<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>

Яблоко России

"Яблоко России" № 19 (53) 19 июня 1999 года

Что шоу-бизнес без "фанеры"?

В новом тысячелетии звезды, возможно, запоют живьем

Шоу-бизнес

Два года заместитель председателя Комитета Госдумы РФ Михаил Мень лелеял надежду пресечь посредством законодательства использование фонограммы на отечественной эстраде. Началось с того, что к депутату обратились музыканты, чьи профессиональные навыки оказались невостребованными. Прочно утвердившееся в нашем молодом шоу-бизнесе "фанерное" искусство плодит безработных музыкантов, на обучение которых государство тратит немалые средства. Иногда, правда, о них вспоминают, но лишь как о живых манекенах, создающих непосредственно на глазах у зрителя иллюзию рождения музыки.

Да и сами певцы-солисты при этом редко утруждают свои голоса. Тем более, что у подавляющего большинства новоявленных отечественных "звезд" вокальные данные находятся в примитивно-зачаточном состоянии. Впрочем, самих "звезд" этот недостаток ничуть не смущает. Высокий технический уровень звукозаписывающих студий позволяет им обходиться не только без голоса, но и порой без услуг барабанщиков, пианистов и гитаристов.

Российский зритель, похоже, привык и не протестует против таких марионеточных шоу. И потому, что морально-нравственные устои не позволяют, и потому, что привлечь шоу-халтурщиков к ответу на законодательном уровне невозможно. Пока.

В мае Государственная Дума приняла в первом чтении "антифанерный" законопроект. Задолго до этого его авторам - Михаилу Меню, Петру Шелищу и Иосифу Кобзону - пришлось выдержать мощный прессинг средств массовой информации и тех, кого вполне устраивает нынешняя ситуация. Достаточно вспомнить, с какой иронией цитировалась фраза Иосифа Кобзона: "Сам тридцать лет без фонограммы пою и других отучу".

Ирония понятна, так как отучить от "фанеры" артистов в одночасье не удастся. Это признают и депутаты.

- Мы, конечно, не сможем запретить фонограммные концерты, но в наших силах заставить исполнителей и их продюсеров указывать в рекламе информацию об использовании фонограммы, - сказал главный инициатор закона Михаил Мень.

Кстати, подобные регулировки уже давно существуют в западных странах, где искушенная публика, однако, способна легко отличить живой звук от записи и без всякого закона пустить под откос любую "звездную" карьеру нерадивого артиста. А в Белоруссии постановлением Министерства культуры даже предусматриваются определенные льготы "живым" певцам. Правда, если они работают с государственными концертными организациями, коих в этой республике большинство.

В России "фанерный" вопрос предполагается решать через новые дополнения к закону "О защите прав потребителей", конкретно - его двенадцатую статью. Она, в частности, гласит: "Если предоставление ненадлежащей, то есть недостоверной или недостаточно полной информации о товаре, работе или услуге, а также об изготовителе (исполнителе, продавце) повлекло приобретение товара (работы, услуги), не обладающего необходимыми потребителю свойствами, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков". Иначе говоря, зритель, не предупрежденный заранее об использовании в концерте фонограммы, вправе потребовать возврата денег. Разумеется, через суд.

Но здесь могут возникнуть некоторые затруднения. Во-первых, любому суду необходимо представить доказательства. В нашем случае - это рекламная афиша концерта и видеозапись, подтверждающая незаконное использование фонограммы. Во-вторых, в одиночку судиться из-за "фанеры" неэффективно. Здесь желателен иск в защиту неопределенного круга потребителей, который вправе подать орган местного самоуправления или общественная организация потребителей. В случае признания судом действий ответчика противоправными, соответствующая информация должна быть опубликована в СМИ. И только после этого зритель, побывавший на "фанерном" концерте и сохранивший билет, сможет вернуть свои деньги.

- Достаточно двух-трех подобных громких судебных процессов, для того чтобы отучить артистов от "фанеры", - считает председатель Союза потребителей России Петр Шелищ.

Однако как скоро начнется охота на "фанерщиков" - неизвестно. Законодателям еще предстоит увязать расплывчатые технические характеристики различных звуконосителей с правовой терминологией. Например, является ли фонограммой, наравне с аудиокассетами и мастер-дисками, секвенсорное, то есть заранее запрограммированное в компьютере, воспроизведение музыки? Кроме того, как поступить с понятиями "минус 1" и "плюс 1", что означает фонограммы без голоса и с голосом? Которая из них и в каких пределах допустима, скажем, в теле-гала-концертах?

Ответы на эти вопросы, возможно, обнаружатся на парламентских слушаниях, которые планирует провести думский Комитет по культуре с участием всех заинтересованных сторон. Надо полагать, не обойдется и без именитых продюсеров и исполнителей.

Андрей Парнов


<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>