<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>

Яблоко России

"Яблоко России" № 18 (52) 12 июня 1999 года

Последняя фаза агонии?

Сегодня много говорят о возможном распаде России. Распад - это процесс, который может начаться с незаметных вещей и растянуться на долгое время. Я беру на себя ответственность утверждать, что время правления Ельцина было периодом распада. Распадалась экономика, результатом чего стало банкротство страны. Распадалось государство, постепенно превращаясь в конфедерацию удельных княжеств. Разлагалось общество, отвечавшее на все это криминализацией и падением морали.

Распадалась не ельцинская система, поскольку никакой системы Ельцин не создал. Распадался советский коммунистический строй. Миссия первого президента России состояла в том, чтобы, переломив этот распад, приступить к построению новой системы экономических, политических и общественных отношений. Однако для решения этой задачи нужен был не просто человек (даже очень внушительной внешности и высокого роста) и не просто политик, а государственный деятель, которым Ельцин никогда не был. Очень хорошо зная, как добывать и удерживать власть, он не имел никакого представления о том, что с ней делать. Такой человек был не в состоянии остановить распад. Поэтому все его попытки соорудить что-нибудь долговечное были парализованы инерцией распада.

Сегодня он сам становится жертвой своей органической неспособности к государственному мышлению. Не сумев создать стабильной политической и законодательной системы, Ельцин сам становится заложником непредсказуемого развития событий. Сегодня никто в России, в том числе и сам президент, не может гарантировать того, что нынешний политический режим с его Конституцией и законами не будет сметен силами реванша.

В этой крайне неуютной и неустойчивой ситуации президент и его ближайшее окружение видят гарантию собственной безопасности в сохранении любой ценой личной власти Бориса Ельцина. Отсюда - изобилие неконституционных проектов развития событий, возрастающее по мере приближения выборов. Для достижения этой цели кремлевские стратеги готовы пойти на что угодно: от безумного объединения с Белоруссией и раздачи России в уделы региональным баронам до создания специального криминального клана, контролирующего под видом правительства все финансовые потоки страны.

Агония коммунистической системы вступает в последнюю фазу, после которой может наступить клиническая смерть. Сегодня все находятся приблизительно в равных условиях: нет ни одного человека в России, который в данной ситуации был бы спокоен за свое будущее и будущее своих детей.

Но все же с горизонта пока еще не исчезли островки надежды. Это - выборы. Конечно, никто не может дать стопроцентную гарантию, что они будут проведены законным образом и в законные сроки. Но забота об этом - дело политиков и политических партий. Главная задача политиков сегодня заключается в том, чтобы воспрепятствовать любым попыткам лишить страну возможности выбрать новую власть, способную противостоять инерции распада, и открыть новую страницу истории страны.

Однако свершение этого исторического выбора зависит сегодня не столько от политиков, сколько от избирателей. На переломе тысячелетий Россия получает последний шанс сохранить и приумножить себя в XXI веке как великая, культурная, независимая страна. Вся надежда - на разум и добрую волю российских граждан.

Григорий ЯВЛИНСКИЙ
(из "Общей газеты" от 10-16 июня 1999 г.)


<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>