[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]  [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Программа партии "Яблоко" 2003-2005 гг.] [Книги]

Москва, ЭПИЦентр 2003 год   

Политика доходов и
социальная защита

2003 (C) Москва, "Яблоко", сентябрь 2003г.   

Серьезной проблемой в России является низкий уровень оплаты труда занятых. Средний уровень оплаты в России едва превышает 100 долларов в месяц при крайне высокой дифференциации зарплат по отраслям и регионам. Более того, доля зарплаты в валовом продукте составляет только 20% против 40–60% в развитых странах. Это означает, что непропорциональную долю в валовом продукте занимают предпринимательская прибыль, процент на капитал и рента.

Низкий уровень оплаты труда учителей, врачей является не только нравственной или социальной, но и экономической проблемой. Существование на грани или за чертой бедности этих категорий работников, составляющих до 1/3 рабочей силы, существенно ограничивает рост платежеспособного спроса. Рост доходов может дать импульс росту платежеспособного спроса, будет стимулировать расширение внутреннего рынка, улучшит структуру потребления, будет способствовать увеличению рождаемости.

«ЯБЛОКО» добивалось по мере возможности повышения зарплаты бюджетникам. Наши законы об упорядочении оплаты труда два раза приводили к повышению зарплаты – в 1999 и 2001 гг. Очередного повышения удалось добиться на 2002 г. Тем не менее недопустимо, чтобы это повышение зарплаты было сорвано вследствие падения мировых цен на энергоносители. Мы считаем, что государство должно неукоснительно соблюдать свои обязательства, как внешние, так и внутренние, как перед иностранными кредиторами, так и перед собственными гражданами. Необходимо предусмотреть соответствующую компенсацию субфедеральным бюджетам дополнительных расходов, связанных с повышением зарплат бюджетникам.

Однако этого явно недостаточно. Необходимо предпринять следующие действия:

1. Включение в Трудовой кодекс государственных гарантий в области заработной платы.

2. Регулирование минимального размера оплаты труда (МРОТ), что подразумевает последовательное проведение следующих действий:

• поэтапное доведение МРОТ до прожиточного минимума, рассчитанного с учетом новой структуры расходов населения, т.е. включая расходы на жилищно-коммунальные услуги, повышение доли расходов на платные услуги и т.д.;
• повышение МРОТ до 1,5 прожиточного минимума — минимальная зарплата должна обеспечивать прожиточный минимум не только работнику, но и как минимум одному иждивенцу (ребенку);
• доведение МРОТ до 60% средней зарплаты по стране – в соответствии с требованием Европейской социальной хартии.

3. Поэтапное повышение, параллельно с МРОТ, но опережающими темпами, 1-го разряда Единой тарифной сетки (ЕТС) до величины прожиточного минимума, а в перспективе – до 2-кратной величины прожиточного минимума. По сути, это означает повышение реальной (скорректированной на инфляцию) зарплаты наиболее низкооплачиваемым категориям бюджетников в несколько раз. Эта норма должна стать общефедеральной и обязательной для всех субъектов Федерации. При этом необходимо упорядочить тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки, то есть провести поэтапное снижение разрыва между минимальным и максимальным разрядами ЕТС при включении в ЕТС всех надбавок и иных форм оплаты труда.

4. Поэтапное выравнивание оплаты, условий труда и гарантий бюджетников и государственных служащих. В перспективе необходимо приравнять бюджетников к госслужащим, то есть четко и недвусмысленно определить, что любой работник государственного сектора – от школьного учителя до министра – является госслужащим. Поэтапно приблизить средний уровень заработной платы работников бюджетной сферы (госслужащих) к уровню заработной платы в народном хозяйстве.

Особое внимание необходимо уделить социальной защите уязвимых слоев населения, для чего:

• выделить категории граждан, нуждающихся в социальной защите, объединить нормы, устанавливающие порядок всех социальных выплат в Социальный кодекс;
• проводить медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию инвалидов, определить единый орган, ответственный за реабилитацию;
• резко увеличить выпуск литературы для слепых, обеспечить обязательность субтитров для некоторых телевизионных программ;
• обеспечить реализацию нормы закона об инвалидах, согласно которой планировка и застройка городов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство без приспособления для доступа к этим объектам инвалидов не допускаются;
• оказывать льготы инвалидам лично (по подоходному налогу, налогу на имущество, коммунальным платежам), а не коммерческим и общественным организациям;
• определять для расчета социальных пособий инвалидам прожиточный минимум инвалида, учитывающий дополнительные расходы, связанные с лечением, протезированием и т.д.

Льготы в их нынешнем виде – наследие советской системы льгот, чьей основной задачей была поддержка людей, имеющих особые заслуги перед государством, а не социальное обслуживание нетрудоспособных категорий населения, лишенных достаточной поддержки со стороны семьи.

Сегодня реформа льгот необходима по целому ряду причин:

– Формальными получателями льгот является подавляющее большинство россиян. Государство не может в этих условиях оказать действенную помощь тем, кто действительно в ней остро нуждается.
– Права на льготы определяются статусом и не связаны с материальным положением.
– Отсутствует четкое разграничение полномочий и ответственности по предоставлению социальных пособий и льгот между федеральными, региональными и муниципальными органами власти.
– Для многих видов льгот не определены источники финансирования.

Льготы должны перестать быть унизительной подачкой и знаком «избранности» и стать действенным инструментом социальной политики. Поэтому необходимы в том числе:

Замена льгот государственным служащим, прокурорам, судьям, некоторым категориям бюджетников (бесплатный проезд на транспорте, льготы по ведомственному жилью, автомобилям, лечению) соответствующими денежными выплатами и повышением денежного содержания. Резкое и опережающее увеличение зарплат должно предшествовать переводу льгот в денежную форму. Замена льгот ветеранам по оплате услуг ЖКХ повышением пенсий;
Проведение четкого различия между компенсациями за отмену льгот и субсидиями малоимущим, не допускать ухудшения положения граждан – получателей обеих этих категорий выплат (например, ветеран должен получить одновременно повышение пенсии за отмену льготы и адресную субсидию на оплату услуг как нуждающийся).
• Одновременно с переводом большей части льгот в денежную форму и рационализацией их использования некоторые льготы, учитывающие российскую специфику, должны быть сохранены и созданы некоторые дополнительные льготы, находящиеся в русле построения современной рыночной экономики (льготы по оплате ЖКХ членам семей военных, погибших при исполнении служебного долга, льготы на частные инвестиции в образование, транспортные льготы студентам, льготы гражданам с ограниченной трудоспособностью).

Борьба с безработицей, политика занятости
Оглавление
Обеспечение прав граждан на достойную пенсию


2003 (C) Москва, Яблоко
сентябрь 2003г.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]  [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Программа партии "Яблоко" 2003-2005 гг.] [Книги]