<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>

Яблоко России

"Яблоко России" № 17(51) 4 июня 1999 года

Еще в 1991 году, на одной из многочисленных тогда в Москве тусовок демократов, мне запомнилось яркое выступление представителя из Калмыкии. Мы с ним познакомились, обменялись телефонами. Через восемь лет, воспользовавшись командировкой в Элисту, я решил разыскать его. Семен Атеев - человек здесь довольно известный. В местном "Белом доме" мне настойчиво советовали не встречаться с ним: "Чтобы не делать рекламу оппозиции".

Кто отпускает грехи Илюмжинову?

Интервью с членом Совета Калмыцкого регионального отделения "Яблоко" Семеном Атеевым

- За что Вас так не любят в администрации Илюмжинова?

- У нас антипатия взаимная. Его экзотическое "оперение" представляет интерес только для заезжих журналистов. В Калмыкии же упоминание его имени, кроме раздражения, никаких других эмоций у многих людей не вызывает.

- Но, тем не менее, почему оппозиция так непримирима...

- У нормальных людей его личность вызывает естественную реакцию отторжения. Брезгливое чувство вызывают нынешние правители Калмыкии. Это и приводит людей в ряды оппозиционеров. Наши предки веками создавали образ калмыка: воина, миролюбивого соседа, верного друга, аскета, умеющего довольствоваться малым. Сегодня же этот образ затмевается завесой серой, удушливой пыли, поднимаемой Илюмжиновым.

- Допустим, в ближайшее время объявят досрочные выборы президента Калмыкии. Где гарантия, что население республики вновь не проголосует за него?

- Илюмжинов уже более года не является президентом Калмыкии. Его полномочия истекли 12 апреля 1998 года. Почему на все это молча взирает Администрация Президента России, Генеральная прокуратура? Нам это непонятно. И только слабость федерального центра и желание оппозиции не допустить насильственных действий дает возможность Илюмжинову незаконно удерживать власть. В этом ему помогают правоохранительные органы Калмыкии. Мы организовываем пикеты в поддержку территориальной целостности России, в поддержку Конституции и федеральных законов, в защиту гражданских прав и свобод. За это нас разгоняет милиция, суды выносят обвинительные приговоры, прокуратура их поддерживает...

Теперь о выборах. Если состоятся настоящие выборы - под жестким контролем федеральных органов власти, международных наблюдателей, СМИ - то Илюмжинову не видать кресла президента Калмыкии. И добровольно на честные выборы никогда не пойдет. Перестав быть президентом Калмыкии, он лишится иммунитета как член Совета Федерации. Это автоматически гарантирует ему не только вопросы со стороны правоохранительных органов, но и определенные воздействия принудительного характера.

- Республиканский избирком в состоянии обеспечить выборы? Или оппозиция ему тоже не доверяет?

- Оппозиция не раз, в том числе через суд, доказывала, что Избирком Калмыкии,и, прежде всего, председатель - В. Андреев, не заслуживает доверия. Ряд людей, принимавших участие в избирательных кампаниях (руководители и члены участковых комиссий), готовы дать показания и представить документы, подтверждающие, что все последние выборы сфальсифицированы. Но они боятся - им нужны гарантии безопасности. Сейчас мы пытаемся доказать через суды незаконность проведенных в октябре прошлого года Избиркомом Калмыкии выборов депутатов Народного Хурала. Наглость, с которой творилось беззаконие при его формировании, беспредельна.

- Генеральная прокуратура, насколько я знаю, разделяет Вашу позицию в этом вопросе...

- Надеюсь, что решение собственных проблем в Генпрокуратуре не отодвинет на задворки проблему отсутствия надзора за соблюдением законности в одном из субъектов Российской Федерации. Недавно председателя нашего новоиспеченного парламента Константина Максимова сильно в науку потянуло, и он запросился с должности спикера. Наверное, почувствовал, что Генпрокуратура - через суд - может сделать его "бывшим спикером" распущенного парламента Калмыкии. Кстати, он, на мой взгляд, является одним из творцов правового беспредела в Калмыкии. Как и заменивший его бывший полномочный представитель Президента России в Калмыкии В. Бембетов.

- Вы не расскажете, что это за праздник был в Калмыкии 5 апреля?

- По замыслу Илюмжинова, 5 апреля все прогрессивное человечество должно было гулять... по случаю дня рождения самого Кирсана и принятия Степного Уложения. Я называют это Степное Уложение - Степным недовложением. У калмыков есть такое выражение - "Давснь тату". В буквальном переводе - "Соли маловато". Так говорят о людях, кому в момент рождения мозгов недовложили. И такие люди весной 1994 года озарились идеей ликвидации Калмыцкой республики, ее Конституции, гражданства - в обмен на отпущение Кремлем всех грехов Илюмжинову. Ликвидировать республику мы им не дали. Но они, ссылаясь на национальную самобытность калмыков и историческую необходимость, всучили народу вместо Конституции - вот это самое Степное "недовложение". Москва тогда на "художества" Илюмжинова закрыла глаза. Он распоясался, да так, что начал шантажировать Москву выходом Калмыкии из состава России, если не отзовут из Калмыкии проверяющую группу из Счетной палаты. Тогда Борис Николаевич распорядился специально по Илюмжинову собрать Совет Безопасности. И после того как Илюмжинов, слезно покаявшись, вышел из зала заседания Совета Безопасности, Калмыкия снова обрела свою Конституцию. Правда, население республики об этом почти ничего не знает.

- Что за история случилась с запросом Ельцина в Конституционный Суд, отозванным, как говорят, за сутки до рассмотрения?

- К запросу я в некоторой степени причастен и даже получил за это благодарность от Администрации Президента РФ. А вот по поводу отзыва запроса из Конституционного Суда - это вопрос к Сергею Шахраю. Это он забрал запрос за сутки до его рассмотрения. Что у них за дела с Илюмжиновым? Но то, что это нанесло огромный вред авторитету федеральной власти, - это точно. И если бы рассмотрение запроса Ельцина состоялось, Илюмжинов уже с января 1997 года перестал бы быть президентом Калмыкии. И многие миллиарды расхищенных впоследствии бюджетных денег были бы сохранены и пошли бы на нужды голодающих ныне ее жителей.

- Если все останется по-прежнему, то каковы будут действия оппозиции?

- Если центр не осознает, что он является центром федеративного государства, и не примет меры по восстановлению в Калмыкии легитимных структур власти, то, я думаю, оппозиция усилит методы воздействия на узурпаторов власти.

Беседу вел
Геннадий Томин


<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>