<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>

Яблоко России

"Яблоко России" № 6 (40) 6 марта 1999 года

Гражданское общество. Взгляд из России

Германское общество очень многообразно. И отличается от нашего активностью граждан в общественной жизни. Помните, когда-то мы часто говорили об активной жизненной позиции наших граждан. Сейчас вспоминаем об этом все реже и реже. А вот простые немцы берутся решать свои проблемы, до которых никому нет дела, небюрократическим путем. Они создают группы взаимопомощи, агентства, союзы, которые заботятся о неблагополучных подростках, устраивают телефоны доверия для детей, участвуют в спасении людей на водах, консультируют начинающих предпринимателей, опекают иностранцев, тренируют юных спортсменов, навещают больных и престарелых, ухаживают за приходящими в негодность детскими площадками, или просто занимаются уборкой мусора - в стране масса общественных организаций, союзов, гражданских инициатив.

В Германии насчитывается более 300 000 групп, где немцы работают добровольно и на общественных началах, в деятельность которых вовлечено около 18% граждан. Примечательно то, что эта форма общественной деятельности начала развиваться с тех пор, как в стране поползла вверх безработица и обострились социальные проблемы. И, видимо, правы те, кто полагает, что нам иногда полезно знать о проблемах благополучной заграницы, а не отмахиваться, мол, у них все иначе еще 100 лет назад было. Они переживали "наши" нынешние проблемы. Значит, есть смысл обращаться к их опыту. И, слава Богу, что есть организовавшая нашу поездку Академия "Гражданское общество", которая осознает важность диалога между нашими странами и создает условия для его реализации. Может, мы не только научимся видеть свои проблемы со стороны, но и решать их цивилизованным образом.

Именно в диалоге представителей различных социальных групп немцы имеют возможность увидеть проблемы под разным углом зрения, что, естественно, помогает приходить к согласию и солидарному их решению.

Так называемые диалоговые организации - лишь часть деятельности государства на пути формирования гражданского самосознания, которое является необходимым условием для жизнеспособности гражданского открытого общества. "Каким быть государству по форме (публично-правовым, т.е. "открытым", властно-повелительным, обязательно-принудительным), определяется во многом уровнем живого правосознания. Политическая жизнь делается живыми людьми, их патриотической любовью, пониманием их чувства долга, их уважением к закону, их организационными навыками", - говорил русский философ Ильин. Бесспорно, что все это воспитывается традициями общества, историческим опытом. Но существует и сознательный путь: в Германии это политическое образование, которое является краеугольным камнем демократического общества. В этой стране существует абсолютное согласие в необходимости такого образования, основной тезис которого - воспитание гражданина-демократа.

Вопросы общечеловеческих ценностей, свобода, обмен информацией, правовые рамки демократических институтов обсуждаются в разных формах и на различных уровнях. В немецких школах есть отдельный предмет "Политика", или социальные науки, которые ничего общего с нашим граждановедением или историей КПСС не имеют. В стране на региональном и федеральном уровне работают Центры политического образования, народные университеты, школы при церквях, курсы профсоюзов, торгово-промышленных палат и многое другое, а население имеет возможность выбрать любую программу. Но при этом население Германии вовсе не политизировано. Скорее, наоборот - всего 3% жителей участвуют в жизни политических партий. Кстати, авторитет их в последние годы падает. А избирательная активность населения растет и на сентябрьских выборах достигла 89%. Немцу стыдно признаться соседям, что он не голосовал, его не поймут - это прямо-таки аномалия на фоне спокойной, размеренной и почти безразличной к политике жизни немцев.

Такой мы увидели страну за две недели до выборов. Не чувствовалось давления, неврастении, накала страстей, навязчивой политической рекламы, так характерных для наших избирательных кампаний. Было ощущение, что Германия давно уже знала, как она будет голосовать. А телевизионные шоу смотрели лишь для того, чтобы еще раз убедиться в правильности выбора.

Конечно, политическая культура немцев несравнима с нашей. Право каждого делать свободный выбор - святое правило для всех участников жизни государства, будь то политические партии, общественные организации, СМИ. Все понимают, что без учета интересов друг друга они мало на что способны. Поэтому политические партии выступают как генераторы идеологии, а носителями их идей становятся профсоюзы, церковь, союзы работодателей, гражданские инициативы. Этот процесс нельзя назвать явным, потому что, как правило, ни одна из этих организаций не говорит прямо о своих политических предпочтениях. Цели, объединяющие людей в общественных организациях, могут совпадать с отдельными программными установками партий. Подходы в реализации этих целей могут перекликаться или быть похожими. Для создания общественного мнения все организации используют одни и те же инструменты: СМИ, информационные мероприятия, но каждая на свой лад. Может быть, поэтому давления не ощущается. Хотя влияние этих общественных организаций на политический выбор граждан велико. Не пропагандируя откровенно партийной идеологии, они создают ее образ в умах тех, кто состоит в рядах той или иной организации.

Вот так, я бы сказала - изящно, идет длительный процесс привлечения новых сторонников партии. Очевидно, что при таком раскладе гражданская позиция каждого имеет большое значение, ее формирование становится сверхзадачей государства. Не пора ли и нам об этом задуматься серьезно.

Мария Волкова
(Окончание следует)


<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>