[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]  [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Программа партии "Яблоко" 2003-2005 гг.] [Книги]

Москва, ЭПИЦентр 2003 год   

Современное образование для всех

2003 (C) Москва, "Яблоко", сентябрь 2003г.   

Главным стратегическим ресурсом нашей страны является интеллектуальный, человеческий потенциал, а не природные богатства. Ресурс этот основан на высоком уровне образования граждан России, достигнутом за многие десятилетия. Однако в 1990-е годы система образования стала все меньше отвечать современным потребностям развития страны, запросам общества и государства. Падает качество школьного образования, особенно на селе. Впервые за многие годы появился значительный процент выпускников школ, не умеющих грамотно писать и читать. Сегодня уже половина студентов обучается на платной основе, при этом практически отсутствуют механизмы государственной поддержки, позволяющие получать высшее образование детям, родители которых не имеют высоких доходов.

Государственная власть в нашей стране в последние годы демонстрировала хроническое невнимание к образованию. В отличие от большинства других стран, образованные люди не получали ни соответствующего вознаграждения за свой труд, ни признания и уважения государства. «Утечка мозгов» приобрела характер национального бедствия, педагогические работники получают зарплату, едва обеспечивающую физическое выживание.

России нужна новая государственная политика в сфере образования, основанная на принципах качества, эффективности и доступности образования, обеспечивающая приоритетное внимание государства к сфере образования при усилении общественного участия в управлении образованием.

Стратегической целью государственной политики должно быть создание такой системы образования, которая дает каждому гражданину возможность получения знаний и умений, востребованных в обществе, обеспечивающих профессиональную и социальную мобильность, возможность найти достойное место в быстро меняющемся мире. При этом система образования должна быть направлена на воспитание ответственного гражданина, имеющего личностные и общественно-значимые ценности, знающего свои права и умеющего их защищать.

Для достижения этой цели необходимы значительное увеличение бюджетного финансирования образования и кардинальная модернизация системы образования, решающая следующие задачи:

– повышение оплаты труда, социальных гарантий и престижа профессии педагога;
– переход на систему адресной социальной поддержки учащихся и студентов из малообеспеченных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
– переход к системе нормативного бюджетного финансирования образования на базе государственных образовательных стандартов, стимулирование притока внебюджетных средств в сферу образования при открытости их использования;
– демократизация образования, расширение общественного участия в управлении образованием;
– восстановление наиболее пострадавших во время «реформ» звеньев системы образования: дошкольного воспитания, начального и среднего профобразования;
– обновление содержания образования, ускорение информатизации обучения, распространение компьютерной грамотности и знания иностранных языков, усиление социально-правового образования.

Для решения этих задач мы предлагаем комплекс конкретных мероприятий:

1. Кардинально улучшить ситуацию с финансированием общего образования:

• законодательно утвердить и ввести в действие нормативы бюджетного финансирования общего образования с учетом обеспечения государственных образовательных стандартов, что позволит перейти от финансирования образовательных учреждений по «остаточному» принципу (или по принципу – чей директор ближе к чиновнику) к финансированию реальных потребностей, исходя из подушевого (единый норматив на одного учащегося) и пообъектного (учет материально-технического состояния образовательного учреждения) нормативов финансирования;
• изменить существующую систему оплаты труда, стимулирующую перегрузки учителей и учащихся, а до введения новой системы оплаты повысить поэтапно оплату труда педагогов путем увеличения тарифной составляющей (за счет повышения величины 1-го разряда тарифной сетки до прожиточного минимума) и введения надбавок к окладам;
• четко распределить и провести взаимную увязку полномочий, компетенции и ответственности в финансировании учреждений образования по уровням «Федерация – регион – муниципалитет»;
• создать систему целевых бюджетных фондов – федерального, региональных и муниципальных – для финансирования общеобразовательных учреждений в соответствии с нормативами бюджетного финансирования, ввести целевые субвенции на образование для дотационных территорий, направляемые на места через органы казначейства;
• обеспечить централизованное финансирование из федерального бюджета издания учебников, учебных пособий, закупку литературы для комплектования школьных библиотек;
• ввести налоговые льготы, стимулирующие благотворительность и инвестирование в образование, а также производство школьного оборудования и инвентаря.

2. Внедрить систему мер по повышению социальной защищенности учащихся и студентов из малообеспеченных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

• обеспечить учащимся из малообеспеченных семей бесплатное пребывание в школах-интернатах, общежитиях, бесплатное питание в школьных столовых, а также санаторно-курортное и медицинское обслуживание;
• повысить стипендии студентам и учащимся техникумов и ПТУ из малообеспеченных семей до величины прожиточного минимума.

3. Повысить социальную защищенность работников образования:

• восстановить надбавки учителям за стаж работы, ввести надбавки молодым специалистам;
• выровнять норму учебных часов на ставку зарплаты учителей начального, основного и полного образования;
• ввести отсрочку от призыва для выпускников педагогических вузов и училищ на время их работы в образовательных учреждениях до перехода на полностью контрактный принцип комплектования Вооруженных Сил;
• модернизировать и обновить систему переподготовки и повышения квалификации педагогов.

