<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>

Яблоко России

"Яблоко России" № 16 (50) 29 мая 1999 года

Коррупция и ... этика

Храм философии окружен строительными лесами

В последнее время "Яблоко" - одно из немногих политических движений, которые последовательно и без ухищрений ставят вопрос о борьбе с коррупцией, а если шире - с беззаконием, с правовым беспределом. Болезненно скептическая реакция на подобные шаги некоторых оппонентов выглядит, по меньшей мере, странно. Конечно, остановить нынешний вал преступности весьма непросто. Необходимы решительные действия экономического и политического характера, а не только размахивание милицейской дубинкой и позвякивание наручниками. Видимо, сейчас самое главное - сформировать в обществе атмосферу уважительного отношения и к закону, и к каждому гражданину. Необходимо повернуть внимание общества от бесконечных политических дрязг к высоким идеалам, к духовности в самом широком смысле этого слова, к патриотизму, обогащенному современной гуманистической культурой.

Уместно напомнить, что право функционирует не в вакууме, а во взаимодействии с такими явлениями культуры, как искусство, религия и другими. Оно носит порой сложный характер. Но наибольшего напряжения достигает контакт права с моралью. Очень многие мыслители прошлого и настоящего указывали, что мораль и право могут в определенном смысле дополнять друг друга. С одной стороны, моральное сознание предоставляет для права высшие ориентиры, критерии для оценки деятельности правовых институтов. А с другой стороны, право способствует реализации минимума нравственности в конкретных условиях данного общества. Когда это взаимодействие ослабляется, а тем более, когда законы вступают в противоречие с нравственными понятиями о справедливости, с голосом совести, то государство попадает в критическую ситуацию.

К сожалению, эти прописные истины у нас в значительной мере игнорируются. Действия "силовиков" против криминальных структур не "подпираются" нравственным просвещением, воспитанием. Правда, ныне у наших педагогов до сих пор нередко возникают вопросы гамлетовского накала: "А кого же мы сейчас должны воспитывать?" Раньше "формировали" строителя коммунизма, а сейчас - капитализма? И если капитализма, то какого? Дикого, как у нас, или "цивилизованного"? Вопросы подобного рода, порожденные идеологической зашоренностью, свидетельствуют о внутренней драме в духовном мире многих россиян. Но позитивный опыт последних столетий свидетельствует о том, что воспитывать необходимо прежде всего Человека, то есть приобщать подрастающее поколение, прежде всего, к нравственным ценностям. Обращенные к глубинным сторонам человеческого существования, к "родовой" сущности человека, они благотворно влияют как на духовные искания личности, так и на ее отношения с другими людьми, в том числе и теми, что придерживаются иных политических или религиозных убеждений.

Иначе говоря, государство обязано сформировать у молодого человека элементарную нравственную культуру. А уж кем этот человек станет - республиканцем или монархистом, либералом или коммунистом, верующим или атеистом, праведником или простым обывателем - это дело его свободного выбора, дело его совести. Главное - чтобы этот выбор не вступал в противоречие с нравственными принципами, с законом.

Но кто же должен воспитывать? Здесь, видимо, не может быть двух мнений. Прежде всего - система государственного образования, начиная со школы и кончая выпускным курсом вуза. Добро, справедливость не существуют в чистом виде. Они воплощаются в самых разнообразных действиях людей. Поэтому воспитывает само содержание учебного процесса, его организация, атмосфера учебных заведений. Обостряется интерес к нравственной проблематике при изучении литературы, истории и некоторых других дисциплин. Но, пожалуй, первую скрипку в нравственном просвещении призвана играть этика. Но как ни парадоксально для нашего неустойчивого времени, эта дисциплина нынешним государственным стандартом образования отнесена к предметам необязательным, факультативным. Естественно, некоторые руководители вузовских подразделений, обладающие узкопрагматическим мышлением, не преминули этим воспользоваться. В итоге - воспитание без ... этики, без четкого осмысления исходных понятий морального сознания.

Наивно надеяться, что возникший вакуум будет восполнен философией и культурологией. Тенденция преподавания философии последних десятилетий такова, что основное внимание уделяется гносеологии и онтологии, анализу отдельных философских школ. В итоге нередко уходят в тень исходные мировоззренческие, смысложизненные вопросы, общечеловеческие ценности. Образно говоря, больше внимания уделяется строительным лесам, нежели сокровищам, ради которого и создавался храм философии. Появляющиеся в печати сетования на этот счет до сих пор остаются без последствий.

Учитывая современную ситуацию в обществе, депутатам Госдумы стоило бы, на наш взгляд, выяснить, в какой мере нынешнее государственное образование выполняет воспитательную миссию. Они могли бы обратиться с запросами в соответствующие ведомства. При этом, конечно, надо иметь в виду и реальные возможности, которые имеются ныне у всей системы образования.

Государство, писал Н.А. Бердяев, должно поддерживать в обществе хотя бы минимум добра и справедливости, ибо без минимума наступает хаос и "распадение исторических тел". Наш российский опыт неоднократно подтверждал правоту выдающегося русского мыслителя.

Леонид Попов,
профессор Орловского госуниверситета


<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>