[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]
Николай ГАВРИЛОВ
президент 
Самарского клуба юристов
Око государево
Газета «ЯБЛОКО России", №35, 19-24 сентября 1999 года
Нет сегодня честного и объективного работника прокуратуры, который бы не признал очевидного — существующая система органов прокуратуры не отвечает сложившимся реалиям и в нынешнем ее состоянии бесперспективна. Только реализация на практике знаменитого изречения слесаря-сантехника — “Да тут всю систему менять надо” — может спасти положение и способствовать становлению новой прокуратуры.

Хорошо ли, удовлетворительно ли, но суды в России прошли существенный путь реформирования и готовы совершенствоваться. В прокуратуре реформирования не состоялось, а идет бессистемное видоизменение действующего Закона о прокуратуре. Общения с прокурорами и следователями различного должностного уровня весьма показательны в отношении будущего прокуратуры. Заместитель прокурора одной из московских прокуратур — сторонник “добрых” коммунистических времен, имеющий опыт  работы в прокуратуре доперестроечного, перестроечного и постперестроечного периода, заявил о несостоятельности и бесперспективности надзора за организациями, предприятиями и должностными лицами в его нынешнем виде. Все профессионалы с опытом согласились с необходимостью объединения органов следствия в одном ведомстве (следственный комитет, федеральное бюро расследований, российские органы следствия — за названием дело не станет).

Не выдерживает никакой критики система назначения и утверждения прокуроров на региональном уровне. Созданы все условия для назначения карманных прокуроров, и в результате мы слышим лишь “вопли отчаяния”, когда нравственный вполне прокурор идет наперекор какому-нибудь курскому или “калуцкому” губернатору, но никогда оный не встанет поперек какого-нибудь “казанского” или “хазарского” президента. 

Делать конкретные предложения по вопросу реформирования автор имеет полное моральное право с тех пор, когда наряду с единомышленниками в 1992 году учредил на съезде прокуроров и следователей профессиональную ассоциацию работников прокуратуры России. Инициативы ассоциации об улучшении материального положения прокурорских работников, их безопасность и независимость впоследствии были реализованы на практике. Сегодня прокуроры и следователи имеют, впервые за всю историю прокуратуры, условия выхода на пенсию, равные с работниками органов внутренних дел и военнослужащими, имеют право на оружие и ряд других льгот. 

Доля прокурора неимоверно тяжела: нахождение между молотом и наковальней — это о служителях закона. Да еще в таких условиях, о которых точно сказал когда-то Вяземский: “У нас на Руси всю жизнь создавались плохие законы, но это компенсировалось тем, что они не исполнялись”.

Автору, двадцать лет проработавшему в прокуратуре, хорошо известно положение прокурора, когда, неся колоссальную ответственность, он оставался беззащитным и в моральном, и в материальном смысле. 

Сегодня для построения демократического правового государства нужен ревнитель и охранитель его интересов на всех уровнях. Защитить интересы государства — не позволять расхищать государственную собственность, разворовывать пенсионные и иные фонды, разобраться с олигархами, привлечь к ответственности загрязнителей окружающей среды и нравственных растлителей. Дел у прокурора — на оба века хватит.

Реформирование прокуратуры и принятие закона о ней должно происходить одновременно с принятием нового уголовно-процессуального кодекса и других законов. Опыт истории развития отечественной прокуратуры однозначно показал, что она должна быть независимой системой и, упаси бог, включать ее в состав министерства юстиции или прилеплять к суду. Органы прокуратуры должны состоять: из Генеральной Прокуратуры, обеспечивающей надзор за исполнением законов на федеральном уровне и за федеральными законами; и региональных (губернских, республиканских, краевых, областных) прокуроров, надзирающих за исполнением и федеральных и региональных законов на региональном уровне. А также из НЕЗАВИСИМЫХ прокуроров. Создание такого института прокуроров назрело. 

Вопрос назначения прокуроров — коренной вопрос их независимости. Требует совершенствования процедура назначения Генерального прокурора. У всех свежо в памяти затяжное пребывание в должности и. о. Алексея Ильюшенко, еще не окончилась история с Юрием Скуратовым. Принципиальнейшим и наиважнейшим является вопрос о назначении самой большой и важной части — губернских (региональных прокуроров). На мой взгляд, неизбежна постановка вопроса о выборе прокурора наряду с губернаторами и президентами республик. Избрание прокурора наряду с губернатором — существенное решение вопроса о независимом положении прокуроров на местах. Решение о назначении прокурора в рамках института независимых прокуроров — наиболее простой внешне вопрос, решение которого как в заимствовании опыта зарубежного, так и в использовании нашего российского. Вот эти три уровня — Генеральная прокуратура, региональные прокуратуры, независимые прокуроры — и должны составлять систему органов прокуратуры. 

...А в ходе беседы с заместителем прокурора, служившим “оком государевым” в самые разные времена, зашла его молодая помощница, проработавшая около года в органах прокуратуры. И заместитель прокурора долго разъяснял ей, зачем они проверяют некое коммерческое предприятие и влезают в его хозрасчетную деятельность. А устав разъяснять, сказал, наконец, что это по указанию шефа, которого, в свою очередь, попросило какое-то высокопоставленное лицо, чуть ли не министр, чтобы надавить на конкурентов его родственника. 

Газета «ЯБЛОКО России", №35, 19-24 сентября 1999 года
Обсуждение статьи

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]
info@yabloko.ru