4. Принять меры для уменьшения административного диктата в управлении образованием и для развития общественного контроля и участия в управлении образованием:

• зарегистрировать все школы в качестве юридических лиц, открыть им самостоятельные банковские счета;
• сформировать общественно-попечительские советы при школах, передать им часть компетенции в управленческих решениях (согласование режима работы школы, содержания школьного компонента учебного плана, утверждение и контроль за выполнением смет и т.п.), ввести подотчетность директоров советам;
• создать независимую систему аттестации, единую систему образовательной статистики, мониторинга и оценки качества образования;
• проводить лицензирование и государственную аккредитацию только для негосударственных и вновь создаваемых учреждений образования, для остальных проводить в строго законодательных рамках аттестацию раз в 5 лет;
• перевести методические службы из управленческих структур в систему повышения квалификации работников образования;
• разработать механизмы соучредительства и софинансирования образовательных учреждений органами власти федерального, регионального и местного уровня;
• внести поправки в Гражданский и Бюджетный кодексы РФ, обеспечивающие хозяйственно-экономическую самостоятельность и разнообразие организационно-правовых форм образовательных учреждений;
• поддерживать образовательные сообщества и привлекать их к решению вопросов образования, содействовать созданию Российского союза учителей, развивать и поддерживать ассоциации учителей, объединения директоров и ректоров;
• сократить аппарат управления образованием, разграничить функции и полномочия аттестационных, методических и инспекторских служб.

5. Обновить содержание общего образования:

• разработать и принять государственный стандарт общего образования, который определит обязательный минимум содержания, сроки получения общего образования и нормы учебной нагрузки (в частности, утвердить федеральным законом нынешний одиннадцатилетний срок обучения и установить, что переход на двенадцатилетку может быть осуществлен только после принятия соответствующего закона), а также требования к уровню подготовки выпускников школы, освободив учащихся от чрезмерной перегрузки и зубрежки;
• ввести федеральный, региональный и школьный компоненты образовательного стандарта, определить образовательные области и предметы, входящие в образовательный стандарт на каждой ступени общего образования с ограничением общих объемов их освоения не более 11 000 учебных часов, в т.ч. 75% – на федеральный компонент;
• ввести профильность обучения в 10–11-х классах школы;
• ввести новый вариативный базисный учебный план;
• обеспечить единый федеральный стандарт школьных учебников;
• существенно пересмотреть содержание школьных программ в сторону резкого снижения числа понятий для заучивания в пользу развития навыков применения полученных знаний;
• усилить практическую и гуманитарную компоненту образования;
• усилить и модернизировать подготовку учащихся по иностранным языкам (знание на уровне функциональной грамотности не менее одного иностранного языка всеми выпускниками средней школы);
• обеспечить начавшуюся по поправке «ЯБЛОКА» в федеральный бюджет полную компьютеризацию школ.

6. Принять государственные меры по поддержке сельской школы:

• разработать и принять федеральную целевую программу «Сельская школа» в целях адресного выделения средств на восстановление материально-технической базы и капитальный ремонт образовательных учреждений на селе;
• реструктурировать старшие и средние классы сельских школ при сохранении и поддержке начальных классов малокомплектных сельских школ, создании образовательных комплексов, учебно-консультационных пунктов, организовать систему «школьных автобусов».

7. Изменить действующую систему поступления в высшие учебные заведения:

• ввести после проведения эксперимента и только на основе федерального закона систему единых государственных экзаменов (вместо нынешних выпускных и вступительных), направленную на обеспечение реальной преемственности между средней и высшей школой. При этом предусмотреть для ограниченного числа ведущих вузов страны в рамках системы единых государственных экзаменов квоту для конкурсного поступления;
• создать единую федеральную систему контроля за проведением и проверкой результатов единого экзамена.

8. Модернизировать систему начального и среднего профессионального образования:

• оптимизировать систему СПТУ и ПТУ, сформировать на их базе многопрофильные учебные центры и колледжи;
• усилить кооперацию СПТУ и ПТУ со школами;
• адаптировать программу начального и среднего профобразования к современным потребностям рынка труда;
• развивать малые предприятия и мастерские на базе СПТУ и ПТУ;
• обеспечить начавшуюся по поправке «ЯБЛОКА» в федеральный бюджет полную компьютеризацию ПТУ и СПТУ.

9. Модернизировать систему высшего образования:

• изменить систему государственных образовательных стандартов в сфере высшего образования на основе увеличения вариативности и возможности свободного выбора учебных программ;
• перейти с административного на гражданско-правовое регулирование деятельности вузов;
• создать общественно-попечительские советы вузов, передать советам часть компетенции в управленческих решениях (утверждение смет, контроль за их исполнением), ввести подотчетность ректоров советам (в т.ч. по вопросам расходования бюджетных и внебюджетных средств);
• обеспечить начавшуюся по поправке «ЯБЛОКА» в федеральный бюджет полную компьютеризацию вузов, а также обновить их учебно-производственную базу;
• ввести в действие установленную законом систему государственного кредитования среднего и высшего профессионального образования в виде личного образовательного кредита, новые формы государственного финансирования высшего образования (в частности, ГИФО – государственное именное финансовое обязательство) вводить только на основе федерального закона, после тщательной апробации;
• облегчить регистрацию и получение лицензии на право ведения образовательной деятельности головного образовательного учреждения в регионах;
• начать создание университетских комплексов и учебных научно-производственных объединений;
• способствовать интеграции науки и высшей школы, поощрять развитие университетских лабораторий, расширять систему правительственных и неправительственных грантов для ученых, увеличить финансирование аспирантуры и докторантуры в вузах;
• обеспечить государственную поддержку издательской деятельности вузов, международных образовательных обменов (студентов, аспирантов, преподавателей).

АКТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Оглавление
Доступное и качественное здравоохранение


2003 (C) Москва, Яблоко
сентябрь 2003г.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]  [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Программа партии "Яблоко" 2003-2005 гг.] [Книги]