельность] [Выборы]