[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]
Влад ТУПИКИН
Питерский прорыв
Газета «ЯБЛОКО России", №35, 19-24 сентября 1999 года
Начало осеннего рок-н-ролльного сезона ознаменовалось одновременным приездом в  Москву трех питерских команд с женским вокалом. Впрочем, применение термина “рок-н-ролл” к группам ДОЧЬ МОНРО И КЕННЕДИ, НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ и БАБСЛЭЙ довольно условно и употребляется здесь скорее для обозначения того, что речь идет не о попсе. 

Светлана Чапурина, душа и голос группы ДОЧЬ МОНРО И КЕННЕДИ, получила музыкальное образование по классу домры. Меньше всего ее музыку хочется называть фолком. Манеру, в которой работает Светлана, можно с натяжкой отнести к русскому экзистенциальному пост-панку (чтобы не вспоминать о ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ, которая нравится светиному басисту) с явными заездами в хардкор (воспоминание о Джелло Биафре с его группой ДЭД КЕННЕДИЗ, наоборот, вполне уместно). Понятно, что с такой музыкой веселого текста слов не жди. Светлана концентрируется на наиболее неприятных сторонах бытия — болезнях, разлуках, несчастливой любви, войне, смерти. Как только не называли Россию, но так, как это сделала Светлана Чапурина, уроженка города Новодвинска Архангелогородской губернии, учившаяся музыке в Николаевске-на-Амуре, Хабаровске и Свердловске, ныне проживающая в семейном общежитии в Петрограде, не называл еще никто:

В стране геморроев, в стране гонококков
Случилось такое, от чего мне так плохо...

Никакой души нараспашку Светлана при этом не демонстрирует, ассоциации с пьяным мрачным разгулом тоже не проходят. Песни строги музыкально и поэтически, коротки, играются в максимально быстром темпе, вокал напоминает декламацию. Которая, в отличие от митинговых упражнений политиков, пронимает до костей. Как показала практика концертов, пронимает практически любую публику — от простодушных панков в залатанных джинсах до исполненной снобизма богемы. Как и положено русским подпольным гениям, никакой известности и почти никаких ангажементов Светлана не имеет, альбом 98 года “Хохот Моцарта” вышел способом “сделай сам” тиражом что-то около 100 экземпляров, на запись нового не хватает денег. В Питере концертов в ближайшее время не предвидится, в другие города не зовут. Повезло, как всегда, москвичам: очередной тур по столичным клубам (типа: Бункер, Вермель, Китайский летчик и т.п.) ожидается в ноябре. Не пропустите!
НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ делают на сцене нечто диаметрально противоположное. Красивые романтические баллады о любви, о дорогах, о любимом городе Петербурге, зачарованном троллями, иногда — блюзы, иногда — романсы, сыгранные радикально и жестко. Вокальный дуэт Дианы Арбениной и Светланы Сургановой, перед тем как покорять подмостки обеих столиц, нарабатывал опыт выступлений в кабаках Магадана. Может быть, именно поэтому следов “блатняка” в их творчестве нет никаких. Группа существует уже шесть лет, но обратила на себя внимание за пределами Питера только в 98-м, когда начала ездить по провинции, выпустила двойной альбом “Капля дегтя... в бочке меда” и обзавелась вполне зубастым менеджером. В свой осенний приезд в Москву девушки выступали с ритм-секцией группы NAUTILUS POMPILIUS, что тоже говорит об известном качестве их музыки. Немногочисленные пока московские ценители творчества СНАЙПЕРОВ отмечают, что в акустике (гитары, скрипка, пивные бутылки) они смотрелись оригинальнее и чище, хотя их выступление в электричестве провалом никак не назовешь, просто группа перешла в иное качество. Остается пожелать НОЧНЫМ СНАЙПЕРАМ не растерять самобытности после попадания в тяжелую ротацию на радио и ТВ, которая неизбежна, как осенний сплин.

БАБСЛЭЙ — шесть задорных девчонок, за оптимизм и энергию достойных занесения на всероссийскую доску почета (узнать бы еще, где она). Когда Кате Федоровой, барабанщице (sic!) нескольких питерских авангардных проектов, полтора года назад пришло в голову собрать чисто женскую группу, она запустила клич по околотамтамовской тусовке: “Все девчонки-музканты — ко мне!” Откликнулись преимущественно девушки, играющие на фортепиано. Переучиваться пришлось на ходу: кто-то взял в руки гитару, кто-то — бас, а маленькая и юркая Наташа Кордюкова всплеснула руками и взвалила на себя обязанности вокалистки и главной “шоу-вуман” группы. За последние восемнадцать месяцев состав уточнялся, и сейчас в самой веселой команде страны (Ляпис с Трубецким отдыхают!) играют и поют: Таня Аврамова (бас, вокал), Вера Дорн (саксофон, вокал), Лена Жорник (баян, вокал), Наташа Кордюкова (вокал, шоу), Таня Прокофьева (гитара, вокал) и Катя Федорова (ударные, вокал). Русские и украинские народные песни, переделанные и аутентичные, с добавлением острых приправ из мелодий народов Южной Европы, Латинской Америки и загадочного Востока — и все это в залихватской, почти панковской обработке — зрителей/слушателей опрокидывает на первой же песне. Если вы жуете кусок съедобной органики, то есть опасность поперхнуться, если пьете пиво — пустите фонтанчик. Никакого другого выхода, кроме как сорваться в пляс или ошеломленно простоять весь концерт, разинув рот, у вас нету. А ведь впереди еще ждет песня на чистом немецком языке (Брамс), чистом английском (Нико и VELVET UNDERGROUND) и потрясающий вокальный номер барабанщицы Кати. Когда в финале все шестеро по очереди исполняют небезызвестное “Напилася я пьяна, не дойти мне до дома...”, весь зал уже стоит на ушах. Полный апофеоз! Долгие, продолжительные аплодисменты.

Домра Светланы Чапуриной, романсы НОЧНЫХ СНАЙПЕРОВ, экстремальный фолк БАБСЛЭЯ — чувствуете, что-то тут такое есть, объединяющее? Позволю себе высказать некое подобие мысли: мертв рок-н-ролл или нет, но то, что современной популярной музыке требуется радикальное обновление — это бесспорно. Часто в переломные моменты развития искусства творцы обращаются к наследию предков, к великому кладезю народной культуры. Но просто нарядиться в кокошники и сарафаны, подпоясаться кушаком и заголосить “Во саду ли, в огороде” уже не выйдет. Отпечатки пальцев почти уже XXI века здесь просто необходимы. Примечательно, что в современном русском как бы роке мало кто может соединить музыкальную традицию с достижениями последних 40 лет лучше, чем питерцы, жители самого европейского города России. Порадуемся же за них! 

Газета «ЯБЛОКО России", №35, 19-24 сентября 1999 года
Обсуждение статьи

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]
info@yabloko.ru